Переход российской экономики на инновационный путь, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, невозможен без инновационного изменения и топливно-энергетического комплекса России, являющегося одним из локомотивов устойчивого социально-экономического развития страны.
В 2003 году была принята Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (ЭС-2020), определяющая процесс развития всего энергетического сектора страны.
В настоящее время ЭС-2020 уточнена, и на основе существующих тенденций и опыта ее реализации принята Энергетическая стратегия развития России до 2030 г. (ЭС-2030). Учтен анализ новых вызовов развитию энергетики и возможные колебания внешних и внутренних условий, которые влияют на количественные параметры прогнозных оценок. Вместе с тем, не меняются качественные ориентиры развития энергетического сектора и цели и задачи энергетической политики страны.
Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу.
Только для развития отраслей ТЭК, включая внедрение возобновляемых источников энергии, развитие централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребуется, согласно прогнозной оценке Минэнерго РФ, не менее 60 трлн рублей в ценах 2007 г. (из них непосредственно в отрасли ТЭК – не менее 45 трлн рублей).
Несмотря на первые значительные успехи в реализации ЭС-2020, достигнутые в эпоху бурного роста мировых цен на нефть, выраженные в увеличении добычи и экспорта сырой нефти, природного газа, угля, увеличении выработки электроэнергии, строительстве новых газопроводных и нефтепроводных систем, также запуска постепенной либерализации внутреннего рынка газа и электроэнергии, имеет место и огромный массив проблем, препятствующих достижению стратегических целей ЭС-2030.
Одной из основных проблем всех отраслевых секторов ТЭК России является, безусловно, высокая степень износа основных производственных фондов, которая особенно остро ощущается в электроэнергетике и достигает более 50 %. Другими, влияющими на ход реализации ЭС-2030, являются проблемы недостаточности инвестиционных средств для реализации масштабных проектов, нерационального недропользования (низкий коэффициент извлечения нефти – КИН, сжигание попутного нефтяного газа – ПНГ), низкого уровня развития перерабатывающих отраслей в нефтегазовом секторе, низкого уровня энергетической эффективности промышленных технологий (высокий процент технологических потерь электроэнергии, нефти и газа, низкий КПД тепловых станций), невысокая степень конкурентоспособности продукции ТЭК (например, недостаточное качество угля).
Переход экономики России на этап инновационного развития требует более эффективного использования всех ресурсов, создания и эффективного управления производственным и научно-техническим потенциалом и обуславливает необходимость инновационной трансформации ТЭК России, при активном участии малых и средних предприятий (МСП) и вовлечении их в процесс так называемого инновационного партнерства, в котором направляющую роль будет играть государство, главным образом в разработке стратегий и формировании благоприятного инновационного климата, а предпринимательство генерировать и проводить инновационные преобразования.
Проблемы, сопряженные с настоящим исследованием, рассмотрены в ряде работ отечественных авторов – С.А. Агаркова, А.Б. Алхасова, Т.Б. Батуевой, В.В. Бушуева, В.А. Гуржиева, В.Ф. Дунаева, Е.М. Журавлевой, Н.П. Иващенко, С.И. Ильина, С.А. Кожевниковой, Б.Н. Кузыка, В.В. Кумина, Ю.А. Плакиткина, В.А. Меркулова, Н.А. Пелих, А.Т. Спицына, Э.А. Тапканова, Е.Ю. Чичеровой, Ю.В. Яковца и других.
Наряду с отечественными экономистами, в изучение данной проблематики немалый вклад внесли и зарубежные ученые, такие как В. Д. Карплус (VJ. Karplus), В. Кришнасвами (V. Krishanswami), Г. Стаггинс (GStuggins), в работах которых исследуются проблемы инновационного развития энергосектора и участие частного предпринимательства в энергоотраслях зарубежных стран.
Проблемам инновационного развития посвящены труды таких ученых, как Й. Шумпетер,Н.Д. Кондратьев и Ф.Полак, оказавших значительное влияние на работы других исследователей.
Развитию предпринимательства и частно-государственного партнерства посвящены труды современных ученых – В.Ф. Уколова, Б.Н. Кузыка, Л.А. Колесниковой, А.В. Пушкина, А.А. Алпатова, Р.М. Джапаридзе, В.А. Кабашкина, Р.Г. Коуза, Ф.А. Викхама, С. Картер, Д. Джонса-Эванса.
