С момента Исламской революции в 1979 г. Иран является Исламской республикой. Власть религиозная и власть светская в стране совмещены и находятся в строгом соподчинении.
Согласно Конституции Исламской Республики Иран, одобренной на общенациональном референдуме, верховным главой государства, чьи полномочия превосходят власть парламента или президента, является Велайяте-факих. Уникальность иранской системы в том, что над всеми органами правления страны поставлена наиболее почитаемая в религиозном мире фигура: таким образом, все решения правительства гарантировано следуют линии ислама. Велайяте-факих (вилаят аль-факих) наделен правом осуществлять контроль за работой законодательной, исполнительной и судебной властей, является Верховным главнокомандующим страны, сам назначает главу судебной власти, председателя иранского Гостелерадио и ряд других крупных фигур, а также обладает правом вето касательно любого решения парламента или президента. Тем не менее предполагается невмешательство верховного лидера в большинство повседневных политических вопросов: он лишь выполняет роль стратега, указывая верное направление парламенту и президенту. Избирается он пожизненно специальной Ассамблеей экспертов, состоящей из 83 крупных представителей духовенства (сами они избираются прямым голосованием раз в восемь лет). Первым этот пост занимал Аятолла Рухолла Хомейни, а после его смерти в 1989 г. бразды правления перешли к Аятолле Али Хаменеи.
Президент, которого выбирают раз в четыре года (и не больше, чем на два срока подряд), подбирает членов Кабинета министров и руководит им. В его руках находится исполнительная власть в стране. Именно он назначает министров (хотя каждая кандидатура должна быть одобрена парламентов). Кандидатов в президенты перед выборами также придирчиво проверяет Совет экспертов. В 2013 г. президентом Ирана (седьмым по счету) стал Хасан Рухани, в 2017 г. он был переизбран на новый срок
В иранский парламент (меджлис), состоящий из 290 членов, на четыре года прямым голосованием избираются парламентарии со всей страны, причем по одному-двум местам зарезервировано для представителей зороастрийской, иудейской и армяно-грегорианской общин. Согласно Конституции, все законы и экономические решения должны утверждаться в меджлисе. Он же имеет право расследовать все дела государственного значения. Спикер парламента считается важной политической фигурой – с 2008 г. эту должность занимает Али Лариджани.
Совет стражей Конституции, состоящей из 12 исламских юристов и теологов (шесть теологов лично избирает верховный лидер, шесть юристов – парламент Исламской Республики Иран), проверяет, чтобы все кандидаты в меджлис или в Ассамблею экспертов соответствовали строгим критериям исламского отбора. Для законопроектов, принятых парламентом, также требуется подтверждение Совета экспертов. Бывает, что законопроект вновь возвращают в парламент для внесения поправок.
На случай возникновения споров между меджлисом и Советом экспертов существует Совет по целесообразности: он состоит из шести членов Совета экспертов и семи ведущих политических деятелей из правительства. Данный орган имеет право отменять запреты Совета экспертов, одобряя решения парламента. Члены Совета по целесообразности доказывают, что несмотря на «неисламскую» сущность того или иного документа времена требуют его принятия, это будет целесообразно.
Главным юридическим органом Ирана является Верховный юридический совет, состоящий из пяти влиятельных представителей духовенства, которые наблюдают за назначением всех судей в стране и систематизируют исламское законодательство. В обязанности Совета также входит подготовка всех законопроектов, связанных с административным или уголовным правом (с обязательным одобрением в меджлисе).
Все военные вопросы находятся под контролем Министерства обороны и верховного лидера. Параллельно действую сразу два армейских корпуса, независимых друг от друга:
Армия Ирана («Артеш»), включающая пехоту, военно-морские, военно-воздушные силы и ракетные войска;
Корпус стражей исламской революции («Сепах»), непосредственно подчиненный верховному лидеру страны: кроме пехоты, военно-морских и военно-воздушных сил, он включает силы специального назначения «Кудс» и «Басидж» – народное ополчение, в списки которого включено не менее 200 тыс. человек.
Нефть, несомненно является кровью иранской экономики и главным продуктом экспорта. По подсчетам экспертов, Ирану принадлежит около 10% мирового запаса «черного золота». Но это вовсе не означает, что наука, техника и индустрия в стране не развиваются. Несмотря на резкую смену режима около 30 лет назад и кровопролитную ирано-иракскую войну, Ирану есть чем похвастаться. «Закрытая» с точки зрения многих страна активно торгует с большинством стран Европы и Азии, обходя наложенное США эмбарго. После нефти важнейшим предметом иранского экспорта являются персидские ковры (Иран производит треть ковров ручной работы, продаваемых по всему миру). За коврами следуют химикаты, сталь, фрукты и сухофрукты, орехи, шкуры зверей, текстиль, медь и икра. Согласно официальным данным, в основном иранские товары приобретают Китай, Ирак, ОАЭ, Индия, Афганистан и Турция. Россия среди стран покупателей – на 12-м месте. Сам Иран получает большинство необходимых товаров из ОАЭ, служащих «перевалочным пунктом» для ввоза европейских и американских товаров, и Китая, а также Индии, Южной Кореи и Турции. Официальным путем с Запада больше всего товаров Ирану поставляет Швейцария, Германия, Нидерланды, Великобритания и Италия. А уж за ними (на 11-м месте согласно статистике) следует Россия.
