Неделание делает возможным любое делание.
В медитации нет ничего загадочного. Это просто тренировка ума. Научное определение медитации, предложенное Джули Брефчински-Льюис, таково: «Семейство практик тренировки ума, предназначенных для того, чтобы практикующий познал определенные типы ментальных процессов»[26].
Традиционные трактовки медитации очень близки к современному научному определению, приведенному выше. В тибетском языке медитация обозначается словом «гом» – «осваиваться», «привыкать». В языке пали, насчитывающем 2600 лет, на котором написаны ранние буддийские тексты, медитация называется словом «бхавана», которое означает «культивировать» в том же смысле, который применим к возделыванию растений. Даже в древних обществах, имевших давние традиции медитации, она не рассматривалась как нечто загадочное – это была просто тренировка ума. Так что, если вы пришли к медитации в поисках волшебства, вынужден вас огорчить: за волшебством обращайтесь в третью дверь дальше по коридору[27]. Как становится ясно из научного определения медитации, существуют ее различные виды, направленные на тренировку разных способностей ума. Применительно к развитию эмоционального интеллекта нас интересует медитация осознанности, вкратце описанная в предыдущей главе.
Тренировочный лагерь для мозгов
Если медитация подразумевает тренировку ума, какие его способности развивает осознанность? Это две важные способности: внимание и метавнимание.
Что такое внимание, понятно любому из нас. Очень точное определение ему дал Уильям Джеймс: «Точное и отчетливое удержание чего-либо в уме»[28].
Метавнимание – это внимание к вниманию, способность направлять внимание на само внимание. Э-э-э? Проще говоря, метавнимание – это способность осознавать, что ваше внимание рассеялось. Допустим, вы направляете внимание на определенный объект, и в конце концов ваше внимание отвлекается на что-то другое. Через какое-то время в вашей голове что-то щелкает, давая вам знать: эй, внимание отвлеклось. Эта способность и есть метавнимание. Метавнимание – это ключ к сосредоточению. Можно провести аналогию с ездой на велосипеде. Вы сохраняете равновесие на велосипеде посредством множества микроисправлений. Если велосипед немного наклоняется влево, выправляете его, слегка подаваясь вправо, а если он заваливается вправо, слегка подаетесь влево. Быстро и часто внося микроисправления, вы создаете эффект непрерывности вертикального положения и равновесия. То же самое касается внимания. Когда ваше метавнимание окрепнет, вы сможете быстро и часто «собирать» рассеявшееся внимание, за счет чего образуется эффект его непрерывности, то есть сосредоточения.
Главный секрет медитации, по крайней мере на начальной стадии, заключается в том, что она позволяет вам достичь состояния, при котором ум одновременно расслаблен и собран.
Когда ваше внимание и метавнимание окрепнут, произойдет кое-что интересное. Ваш ум станет более сосредоточенным и уравновешенным, но ощущаться это будет как расслабление. Это похоже на удержание равновесия на велосипеде на хорошей дороге. Если вы достаточно практиковались, это почти не требует усилий, и у вас появляется ощущение, что вы движетесь вперед и одновременно расслаблены. Вы добираетесь туда, куда вам нужно, и действительно наслаждаетесь процессом езды, потому что она расслабляет.
Возможно, с практикой вы даже сможете приводить свой ум в это состояние в любой желаемый момент и оставаться в нем продолжительное время. Когда ум становится очень сосредоточенным и одновременно расслабленным, естественным образом возникают три замечательных свойства: спокойствие, ясность и счастье.
Приведу аналогию. Представьте, что у вас есть кувшин с водой, в которой много примесей и которую постоянно взбалтывают. Такая вода кажется мутной. Теперь представьте, что кувшин перестали трясти и поставили на пол. Вода успокоится, через некоторое время все примеси осядут на дне, и вода будет казаться чистой. Это классическая аналогия для ума в возбужденном и расслабленном состояниях. Во время медитации мы временно прекращаем волновать ум, подобно тому как перестаем взбалтывать воду в кувшине. В конце концов ум становится спокойным и ясным, подобно воде.
