Что не так с математикой

Давайте начнем с двух примеров

Первый. Политик заявляет: «Инфляция в этом году составит 7 %». Как вы полагаете, это много или мало? Как с учетом этой новости вам стоит планировать свой бюджет на этот год?

Второй. Все мы со школы помним про «пифагоровы штаны» и «пифагоровы тройки». Что это значит в переводе на язык геометрии? А в повседневном, житейском смысле? Где вам пригождается это знание?

У многих читателей эти вопросы вызовут раздражение. Да, проценты и теорема Пифагора – это нечто привычное… смутно знакомое. Разумеется, это имеет какое-то отношение к нашей жизни. Но мы не всегда можем сказать, зачем они нужны, хотя изучали математику в школе и сдали по ней экзамен.

Почему так? Дело отнюдь не в наших способностях. И не в математике как таковой. Проблема в том, как именно преподавался и преподается этот предмет. И эта проблема огромна.

Чем запомнились нам всем уроки математики? Мы всегда что-то считали. Сначала складывали и вычитали, потом в ход пошли все более сложные формулы. Но так или иначе, с первого по одиннадцатый класс преподавание математики сводилось к совершенствованию, гм, наших вычислительных способностей.

Разве в этом суть математики? Ни в коем случае. Вычисления – это лишь небольшая часть математической науки. Более того, она самая механическая, бездумная. Это то, с чем сегодня легко справляются компьютеры.

Вот она, суть проблемы. Мы живем во времена четвертой промышленной революции[1]. Первая грянула, когда был создан паровой двигатель. Вторая связана с изобретением двигателя внутреннего сгорания и электричества, третья – с изобретением компьютеров и интернета. В основе четвертой – искусственный интеллект, большие данные.

Первые две революции освободили человеку руки. Третья и особенно четвертая ускорили наши умственные способности. Мы перекладываем на машины всю черновую работу – в этом суть прогресса. Скажем, мы давно не озабочены подсчетом калорий или пройденных шагов в уме – за нас считает компьютер, мы же лишь интерпретируем его данные.

Однако математика в школе преподается так, будто компьютеры еще не изобретены. Огромная часть школьной работы посвящена математическим вычислениям, а не математическому мышлению. Математика реального мира – с нейросетями, искусственным интеллектом, алгоритмами, которые управляют межзвездными спутниками, – и школьная математика в настоящее время совпадают лишь на 20 %. Катастрофа? Еще какая.

Загрузка...