Речевой аппарат человека – это мускульная речевая труба. Она представляет собой духовой мускульный механизм для сенсорно-резонансного извлечения звуков и углекислого газа методом естественного выдувания на выдохе.
Физический принцип действия речевой трубы аналогичен работе обычной музыкальной трубы, созданной из металла, дерева или пластмассы. Речевая труба состоит из мышечной плоти и встроена внутрь нашего тела. Нам не дано её ни увидеть глазами, ни ощупать пальцами. Мы чувствуем её своим мускульно-тактильным восприятием, «мышечным зрением». Как и все прочие инструменты, используемые человеком, это устройство по извлечению речевых мелодик является самым настоящим музыкальным духовым инструментом. Так же, как при пользовании любым другим инструментом, речевая труба тоже работает при помощи речевых мышц человека – его губоязыка, который совершает каждое своё инструментальное мускульное действие ОТ старта ДО финиша.
Любой звук на планете, включая звуки человеческого голоса, – это результат движения струи газа. Двигающийся по мускульной трубе человека газ СО2 порождает звуки человеческой речи.
Своими ушами люди постоянно слышат звуки газовых волн. Будь то дуновение ветра, шум дождя или игра оркестра, наши уши улавливают все эти звуки волнового трения газовых потоков о всевозможные предметы.
Учёным хорошо известен тот факт, что услышать звук возможно только в воздушной среде.
Почему в вакууме всегда стоит тишина? Потому что в нём отсутствует газ, а значит, и его волны – звуки. Ведь любое колебание газа в воздушной среде всегда превращается в звуковую волну. Т.е., речь – это результат движения газовых волн – звуков.
Так же, как любой другой духовой инструмент, речевая труба тоже приводится в действие струей газа. Она вытекает из лёгких человека. Двигая языком, мы колеблем этот газ, создавая речевые звуковые волны – звуки и шумы речи.
Говорящий человек – это музыкант, создающий мелодики слов. Он музицирует на своей речевой трубе при помощи отработанного углекислого газа СО2. Словно музыкант, играющий на металлической трубе, речевой трубач тоже выдувает этот газ из своих лёгких. Газовая струя, направляемая языком и губами, проходит через внутренние резонаторы, трётся с шумом о различные части речевого инструмента и выходит наружу из его выходного отверстия (рта или носа) в виде звуковых волн человеческой речи – слов-мелодик.
Один и тот же человек способен научиться извлекать звуки различной музыки из разных труб. Он может овладеть умением играть как на металлической трубе, так и на мускульной речевой.
В верхней части рисунка вы видите трубача, который извлекает музыку из металлической трубы. Он выдувает по одному из 7 основных тонов музыки в один момент: ДО…РЕ… МИ…ФА…СОЛЬ…ЛЯ…СИ. А ниже – речевой музыкант, извлекающий музыку собственного голоса из мускульной речевой трубы. Он выдувает по одному из 5 основных тонов его собственного голоса в один момент. Эти базовые звуки-рингтоны являются результатами движений его языка сверху(старт) вниз(финиш) и являются финишными звуками любого звукового речевого каскада языка: Ы…Э…А…О…У. И если гениальный учёный Гвидо д'Ареццо впервые записал основные 7 звуков музыки в виде нот на нотном стане в первой половине XI века, то Академик Р.А. Снежко изобрёл универсальные символы речевых нот для записи их на листе бумаги только в 1998 году.
Вся мускульная речевая труба человека – это сенсор, формально состоящий из двух отделов:
1. Лёгкие – хранилище газа;
2. Полость ухо-горло-носо-рта – место речевых резонаторов.
Остановимся поподробнее на каждой из них.
ЛЁГКИЕ
Лёгкие представляют из себя сеть маленьких воздушных контейнеров – альвеол, микроскопических клизмочек.
Они всегда наполнены отработанным углекислым газом СО2. Его-то мы и используем для речевого музицирования. СО2 – это наш «выхлопной» газ, который постоянно образуется в процессе жизнедеятельности нашего организма и поступает в лёгкие, работающие по принципу капиллярного насоса.
На вдохе лёгкие закачивают кислород, необходимый для работы организма. А на выдохе выкачивают вредный для здоровья газ СО2.
Процесс этот автоматический и не требует никакой помощи человеческого разума или чьей-либо сознательной помощи.
Вдох-выдох происходят автоматически и когда мы спим, и когда бодрствуем. Вмешиваться сознательно в этот естественный процесс значит искажать его и вызывать у себя гипоксию. А она непременно перерастёт в паническую атаку, возникающую при недостатке кислорода в крови, а значит и в мозге человека.