Есть одно свойство ума, находящегося в состоянии спокойствия и ясности, не упомянутое в приведенной выше аналогии. Это счастье. Когда ум одновременно спокоен и ясен, счастье возникает самопроизвольно. Ум самопроизвольно и естественно наполняется радостью!
Но почему это так? Даже после того как я обнаружил, что могу достигать такого состояния ума по собственному желанию, мне было трудно понять происходящее. Почему спокойный и ясный ум автоматически становится счастливым? Я задал этот вопрос своему другу Алану Уоллесу, одному из главных западных экспертов по практике расслабленного сосредоточения (известной как шаматха).
Алан ответил, что причина очень проста: счастье – это состояние ума «по умолчанию». Так что, когда ум становится спокойным и ясным, он возвращается в свое состояние по умолчанию, то есть в состояние счастья. Вот и все. Никакого волшебства – мы просто возвращаем ум в его естественное состояние.
Мудрый Алан объяснил это в своей обычной манере – спокойно, радостно, оставив простор для размышления. Для меня это утверждение стало простым, но глубинным прозрением, способным изменить жизнь. Из него следует, что счастье – это не то, к чему нужно стремиться, это то, чему нужно позволить быть. Счастье – это просто быть. Это прозрение изменило мою жизнь.
Счастье – это состояние души «по умолчанию».
По-моему, самая грандиозная шутка в том, что мир так долго разными способами стремился добиться счастья, а оказалось, что нерушимого счастья можно достичь простой концентрацией внимания на собственном дыхании. Жизнь – забавная штука. По крайней мере моя жизнь.
Традиционной аналогии с кувшином воды, полной примесей, по меньшей мере 2600 лет. Есть и другая аналогия для медитации – возможно, более понятная современному человеку. Это сравнение с физическими упражнениями. Медитация – это упражнения для вашего ума.
В тренажерном зале вы развиваете свое тело, его физические возможности. Поднимая тяжести, вы становитесь сильнее. Если вы регулярно бегаете, то со временем сможете бегать быстрее. Подобным образом медитация служит тренировкой ума, позволяющей ему обрести новые ментальные возможности. Например, если вы выполните множество медитативных упражнений, ваш ум станет более спокойным и восприимчивым, вы сможете лучше и дольше сосредотачивать свое внимание и т. п.
Я часто повторяю шутку, что медитировать – это как потеть в тренажерном зале, только без пота и тренажерного зала.
Есть важное сходство между упражнениями и медитацией – в обоих случаях прогресс достигается через преодоление сопротивления. Например, при поднятии тяжестей каждый раз, когда вы сгибаете руку, преодолевая сопротивление веса гантели, ваш бицепс становится немного сильнее. Похожий процесс происходит во время медитации. Каждый раз, когда ваше внимание отвлекается от дыхания и вы возвращаете его, вы словно сгибаете руку с гантелей, и «мускул» вашего внимания становится немного сильнее.
Это означает, что плохой медитации не бывает. Многие из нас во время медитации обнаруживают, что внимание отвлекается от дыхания. Нам постоянно приходится возвращать его, и мы решаем, что все делаем неправильно. На самом же деле это хорошее упражнение, поскольку каждый раз, возвращая ускользающее внимание, мы даем возможность для роста мускулам своего внимания.
Второе сходство между фитнесом и медитацией заключается в том, что и то и другое может существенно повысить качество вашей жизни. Если вы никогда не делали зарядку и начинаете заниматься в регулярном режиме, то через несколько недель или месяцев заметите в себе значительные перемены. Вы станете более энергичными, будете больше успевать, реже болеть, лучше выглядеть и гораздо больше нравиться самому себе. То же самое можно сказать о медитации. Через несколько недель или месяцев после начала регулярной практики медитации у вас появится больше энергии, ваш ум станет спокойней, ясней и радостней; вы будете реже болеть и чаще улыбаться; ваша социальная жизнь пойдет в гору (потому что вы будете чаще улыбаться); вы будете больше нравиться самому себе. И вам даже не придется для этого потеть.
