Примечания

1

H. Belting. Das Ende der Kunstgeschichte. (Здесь и далее литература в сносках цитируется указанием на автора, заглавие и страницы. Полное описание цитируемых источников см. в Библиографии в конце тома II наст. издания.)

2

Ср.: С. Бак-Морс. Глобальная контркультура?

3

До июня 1925 г. – Российская академия художественных наук (РАХН).

4

См.: Ю. Н. Якименко. Из истории чисток аппарата: Академия художественных наук в 1929–1932 гг.

5

К редким исключениям из господствующего тренда прежнего периода относятся работы А. Ханзена-Лёве, начавшего в ходе своих исследований русского формализма заниматься «формально-философской школой» в ГАХН (Г. Шпет и его единомышленники). Но и эти штудии были опубликованы лишь в недавнее время. См.: A. Hansen-Löve. Die «formal-philosophische Schule» in der russischen Kunsttheorie der zwanziger Jahre.

6

См.: статьи специального номера журнала «Вопросы искусствознания» (№ XI [2 / 97]); RAKhN – The Russian Academy of Artistic Sciences / N. Misler (ed.); Словарь художественных терминов. ГАХН. 1923–1929 / Под ред. И. М. Чубарова. М., 2005; статьи в тематическом блоке «Г. Шпет, ГАХН и интеллектуальная среда 1920-х гг.» / Под ред. Н. С. Плотникова.

7

N. Podzemskaia. La «nouvelle science de l’art» face aux avant-gardes dans la Russie soviétique des années 1920; Art et abstraction / N. Podzemskaia (ed.).

8

Н. Мислер. Вначале было тело. Ритмопластические эксперименты начала XX века: хореологическая лаборатория ГАХН;И. Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России.

9

Form und Wirkung. Phänomenologische und empirische Kunstwissenschaft in der Sowjetunion der 1920er Jahre / A. Hansen-Löve, B. Obermayr und G. Witte (Hrsg.).

10

О программе «новой науки» см.: А. Габричевский. Новая наука об искусстве. С. 25–26; Д. С. Недович. Задачи искусствоведения. С. 7 сл.; Ф. Стукалов-Погодин. Новая наука об искусстве и поиски новой классики. С. 96–109.

11

Ср.: Н. А. Бердяев. Кризис искусства. Свое понимание кризиса Бердяев изложил в одном из первых докладов Философского отделения РАХН «Конец Ренессанса в современном искусстве» (11 мая 1922 г.). См.: ГАХН. Отчет 1921–1925. С. 88. О «кризисе искусства» см. также: Н. М. Тарабукин. От мольберта к машине.

12

«Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его» (Н. А. Бердяев. Кризис искусства. С. 4).

13

См.: J. Strzygowski. Die Krisis der Geisteswissenschaften. Vorgeführt am Beispiele der Forschung über bildende Kunst.

14

Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. С. 4.

15

Ср.: С. Франк. Кризис современной философии; Г. Г. Шпет. Кризис философии.

16

Бюллетени ГАХН. 1927. № 6–7. С. 78.

17

«Высшее ученое учреждение» (§ 1 Устава).

18

О выставочной деятельности ГАХН ср.: Ю. Н. Якименко. Роль Академии художественных наук в формировании новой картины мира.

19

См.: ст. В. В. Гудковой в настоящем томе. Аналогичную работу проводила Хореологическая лаборатория ГАХН. См.: Н. Мислер. Вначале было тело.

20

См.: Ш. Плаггенборг. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма.

21

П. С. Коган. О завоевании художников. С. 40–41. Формула «переработка нравов» принадлежит Ленину.

22

А. В. Луначарский. О задачах Научно-Художественной Комиссии Глахкома. [Выступление 16 июня 1921 г.] // РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 3 об. – 4.

23

См.: [А. А. Сидоров] Три года Российской академии художественных наук. 1921–1924 (публикация в томе II наст. издания).

24

П. С. Коган. О задачах Академии и ее журнала.

25

А. В. Луначарский. Основы позитивной эстетики. С. 4.

26

См.: Ю. Якименко. Хронология деятельности Философского отделения ГАХН (в этом томе).

27

См.: В. В. Кандинский. Тезисы к докладу «Основные элементы живописи». С. 86–92. Об этом подробнее см.: Н. Подземская. «Возвращение искусства на путь теоретической традиции» и «наука об искусстве»: Кандинский и создание ГАХН.

28

Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. С. 3–20.

29

Первый выпуск «Эстетических фрагментов» Шпета, датированный 26 января 1922 г. и содержащий критику идеи синтеза искусств, несомненно, откликается на дискуссии осени 1921 г. в Научно-художественной комиссии, в которых идея «синтеза» науки и искусства (ср., в частности, доклад С. Франка о значении искусства для научного знания 30 августа 1921 г. в томе II наст. издания) играла ведущую роль при определении структуры и задач Академии.

30

См.: N. Plotnikov. Kunstwissenschaft als Thema der philosophischen Reflexion. S. 225–241.

31

А. И. Кондратьев. Российская академия художественных наук. С. 415.

32

Там же. С. 417.

33

В. М. Фриче. Вильгельм Гаузенштейн как социолог искусства. С. 4.

34

См.: Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. С. 11. О концепции синехологии см.: N. Plotnikov. Kunstwissenschaft als Thema der philosophischen Reflexion. S. 234; Гидини М. К. Текущие задачи и вечные проблемы: Густав Шпет и его школа в Государственной академии художественных наук. С. 23–34.

35

Ср. А. Габричевский. Язык вещей. С. 31–39.

36

Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. С. 18.

37

См.: Философское отделение. С. 29.

38

В. В. Кандинский. Тезисы к докладу «План работ секции изобразительных искусств». С. 85.

39

А. И. Кондратьев. Российская академия художественных наук. С. 419.

40

Отдельные статьи «Словаря» (точнее, одного из словарей, которые готовились в разных секциях ГАХН), находящиеся в фонде ГАХН в РГАЛИ, были опубликованы И. М. Чубаровым в 2005 г. под заглавием «Словарь художественных терминов. ГАХН. 1923–1929».

41

Прежде всего «Исторического словаря философии» в 12 томах (1971–2007, под ред. Й. Риттера) и «Словаря основных эстетических понятий» в 6 томах (2000–2005, под ред. К. – Х. Барка). План «Словаря по философии культуры» («Kulturphilosophisches Wörterbuch»), аналогичный гахновскому, разрабатывал в 1920-х гг. немецкий философ и культуролог Эрих Ротхакер. Этот проект не был реализован, хотя некоторые его идеи легли в основу ежегодника по истории понятий «Archiv für Begriffsgeschichte», издававшегося Ротхакером с 1955 г. См.: R. Stöwer. Erich Rothacker: Sein Leben und seine Wissenschaft vom Menschen. S. 97–99.

