Подлинные врачеватели болезни – природные силы в нашем организме.
Многие из нас чувствуют себя беспомощными в вопросах здоровья. Современное общество учит, что мы жертвы собственных генов, зависим от милости судьбы – случайной или предопределенной, а уповать можно лишь на врачей в белых халатах с их стетоскопами, скальпелями и рецептами чудодейственных средств. Но в самом ли деле лучшее средство от острых и хронических болезней, которых в наши дни становится все больше, – это таблетки и операции?
Те или иные хронические болезни есть почти у половины американцев[1][2], поэтому вряд ли достаточно просто прописать таблетки или назначить операцию: ответ должен быть более многогранным.
Хроническая болезнь – это болезнь либо постоянная, либо рецидивирующая, так или иначе – длительная, растянутая во времени. Хроническим принято называть недуг, который длится более трех месяцев; этим он отличается от острого (с резким началом и сопровождаемого, как правило, более тяжелым состоянием). Острые и хронические болезни важно разделять, поскольку, как вы узнаете из этой книги, едва ли не главная причина ухудшения нашего здоровья и распада системы здравоохранения – попытки применить медицинскую модель острого состояния к хроническим болезням, что мешает выявить подлинные причины заболевания и добиться долгосрочного излечения.
В последние годы научно-технический прогресс шагает вперед небывалыми темпами, а люди между тем еще никогда, пожалуй, не были такими больными и унылыми. Рак – болезнь хроническая – достиг невероятной распространенности, а получить этот диагноз так же страшно, как сорок лет назад. Тревога и депрессия, похоже, встречаются не реже насморка, а аутоиммунные болезни расползаются, как потница летом.
Что происходит? Неужели наш мир стал так токсичен, что болезней не избежать? Безусловно, химикаты в переработанной пище и средствах для уборки могут внести свой вклад в возникновение болезни, однако «Исцеление» – не очередная книга о диете, правильном питании и экологически чистой жизни.
Эта книга о глубинной связи нашего разума с биологией и о мощном воздействии мыслей, чувств и убеждений на наше физическое здоровье.
Старайся как можешь, пока не поймешь, как надо.
Потом, когда поймешь, как надо, начнет получаться лучше.
Что такое здоровье? В словарь «Merriam-Webster Collegiate Dictionary», помимо прочих, входят такие определения:
Состояние, при котором организм, дух и разум работают правильно. Свобода от физической болезни и недомогания; состояние, при котором кто-то или что-то процветает или преуспевает; благополучие.
Если здоровье есть свобода от физического «недомогания», то можно сказать, что здоровье – это состояние, когда ты все можешь. Можно также предположить, что процветание должно быть нашим естественным состоянием, поскольку цветы расцветают и «процветают» в дикой природе, и им не нужно для этого ничего «делать». А следовательно, когда мы заболеваем, надо задать себе вопрос: что выбило нас из равновесия, из нашего естественного состояния процветания? По мнению специалистов, главный виновник – стресс.
Страшная правда о стрессе
Я практикую вот уже 35 лет и видел множество больных. Я видел много невероятных случаев и с каждой неделей все сильнее убеждаюсь, что главная причина всех болезней – стресс.
Доктор Джеффри Томпсон
Девяносто процентов случаев обращения к врачу – это болезни, вызванные стрессом; однако больные не получают ничего, кроме антидепрессантов и всякого рода таблеток.
Джоан Борисенко, доктор наук
Есть три основные разновидности стресса. Это физический стресс – несчастные случаи, аварии, падения, травмы. Химический стресс – бактерии, вирусы, гормоны в пище, тяжелые металлы, похмелье, избыток сахара в крови. И наконец, эмоциональный стресс – трагедии в семье, утраты, неприятности на работе, финансовые сложности. Все это выбивает мозг и тело из равновесия.
Доктор Джо Диспенза
А в это время, в век информации, нас постоянно бомбардируют дурными новостями, требуют «не ударить в грязь лицом перед соседями», насильно отрывают от естественных ритмов и циклов Вселенной. Все эти факторы вызывают колоссальный эмоциональный стресс. Согласно статье в журнале Time, вышедшей в 2016 году, поколение после 11 сентября 2001 года «выросло в эпоху экономической и политической нестабильности. Они не знали времен, когда терроризм и стрельба в школах не были нормой. Они выросли, наблюдая, как их родители борются с тяжелой экономической рецессией, а главное – созрели в годы, когда наука, техника и социальные сети преобразили общество»[3].
Частотность депрессии и тревожности у подростков взлетела до небес из-за непереносимого давления социальных сетей и непрерывно повышающихся требований культуры конкуренции. Число подростков, у которых случались депрессивные эпизоды, растет с каждым годом – оно увеличилось на 37 процентов за период с 2005 по 2014 год[4] – и этому, скорее всего, немало поспособствовали социальные, политические и экологические причины.
Сегодня у старшеклассников гораздо больше симптомов тревожности, и они вдвое чаще обращаются к психологам и психиатрам, чем их сверстники из восьмидесятых[5]. Это на руку фармацевтическим фирмам, которые производят антидепрессанты и лекарства от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). И совсем не на руку незрелому организму и разуму наших детей.