Крупнейшие предприятия страны (включая нефтедобывающие) принадлежат государству, но развит и частный сектор (небольшие торговые предприятия и сфера услуг), а также сельское хозяйство в деревнях. Правда, для полноценного сельского хозяйства дождей хватает лишь на западе и севере, остальная же территория нуждается в ирригации. Основные сельскохозяйственные культуры Ирана – пшеница (страна покрывает все свои нужды в хлебе), рис и овес. Причем по объективным причинам (климат и рельеф) Ирану не удается полностью обеспечить свои потребности в рисе, и потому его частично приходится импортировать.
В Иране также выращивают картофель, бобовые, другие овощи, фрукты, кормовые культуры, масличные семена, орехи (фисташки, миндаль и грецкие орехи), хлопок, сахарный тростник, сахарную свеклу, лекарственные травы, специи (включая тмин, сумах и шафран), чай и табак.
Развито пчеловодство и разведение шелковичных червей. Скотоводство поставляет ягнятину, говядину, козлятину, птицеводство – домашнюю птицу. Свиней в Иране, естественно, не держат и не разводят. Надо сказать, на мировых рынках сельскохозяйственная продукция Ирана пользуется спросом: особенно ценятся фрукты, сухофрукты, орехи, шкуры животных, бакалея и специи. В последнее время стали пользоваться спросом стройматериалы из Ирана: строительный и отделочный камень, керамогранит и керамическая плитка и т.п.
Во многом Иран полагается на свои полезные ископаемые. Страна может похвастаться вторыми по величине запасами медной руды в мире. Имеются тут и алюминий, олово, соль, природный гипс, молибден, слюда, кварц, тальк и (между прочим!) уран. Особо стоит упомянуть о серебре, золоте и различных драгоценных и полудрагоценных камнях (янтаре, агате, ляпис-лазури и чрезвычайно популярной бирюзе). Особенно активно добывают уголь, железную руду, бокситы, свинец и цинк.
Параллельно в стране полным ходом развиваются наукоемкие отрасли промышленности. Всему миру известно, каких успехов достигли иранские атомщики. Сюда следует добавить быстрый прогресс в таких областях, как нанотехнологии, биохимия, генетика, различные отрасли медицины и т.п. Положение осложняет постоянная «утечка мозгов» из страны на Запад, но само число иранских специалистов за границей говорит о том, что вузы страны обеспечивают студентам подготовку на уровне мировых стандартов.
На данный момент в Иране действует около 30 бесплатных государственных университетов и множество других высших учебных заведений, включая медицинские университеты и специализированные учебные заведения, готовящие педагогов, агрономов и т.п. В одном только Тегеране – образовательном центре Ирана – сосредоточено 15 университетов и большое число институтов и колледжей. На сегодня институты и университеты поступает 30% молодежи.
Медицинское обслуживание не так давно оставалось роскошью, доступной лишь жителям крупных городов. Теперь государственные страховые программы сделали его недорогим для всех иранцев. Врачей на огромную страну отчаянно не хватает, но тем не менее даже житель глубинки при необходимости может рассчитывать на дорогостоящую операцию за госсчет.
Разработана также программа социального обеспечения, хорошо знакомая нам: с зарплаты берется налог, который позволяет финансировать пенсии для бывших работников сферы услуг и даже сотрудников некоторых частных фирм. Кстати, государство таким образом выплачивает пенсии и вдовам после смерти их мужей – пенсионеров или солдат, погибших в бою. Выплаты причитаются семейству, если те стали инвалидами (увечье обычно связано с работой), либо заболели неизлечимой болезнью. Специальная дотация полагается маленьким детям умерших работников.
Еще несколько десятков лет назад считалось, что добывать хлеб насущный должен исключительно муж, женщине же остается лишь домашнее хозяйство и дети. Даже теперь иные иранки получают дипломы лишо для того, чтобы образованностью произвести впечатление на будущего супруга. Но заметны и другие тенденции: в больших городах иранки активно работают, занимая и высокие должности. Городские девушки предпочитают сделать карьеру, не спеша выбрать мужа и лишь потом родить одного или двух детей. Огромные семьи постепенно отходят в прошлое.
Разумеется, не все так радужно. Огромной проблемой Ирана остается бедность его населения (малоимущими официально считаются более 20% его жителей). Ранее для поддержки бедных семей используется достаточно эффективная система бесплатного снабжения их продуктами питания, бензином / керосином и коммунальными услугами. При президенте Ахмадинежаде было принято решение отказаться от государственных дотаций на эти продукты и услуги (что сдерживало рост цен), и вместо этого выплачивать определенные суммы каждому нуждающемуся жителю Ирана. Старая система дотаций действительно тормозила развитие экономики. Но обещания по выплатам сдержать не удалось: они остаются крайне скромными, и не способны покрыть расходы, ранее покрывавшиеся дотациями.
Кроме того, существует множество частных организаций, оказывающих малоимущим различные социальные услуги. Делать пожертвования – обязанность каждого мусульманина, и иранцы стараются выполнять ее по мере возможности.