42

По поводу представления об искусстве как языке в европейской дискуссии 1920-х гг. см. подробнее: Kunst als Sprache – Sprachen der Kunst / N. Plotnikov (Hrsg.).

43

Идею «грамматики искусства» развивает в 20-х гг. ученик Э. Панофского искусствовед и философ Эдгар Винд. См. о нем: B. Collenberg-Plotnikov. «Das Auge liest anders, wenn der Gedanke es lenkt». Zur Bestimmung des Verhältnisses von Sehen und Wissen bei Edgar Wind. S. 92–110. Об идее «грамматики поэзии» и «грамматики искусства» у филолога и члена ГАХН Г. О. Винокура см.: Г. О. Винокур. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. С. 334–336.

44

Примером такой концепции является «философия слова» Г. Шпета в его «Эстетических фрагментах»: все три измерения языка он определяет здесь как парадигматические для понимания искусства.

45

См.: Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения; А. Г. Габричевский. Новая наука об искусстве; Д. С. Недович. Задачи искусствоведения.

46

Можно вспомнить известные сетования в письмах и дневнике Б. Эйхенбаума: мол, гахновцы ссылаются только на немцев и на Шпета (цит. в примечаниях к изданию: Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. С. 515–516). См. об этом: М. К. Гидини. Текущие задачи и вечные проблемы: Густав Шпет и его школа в Государственной академии художественных наук; В. Полилова. Полемика вокруг сборников «Художественная форма» и «Ars Poetica»: Б. И. Ярхо и ОПОЯЗ.

47

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 12, 50.

48

Там же. Оп. 10. Ед. хр. 705. Л. 16.

49

См.: Там же. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 86.

50

Переработанная версия статьи, опубликованной в журнале «Логос» (2010, № 2 (75), С. 35–51).

51

Ср.: Н. С. Автономова. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. Ср. также ст.: Р. Грюбель. «Красноречивей слов иных / Немые разговоры». Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов и Михаила Бахтина. С. 11–34.

52

Art. «Struktur»; D. Teichert, H. Rott: Art. «Strukturalismus, philosophisch, wissenschaftstheoretisch».

53

См., напр.: F. Dosse. Geschichte des Strukturalismus. 2 Bde; P. Sériot. Structure et totalité. Les origines intellectuelles du structuralisme en Europe centrale et orientale.

54

См. в изд.: Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. С. 282 сл.

55

В. В. Виноградов. Из истории изучения поэтики (20-е годы). С. 265.

56

Б. Горнунг. Поход времени. Кн. 2. С. 360; а также примечания М. И. Шапира в кн.: Г. О. Винокур. Филологические исследования. С. 273.

57

Протокол заседания Московского лингвистического кружка от 14 марта 1920 г. Доклад Г. Г. Шпета «Эстетические моменты в структуре слова» // РО ИРЯ. Ед. хр. 3. № 6. Л. 2.

58

См. ссылки в ст.: Э. Холенштайн. Якобсон и Гуссерль. С. 7–37.

59

Философский словарь / Под ред. Э. Л. Радлова.

60

ЭСБЕ. Т. 31a.

61

Объяснение всех иностранных слов… вошедших в употребление в русский язык… / Сост. М. И. Михельсон. С. 481.

62

С. Городецкий. [Рец. на:] Андрей Белый. Кубок метелей. С. 51–52.

63

См.: П. Барт. Философия истории как социология.

64

Ср., напр., ст. А. В. Луначарского в сб.: Очерки реалистического мировоззрения. С. 122 сл.

65

В. Дильтей. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. С. 119–181.

66

Подробнее об этом: A. Haardt. Husserl in Rußland. Kunst- und Sprachphänomenologie bei Gustav Špet und Aleksej Losev.

67

См.: F. Rodi. Dilthey’s Concept of «Structure» within the Context of 19th Century Science and Philosophy. P. 107–121.

68

В. Дильтей. Собрание сочинений. Т. III. С. 58.

69

W. Dilthey. Gesammelte Schriften. Bd. XIX. S. 355. О понятии «структура» у Дильтея см. также: F. Rodi. Das strukturierte Ganze. Studien zum Werk von Wilhelm Dilthey.

70

В. Дильтей. Собрание сочинений. Т. III. С. 56, 57.

71

См.: E. Spranger. Lebensformen. S. 14 ff.

72

В. Дильтей. Собрание сочинений. Т. III. С. 64.

73

Там же. С. 129.

74

Об отношении между «художниками, критиками и дискутирующей публикой» ср.: В. Дильтей. Собрание сочинений. Т. IV. С. 471.

75

W. Dilthey. Gesammelte Schriften. Bd. 24. S. 349.

76

R. Eisler. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Bd. 3. S. 1435.

77

См., напр.: M. Scheler. Vom Umsturz der Werte. Bd. 2. S. 156.

78

E. Spranger. Lebensformen. S. 14.

79

Ibid. S. 19.

80

«Под структурой мы понимаем взаимосвязь функций (Leistungszusammenhang), а под функцией – реализацию объективно ценностносообразного» (Ibid. S. 18).

81

См. об этом: Н. Плотников. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. С. 174–176.

82

M. Dessoir. Systematik und Geschichte der Künste. S. 5.

83

Г. Г. Шпет. Эстетические фрагменты Вып. II. С. 12.

84

О феноменологических основаниях концепции культуры у Шпета см.: A. Haardt. Husserl in Rußland.

85

См. также: Г. Г. Шпет. Мысль и слово. С. 470–657.

86

Г. Г. Шпет. Жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. С. 455.

87

Там же.

88

Там же. С. 456.

89

Аналогичное представление об истории развивает Г. О. Винокур; в своем исследовании о биографии он делает акцент не на времени как конституирующем признаке исторического, а на эволюции, «исторической траектории» движения. См.: Г. О. Винокур. Биография и культура. С. 22 сл.

90

Представление об искусстве как языке Шпет развивает в связи с вопросом об искусстве как виде знания в своем докладе в ГАХН «Искусство как вид знания» в 1926 г. Об этом см. мою статью в настоящем томе: «Искусство как знание. Полемика Густава Шпета с Конрадом Фидлером».

91

Ср., напр., суждения П. Рикёра в его статье «Герменевтика и структурализм», где оба направления рассматриваются как противоположности (П. Рикёр. Конфликт интерпретаций. С. 37–94).

92

Г. Г. Шпет. Введение в этническую психологию. С. 13.