Работы по теории стоимости и дальнейшему развитию теории создания цепочек стоимости/ценности таких авторов, как А. Смит, У. Петти, Д. Рикардо, К. Маркс, Г. Госсен, К. Менгер, А. Маршалл, Э. Чемберлин, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, C.B. Брагинский, Я.А. Певзнер, Ф.Ф. Стерликов, П.А. Малышев, Р. Каплински, М. Морис, С.Б. Авдашева, И.А. Буданов, В.В. Голиков, А.А. Яковлев, М. Портер, Ч. Стабелл и О. Фьельдстад, также нашли свое отображение в данном исследовании.
Следует отметить, что во многих работах отечественных авторов проблема инновационного обновления ТЭК освещается в основном в фокусе определенной отрасли (С.А. Кожевникова, В.А. Меркулов), региона (С.И. Ильин, Э.А. Тапканов) или всей экономики России (А.Т. Спицын, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец), разработка обоснования и необходимости инновационной трансформации ТЭК РФ, равно как и определение направления реализации потенциала МСП в развитии инновационного обновления ТЭК России, до настоящего времени исследованы в недостаточной мере и требуют более детального изучения в разрезе всего комплекса ТЭК.
Существует несколько подходов, используемых для анализа участия предпринимательства, или сектора малых и средних предприятий (МСП) в инновационном обновлении промышленных секторов. Выделим лишь некоторые из них, заслуживающих, на наш взгляд, особого внимания.
В работах зарубежных экономистов прослеживается структурный подход к анализу участия малого и среднего бизнеса в изменениях, связанных с обновлениями структуры энергетических отраслей стран Восточной Европы (Г. Стаггинс), Индии (В. Кришнасвами), Китая (В. Карплус). Для анализа сектора МСП в работах этих авторов используется структурный анализ, основанный на использовании статических характеристик системы и выделения из системы различных элементов для определения отношений внутри системы.
Современными отечественными и зарубежными учеными (М. Портер, В.Ф. Уколов, Т.Б. Батуева и др.) большое значение придается кластерному подходу в формулировании и разрешении задач инновационного обновления отраслевых комплексов посредством взаимодействия сектора МСП и крупных промышленных предприятий. Кластерная модель взаимодействия государственных структур и бизнеса основана на их партнерстве путем разработки и внедрения различного рода прогрессивных технологий, участниками кластеров выступают предприятия, исследовательские центры, образовательные учреждения, органы государственной власти. Мировая практика использования данных моделей показала их состоятельность и возможность применения в России.
Опыт реализации и коммерциализации достижений кластерной модели в ТЭК России пока невелик, хотелось бы выделить наиболее известные кластеры в ТЭК – это электроэнергетический кластер Республики Татарстан, нефтегазовый кластер Дальнего Востока, инновационно-технологический кластер в сфере ТЭК Ханты-Мансийского автономного округа. В.Ф. Уколов[1] разделяет жизненный цикл кластеров на четыре стадии: эмбриональные, развивающиеся, зрелые и умирающие. Если электроэнергетический кластер Республики Татарстан, основным ядром которого являются компании-производители электрической и тепловой энергии, можно отнести к развивающемуся кластеру, то другие два как раз находятся на эмбриональной стадии, так как только формируют стратегию своего развития, как то строительство нефтехимического завода в г. Находке при активном участии ОАО «Роснефть» и создание технопарка в ХМАО, одной из основных задач которого является увеличение добычи трудноизвлекаемых запасов нефти при участии компаний «Ритэк» и «Шлюмберже». Заявленный еще в 2008 г. Правительством Татарстана переход электроэнергетики на кластерную модель развития пока не дал какого-либо значительного ощутимого синергетического эффекта, и носит, на наш взгляд, больше декларативный характер. До настоящего времени не наблюдается ожидаемого снижения энерготарифов, равно как и не видится заявленного активного строительства новых генерирующих мощностей. Остается надеяться, что перечисленные пока недостигнутые результаты электроэнергетического кластера Республики Татарстан будут преодолены в процессе развития кластера и совершенствования механизмов взаимодействия его участников, а также вновь создаваемые кластеры в ТЭК подтвердят свою эффективность в достижении поставленных целей, в том числе и в отношении трансформации отраслевых предприятий ТЭК посредством инноваций, что послужит примером для создания большего количества кластеров в сфере ТЭК.
В рамках же настоящего исследования предполагается использовать подход к анализу участия сектора МСП в инновационных проектах ТЭК, основанный также как и кластерный подход, на частно-государственном партнерстве (ЧГП) государства и бизнеса. Модели ЧГП и эффективность их использования при трансформации ТЭК будут рассмотрены в третьей главе настоящей работы. Наряду с описанным подходом, в данной работе для анализа сектора МСП будут также использованы элементы и системного и структурного анализа.