Чтобы понять, как действуют лёгкие, погрузите в воду только что отжатую губку. Пронаблюдайте, как она сама втягивает в себя ровно столько воды, сколько может удержать в своём уникальном объёме. Не больше, ни меньше!
Точно так же работает и наш воздушный насос – лёгочная губка, состоящая почти целиком из микроскопических клизмочек-альвеол. После того, как человек «отжимает» углекислый газ из лёгких, они тут же сами засасывают порцию кислорода. Согласно эталонной норме, губчатые лёгкие всасывает ровно столько воздуха, каков их размер. Нельзя ни в коем случае всасывать больше, чтоб не растягивать губку и не портить её альвеолы-клизмочки. Естественное, самопроизвольное и расслабленное расправление губки лёгких необходимо для поддержания здоровья нашего организма. Наши лёгкие автоматически всасывают не больше, не меньше воздуха, чем из них было отжато углекислого газа, использованного для сознательной речи. Так осуществляется физиологическое газовое равновесие, которое является эталоном естественного дыхания человека.
Как только вы отжали губку (или клизмочки!) лёгких, онa тут же автоматически расправляется сама до своего первоначального объёма, полностью заполняясь тем, что окружает в данный момент лёгкие: либо газом, либо какой-то жидкостью. Таковы естественные свойства любой губки и клизмы. А структура лёгких представляет из себя и то и другое одновременно.
Лёгочные альвеолы постоянно собирают из нашего организма вредную углекислоту и отдают ему кислород на поддерживание его различных жизненно важных процессов.
Кислород О2 даёт нам жизненную энергию для окислительно-восстановительных реакций. Но он практически не участвует в процессе речеобразования. Ведь у всех нормальных людей оно осуществляется на выдохе. Заикающиеся же часто пытаются говорить на вдохе, а потому начинают задыхаться. Любая их попытка сказать на вдохе противоестественна. Она вызывает сбои в работе речевой трубы и нарушает естественную функцию газообмена.
Чтобы музицировать на речевой трубе, нам нужен не О2, а СО2. Необходимо не вдыхать, а лишь выдыхать. Поэтому любая попытка осознанного вдоха «для речи» не только бесполезна, но очень вредна для нашего здоровья.
Ведь рассчитать в уме, сколько именно кислорода требуется нашему организму для одной порции слов в каждый момент времени и в зависимости от эмоциональности ситуации, невозможно. Да и не нужно! Наши лёгкие-губка сами «знают» и делают это точно по принципу губки-клизмы автоматически.
Передозировка чрезмерным объёмом газа и насильственным вдохом чревата повреждением структуры альвеол лёгких. Вдыхая слишком много кислорода, мы чрезмерно раздуваем эти воздушные клизмочки. Их стенки растягиваются, теряют свою природную эластичность, атрофируются и даже лопаются. В результате всевозможных дыхательных гимнастик у людей могут развиться различные болезни лёгких, сердца, а также хроническая гипоксия и эмфизема. Последняя является химической основой для тысяч различных психических и физических болезней человека.
Постоянные насильственные вдохи кислорода, «чтобы сказать», разрушают естественный процесс газового обмена и речевого музицирования. Ведь вдыхая, человек не может одновременно выдыхать, то есть говорить!
А речевое музицирование происходит всегда только на выдохе.
Чувство нехватки воздуха, боли, распирания и давления в груди – это результат слишком большого скопления углекислого газа в нижних и средних отделах лёгких. Заикающиеся то и дело вдыхают «перед каждым словом», переполняя верхний отдел своих лёгких неестественно большим количеством кислорода. И он, в свою очередь, блокирует выход речевого газа СО2 из нижних и средних отделов лёгких.
Независимо от фазы естественно-природного автоматического дыхания, в лёгких человека всегда есть достаточно газа СО2, пригодного для речевого музицирования.
Поэтому перед тем, как начать говорить слово, никогда не нужно делать предварительных «речевых вдохов», которые насильственно навязывают заикающимся логопеды и врачи, развивая искусственно придуманное ими «речевое дыхание». Оно полностью сбивает нормальное естественно-природное дыхание, вызывая у заикающихся гипоксию и удушье во время речи. С каждым новым усиленным вдохом, это состояние перерастает в паническую атаку за считанные минуты.
ПОЛОСТЬ «УХО-ГОРЛО-НОСО-РТА»
К этому сенсорному мускульному отделу речевой трубы относятся:
а) Горло с голосовыми связками, а также
б) Полость уха, горла, носа и рта с языком внутри и губами снаружи.