Процесс медитации осознанности довольно прост. Ниже дано его схематическое описание.
Этот процесс начинается с намерения. Для начала cформулируйте намерение, найдите причину, по которой вы хотите настроиться на внимательность. Вы можете делать это для снижения стресса. Или для усиления ощущения благополучия. Возможно, вы хотите развить свой эмоциональный интеллект, потому что это вам выгодно или просто ради забавы. Или же вы просто хотите создать условия для мира на планете. Ну и так далее.
На самом деле, если вы по-настоящему ленивы, по-настоящему заняты или и то и другое, тогда, сформулировав намерение, вы уже можете считать, что осуществили медитацию. Акт создания благих намерений сам по себе является разновидностью медитации. Каждый раз, когда вы выражаете намерение, вы тонким образом создаете или усиливаете привычку ума.
МЕДИТАЦИЯ ОСОЗНАННОСТИ СХЕМА ПРОЦЕССА
Если вы будете многократно формулировать одно и то же намерение, в конце концов оно станет привычкой, которая будет возникать в вашей голове в различных ситуациях и направлять ваше поведение. Например, если в течение дня вы многократно склоняетесь к намерению заботиться о собственном благополучии, то через какое-то время, вероятно, обнаружите, что сводите все свои действия (возможно, бессознательно) к таким поступкам и решениям, которые способствуют вашему благополучию, и благодаря этому вы действительно можете достичь большего благополучия.
Это работает еще лучше, когда ваше намерение – благополучие других людей. Даже если вы просто будете часто формулировать это намерение, не делая ничего другого, то поймете, что постепенно (и, опять же, иногда бессознательно) становитесь добрее и заботливей по отношению к другим людям. Очень скоро вы начнете больше нравиться людям, им будет приятней находиться рядом с вами, а вы, возможно, даже не будете знать почему – и решите, что их привлекает ваша красивая внешность.
Следующий этап после создания намерения – это наблюдение за своим дыханием. Просто мягко направляйте внимание на процесс дыхания. Вот и все.
Дышите! Дышите! Я же сказал: наблюдать за дыханием!
Классическая аналогия этого процесса – страж у ворот города, наблюдающий за входящими и выходящими жителями. Он ничего не делает – просто с безмолвной бдительностью смотрит, как входят и выходят люди. Подобным образом вы можете считать свой ум стражем, бдительно следящим за тем, как входит и выходит воздух при дыхании. Вы можете представить, что у вас в руках большая дубина и вы очень крутой. Согласно другой, по-настоящему красивой аналогии, предложенной моей подругой и коллегой – учителем программы «Ищи в себе» Ивонн Гинзберг, внимание – это бабочка, что покоится на лепестке цветка, колышимого вверх и вниз легким ветерком. Ваше внимание – это бабочка на лепестке вашего дыхания.
К этому времени ваше внимание может сконцентрироваться. Вы можете обнаружить себя в состоянии, при котором ваш ум спокоен и сосредоточен. Вы можете даже просто пребывать в потоке, просто быть со своим дыханием. При условии длительной практики это состояние может сохраняться долгое время, но у большинства людей оно продолжается несколько секунд. А затем мы отвлекаемся.
Отвлекаясь, мы можем начать размышлять, беспокоиться или фантазировать. Иногда я даже фантазирую о том, что не беспокоюсь. Через какое-то время мы обнаруживаем, что внимание рассеялось. На это большинство людей по умолчанию отвечает самокритикой. Мы начинаем говорить себе, что у нас ужасно плохо получается медитировать, да и вообще мы не очень-то хорошие люди. К счастью, существует искусный способ справиться с самокритикой.