93

В пику известному определению формального метода Шкловским и Эйхенбаумом можно сказать, что «новая форма» возникает именно как выражение нового содержания и вследствие этого сменяет старую форму. Но здесь не происходит возврата к психологизму прежнего литературоведения, поскольку содержание – это уже не материал психических переживаний, а «выраженный смысл». В рамках анализа «эстетической структуры» само разделение формы и содержания произведения утрачивает свою эвристическую функцию.

94

Г. О. Винокур. Филологические исследования. С. 27.

95

Он же. Биография и культура. С. 41.

96

М. А. Петровский. Поэтика и искусствоведение. С. 121 сл.

97

Он же. Морфология новеллы. С. 71.

98

Художественная форма. С. 51–80, 125–155.

99

А. Г. Цирес. Язык портретного изображения. С. 135, 113.

100

Н. И. Жинкин. Портретные формы. С. 7–52.

101

А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 26. У Габричевского разработка «структурного подхода» в большей степени, чем у Шпета и его коллег, ориентируется на восходящие к Гёте «морфологические» представления, с которыми Шпет как раз полемизировал (см.: Г. Шпет. Внутренняя форма слова. С. 52–53). В таком виде структурный анализ перестает отличаться от морфологического описания и классификации стилистических форм, которыми занималась традиционная история искусства.

102

С. Н. Беляева-Экземплярская. Музыкальная герменевтика. С. 127–138.

103

См., напр.: Неизданная работа Н. И. Жинкина по теории образа. С. 72–82 (тезисы доклада «Проблема художественного образа в искусствах» [1945]).

104

A. A. Сидоров. Три года Российской Академии Художественных Наук. 1921–1924. См.: Наст. изд. Т. II. С. 23.

105

Там же.

106

См. об этом: C. O. Хан-Магомедов. ИНХУК: возникновение, формирование и первый период работы. 1920. С. 333.

107

Там же. С. 335.

108

Там же. C. 337.

109

B. B. Кандинский. Схематическая программа Института художественной культуры по плану В. В. Кандинского. С. 53.

110

Цит. в: C. O. Хан-Магомедов. ИНХУК: возникновение, формирование и первый период работы. 1920. C. 341.

111

Ср. у Сидорова пассаж о «романе с наукой», в середине XIX в. пережитом искусством вторично, после увлечения точными науками в эпоху Возрождения (A. A. Сидоров. Три года Российской Академии Художественных Наук. См.: Наст. изд. Т. II. С. 21).

112

[B. B. Кандинский]. Схематическая программа Института художественной культуры по плану В. В. Кандинского. C. 70.

113

Малевич о себе. Современники о Малевиче: Письма. Документы. Воспоминания. Критика. Т. I. С. 489–490. См. об этом мою статью: N. Podzemskaia. Kazimir Malevič und die GAChN. Zur Frage der Institutionalisierung der Kunsttheorie. S. 244–252.

114

Протокол заседания в: РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 13. Ед. хр. 5. Л. 16–16 об.

115

В. Кандинский. О духовном в искусстве (1920). Рукопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series II.A). Гл. 1. C. 2.

116

W. Kandinsky. Über das Geistige in der Kunst insbesondere in der Malerei.

117

В. Кандинский. О духовном в искусстве (1919–1921). Машинопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series II.A). Гл. 3. C. 3.

118

Там же. Гл. 1. C. 1.

119

В. В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т. 2. C. 306. Мы не располагаем, однако, никакими свидетельствами той эпохи, которые позволили бы нам понимать эту «науку» именно в смысле «положительных наук». Судя по переписке Кандинского с Марком, речь шла в основном о том, чтобы пригласить к участию во втором выпуске – помимо художников, как это было сделано в первом выпуске, – также критиков и историков искусства (В. Воррингера), филолога-ориенталиста (П. Кале) и др.

Ср. также статью Кандинского «Франц Марк», где он говорит об «интеллектуалах»: «Вдохновленные, мы строили планы следующей книги [т. е. второго выпуска альманаха], в которой бы объединили силы обеспокоенных художников и интеллектуалов. Открыть корень общности искусства и науки стало нашей мечтой и требовало немедленной реализации» (С. 340).

120

В. В. Кандинский. О «Великой утопии». С. 40.

121

В этой главе представлены некоторые результаты многолетней работы по изучению развития художественной теории Кандинского и научному изданию его теоретических сочинений.

Среди уже опубликованных мною на эти темы работ – книга «Colore simbolo immagine. Origine della teoria di Kandinsky»; статьи «Abstraction: un concept à définir. De la théorie de Kandinsky aux débats sur l’objet et la chose», «“Музыкальный контрапункт” Кандинского, или Об абстрактном в искусстве». Мною была подготовлена также комментированная публикация русской редакции 1910 г. трактата «О духовном в искусстве» и нескольких теоретических статей художника в издании: В. В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. М., 2001 (Изд. 2-е – 2008). Общим итогом всех этих исследований стала подготовка мною полного научного издания текста четырех основных редакций «О духовном в искусстве» с подробным комментарием, которое будет опубликовано в ближайшем будущем.

122

Цитируется в: J. Hahl-Fontaine. Kandinsky. S. 146. (Здесь и далее мои переводы с немецкого текстов Кандинского. – Н. П.)

123

[В. В. Кандинский]. Доклад художника Кандинского. С. 80.

124

Цитируемые фрагменты взяты из черновика первого русского Предисловия к «Композициям для сцены». См.: W. Kandinsky. Du théâtre, Über das Theater, О театре. P. 143.

125

Ibid. P. 145. Ср. также написанный позднее текст первого русского Предисловия к «Композициям для сцены»: W. Kandinsky. Du théâtre, Über das Theater, О театре. P. 153, 155.

126

W. Kandinsky. Du théâtre, Über das Theater, О театре. P. 153, 155.

127

Idem. Die Farbensprache. S. 268–269.

128

W. Kandinsky. Man spricht viel davon… S. 418–419.

129

Idem. Musik! Das ist immer die abstrakteste Kunst gewesen… S. 337.

130

Idem. Definieren der Farben. S. 251.

131

В. В. Кандинский. О сценической композиции. C. 259.

132

W. Kandinsky. Musik! Das ist immer die abstrakteste Kunst gewesen…; Die Kunst spricht… S. 337, 421.

133

В. Кандинский. О духовном в искусстве (1914). Верстка в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series II.A). C. 60.

134

Приводим соответствующее место по книге «Мысль и язык» А. А. Потебни (A. A. Потебня. Мысль и язык. C. 124–125). Ср. там же о гумбольдтовской антиномии речи и понимания: «Все, что ни есть в душе, может быть добыто только ее собственною деятельностью; речь и понимание – только различные проявления (Wirkungen) одной и той же способности речи (Sprachkraft). Размен речи и понимания не есть передача содержания (с рук на руки): в понимающем, как и в говорящем, это содержание должно развиться из собственной внутренней силы; все, что получает первый, состоит только в гармонически настраивающем его возбуждении (со стороны говорящего)» (c. 41).

