Город Исфахан – столица Ирана в эпоху Сефевидов (1501-1736). Здесь представлены лучшие образцы исламской архитектуры. Его центр – великолепная площадь Нагше-Джахан с покрытыми голубыми изразцами мечетями – внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исфахан – жемчужина иранского зодчества и заслуживает подробного осмотра.
Начнем с посещения центра города, где сосредоточены главные сокровища: огромная площадь Нагше-Джахан, две лучшие мечети Ирана, королевский дворец и торговые ряды, покинуть которые вы не сможете до самого вечера.
В настоящее время посетители заходят на площадь Нагше-Джахан (пл. Нагше-Джахан (площадь Имама).
Открыто: ежедневно 7.00-23.00 (закрывается на молитву по пятницам в первой половине дня) с улицы Сепа, с ее западной стороны. Площадь, которую после Исламской революции официально переименовали в честь Аятоллы Хомейни, является самой крупной в мире после китайской Тяньаньмынь – ее размеры составляют 510 х 163 м. Неудивительно, что когда-то здесь играли в «чоуган» (по сути, в поло, которое потом из Ирана пришло в Индию и оттуда – к англичанам) и устраивали скачки. Площадь в центре города, на месте садов Нагше-Джахан, создали в 1602 г., когда шах Аббас I пожелал сделать из Исфахана великолепную столицу, какой свет еще не видел. Всеми работами руководил Али Акбар Исфахани, придворный архитектор. Площадь четко проходит с севера на юг, что позднее привело к некоторым нестыковкам – ведь мечети нужно было ориентировать как бы «наискосок», чтобы они смотрели в сторону киблы (Мекки). Проблему решили блестяще. Когда смотришь на выходящие на площадь роскошные порталы, создается полное ощущение, что мечети стоят четко вровень с площадью. Но на деле они смотрят туда, куда предписывает Коран. Изменение направления едва замечаешь, даже заходя внутрь: настолько искусно выполнены крытые переходы между порталами, дворами и залами мечетей. Мечети и дворцы по всему периметру соединены крытыми переходами, в которых располагаются базарные лавки и мастерские ремесленников.
Ныне о спортивных играх на площади напоминают лишь старинные столбики-«ворота» для чоугана. На площади устроены уютные лужайки, бьют фонтаны. Автомобильное движение разрешено лишь в одной части площади (все же здесь находится базар, и совсем запретить въезд нельзя). Зато тут можно прокатиться в небольшом экипаже, погрузившись в атмосферу средневекового Востока под журчание фонтанов. Все здания на Нагше-Джахан соединены двухэтажными крытыми галереями с арками, большую часть которых занимают лавочки знаменитого базара.
Ваш взгляд сразу же привлечет великолепная мечеть Имама (или мечеть Шаха – в честь Шаха Аббаса I) (пл. Нагше-Джахан (площадь Имама). Открыто: 9.00-16.30 (закрывается на молитву по пятницам в первой половине дня)). в южном конце площади. Самый знаменитый памятник Сефевидов также считается высшим достижением иранского искусства возведения мечетей. Мечеть строилась 18 лет, с 1611 г. Шах так хотел увидеть результат, что требовал от архитектора начать работу над стенами прежде, чем устоится фундамент. Понимая, что работа будет загублена, Али Акбар Исфахани спрятался от шахского гнева и выждал положенное время. Позднее, когда стало ясно, что архитектор был прав, шах, конечно же, его простил. В 1629 г. шах Аббас успел увидеть окончание проекта всей своей жизни, однако внутреннее убранство продолжали украшать еще год спустя после его смерти. Каждый сантиметр мечети покрыт великолепными многоцветными изразцами. Для нее даже придумали специальную технику – «хафт-ранг» («семь цветов»), позволявшую тратить меньше времени на трудоемкую ручную роспись. Ныне семицветные изразцы (хотя в декоре мечетей традиционно преобладают различные оттенки синего и голубого, а также желто-золотой цвет) – предмет гордости иранцев. Великолепие красок и совершенство структуры здания не имеют себе равных. Над ним работали лучшие архитекторы, художники и каллиграфы своего времени.