Первое, что необходимо сделать – это восстановить фокус внимания, вновь направив его на процесс дыхания. Второе – нужно вспомнить важную догадку (которую мы уже обсуждали в этой главе) о том, что процесс возвращения внимания подобен сгибанию руки на бицепс во время занятий в тренажерном зале. Это не провал – это процесс роста и развития мощных ментальных «мускулов». Третье – осознать собственное отношение к себе. Посмотрите на то, как вы с собой обращаетесь и как часто злобно сплетничаете о себе самом. Если возможно, поменяйте это отношение на доброту и заинтересованность в себе. Такое изменение – само по себе медитация. Оно создает еще одну привычку ума.
Каждый раз, проявляя доброту к себе, мы немного укореняем эту привычку, и если делать это часто, то можно преодолеть ненависть к себе и даже стать своим лучшим другом. (Вспоминается смешная реплика из фильма «Космические яйца»: «Я челобака – наполовину человек, наполовину собака. Я свой лучший друг!»)
Один из лучших способов сделать это – развить то, что ребята из дзен называют умом бабушки: позаимствовать ум любящей бабушки. Для любящей бабуленьки вы прекрасны и совершенны во всех своих проявлениях. Сколько бы вы ни шалили, вы совершенны, и бабушка любит вас таким, какой вы есть. Это не значит, что она не замечает ваших недостатков или позволяет вам вредить самому себе. Иногда она даже строго вмешивается в ваши дела, чтобы не позволить вам впутаться в большие неприятности. Но несмотря ни на что, для нее вы совершенство, и она любит вас. Практика заключается в том, чтобы увидеть себя глазами любящей бабушки.
И наконец, вернитесь к наблюдению за дыханием и, когда сочтете уместным, напоминайте себе о своем намерении. И снова здравствуйте.
На самом деле вы можете медитировать в любом положении, которое вам нравится. Например, в традиционном буддизме выделяют четыре основные позы для медитации: сидя, стоя, в ходьбе и лежа – в общем-то, почти все возможные положения. Ну и жадины эти буддисты.
Есть одна вещь, которую нужно помнить, выбирая позу для медитации. Всего лишь одна. Лучшая поза для медитации – та, которая позволяет вам оставаться одновременно собранным и расслабленным в течение продолжительного времени. Это значит, что вы, скорее всего, не станете сутулиться, поскольку это не способствует собранности, и в то же время не захотите сидеть в позе, заставляющей напрягать спину, поскольку это препятствует расслаблению.
К счастью для нас, за тысячи лет медитации люди уже придумали положение сидя, прекрасно способствующее как собранности, так и расслаблению. Это традиционное положение называется семичленной позой. Вкратце ее семь характеристик таковы:
1. Спина выпрямлена подобно стреле.
2. Ноги скрещены в позе лотоса.
3. Плечи расслаблены, приподняты и направлены назад, как у грифа.
4. Подбородок слегка опущен, шея слегка изогнута «подобно железному крюку».
5. Глаза закрыты, или взгляд направлен в пространство.
6. Язык касается верхнего неба.
7. Губы слегка приоткрыты, зубы не сжаты.
Не будем подробно разбирать традиционную позу. Я обнаружил, что поначалу людям сложно дается эта поза, поскольку мы не привыкли сидеть на полу. Мы настолько привыкли сидеть на стульях и диванах со спинками, что нам неудобно в традиционной позе – по крайней мере сначала. Поэтому предлагаю вам просто помнить о существовании оптимальной традиционной позы. Используйте ее как исходную и найдите то положение, в котором будет удобно лично вам и, самое главное, которое поможет вам оставаться собранным и расслабленным.
Например, не так уж важно, скрещиваете ли вы ноги, опираетесь ли на что-то или предпочитаете класть себе на голову мягкую игрушку Hello Kitty. Все, что помогает вам сохранять собранность и расслабиться, хорошо.