135

T. Lipps. Psychologie des Schönen und der Kunst. Erster Teil. S. 9, 445–446.

136

A. фон Гильдебранд. Проблема формы в изобразительном искусстве. C. 15.

137

Там же. С. 16.

138

Первая попытка рассмотрения теории живописи Кандинского в свете учения Гумбольдта была предпринята мною в статье: N. Podzemskaia. Abstraction: un concept à définir. De la théorie de Kandinsky aux débats sur l’objet et la chose. P. 75–89.

Ср. изложение гумбольдтовских антиномий в: A. A. Потебня. Мысль и язык. С. 37–54 (глава «Гумбольдт»).

139

J. Trabant. Traditionen Humboldts. Frankfurt a.M., 1990. S. 59–63.

140

A. A. Потебня. Мысль и язык. C. 169.

141

Там же. С. 176.

142

Письма Кандинского к Мюнтер в: Gabriele Münter- und Johannes Eichner-Stiftung, München.

143

Б. Л. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. C. 35.

144

Б. Л. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. С. 210.

145

A. Riegl. Historische Grammatik der bildenden Künste. S. 213.

146

А. Белый. Символизм. С. 236.

147

Там же. C. 178.

148

Параллельным примером этому могут послужить синестетические опыты А. В. Захарьиной-Унковской, o которых Кандинский узнал в 1910 г. При толковании посланной ею из Калуги Кандинскому «цвето-звуко-числовой картинки» Унковская выделяет «главные элементы цвета картины и высоты чисел» и «главные элементы звуков музыки» (A. B. Унковская. Метода цвето-звуко-число». Рукопись в: Gabriele Münter- und Johannes Eichner-Stiftung, München).

149

Ф. Гартман. Воспоминания о С. И. Танееве. С. 69–70.

150

А. Б. Маркс. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования. C. 335.

151

Там же. С. 279–280.

152

W. Kandinsky. Du théâtre, Über das Theater, О театре. C. 147.

153

В. В. Кандинский. О духовном в искусстве. Приложения. С. 190.

154

W. Kandinsky. Brief aus Odessa an Hans Arp. S. 489–490.

155

В. В. Кандинский. О духовном в искусстве [1910]. С. 134.

156

W. Kandinsky. Inspiration und Kenntnis. S. 449.

157

Idem. Kompositionslehre II (Zum Vorwort). S. 599.

158

В. В. Кандинский. О духовном в искусстве [1910]. С. 134.

159

В. В. Кандинский. О духовном в искусстве (1920). Рукопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series II.A). Гл. 6. C. 103.

160

Cp. в последней, незавершенной русской редакции трактата «О духовном в искусстве» (1919–1921): «Отсюда становится все более возможным углубление в отдельн[ые] явлени[я] искусства, в отдельные искусства, сливающиеся в общее искусство, как общую духовную область, часть всеобщей духовной области – искусство, [наука], [мораль], религия, философия». Рукопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series II.A). Введение. C. 1.

161

См.: P. Frosini. Pittura come filosofia: note su «spirito» e «spirituale» in Leonardo.

162

В. В. Кандинский. О духовном в искусстве [1910]. С. 155–156.

163

Искусство. 1919. № 4. 22 февраля. С. 3.

164

Архив О. С. Северцевой, Москва. Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить О. С. Северцеву за неоценимую помощь в работе и любезное разрешение опубликовать фрагменты воспоминаний.

165

См.: С. П. Стрекопытов. ГАХН как государственное научное учреждение. С. 7–8.

166

Искусство. 1919. № 3. 1 февраля. С. 4.

167

В 1922 г., вслед за Кандинским, Шор командируется Академией в Германию. На заседании Правления РАХН 4 сентября 1922 г. Кандинскому, совместно с Е. Д. Шором и М. О. Гершензоном, было поручено «разработать вопрос об организации в Берлине Отделения Академии» (заведующий Кандинский); одновременно было признано необходимым организовать при Берлинском отделении Академии Бюро иностранной литературы по искусству (заведующий Е. Д. Шор) – с целью «обслуживать Академию систематической и планомерной, научно поставленной информацией в области художественной и научно-художественной литературы» (РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 86).

168

В. В. Кандинский. Доклад художника Кандинского. C. 80.

169

К. Фолль. Опыты сравнительного изучения картин. С. 1.

170

C. O. Хан-Магомедов. ГАХН в структуре научных и творческих организаций 20-х годов. С. 19.

171

А. А. Сидоров. Три года Российской Академии Художественных Наук. См.: Наст. изд. Т. II. C. 27.

172

А. А. Сидоров. Первые шаги советского искусствознания (1917–1921). С. 47.

173

Он же. Три года Российской Академии Художественных Наук. Л. 6 (4).

174

ГАХН. Отчет. 1921–1925. C. 78.

175

А. И. Кондратьев. Российская академия художественных наук. C. 408–409.

176

C м. протоколы пленарных заседаний РАХН в: РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 3.

177

Там же. Ед. хр. 4. Л. 5.

178

Там же. Ед. хр. 1. Л. 1. См. также: Ед. хр. 4. Л. 8 об.

179

А. И. Кондратьев. Российская академия художественных наук. С. 414–416.

180

C м.: ГАХН. Отчет. 1921–1925. C. 9–10.

181

Ср. «Curriculum vitae» А. Г. Габричевского из его «Личного дела» в ГАХН: «…принимал участие в работе ИНХУКа (Институт художественной культуры) во время участия в нем Кандинского, в качестве непосредственного единомышленника которого принимал ближайшее участие в организации Физико-психологического отделения Академии художественных наук, членом которой состою со времени ее образования» (РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 10. Ед. хр. 32).

182

А. Г. Габричевский. О живописи. С. 263.

183

Там же. С. 262.

184

Там же. С. 263.

185

А. Г. Габричевский. О живописи. С. 263.

186

См.: Он же. Теория пространственных искусств. Конспект лекций. С. 215 (Лекция 2-я. 3 февраля 1926).

187

В. Кандинский. Основные элементы живописи. Стенограмма. Машинопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series III. Box 4. Folder 7). C. 3.

188

Этому вопросу был посвящен целый цикл докладов, куда входил и упомянутый выше доклад Франка. Отметим также доклады Н. Е. Успенского «Роль позитивных наук при изучении художественного творчества» и «На границе искусства и науки» (4 августа и 3 декабря 1921 г.). См.: ГАХН. Отчет. 1921–1925. С. 9.