Но дело не только в том, что в нашей жизни больше факторов эмоционального стресса: параллельно мы, члены современного общества, подвергаемся и усиленному воздействию химических стрессогенных факторов. Поскольку пищевая промышленность придерживается принципа «больше и удобнее», то:
• в нашей пище все больше дешевых физических заменителей и консервантов;
• мы едим несезонные импортные фрукты и овощи, которые зачастую привозят издалека незрелыми и после двух недель пути обрабатывают газом, чтобы ускорить созревание;
• мы употребляем генно-модифицированные сельскохозяйственные культуры и продукты, полученные от животных, которых держали на неестественной диете, кормили гормонами и антибиотиками, что зачастую наносит нам серьезный вред.
По данным Центра безопасности пищевых продуктов, «не менее 75 процентов готовых продуктов на полках супермаркетов – от газированных напитков до супов, крекеров и приправ – содержат генетически модифицированные ингредиенты»[6].
Все эти квазипищевые субстанции и химические стрессогенные факторы тяжким бременем ложатся на организм. Наша пищеварительная система не понимает, что с ними делать, и начинает давать сбой, а иммунная – не справляется со своими обязанностями, не успевает проводить очищение, восстановление и заживление. Вредные химические вещества в косметике и средствах для уборки также нарушают гормональное равновесие, усугубляя и без того колоссальное угнетающее действие токсинов на организм. Чем дальше мы от натуральных ингредиентов (в том числе в пище), тем дальше от естественного состояния – здоровья.
Поскольку иммунная система у нас перегружена и сдается под натиском эмоциональных и химических стрессогенных факторов, которых так много, мы беззащитны перед бактериями, вирусами и другими патогенными факторами среды. Как же нам взять все лучшее, что может предложить нам наука и техника, и при этом защититься от вредных побочных эффектов этих достижений? Ответ следует искать в себе.
Почему стресс был полезен вашему первобытному предку и вреден для вас
В древние времена при возникновении угрозы мы полагались на активацию адреналовой системы: бей или беги. Сколько энергии потребуется задействовать, чтобы убежать от саблезубого тигра, который за тобой гонится? Надеюсь, ответ понятен! Вот он: чтобы убежать от саблезубого тигра, нужно сто процентов энергии.
Брюс Липтон, доктор наук
Сотни, тысячи лет назад реакция «бей или беги» была совершенно адекватной, поскольку встреча с диким животным была смертельно опасной в буквальном смысле этих слов. Но теперь речь идет о супруге, начальнике, срочной оплате кредита – а организм реагирует по-прежнему, будто на смертельную опасность. Поэтому вы, как прежде, насыщаете свой организм гидрокортизоном, адреналином и норадреналином.
Питер Кроун
Если вы все время запускаете реакцию «бей или беги», то по определению отбираете ресурсы у кишечника, выделительной системы, иммунной системы, центров высшей нервной деятельности в мозге – и всю эту энергию пускаете в мышцы, чтобы драться с врагом не на жизнь, а на смерть. Следовательно, и память у вас уже не та, и сосредоточиться трудновато, и пищу вы не перевариваете как следует, и токсины не выводятся, и иммунная система подавлена – хронически, все время.
Доктор Джеффри Томпсон
Стрессовая реакция организма рассчитана на спринт – на стремительный бег или яростную борьбу за свою жизнь, – но сегодня мы все бежим марафон хронического стресса. Не давая себе возможности вернуться в состояние отдыха и восстановления, мы рискуем здоровьем. Найдите способы управлять повседневным стрессом – спорт, медитация, прогулки или просто отдых от высокотехнологичных устройств, – и это поможет вам успокоиться, сосредоточиться и дать организму восстановить силы, накопить энергию и вернуться в состояние, когда он все может.
Вы тоже бежите марафон повседневного стресса? Уделяете ли вы время отдыху и восстановлению?
Назовите два занятия, которым вы можете предаваться ежедневно, чтобы управлять стрессом.
Помню, меня еще в детстве поражало, как прекрасно организм умеет самоисцеляться. Если мне случалось разбить коленку, мама промывала ссадину, покрывала ее поцелуями – и всё: дальше коленка должна была зажить самостоятельно. Тогда мне казалось, что это волшебство: всего через несколько дней коленка у меня была как новенькая, а от ссадины не оставалось и следа.
Мы совсем забыли, что наш организм от природы наделен удивительной способностью к самоисцелению, поскольку общество приучило нас к мысли, что для восстановления здоровья нам нужен врач, который спасет нас или посоветует какое-то внешнее лечебное средство. Во всех фильмах, телепередачах, которые я видела в детстве, когда кто-то заболевал, в дом приходил человек в белом халате, с маленьким черным чемоданчиком, полным чудодейственных лекарств.
Сегодня кино и телесериалы предпочитают показывать зрелищные спасения жизней в отделениях скорой помощи. Все эти образы внушают нам, что в случае болезни или травмы для исцеления нам необходимо что-то или кто-то извне. Врачи и правда помогают сращивать сломанные кости, но на самом деле кость восстанавливается и срастается благодаря природному разуму, встроенному в ДНК каждой клетки. Любящая мать или отец продезинфицируют ссадину, но восстановит, заживит и исцелит ткани природный интеллект и работа иммунной системы.