Всемирно известный учитель тибетского буддизма Согьял Ринпоче предлагает интересный способ подобрать подходящую позу для медитации. Он советует сидеть подобно величественной горе. Идея в том, чтобы представить свою любимую гору – например, Фудзи или Килиманджаро, – а затем сесть и притвориться этой горой. Вот он вы: мистер (или мисс) Гора Фудзи, величественный, горделивый и вселяющий трепет. Важно то, что поза, позволяющая почувствовать себя величественным, горделивым и вселяющим трепет, может оказаться той же позой, что помогает вам сохранять собранность и расслабленность (к тому же сидеть так может быть весьма забавно). Попробуйте сами и проверьте, сработает ли это.
Другое простое, но полезное предложение внесла преподаватель курса «Ищи в себе» Ивонн Гинзберг:
Глубоко вдохните, так чтобы поднялась грудная клетка. На выдохе позвольте плечам опуститься, сохраняя положение позвоночника. Так вы одновременно станете олицетворением течения реки и устойчивости горы.
Но я больше всего похож на гору именно в этой позе!
Меня часто спрашивают, следует ли закрывать глаза во время медитации или лучше держать их открытыми. Как ни странно, ответ таков: хоть так, хоть этак, и так и так, ни так ни сяк. Серьезный же ответ – оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, их полезно понимать и попробовать разные способы.
Держать глаза закрытыми во время медитации полезно – это помогает оставаться спокойным и не отвлекаться на визуальные объекты. Проблема в том, что так очень просто уснуть. Если же глаза открыты, у вас появляется другая проблема. Теперь не так просто провалиться в сон, но отвлекают визуальные объекты. Что же делать? Существует два компромиссных варианта – временной и пространственный.
Временной компромисс заключается в том, чтобы начать медитацию с закрытыми глазами, а затем время от времени их открывать, когда вы начинаете проваливаться в сон. Пространственный же компромисс таков: если у вас это получается, держите глаза полуприкрытыми. Я часто шучу, что мне это дается легко, потому что я китаец. На самом же деле идея в том, чтобы слегка приоткрыть глаза, направить взгляд немного вниз, не сосредотачивая его ни на каком объекте. По моему опыту, это оптимальный вариант. Я предлагаю попробовать разные варианты и выяснить, какой из них подходит вам.
Часто во время медитации мы отвлекаемся на звуки, мысли или ощущения в теле. Я предлагаю четырехступенчатый план по работе с такими раздражителями:
1. Примите.
2. Отвлекитесь, не оценивая и не реагируя.
3. Если необходимо отреагировать, продолжайте сохранять внимательность.
4. Отпустите.
Просто примите то, что происходит.
Что бы вас ни отвлекало, просто переключитесь на это. Не оценивайте это как хорошее или плохое. Let it be – позвольте этому быть, как поется в знаменитой песне. Если это возможно, постарайтесь не реагировать на это. Если вам необходимо среагировать (например, действительно нужно почесаться), постарайтесь подождать в течение пяти циклов дыхания, прежде чем отреагируете. Это делается для того, чтобы научиться создавать пространство между стимулом и реакцией. Чем лучше мы умеем создавать такое пространство, тем лучше контролируем свою эмоциональную жизнь. Этот навык, вырабатываемый во время сидячей практики, может пригодиться в повседневной жизни.
Если отреагировать все-таки необходимо, например, нужно почесаться или встать, продолжайте удерживать внимание на трех вещах: намерении, движении и ощущении. Помните, цель практики не в том, чтобы сохранять неподвижность, цель – это осознанность. До тех пор пока вы поддерживаете осознанность, любые ваши действия соответствуют правилам игры. Это означает, например, что если вы вынуждены отреагировать на зудящее лицо, сначала направьте внимание на ощущение зуда, затем на намерение почесаться и, наконец, на движения руки и пальца и ощущение при почесывании лица.
Это все – ни прибавить, ни убавить.
Если нечто хочет, чтобы вы его отпустили, отпустите. Если же нет, просто позвольте ему быть.