189

См. датированные 15 сентября 1921 г. тезисы «О временно́й и пространственной форме» (c. 167).

190

А. Г. Габричевский. Поверхность и плоскость // А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 221.

191

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 14. Ед. хр. 13. Л. 5.

192

Там же. Ед. хр. 43. Л. 57, 81.

193

Подробнее о программе изучения оптики Зубова в ГАХН см. статью: Н. П. Подземская. «У истоков “многолетних совместных скитаний в дебрях Леонардо”: А. Г. Габричевский и В. П. Зубов в Государственной Академии Художественных Наук» (c. 187–189).

194

А. Г. Габричевский. Поверхность и плоскость // А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 219–220.

195

О том, что Кандинский один из первых в русском искусстве обратился к иностранному термину «конструкция» вместо русского эквивалента «построение», см.: Е. В. Сидорина. Лики конструктивизма. C. 468–474. Понятию конструкции у Кандинского я посвятила доклад на XIV Международной научной конференции на тему «Русский конструктивизм», которая проходила в Москве (ГИИ) в ноябре 2007 г.

196

W. Kandinsky. Heute ist man in der traurigen und glücklichen Lage, über Konstruktion in der Kunst sprechen zu müssen… S. 350.

197

Idem. Kompositionselemente. S. 610.

198

А. фон Гильдебранд. Проблема формы в изобразительном искусстве. С. 28.

199

A.Г. Габричевский. Введение в морфологию искусства. С. 101.

200

Бюллетени ГАХН. 1927. № 6–7. С. 78.

201

Устав Российской Академии художественных наук. Машинопись в Институте Гетти (Special Collections, Wassily Kandinsky Papers 850910. Series III. Box 4. Folder 1). § 1. C. 1.

202

См. доклад Когана о работе Комиссии по выработке основных положений научной работы Академии на заседании Правления РАХН от 6 октября 1922 г. (РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 1).

203

В. Н. Домогацкий. Отрывок из автобиографии. С. 95–96.

204

М. В. Алпатов. Жизнь искусствоведа. Страницы воспоминаний. С. 203.

205

А. Г. Габричевский. Введение в теорию искусства. С. 174.

206

Александр Георгиевич Габричевский: биография и культура. С. 634.

207

См.: А. Г. Габричевский. И. В. Жолтовский как теоретик. С. 791–792.

208

Он же. Философия и теория искусства. С. 48.

209

Д. С. Недович. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств. C. 29–34.

210

Ему он посвятил свою статью: Т. Райнов. О философских взглядах и педагогических приемах А. С. Лаппо-Данилевского (К 25-летию ученой деятельности). С. 44–57.

211

Об Овсянико-Куликовском Т. И. Райнов начал писать еще на студенческой скамье. См.: Т. Райнов. «Психология творчества» Д. Н. Овсянико-Куликовского. К 35-летию его научно-литературной деятельности. С. VIII–XVI. Позднее Райнов посвятил ему большую монографию (1923), но в свет она не вышла (см.: НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 3. Ед. хр. 1. Л. 1–460). В архиве Райнова сохранились также несколько его статьей об Овсянико-Куликовском (Там же. Ед. хр. 2 и 3) и сравнительная характеристика: Две тени (Д. Н. Овсянико-Куликовский и А. С. Лаппо-Данилевский) (НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 3. Ед. хр. 4. Л. 1–4).

212

Т. Райнов. О философских взглядах и педагогических приемах А. С. Лаппо-Данилевского (К 25-летию ученой деятельности). С. 45.

213

Он же. Лирика научно-философского творчества. С. 309.

214

Он же. Александр Афанасьевич Потебня.

215

Он же. Очерки по истории русской философии 50–60-х годов [XIX в.]. 1919–1920 // НИОР РГБ. Ф. 441. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 48.

216

Т. Райнов. Введение в феноменологию творчества. С. 57.

217

Там же. С. 18.

218

Там же. С. 83.

219

Там же. С. 75–76.

220

Там же. С. 71.

221

Там же. С. 92.

222

Там же. С. 92 примеч.

223

Там же. С. 102 примеч.

224

Там же. С. 18 примеч.

225

Там же. С. 72 примеч.

226

Там же. С. 50–52.

227

Там же. С. 58.

228

Там же. С. 83.

229

Там же. С. 102 примеч.

230

Ф. Нэтеркотт. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917).

231

Т. Райнов. Теория искусства Канта в связи с его теорией науки. С. 276, 277.

232

Там же. С. 262.

233

Там же. С. 366.

234

НИОР РГБ. Ф. 718. Карт. 25. Ед. хр. 23. Curriculum датировано 4 окт. 1924 г.

235

Т. Райнов. [Рец. на:] Густав Шпет. История как проблема логики. Ч. I. Материалы. М., 1916. С. 418–421; Он же. [Рец. на:] Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. М., 1916. С. 383–385.

236

См.: Г. Шпет. Эстетические фрагменты. Вып. III. Пб., 1923. Анонс на последней странице без пагинации.

237

См. письмо Т. И. Райнова к Г. Г. Шпету от 13.XI. 1927 г. в приложении к статье: Н. К. Гаврюшин. Райнов и ГАХН. С. 136–137.

238

Т. Райнов. К вопросу о природе экономического равновесия (Проблема равновесия в экономике и в классической механике). С. 93–114; Он же. Рыночное равновесие как вариационная проблема. С. 86–120.

239

T. I. Reinoff. Wave-like fluctuations of creative productivity in the development of West-European physics in the XVIII and XIX centuries. P. 287–319.

240

Т. Райнов. Эстетика Толстого и его искусство. С. 27–92.

241

Там же. С. 91.

242

Т. И. Райнов. Духовный путь Тютчева.

243

НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 1. Ед. хр. 26.

244

Т. Райнов. «Обрыв» Гончарова как художественное целое. С. 61.

245

Там же. С. 71.

246

Там же. С. 75.

247

СХТ ГАХН. С. 509.

248

H. Nohl. Stil und Weltanschauung.

249

Материалы прений опубликованы в томе II наст. издания.

250

Т. И. Райнов. Пушкин и вопросы научного творчества // НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 3. Ед. хр. 14.

251

Он же. Материалы к работе о Моцарте и Сальери (Конспекты и тезисы по темам «Мотивы Моцарта и Сальери и истории христианской догматики» и др. // Там же. Ед. хр. 20. Л. 2.

252

A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1–3. 4 Aufl.

253

Т. И. Райнов. Курс введения в историю научных методов // НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 5. Ед. хр. 8.