Общая площадь мечети Имама – 12 200 м2, на ее строительство ушло 18 млн. кирпичей и 472 500 изразцов. Высокий входной портал украшают так называемые мукарны (элементы свода, похожие на пчелиные соты или сталактиты). Интересны и детальные рисунки, выложенные из изразцов, и каллиграфические надписи. Считается, что, зайдя в эти двери (отделанные золотом и серебром и установленные в 1636 г.), посетитель мечети на время покидает бренный мир, чтобы попасть в рай. Вход в мечеть украшают два великолепных минарета высотой 42 м. Ее двор площадью 4000 м2 окружают симметричные крытые галереи с высокими эйванами. Южный эйван, традиционно наиболее важный в исламской архитектуре, также отмечен двумя минаретами повыше (48 м). Но особенно интересен купол в южной части мечети. На самом деле он двойной, что позволило архитектору соблюсти и внутренние, и внешние пропорции строения. Внешняя часть купола – 52 м высотой, внутренняя – ниже, а расстояние между этими двумя поверхностями составляет около 13 м. Это создает поразительный акустический эффект. Звук, возникший в определенном (отмеченном на полу мечети) месте, многократно усиливается. Хлопнув в ладоши, вы услышите семикратное эхо. Слова муллы, произнесенные здесь, имеют особый вес…
Интересна мечеть и наличием сразу двух медресе в ее стенах, включая помещения, в которых жили юные клирики.
Мечеть Шейха Лотфоллы (1602-1619) (пл. Нагше-Джахан (площадь Имама). Открыто: 9.00-16.30 (закрывается на молитву по пятницам в первой половине дня)), сверкающая кремово-желтным куполом на восточной стороне площади, кажется небольшой, почти игрушечной, по сравнению с мечетью Имама. Шейх Лотфолла, известный шиитский проповедник из Ливана, обратился к шаху Аббасу I с просьбой о покровительстве. Тот не только с радостью принял духовного учителя, но позднее даже взял в жены его дочь. И эту «камерную» мечеть шах Аббас построил для своего свекра.
От красоты изразцов захватывает дух, а темный коридор выводит посетителей под светлый купол, создавая поразительный контраст. Коридор повернут особым образом: благодаря ему здание, четко сориентированное на киблу, соединено с находящейся под «неудачным» углом площадью, но сам поворот коридора практически незаметен. Интересно, что мечеть долгое время служила личным святилищем, в котором молились шах и его гарем. Именно поэтому она так не похожа на многие другие иранские мечети: ни двора с четырьмя эйванами, ни минаретов. Но внутри небольшого, роскошно украшенного зала с михрабом (нишей, указывающей направление к Мекке) вы воистину проникнитесь духом Персии. Говорят, всякий, вошедший в эту мечеть, всегда будет вспоминать ее с восторгом и благоговением.
Напротив мечети Шейха Лотфоллы вас ждет чудесное, хоть и светское сооружение – дворец Али-Капу (пл. Нагше-Джахан (площадь Имама). Открыто: 9.00-16.30 (закрывается по пятницам в первой половине дня), с балкона которого шах Аббас I некогда наблюдал за игрой аристократов в чоуган. Строился четырехэтажный шахский дворец с великолепной верандой в 1597-1619 гг., а знаменитый «Музыкальный зал» к нему присоединили позднее (в 1643 г.). Ныне 38-метровое сооружение кажется нам скромным, но в XVII в. оно было самым высоким в Иране! Тогда Али-Капу с 52 залами считался и самым большим дворцом из когда-либо строившихся для шахов. Али-Капу примерно переводится как «Высшие врата». Ведь шах Аббас перенес в Исфахан дверь мавзолея Имама Али из Наджафа (Ирак), взамен подарив святилищу роскошную дверь из серебра и злата, созданную исфаханскими ремесленниками.
За этой дверью даже преступник мог искать убежища, и никто не имел права проявить непочтение и не сойти с коня при въезде во дворец – даже сам шах. В те времена о роскоши Али-Капу ходили легенды – ведь властелин Персии желал доказать иностранным гостям, что он могущественнее всех прочих восточных правителей. Обязательно поднимитесь на веранду, чтобы полюбоваться сверху на Нагше-Джахан.
Шах придавал большое значение религии, но то был ислам шиитского толка, поэтому персидским художникам разрешалось изображать людей и живых существ. Хотя в мечетях, по традиции, этого не делали, дворцовые фрески рассказывают о расцвете иранской живописи. Время не пощадило многие росписи и украшения дворца, и все же он заслуживает самого тщательного осмотра. Особо стоит отметить «Музыкальный зал» с удивительным резным потолком: ниши в нем выполнены в виде различных сосудов. Такими же нишами покрыты и стены. Здесь на балконах музыканты развлекали гостей шаха своей игрой.
Осмотрев главные достопримечательности, можно побродить по крытым переходам, окружающим площадь с четырех сторон. Здесь расположены самые красивые и интересные лавки с иранскими произведениями искусства и работами ремесленников. Помимо знаменитых ковров из шерсти или шелка, вы также увидите великолепную чеканку, сложную инкрустацию по дереву, расписанную тончайшими узорами эмаль, необычную керамику, удивительные изделия из серебра и ювелирные украшения. Только не забывайте, что лавки, выходящие на Нагше-Джахан – приманка для туристов и товары здесь обойдутся вам вдвое-втрое дороже. Стараясь заинтересовать покупателя, многие мастера работают прямо в магазинах: миниатюристы расписывают сосуды, чеканщики выбивают рисунки, медных дел мастера неистово стучат по листам металла.