Помните, что отпускать – это не вытеснять. Отпускать – значит приглашать. Мы позволяем адресату нашего приглашения принять или не принимать его и радуемся любому выбору. Когда мы отпускаем то, что отвлекает нас от медитации, то мягко предлагаем ему перестать нас отвлекать, великодушно давая решить, уйти ему или остаться. Если оно решит уйти – прекрасно. Решит остаться – тоже прекрасно. Все время его присутствия наше обращение с ним миролюбиво и великодушно. Такова практика отпускания.
Наконец, если вы не запомнили ничего из того, что уже успели прочесть в этой главе (возможно, вам плевать на эту книгу, но жена насильно усаживает вас за нее), к счастью для вас, Джон Кабат-Зинн сформулировал резюме всей главы в одном предложении:
Дышите так, будто от этого зависит ваша жизнь.
Если вы можете запомнить лишь одно предложение из всей главы, запомните эту фразу, и вы поймете суть медитации осознанности.
Теперь, когда вы познакомились с теорией и практикой медитации осознанности, давайте проведем несколько минут, медитируя сидя. Вы можете сделать это разными способами. Самый простой из них – выполнить расширенное двухминутное упражнение внимательности из предыдущей главы.
Для начала сядьте в позу для медитации, позволяющую вам быть одновременно собранным и расслабленным. Затем, когда вам это удобно, начните практику, используя Простой способ (направляйте внимание на процесс дыхания и мягко возвращайте его к дыханию всякий раз, когда оно рассеивается) или Еще более простой способ (сидите без всякой конкретной задачи, переключившись с деяния на бытие). Если захочется, вы в любое время можете перейти от одного способа к другому. Продолжайте около десяти минут – столько, сколько хотите. Это и есть ваша практика медитации.
Если вы предпочитаете что-то более формальное и структурированное, можете применить модель процесса медитации осознанности, описанную ранее в этой главе.
Для начала сядьте в позу для медитации, позволяющую вам быть одновременно собранным и расслабленным. Когда вам будет удобно, позвольте возникнуть намерению, основанному на том, почему вы сидите и медитируете, которое вдохновит вас на продолжение практики. Сконцентрируйте внимание на процессе дыхания. Если ваш ум спокоен и сосредоточен, пребывайте в этом состоянии. Если же сознание отвлекается на звуки, мысли или зуд, признайте причину, отвлекающую вас, отреагируйте без оценки и отпустите то, что хочет уйти. Если нужно пошевелиться, сохраняйте внимательность по отношению к намерению, движению и ощущению. Мягко верните свое внимание к дыханию. Если вы критикуете или осуждаете себя, вызовите добрые мысли по отношению к самому себе и позвольте им прийти, если они захотят. Если же нет – просто позвольте этому быть, все в порядке. Выполняйте эту практику в течение десяти минут или столько, сколько хочется.
Для начала сядьте в удобную позу. Исходя из собственных ощущений, примите то положение, которое позволяет вам быть одновременно расслабленным и собранным. Вы также можете сесть подобно величественной горе – так, как это себе представляете.
Теперь сделайте три цикла медленных, глубоких вдохов и выдохов, чтобы одновременно привнести в практику энергию и расслабление.
Теперь дышите естественно и очень мягко направьте внимание на свое дыхание. Вы можете удерживать внимание на своих ноздрях, животе или на всем дыхательном цикле, если это имеет для вас смысл. Осознавайте вдох, выдох и промежуток между ними.
(Короткая пауза.)
Если хотите, можете думать об этом упражнении как о дозволении сознанию покоиться на дыхании. Вы можете визуализировать дыхание как место для отдыха, подушку или матрас и очень мягко позволить своему сознанию покоиться на нем. Просто будьте.
(Длинная пауза.)
Если в какой-то момент вы отвлеклись на ощущение, мысль или звук, признайте это отвлечение, переживите его и очень мягко позвольте ему уйти. Снова очень мягко направьте внимание на дыхание.
(Длинная пауза.)
Если хотите, в конце медитации предложите возникнуть радостному внутреннему покою.
Вдыхая, я спокоен.
Выдыхая, я улыбаюсь.
Этот момент
Прекрасен.
(Короткая пауза.)