254

Он же. 1) Изучение групповых явлений в русском естествознании 50–80-х гг. XIX в. // Там же. Карт. 6. Ед. хр. 7; 2) Массово-статистические проблемы в русской науке 50–80-х гг. XIX в. // Там же. Карт. 11. Ед. хр. 3; 3) Массово-коллективистические проблемы в русской науке 50–80-х гг. XIX в. // Там же. Ед. хр. 5.

255

Он же. Массово-коллективистические проблемы в русской науке 50–80-х гг. XIX в. // Там же. Карт. 11. Ед. хр. 5. Л. 72.

256

О «Мире как целом» он писал: «это одна из лучших русских книг по философии» (Т. И. Райнов. Очерки по истории русской философии 50–60-х годов // Там же. Карт. 1. Ед. хр. 21. Л. 35).

257

Т. И. Райнов. Размышления de rebus scibilis inscibilisque, или Размышления о жизни и смерти стареющего и приближающегося к смерти человека в промежутке между двумя фабриками массовой смерти // НИОР РГБ. Ф. 441. Карт. 12. Ед. хр. 7. Л. 60.

258

Наиболее четко и законченно итоги своих размышлений о «групповых объектах» Т. И. Райнов выразил в статье «Odintzoviana 1947». В ней он рассматривает цикл проблем, связанных с теорией организации систем (включая понятие устойчивости, гомеостазиса), космогонией и космологией, биологической эволюцией, генезисом ноосферы и т. п. В статье торжествуют принцип Реди omnium vivo ab ovo и – «Die Stufen des organischen». В то же время очевидно, что философия Т. И. Райнова неотвратимо развивается в сторону метафизического персонализма.

259

См.:Т. И. Райнов. У истоков экспериментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука XIII–XIX вв. С. 105–116.

260

Не зря же он начинал свое образование как строитель! (Ср.: Т. Райнов. О методах учета знаний по памятникам материальной культуры Средней Азии.)

261

Operatives Denken und Handeln in deutschen Streitkräften im 19. und 20. Jahrhundert.

262

А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 845.

263

Он же. Памяти В. К. Мальмберга. С. 721.

264

А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 95, 130, 136, 141, 155.

265

В печатном издании этой работы источники некоторых эпиграфов не указаны. Поэтому мы считаем нелишним указать, что общий эпиграф ко всему «Введению в морфологию искусства» – четверостишие из стихотворения Гёте «Bei Betrachtung von Schillers Schädel»; эпиграф к «Введению» – из «Максим и размышлений» Гёте (№ 1166).

266

А. Л. Доброхотов. А. Г. Габричевский о поэтике Гёте. С. 122.

267

Цит. по: А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 285 примеч.

268

Там же. С. 121.

269

Цит. по: А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 86.

270

Там же. С. 102.

271

Там же.

272

Там же. С. 111–112.

273

Там же. С. 158.

274

А. Г. Габричевский. Пространство и композиция в искусстве Тинторетто. С. 283–293.

275

Он же. Морфология искусства. С. 111.

276

Выражаю глубокую благодарность О. С. Северцевой, предоставившей мне возможность ознакомиться с неопубликованными работами А. Г. Габричевского еще в то время, когда подготовка их к изданию находилась в начальной стадии.

277

По Франку, реальность есть «сверхлогическое единство творчества и завершенности, становления и вечности», «она творит сама себя, есть не что иное, как творчество»; «Творец неотделим от своего творения» (С. Л. Франк. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. С. 154, 355).

278

Там же. С. 294.

279

У Бердяева «познание есть творческое развитие, солнечный рост жизни» (Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. С. 352).

280

Габричевский здесь, в частности, писал: «…многие излюбленные тобою исторические слова-образы зажили именно в этой вещи (для меня, по крайней мере) новой жизнью. Мне кажется, что они только здесь получили свою окончательную поэтическую санкцию, может быть, благодаря тому, что ты на них взглянул через Ее взгляд “в тревоге и печали”, мало того, что твоя собственная историческая концепция сразу (опять-таки для меня как читателя) обогатилась и “проявилась”, как только ты ее погрузил и проявил в той атмосфере, о которой я говорил» (А. Г. Габричевский. Письмо М. А. Волошину. Конец апреля – начало мая 1929 г. // Александр Георгиевич Габричевский. 1891–1968. К столетию со дня рождения. С. 171).

281

Г. Г. Шпет. Проблемы современной эстетики // Искусство-1. 1923. № 1. С. 70. «Сохранением в термине слова “бытие”, – поясняет Шпет, – я хочу прямо указать на онтологическое значение и место термина, а словом “отрешенное” я хочу подчеркнуть ту тенденцию отхода от прагматической действительности и “идеализации” ее, которою, прежде всего, и определяется установка на эту sui generis область» (Там же. С. 70–71). Кантовские мотивы здесь самоочевидны.

282

В комментариях к «Морфологии искусства» указано, что Габричевский охотно использовал выражение Гёте geprägte Form (А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 91).

283

Например: «В ряду искусств временных, – пишет Габричевский, – музыка характеризуется как наиболее чистое и наиболее формальное искусство. Это происходит оттого, во-первых, что оформляемый материал состоит главным образом из первичных качеств без примеси элементов, так или иначе уже оформленных…» и т. д. («Опыты по онтологии искусства». Цит. по архивной копии О. С. Северцевой). Ср. у У. Патера: «If music be the ideal of alt art whatever, precisely because in music it is impossible to distinguish the form from the substance of matter, the subject from the expression…» etc. (W. Pater. Appreciations. P. 37).

284

А. Г. Габричевский. Пространство и плоскость в искусстве Тинторетто. С. 285.

285

Там же.

286

А. Г. Габричевский. Пространство и плоскость в искусстве Тинторетто. С. 285.

287

Он же. Пространство и масса в архитектуре. С. 305. Аналогичная оппозиция определяет ход мысли в другой статье: Он же. Поверхность и плоскость. С. 34.

288

См.: R. Eucken. Geistige Strömungen der Gegenwart. 3 Aufl. S. 125–150.

289

К. С. Петров-Водкин. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. С. 565.

290

А. Г. Габричевский. Пространство и плоскость в искусстве Тинторетто. С. 286, 287, 288.

291

Там же. С. 293.

292

А. Г. Габричевский. Мантенья. С. 9.

293

Цит. по: А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 297.

294

Там же. С. 429.

295

См.: СХТ ГАХН. С. 8–9, 24–35, 38–39, 238–240.

296

C м. особенно серию его статей об архитектурных ордерах в журнале «Архитектура СССР» (1989. № 1–6).

297

Леон Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935–1937.

298

Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. М. – Л., 1935.