Не поленитесь зайти в глубь базара: в магазинчиках поменьше и антикварных лаквах порой скрыты от глаз настоящие сокровища. Правда, там легко заблудиться – ведь настоящий Исфаханский базар на Нагше-Джахан только начинается. Пройдя через ворота Кейсарие, или «Царские врата» (в северной части, напротив мечети Имама), вы увидите массу улочек и переулков, полных множества лавок и мастерских. Сами ворота легко узнать по двум симметричным изображениям Стрельца. Считается, что именно этот знак зодиака покровительствует Исфахану, и в настоящее время его можно увидеть и на гербе города.
Базар – это «государство в государстве». Здесь есть свои мечети и медресе, свои рестораны и старинные караван-сараи. Прогулка будет очень познавательной, хотя и долгой. Но тот, кто пройдет весь базар до конца, до Старой площади, будет вознагражден. Перед ним предстанет самая старая и значимая мечеть Исфахана – мечеть Джаме (Месджеде-Джаме) (Соборная мечеть) (пл. Гияма, ул. Аламе-Маджлеси. Открыто: 8.00-16.00). Поскольку каждому мусульманину рекомендуется участвовать в общей пятничной молитве, предназначенные для нее мечети часто становились центром города и самым красивым его зданием.
В отличие от построенных в едином стиле всего за несколько десятков лет зданий на Нагше-Джахан, эта мечеть строилась и перестраивалась с XI по XVIII в. и в ней сохранились следы всех этих эпох. Считается, что самая первая мечеть появилась тут еще в VIII в., хотя теперь от нее ничего не осталось. Зато здесь можно увидеть стены, украшения, купола, залы, созданные при Буидах, Сельджуках, Ильханидах, Тимуридах и, разумеется, Сефевидах, и, как в книге, прочесть всю историю иранской архитектуры. Из самого древнего обратите внимание на купол Незам-оль-Мольк (1030) – он так стар (пусть и выстроен сельджуками), что в нем еще чувствуются элементы сасанидской эпохи. Не менее интересен купол Тадж-оль-Мольк (1088) – 900 лет он простоял без единой трещины и считается «самым совершенным куполом из кирпича, созданным на Земле». Сюда также приходят посмотреть на искусно украшенный лепниной михраб султана Олджейту (1310). Мечеть может похвастаться и самым большим в Иране внутренним двором – 80 х 60 м.
Комплекс также включает медресе, караван-сарай, библиотеку. Общая площадь мечети составляет 21 000 м2 – это крупнейшая историческая и религиозная достопримечательность такого рода в Иране.
Обратите внимание, что, в отличие от более «туристических» мечетей на Нагше-Джахан, женщин без чадры в мечеть Джаме не пропускают.
Центр провинции Фарс, город Шираз, влечет туристов как отправная точка для посещения главной достопримечательности Ирана – великолепных руин Парсаргад и Персеполя, которым уже более 2500 лет. Лишь немногие из древних памятников на Земле так хорошо сохранились до наших дней. Вас ждет погружение в историю, которое никого не оставит равнодушным. Здесь совершались грандиозные церемонии одной из самых сильных империй прошлого – Ахеменидской. А через сотни лет после того, как Ахемениды были разгромлены Александром Македонским, им на смену пришла не менее великолепная империя Сасанидов. Сасаниды правили огромными территориями вплоть до поражения, нанесенного им мусульманскими армиями.
Наиболее интересные города и некрополи времен Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.) и Сасанидов (224-637), ныне занесенные в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, сосредоточены на равнинах Моргаб и Марвдешт.
Для того, чтобы осмотреть памятники истории в хронологическом порядке, запаситесь терпением. Начать стоит с Пасаргад (на равнине Моргаб) (район Пасаргады, провинция Фарс. Открыто: ежедневно 8.00-18.00) – города, заложенного Киром Великим, основателем династии Ахеменидов, примерно в 546 г. до н.э. Пасаргады расположены примерно в 140 км от Шираза. Именно тут Кир Великий возвел первую столицу Персидской империи. Непосвященному остатки дворцовых залов и стены древних казарм расскажут немногое. Но внушительная могила одного из самых знаменитых правителей в мировой истории впечатлит любого. Во времена своего расцвета Пасаргады были воплощением древнеперсидского стиля зодчества, именно по их образцу потомки царя построили вторую, еще более роскошную столицу. В настоящее время мы можем любоваться частично сохранившимися барельефами, а также фрагментами дворца Кира Великого, Зала аудиенций, сторожевых помещений и т.п.