Спасибо за внимание.
Медитация имеет по крайней мере одно важное сходство с наукой: для нее очень важен дух исследования. В медитации дух исследования имеет два аспекта. Во-первых, медитация во многом связана с изучением самого себя. Да, мы начинаем с тренировки внимания, но для большинства традиций медитации внимание – это не конечная цель; истинная цель – это прозрение. Смысл развития высокого качества внимания в том, чтобы сделать возможным прозрение в сущность сознания. Сильное внимание подобно мощному фонарю: его приятно иметь, но его настоящая задача – позволить нам осмотреть темные комнаты сознания и нашего внутреннего мира, давая возможность искать внутри себя. А поскольку в конечном счете самое главное – это развитие прозрения, дух исследования – по меньшей мере внутреннего исследования – является необходимым компонентом медитативной практики.
Второй аспект этого духа исследования лежит за пределами внутреннего мира – во внешнем. Поскольку люди, практикующие медитацию, привыкли к исследованиям, мы спокойно относимся к науке и научным исследованиям самой медитации. Это справедливо даже для людей, практикующих в рамках древних традиций медитации, таких как буддизм. Для многих моих друзей самым поразительным примером спокойного отношения к науке стало высказывание Далай-ламы: «Если научный анализ окончательно докажет ложность некоторых убеждений буддизма, мы должны принять выводы науки и отказаться от этих убеждений»[29].
Учитывая это, давайте кратко ознакомимся с несколькими примерами научной литературы о медитации, получившими высокую оценку экспертов.
Одно из самых впечатляющих исследований медитации было проведено двумя пионерами созерцательной нейробиологии – Ричардом Дэвидсоном и Джоном Кабат-Зинном[30]. Это исследование стало откровением по многим причинам. Это было первое крупное исследование, проведенное в бизнес-среде, где в качестве испытуемых выступали сотрудники биотехнологической компании. Это делает данное исследование чрезвычайно релевантным для человека, работающего в корпоративной среде, вроде меня. Исследование показало, что всего за восемь недель тренировки осознанности у испытуемых значительно понизился уровень тревоги, что очень хорошо, но совсем не удивительно, поскольку программа обучения, разработанная Джоном Кабат-Зинном, называется «Снижение стресса на основе осознанности». Было бы очень неловко, если бы уровень тревоги не стал значительно ниже.
Еще удивительней то, что измерения электрической активности мозга испытуемых показали: у людей, входивших в группу медитации, наблюдалось значительное усиление активности в тех участках мозга, которые отвечают за положительные эмоции.
Самое же поразительное открытие было связано с функционированием иммунной системы. Ближе к концу исследования испытуемым были сделаны прививки против гриппа, и у тех, кто входил в группу медитации, выработалось больше антител к вакцине. Иными словами, через восемь недель медитации осознанности испытуемые стали значительно счастливее (согласно показаниям мозга) и продемонстрировали усиление иммунитета. Не забывайте также, что это исследование проводилось не на бритоголовых парнях в одеждах монахов, живущих в монастыре, а на обычных людях, ведущих реальную жизнь и работающих на стрессовых должностях в американских корпорациях.
В фокусе другого, более позднего исследования, проведенного Хелин Слэгтер, Энтони Луцем, Ричардом Дэвидсоном и др., было внимание[31]. Если точнее, они изучали медитацию в связи с интересным феноменом, известным как «мигание внимания». Есть один очень простой способ объяснить, что такое мигание внимания. Предположим, на экране компьютера вам показывают последовательность быстро сменяющих друг друга знаков (цифр или букв) – по одному знаку за раз с интервалом между показами букв в пятьдесят миллисекунд, то есть в половину одной десятой секунды. Допустим, вся последовательность состоит из букв и только двух цифр. Например, она может быть такой: P, U, H, 3, W, N, 9, T, Y. В последовательности символов присутствуют две цифры. Задача в том, чтобы распознать эти цифры.