299

Это – небольшая заметка в БСЭ «Влияние Гёте на европейскую литературу» (БСЭ. Т. 16. М., 1929. С. 551–553) и пространный библиографический указатель «Русская литература о Гёте» (ЛН. Т. 4–6. М., 1932. С. 994–1032).

300

V. Zoubov. Une théorie aristotélienne de la lumière du XVII siècle. P. 343–360.

301

В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 428.

302

Он же. Эстетика Веневитинова. С. 207–228.

303

Как хотелось бы видеть ее опубликованной отдельной брошюрой, оформленной в духе времени (И. Рерберг, С. Чехонин и др.), с необрезанными полями… Язык статьи стал бы еще выразительнее.

304

Дневниковая запись от 16 апреля 1920 г. Цит. по: М. В. Зубова. Предисловие // В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 9.

305

Там же. С. 23–27.

306

В. П. Зубов. De defectu philosophiae. С. 29.

307

Он же. Генезис научной терминологии. С. 294.

308

Он же. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 85–106.

309

В. С. Соловьев. Философские начала цельного знания (1877).

310

В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 101.

311

Там же. С. 46.

312

Г. Г. Шпет. История как проблема логики. Ч. I. М., 1916. С. 32.

313

М.[С.] Аксенов. Опыт метагеометрической философии. См. также: N. Gavryuschin. Der Gnostizismus in der russichen Idee am Ende des XIX Jahrhunderts. S. 149–162.

314

В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 74.

315

Там же.

316

Русский перевод его книги «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» вышел в свет в 1920 г. Шпет, надо заметить, по крайней мере однажды высказался о Кроче достаточно благосклонно (Г. Г. Шпет. Введение в этническую психологию. М., 1927. С. 81 примеч.).

317

В. П. Зубов. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921–1963. С. 168–180, 181–237, 252–294.

318

Цит. по: М. В. Зубова. Предисловие // В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 8.

319

Там же. С. 65.

320

М. В. Зубова. Предисловие // В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 142.

321

Там же. С. 388.

322

Там же. С. 134.

323

Там же. С. 141.

324

В. П. Зубов. Развитие атомистических представлений до начала XIX века.

325

Он же. Трактат Брадварина «О континууме». С. 385–440.

326

V. Zoubov. Jean Buridan et les concepts du point au quatorzième siècle. P. 43–95. Как не вспомнить в связи с ней о статье П. А. Флоренского «Точка» в его «Symbolarium»’е!

327

И. – В. Гёте. Фауст (Пер. Н. Холодковского).

328

Ранняя статья «De defectu philosophiae» – своего рода прелюдия к этому программному тексту.

329

В. П. Зубов. Избранные труды по истории философии и эстетики. С. 281, 283.

330

Там же. С. 294.

331

Там же. С. 229.

332

В. П. Зубов. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. С. 120.

333

Он же. К истории русского ораторского искусства конца XVII – первой половины XVIII в. (Русская люллианская литература и ее назначение). С. 288–303.

334

Если принять за начальную точку отмеченный Виндельбандом в «Прелюдиях» (1883) поворот молодежи к Гегелю, за центральное событие – книгу Дильтея «История молодого Гегеля» (1905), а юбилей 1932 г. – за социальный итог движения, то 1920-е гг. надо признать эпохой активного и зрелого переосмысления классики.

335

W. Dilthey. Goethe und die dichterische Phantasie; H.St. Chamberlain. Goethe; G. Simmel. Goethe; F. Gundolf. Goethe.

336

Что распространяется и на мысль русских формалистов. См.: Европейский контекст русского формализма (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия). Об этом пишут С. Тротман-Валер, К. Мэнь, М. Эспань, Е. Дмитриева.

337

Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет. Т. 1. С. 212–213.

338

Ссылки на работу даются по изданию: А. Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение.

339

Об этом говорят фрагменты ненаписанной «Истории эстетических учений», «История античной эстетики», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Эстетика природы», «Проблема художественного стиля».

340

А. Г. Дунаев. Лосев и ГАХН (исследования архивных материалов и публикация докладов 20-х годов); ср. также: Маркелов В. И. Обзор документов А. Ф. Лосева в РГАЛИ. С. 124–136.

341

См. протоколы прений в томе II наст. издания (с. 695–698).

342

А. Г. Дунаев. Лосев и ГАХН. С. 215.

343

Fr. Strich. Deutsche Klassik und Romantik; H. Horwitz. Das Ichproblem der Romantik; M. Deutschbein. Das Wesen des Romantischen.

344

А. Ф. Лосев. Диалектика художественной формы. С. 251.

345

Там же. С. 252.

346

А. Ф. Лосев. Диалектика художественной формы. С. 52–58.

347

Там же. С. 78–79.

348

Там же. С. 74–77.

349

Там же. С. 106–112.

350

А. Ф. Лосев. Диалектика художественной формы. С. 83–92.

351

Стоит обратить внимание на близкий ход мысли Шпета. Во «Внутренней форме слова», критикуя ложные основания поэтики, Шпет указывает на присутствие в «продукте» искусства живого посредничества объективированного автора: «Поэтика, как учение о внешних и внутренних формах поэтического слова, не может быть построена на психологии, как науке о субъекте, поскольку объектом такой поэтики является в культуре реализованная идея. Но она не может быть построена и на психологическом изучении субъекта, как объекта естествознания, поскольку последнее отвлекается от субъекта, как субъекта. Конкретное их единство восстанавливается, когда мы рассматриваем поэтический продукт, как объективированного субъекта, и последнего берем не в отвлеченном естественно-научном аспекте, а в его живой роли посредника, через которого идея достигает своей реализации. В этом аспекте поэтическое произведение есть культурно-социальный факт, а субъект, поэт, культурно-социальный субъект – не голая биологическая особь или психофизический индивид, а социальный феномен, фокус сосредоточения социально-культурных влияний, конденсатор социальной и культурной энергии…» (Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 474–475).

352

Возможно, не будет натяжкой сопоставление этих идей со шпетовскими концептами «отрешенности» и «сознания без собственника». Тем более что переклички Шпета и Лосева не так уж часто встречаются.

353

А. Ф. Лосев. Диалектика художественной формы. С. 161–162.

354

Тезисы доклада см. в: А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 79–80.

355

Там же. С. 219.

356

Там же. С 221. Курсив в цитате – А. Г. Габричевского.

357

Там же.

358

Публиковался перевод отрывка из «Пластики». См.: И. Г. Гердер. Избранные сочинения. С. 179–191.

359

А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 79.

360

Там же.

361

А. Г. Габричевский. Морфология искусства. С. 79.

362

Там же. С. 42–43. Курсив в цитате – А. Г. Габричевского.

