Маршак

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного.

Конфуций

Яков Иммануилович Маршак – внук Самуила Яковлевича Маршака, известного сказочника, поэта и переводчика. Яша родился благородным. С золотой ложечкой во рту, как гласит поговорка. Самое первое воспоминание детства, о котором рассказывал Маршак, относилось к первому году жизни. Оно было приятным: кормилица дает младенцу Яше банан.

У вас был банан в детстве, любезный читатель, если вы, конечно, не родились в уже постсоветской России? А кормилица была?

Воспитанный в благородной семье, а помимо еврейской крови в нем течет и кровь английских королей, Яша – сверхпозитивный человек. Собственно, от него я впервые и услышал это словосочетание: «позитивный человек». Внук известного писателя, сын известного физика, Яков Маршак взял от предков все лучшее, что они могли ему дать. И прежде всего мудрость и доброту. Последней пользовались все, кто только мог. Яша (а так его звали почти все знакомые, это обращение его не только не оскорбляло, но и сразу устанавливало доверительные отношения) был человеком, лишенным какой бы то ни было агрессии. Для большинства граждан тогда еще существовавшего Советского Союза это было выше понимания. Ведь даже доброта в сознании русского человека должна быть с кулаками!

Но Маршак не только добрый человек, но и излучающий эту доброту вокруг. За двадцать лет общения с ним я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос или отозвался о ком-то дурно. Также я никогда не видел на его лице страха или тревоги.

Яша большая умница. Дважды окончил МГУ. Вначале физмат – по отцовской линии. А потом биофак – по зову души. И какое-то время работал лаборантом в НИИ неврологии. В том самом, в который привела меня Судьба. Он вел здоровый образ жизни, не являясь при этом ортодоксом вегетарианства, и не потреблял алкоголь ни в каком виде. По данному факту рассказывал такую историю.

Однажды Яша достаточно весело встретил Новый год. А 2 января ему надо было выполнить срочную работу в лаборатории. В лаборатории же имелся литр спирта для производственных целей, и Яша с коллегами поработал «по-стакановски». Только через два дня, борясь с головной болью и тремором, Яша сумел написать не отчет о работе, а объяснительную записку о своем поведении заведующему лаборатории. Расценив данный случай как запой и диагностировав у себя алкоголизм (!), Маршак в 30-летнем возрасте исключил из своего рациона спиртосодержащие напитки.

Я познакомился с Маршаком, когда жажда познаний привела меня в Московский Городской Психоэндокринологический центр, находящийся до сих пор в доме № 25 на улице Арбат. Дом, между прочим, непростой. В конце XVIII столетия в нем находилась бесплатная клиника с бесплатной же аптекой Общества русских врачей. Достойный пример для подражания в наш корыстный век. В этом доме проживал в свое время еще и Денис Давыдов.

У меня к нему трепетное отношение – здесь начался мой путь йога. Случилось это 20 лет назад. И на долгие годы Яша стал моим другом и учителем.

Удивительно, но в один период я принимал на Арбате. Напротив. В доме № 12.

Это не первый случай, когда я оказываюсь в том же месте, куда привела меня ранее Судьба. Жизнь идет по спирали. Такими местами в Москве являются Сокол, Коломенское, Покровское-Стрешнево, Преображенка и вот теперь Арбат. С Сокола началось мое «покорение Москвы» – два года я прожил в общежитии АМН СССР на улице Балтийская. Окна моей комнаты на седьмом этаже выходили на большое здание производственного назначения. Глядя на него, я думал: «Что это такое?»

И вот сейчас, почти через двадцать пять лет, я стою в этом здании на седьмом этаже и смотрю на окна моей бывшей комнаты. Я помогаю вести один проект в организации «АФ», которая здесь и располагается.

Что я переживаю в этот миг?

И. Бродский давно написал об этом:

Я сижу у окна. Вспоминаю юность.

Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

Маршак жил на противоположной стороне Ленинградского проспекта, в десяти минутах ходьбы от меня. Сейчас он живет на улице Доватра, и каждый раз, когда прихожу в гости, я вижу из окна гостиной Маршака окно той самой палаты хирургического отделения больницы, в которой лежал после серьезной травмы. Чудны дела твои, Господи!

А десять лет назад я посещал это место, потому что компания моего друга, с которой мы сотрудничали, находилась в полусотне метров от общежития. Представьте, в громадной Москве в третий раз по разным делам, в разные периоды жизни оказаться в одном и том же месте! А на Преображенке я оказывался даже четыре раза!

Вывод: Судьба водит нас по спирали и наша задача, оказавшись на очередном знакомом витке подниматься выше, а не опускаться вниз.

И еще: у каждого из нас есть свои места на Земле. И надо в них жить. Или искать другие, если чувствуешь себя некомфортно. И сразу стремиться к хорошему. Ведь Судьба опять может тебя привести туда, где ты уже был.