а) Горло с голосовыми связками.
Голосовые связки – это эластичные мускульные струны речевой трубы. Они натянуты в горле, в средней части глотки. При прохождении через них потока СО2 они начинают колебаться, создавая вибрации голоса. Причём, звуковые характеристи каждой голосовой волны определяет сила газового потока, трущегося о голосовые связки. Намерения человека или сила переживаемой им эмоции определяют силу и длительность подачи газа. В результате, его голос может звучать то гроко, то тихо, то высоко, то низко, то протяжно, то прерывисто.
Речевой музыкант способен легко погладить или сильно ударить потоком СО2 по сомкнутым голосовым связкам, которые начинают вибрировать, издавая гласный (горловой) звук.
А может позволить газовой струе свободно пройти через разомкнутые голосовые связки и потереться уже дальше о другую часть речевой трубы, вызывая носо-ротовые шумы трения, которые называются согласными звуками.
б) Полость ухо-горло-носо-рта с языком внутри и губами снаружи.
Чтобы отчётливо понять, какова функция каждой из частей этой полости, представим её в виде дома.
На картинке на следующей странице чётко обозначено функциональное соответствие частей стилизованного дома частям ухо-горло-носо-рта, портам входа и выхода информации, а также условно-приблизительному месту, из которого исходит луч внимания человека.
Уши говорящего человека играют роль окон. Барабанные перепонки – стёкол. Нос – трубы. Рот – двери. Чердачное окно символизирует район шишковидной железы, откуда выходит луч сознания/внимания. Эту точку в человеческом мозге ещё называют оком или третьим глазом. А горло с голосовыми связками – это проход в подвал дома, где расположены лёгкие.
Все очень чётко и конкретно, в соответствии с 3Д наглядной моделью реальности.
Каждый орган речи – это часть резонаторной полости мускульной речевой трубы. Он играет свою строго определённую роль в процессе сенсорно-резонансного производства естественной речи. Двигаясь волной вверх и вниз, язык формирует аналогичные волны газового потока СО2, выдыхаемого человеком. Движения языка и воздуха одинаковы, находясь в прямом мускульно-газовом резонансе друг с другом.
Уши – это микрофон, сенсорный контролёр качества мускульной работы со звуками-волнами. С их помощью речевой трубач определяет, правильно ли он сыграл ту или иную речевую мелодию, верно ли создавал мускульно-газовые волны махами губоязыка. По сути, слуховое восприятие – это звуковое зрение человека. Он может направлять луч своего внимания поочередно и последовательно для слухового восприятия газово-мускульных волн либо наружных, либо внутренних. Т.е., в один момент мы можем отчётливо слышать или звуки окружающего мира, или те, что издаём сами своим собственным языком внутри собственной ротовой полости.
Нос просто служит статичным сенсорным резонатором звуковых волн, проходящих через речевую трубу. Если он заблокирован слизью (соплями) или чем-то другим, человек говорит «внос» (гнусавит).
Рот – это основной динамик, сенсорно-резонаторное выходное отверстие речевой трубы. В нём расположены подвижные сенсорные волновые резонаторы речи: язык и его внешнее продолжение – нижняя губа.
Очень важно сразу осознать, что язык и нижняя губа составляют единственный и самый главный мускульный инструмент речепроизводства. Академик Снежко назвал его единым словом губоязык4. Этот мышечный орган очень похож по своему строению и функциональным возможностям на палец руки. Губоязык тоже прикреплен к телу лишь с одного конца, а другой его конец свободен для выполнения мышечной работы. Как и палец, губоязык небольшого размера и легок по весу. Ни для кого не секрет, что люди могут выполнять много точных действий мышцами своих пальцев. А вот о главной работе, для которой человеку дан губоязык, известно не каждому!
Человеческий губоязык колеблет речевой газ СО2, текущий через ротовую полость к ее выходному отверстию. Газ этот такой лёгкий, что при колебании его своим языком и нижней губой, говорящий человек не испытывает никакого сопротивления. Естественно-эталонная работа по созданию волн газа-голоса махами губоязыка приносит огромное удовольствие речевому музыканту. Поэтому-то люди так обожают говорить!
Лишь заикающимся, не умеющим колебать газовую струю губоязыком и не знающими, как следует проигрывать точно целые слова на их речевой трубе, речь ненавистна. И неудивительно! Ведь вместо колебания лёгкого, не сопротивляющегося газа, они предпринимают яростные попытки «поколебать» неподвижные поверхности речевой полости. Заикающиеся с ожесточением тыкаются своим губоязыком то в твердое небо, то в зубы, то в верхнюю губу, наивно полагая, что эти части речевой трубы «мешают им сказать». Но с какой бы силой ни давили они на части собственного тела, какие бы натужные потуги ни предпринимали, результат всегда один – это мышечный статический упор, или ступор.