363

См. об этом: А. Л. Доброхотов. А. Г. Габричевский о поэтике Гёте. С. 115–121.

364

См.: А. Г. Габричевский. К вопросу о строении художественного образа в архитектуре. С. 448–465.

365

В. П. Зубов. Жан-Поль Рихтер и его «Эстетика». С. 147–206.

366

Неизвестно, предшествовала ли объемистая работа Зубова сделанному докладу или основывалась на нем.

367

Бюллетень ГАХН. 1926. № 2–3. С. 28–29.

368

В. П. Зубов. Жан-Поль Рихтер и его «Эстетика». С. 192–193.

369

В. П. Зубов. Жан-Поль Рихтер и его «Эстетика». С. 195.

370

Там же. С. 198.

371

См. протоколы дискуссии в томе II наст. издания.

372

См.: Т. Г. Щедрина. К вопросу о гегельянстве… Густава Шпета.

373

По замечанию Т. Г. Щедриной – издателя и комментатора текста, – статья была задумана как четвертый выпуск «Эстетических фрагментов», что говорит о ее теоретической валентности.

374

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 321–322.

375

Н. С. Плотников делает этот концепт (называя его «герменевтической структурой») центральным в эстетике Шпета. Он также подчеркивает этот важный момент преодоления традиционных бинарностей: «С онтологической точки зрения понятие структуры задает особый тип предметов, которые не подчинены картезианской дихотомии res extensa и res cogitans, а образуют специфический тип бытия – бытия культуры как объективированного духа. Анализ данного типа предметов делает излишними традиционные разделения внутреннего и внешнего, формы и содержания, психического и материального. В понятии “структура” фиксируется тип взаимосвязи, формируемой как артикуляция смысла, – взаимосвязи, в которой все внутреннее проявилось внешне и всякая форма составляет элемент содержания и смысла» (Наст. изд. Т. I. С. 42–43).

376

Кстати, при обосновании этого концепта фраза Гегеля цитируется как классическое выражение идеи срединности эстетического объекта: Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 301, 314.

377

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 141. См. также письмо Шпета Т. И. Райнову: Н. К. Гаврюшин. Понятие «переживания» в трудах Г. Г. Шпета (предварительные заметки). С. 138–139.

378

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 151.

379

Текст цит. по публикации Т. Щедриной. В рукописи Шпета вместо «содержания» стоит «созерцания». – Прим. ред.

380

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 117.

381

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 117–118.

382

Там же. С. 118.

383

Там же.

384

Там же. С. 50.

385

Там же. С. 62.

386

Там же. С. 63.

387

Там же. С. 88.

388

Г. Г. Шпет. Искусство как вид знания. С. 75.

389

Е. М. Мелетинский замечает: «…последователи Гегеля правы в том, что в новое время, в условиях буржуазного общества, невозможно создание героической эпопеи и что ведущим повествовательным жанром, стремящимся к решению общеэпических целей, становится роман; правы они и в том, что роман достигает этих целей парадоксальным образом, оставаясь эпосом частной жизни, поскольку глубинные общественные отношения теперь скрыты под поверхностью игры частных интересов» (Е. М. Мелетинский. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. С. 4–5).

390

В весьма инструктивном исследовании С. Г. Чугунникова показано активное использование русскими формалистами морфологии Гёте, но объективно авторский анализ наводит на следующую мысль: если принцип полярности формалисты освоили, то принцип восхождения (Steigerung) остался ими непонятым. Морфология Шпенглера оказалась ближе гётеанской. См.: С. Чугунников. Протофеномен в теориях русского формализма: формальная поэтика и немецкая морфологическая традиция.

391

Ars Poetica. Вып. I. С. 143.

392

Искусство портрета. С. 51–52.

393

Помимо исследований Густава Шпета следует особо отметить – до сих пор опубликованные лишь частично – дискуссионные работы Александра Габричевского, Александра Ахманова и Апполинарии Соловьевой. Связь с немецкими исследованиями в дебатах ГАХН столь очевидна, что за нее иногда даже укоряют кружок Шпета. Так, в дневниковых записях представителя формальной школы Бориса Эйхенбаума встречается argumentum ad hominem: «московские теоретики признают только Шпета (за немецкую фамилию?) и немцев. О нас говорят с презрением, с иронией – как о детях» (цит. по: Материалы диспута «Марксизм и формальный метод» 6 марта 1927 г. С. 250).

Среди работ Г. Шпета см. прежде всего: Г. Шпет. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. С. 3–20, а также: Г. Шпет. Проблемы современной эстетики. С. 43–78.

Габричевский, опираясь на Зиммеля, разрабатывал систематику наук об искусстве, охватывающую теоретико-формальный и историко-интерпретационный подходы в искусствоведении. См.: А. Габричевский. Философия и теория искусства. С. 40–48.

394

См., кроме того, специально: N. Plotnikov. Kunstwissenschaft als Thema der philosophischen Reflexion. Zur kunsttheoretischen Debatte im Russland der 1920er Jahre. Eine Problemskizze.

395

W. Kemp. Reif für die Matrix. Kunstgeschichte als Bildwissenschaft. S. 41.

396

Новейшие и наиболее подробные на сегодня критические разборы тематики «общего искусствознания» содержатся в работах философа Вольфхарта Хенкманна, относящихся к началу 1970-х гг. См.: E. Utitz. Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft. 2 Bde. Nachdruck der Ausgabe Stuttgart, 1914/20; W. Henckmann. Probleme der allgemeinen Kunstwissenschaft. S. 273–334; R. Schmücker. Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Zur Aktualität eines historischen Projekts. S. 53–67; U. Franke. Nach Hegel – Zur Differenz von Ästhetik und Kunstwissenschaft(en). S. 73–91.

397

W. Sauerländer. Der Kunsthistoriker angesichts des entlaufenen Kunstbegriffs. Zerfällt das Paradigma einer Disziplin? S. 293–323.

398

См. также результаты междисциплинарной исследовательской программы № 626 Германского исследовательского сообщества – «Эстетический опыт под знаком размывания границ между искусствами». Программа была разработана в 2003 г. при участии представителей восьми дисциплин и в сотрудничестве с учеными Потсдамского университета, а также Института истории науки Макса Планка при Свободном университете в Берлине.

399

См.: R. Bubner. Ästhetisierung der Lebenswelt. S. 143–156.

400

H. Belting. Mit welchem Bildbegriff wird gestritten? S. 9.

401

См. прежде всего: G. Boehm. Zu einer Hermeneutik des Bildes. S. 444–471, особенно S. 464; M. Imdahl. Giotto, Arenafresken. Ikonographie, Ikonologie, Ikonik. S. 84 f. и 99 f.

Загрузка...