Иногда этого не очень хочется.

В ГПЭЦ Маршак вел группы лечебной йоги для больных сахарным диабетом. Йога была мне в тот период не очень интересна – кругом творились чудеса: Чумак, Кашпировский, Джуна. И посетил я группу Маршака из вежливости к пригласившему меня А. И. Белкину – основоположнику отечественной психоэндокринологии и директору центра.

Однако Яша меня поразил своим внешним видом. Ему было в то время 43, а мне 28, но я принял его за своего ровесника. Ну, может, не намного старше.

«Если учитель выглядит моложе своего возраста на 10 лет, – думал я, – значит, в том, чем он занимается, есть толк!»

Эта встреча во многом и определила мой последующий путь.

В жизни Яши Маршака происходило много удивительных событий. Расскажу два, которые произошли на моих глазах.

Открыв первую в Орле школу йоги, я пригласил Маршака для проведения семинара по кундалини-йоге. Кундалини-йогу Йоги Бхаджана Яша привез в Советский Союз из Америки 20 лет назад. Он носил духовное имя Дживан Сингх Хальса (примерный перевод – Благородный Лев, Дающий Жизнь) и следовал всем заветам и запретам (яме и нияме) данной дисциплины. О чем он меня предупредил заранее, собираясь в Орел. В этот период я был вегетарианцем, и проблем с питанием Яши не возникало. Звали меня тоже на сикхский манер: Манн Прийт Сингх – Мудрый Лев. Но я был эклектик и сочетал христианство, буддизм и йогу со светской жизнью.

Я жил в семейном общежитии строительного техникума. Но, несмотря на немногочисленных строителей, все-таки живших в общаге, в ней были проблемы с душевыми. Они существовали, однако горячая вода появлялась в них настолько редко, что жильцы ходили по серьезному помыться в городскую баню, благо она находилась неподалеку.

Вера Яши требовала совершать водные процедуры до и после практики йоги. Так вот, в день приезда Маршака в душе горячая вода была целый день! И Маршак без проблем совершал омовения. А после его отъезда горячая вода больше ни разу не появлялась, по крайней мере пока я там жил. Иначе как чудом этот факт не объяснишь.

С Маршаком, естественно, происходили разные мистические истории, которые он к мистике никак не причислял.

Маршак был лучшим учителем йоги. Я бы сказал идеальным учителем. Моя жизнь и жизни других учеников были озарены его внутренним светом. Его ежегодные десятидневные семинары по кундалини-йоге становились для нас праздниками. Ученики, и я в том числе, приезжали семьями. Моей малолетней Насте тоже нравилась йоговская тусовка.

История с кундалини-йогой типична для Яши. Как только приподнялся железный занавес, американцы пригласили группу наших психотерапевтов для обмена опытом на три месяца. Со слов Яши, не все выдерживали этот срок и уезжали. Или занимались совсем другим. Яша же не только ответственно отнесся к поездке, но и остался там еще на три месяца. Это в советские-то времена! Более того, он даже выступал в прямом эфире по местному радио. Я помню его уровень английского. Мы с ним вдвоем с трудом прочитали присланное приглашение. Но для Яши не существовало препятствий.

В Калифорнии он посетил центр кундалини-йоги Йоги Бхаджана и влюбился в нее. Так кундалини-йога оказалась в Советском Союзе.

Йога вообще и кундалини-йога в частности способны творить чудеса. Например, мои знакомые Оля и Миша собрались эмигрировать (для россиянина это было тогда непросто). Они решили воспользоваться магией кундалини-йоги. Для достижения любого результата требовалось соблюдать садхану (комплекс упражнений) от месяца до полугода. Яша дал им садхану. Я помню, как останавливался у них в гостях в свой приезд в Москву. Так вот, ровно в пять утра меня разбудила Оля, которая сидела в позе лотоса на кухне и пела мантру. А потом приступила к крин-асанам и дыхательным упражнениям. И так каждый день.

Через несколько месяцев они выехали в Канаду. Оля теперь известный психолог в Торонто.

Вообще мои жизненные наблюдение просты: люди не добиваются цели только из-за отсутствия упорства. Или из-за элементарной лени. И не надо винить обстоятельства.

Попробуйте месяц выполнять садхану, соблюдая все ритуалы. Или пройти цикл православного поста по всем правилам. Уверен – ваша жизнь или представления о жизни сильно изменятся.

Практически все, кто посещал занятия у Маршака, переживали состояние подъема кундалини. Сам Яша переживал самадхи – озарение – несколько раз.

Но для того чтобы приобрести гармонию и радость, было достаточно просто встретиться с Яшей взглядом. Я не побоюсь назвать Якова Маршака святым.

Загрузка...