Благодаря махам – колебаниям губо-языка в газовом потоке возникают стартовые и транзитные звуки-волны языка. Их принято называть согласными звуками. Они рождаются при волновом движении языка ОТ согласного старта вверху, ЧЕРЕЗ транзитные позиции согласных звуков по центру и ДО рингтона-финиша внизу ротовой полости. Ведь человеческая речь состоит только из рингтонных слов, а не из отдельных звуков. Согласные всегда чередуются в слове с гласными, образуя последовательность рингтонов. Согласный звук невозможно произносить в речи в одиночку без гласного! Даже учителя, обучающие алфавиту школьников, произносят согласные со звуком /э/, называя их вот таким рингтонным образом: /тЭ/, /пЭ/, /фЭ/, /хЭ/, /рЭ/ и т.п. Такое неверное преподавание часто бывает причиной заикания по типу «трудного непроизносимого согласного в начале слова». Академик Снежко устранил эту «школьную ошибку», создав специальную рингтонную таблицу звуковых каскадов языка (см. стр. 40). Она предназначена для подготовительной начальной настройки речевого инструмента человека, чтобы он мог легко и точно музицировать на нём слова своим языком.
Один или несколько согласных звуков и один гласный звук извлекаются из речевой трубы одним махом языка. В результате этого махового движения языка ОТ старта ДО финиша (сверху от края –> вниз к центру) рождается одна звуковая волна. Назовём её сокращённо «с-ф». Она является элементарной базовой мелодикой речи: рингтон (один гласный) или сорингтон (один или несколько согласных и один гласный).
Звуковая волна – это один каскад звуков, которые язык создает за один свой мах-падение сверху (старт) и вниз (финиш).
Согласные старты и транзиты бессмысленны в одиночку. Они никогда не используются в речи в отрыве от финиша-гласного. Любой согласный звук-старт ценен только в составе целого языкового каскада-волны. Язык начинает эту волну-мах от стенок ротовой полости, а заканчивает её в центре и внизу – гласном финише. Т.е., при разных согласных стартах и транзитах может быть один и тот же гласный финиш. Например, /пА/, /лА/, /крА/, /нстА/ и т.д. А при старте с одного и того же согласного, мы можем финишировать языком в различные гласные. Например: /рЫ, рЭ, рА, рО, рУ/.
Во время речевого музицирования рот должен быть всегда чуть приоткрыт для беспрепятственного выхода волн газа-голоса. В зависимости от силы воздушной струи и того, куда говорящий её направляет своими волновыми махами языка, создаются отверстия разного размера: от узкой щёлки для стартовых и транзитных согласных до большой дыры для финишных гласных звуков языка.
СОГЛАСНЫЕ СТАРТЫ И ТРАНЗИТЫ
Дырки разной формы
Эти финишные ротовые отверстия являются последним этапом формирования газового мускульно-волнового потока, легко вытекающего из отверстия речевой трубы. Газовая струя буквально сдувает язык со своего пути вниз. Слетая с шумом с верхнего старта, этот мышечный резонатор совершает одно целое каскадное волновое движение-мах вниз до финиша.
Один мах языка от крайней верхней точки стартовой позиции до нижней и центральной финишной позиции – это звучание одного звукового каскада: рингтона или сорингтона.
Гонимые потоком СО2, максимально расслабленные мышцы губ и языка всегда двигаются в унисон друг с другом и с газовой струёй. Причём, двигаются они только в одном направлении: вверх-вниз. Они действуют по принципу «отлипания» от верхнего крайнего старта и незамедлительного движения вниз до нижнего и центрального финиша.
Главная задача любого начинающего речевого музыканта – научиться использовать мышцы своего губоязыка по их прямому назначению: колебанию ими газа СО2 для точного производства целых слов. Любому человеку приходится проходить через период приспособления его речевых мышц к точному формированию волн газа-голоса. Обычно этот процесс происходит в раннем детстве, когда малыш слушает и подражает звукам речи окружающих его людей. Поначалу он двигает своим язычком наугад и создает лишь звуки, приблизительно напоминающие то, что он слышит. Но он продолжает все внимательнее слушать и все точнее подражать речи, звучащей вокруг него. Наконец, ребенок приспосабливает свой губоязык для точного колебания газа в своей речевой трубе. Он начинает легко производить каскад за каскадом, складывая из них целые слова.