Тест на мигание внимания
А теперь самое интересное: если две цифры демонстрируются друг за другом с интервалом в полсекунды или меньше, то вторая, как правило, не распознается. Этот феномен получил называние «мигание внимания». По какой-то причине, после того как была распознана первая цель, внимание «мигает», мозгу требуется время, прежде чем он сможет заметить вторую цифру.
Раньше считалось, что мигание внимания – это следствие структуры мозга, а значит, оно неизменно. Исследование Слэгтер показывает, что после трех месяцев интенсивной и последовательной практики медитации осознанности испытуемые способны значительно сократить период мигания внимания. Была предложена теория, что практика медитации осознанности учит мозг более эффективно обрабатывать стимулы, и поэтому после обработки первой цели он все еще сохраняет ментальные способности для обработки второй. Это исследование говорит о поразительной возможности апгрейда производительности нашего мозга посредством медитации осознанности. Так что, если ваша работа зависит от способности концентрировать внимание на информации в течение продолжительного времени, возможно, медитация поможет вам получить повышение.
А вы что? Тоже мечтаете о карьерном взлете? Вы и без моей помощи неплохо взлетаете!
Существует множество других интересных научных исследований медитации. Здесь будут упомянуты лишь самые яркие из них.
Энтони Луц показал, что мастера буддийской медитации способны генерировать мозговое гамма-излучение с большой амплитудой импульсов, которое часто связывают с эффективностью памяти, обучения и восприятия[32]. Еще интереснее то, что эти мастера способны генерировать гамма-излучение даже в обычном состоянии, не медитируя, что говорит об изменениях в покоящемся мозге в результате медитации. Если вы будете много поднимать тяжести, то нарастите мускулы, которые никуда не исчезают даже тогда, когда вы находитесь вне тренажерного зала. Подобным образом, если вы будете много медитировать, то обзаведетесь сильными ментальными «мускулами» спокойствия, ясности и радости, которые будут с вами, даже когда вы просто тусуетесь с друзьями.
Одно из первых исследований в этой области, проведенное Джоном Кабат-Зинном, показало, что осознанность может значительно ускорить заживление кожи при таких болезнях, как псориаз[33]. Методология исследования была проста. Все участники получали обычное лечение, но половине из них во время процедур проигрывались записи наставлений по медитации, подготовленных Джоном Кабат-Зинном, и даже простое прослушивание записей значительно ускоряло процесс исцеления. Я нахожу эти результаты поразительными. Другой интересный аспект исследования в том, что псориаз – это нечто видимое и осязаемое, это заболевание с характерными красными пятнышками, увеличивающимися в размерах при прогрессировании болезни. Так что, когда вы говорите о медитации в контексте псориаза, ваши слова – не просто болтовня последователя философии нью-эйдж: речь идет о чем-то вещественном, о том, что вы можете увидеть и даже измерить линейкой.
Наконец, существует исследование, результаты которого говорят о том, что медитация может увеличить толщину вашего неокортекса. В рамках этого исследования, проведенного Сарой Лазар, в МРТ были сделаны снимки мозга людей, практикующих медитацию осознанности и не практикующих ее, и эти снимки показали, что неокортекс практикующих толще в тех зонах, которые связаны с вниманием и обработкой информации, полученной от органов чувств[34]. Разумеется, эти измерения говорят о корреляции, а не о причинно-следственной связи, а значит, вполне возможно, что люди с утолщением неокортекса в этих зонах начинают практиковать медитацию. Однако исследование также показало, что чем дольше испытуемые практиковали медитацию, тем толще становились эти области неокортекса, поэтому можно предположить: практика медитации вызвала эти изменения мозга.
Это лишь краткая сводка исследований последних двадцати пяти лет. Примечательно, что осознанность ведет к улучшениям во всех областях, начиная от внимания и работы мозга, заканчивая иммунитетом и состоянием кожи. Похоже, что осознанность – это что-то вроде швейцарского ножика Макгайвера [35] – она полезна в любой ситуации.
Помните: если практика под силу Меню, вам она тоже по плечу.