Экономический потенциал исламских стран и место Ирана в экономическом развитии мусульманских стран

Мамедова Н.М.


В последние годы постоянно говорится о возросшей политической роли ислама. Это проявляется в активизации деятельности политических партий исламского толка и усилении роли исламских принципов в государственном строительстве разных стран, что наиболее полно и отчетливо воплотилось в Исламской республике Иран.

Безусловно, что политический потенциал исламских стран, их способность влиять на мировые или региональные процессы в значительной мере зависят от уровня их социально-экономического развития. В этой связи достаточно интересной и полезной может оказаться предпринятая в данной статье попытка определить экономический потенциал исламских стран, их место в мире и, конечно, место Ирана в группе исламских стран. При этом рамки статьи ограничены только анализом того положения, которое сложилось на начало 2007 г., а заявленная тема будет рассмотрена через такие параметры как макроэкономические показатели и ситуация в нефтегазовой сфере. К исламским странам мною были отнесены те государства, в которых более 50 % населения исповедуют ислам (см. таблицу № 1). Поэтому, статистические данные относятся к этим странам, а не к исламскому миру в целом, и не к странам-членам ОИК. Это не значит, что потенциал исламского мира меньше, он может быть и больше, т. к. в ряде стран, отнесенных к исламским, достаточно высокий процент немусульманского населения и соответственно доли ВВП, созданного им. Основными статистическими источниками стали Отчет Всемирного банка за 2007 г., данные национальной статистики по отдельным странам, издания Центрального банка ИРИ за 2007 г. и 2008 г. Проведенные подсчеты показали, что доля исламских стран в населении мира составила к началу 2007 г.– 20,3 %, Ирана-1,1 %, доля Ирана в группе исламских стран весьма невелика- 2,6 %.

Можно ли ожидать, что доля исламских стран в населении мира увеличится? Среднемировой годовой прирост населения в 2000–2006 гг. составил 1,2 %, в большинстве исламских стран он был выше- от 1,4 до 2,0 %. В самой крупной по населению- Индонезии- 1,3 %. Эта тенденция делает вероятность повышения доли мусульманских стран высокой, но только в том случае, если не будет изменена демографическая политика в Китае, где прирост составил 0,6 %, т. е. почти как в группе стран с высоким уровнем дохода (0,7 %, а в Европе и Центральной Азии-0%). Но если демографические ограничители в Китае будут смягчены, то видимо, увеличения доли мусульманских стран не произойдет, а будет изменяться только структура населения христианских и мусульманских стран в сторону увеличения доли мусульманских.

Место в мировом ВВП. В 2006 г. доля исламских стран в мировом ВВП составила 5,6 %, т. е. была в 3,5 раза меньше, чем в населении мира. Однако в пересчете по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют, что более реально отражает истинное положение национальных экономик, она гораздо выше, а именно- 8,3 %. Но даже и в этом случае, их доля в мировой экономике оказывается неизмеримо меньшей по сравнению с долей в населении – почти в 2,5 раза.

Иран в мировом ВВП занимает всего 0,5 %, по ППС- 0,9 %,(в 2005 г.– 1 %). Разница с уд. весом в населении при сопоставлении с ВВП по официальному курсу довольно велика- в 2,2 раза, но этот разрыв гораздо ниже, чем у мусульманских стран в целом. При подсчете же ВВП Ирана по ППС доли в мировом ВВП и мировом населении практически одинаковы. Особенно заметен более высокий уровень экономического потенциала Ирана в сопоставлении со всей группой исламских стран. Доля Ирана в ВВП исламских стран составила 8,2 %(в долларовом эквиваленте), а по ППС-10,7 %., т. е. больше, чем в 3 и 4 раза выше его доли в населении исламских стран, которая составляет 2,6 %.

Таким образом, в настоящее время экономика Ирана вносит значительный вклад в экономический потенциал исламских стран не столько за счет демографического потенциала, а за счет создаваемого этим населением дохода.

Разрыв в уровнях демографического и экономического положения обостряет проблему занятости. С одной стороны, рост населения обеспечивает исламским странам прирост трудовых ресурсов, но с другой, решение проблемы занятости этой рабочей силы невозможно только за счет ее миграции, и требует ускорения роста ВВП. Иран не является исключением. Согласно переписи населения 2006 г. трудоспособное население Ирана (от 10 лет и старше) составило 59,5 млн. чел. из общей численности в 70,5 млн. Активное население, т. е. занятые и безработные, оценивалось в 23,5 млн., или 39,4 % трудоспособного населения, занятость в 20,7 млн. Официальный уровень безработицы (2006)-12,8 %, в 2007 г. прогнозируется до-15 %, т. е. почти 3 млн. человек. В структуре трудоспособного населения второе место после активного населения-30 % занимают домохозяйки. Не исключена вероятность того, что часть их занимается ведением хозяйства по причине того, что они не нашли спроса на рынке труда, а это представляет собой разновидность скрытой безработицы. Особенно напряженной представляется ситуация в Тегеране с его населением в 13,4 млн. (в так называемом «большом Тегеране»), и это без учета нелегальных мигрантов, численность которых оценивается в 5–6 млн. чел.

Динамика ВВП Ирана, хотя и отличалась значительными колебаниями, в целом была положительной, и среднегодовой темп прироста за 1992-02 гг. составил 3,6 %,2 а в 2000-06 гг.-5,7 %. При этом темпы роста ВВП, взятого без нефти, опережали темпы роста общего ВВП. Из-за осложнений отношений

Ирана с мировым сообществом, которые связаны с реализацией Ираном его ядерной программы, уменьшением притока иностранного капитала в страну, Мировой банк прогнозирует снижение темпов прироста ВВП Ирана в 20052009 г. до 5,4 %, в 2006–2010 гг. – до 4,7 %. При этом необходимо отметить, что мировыми статистическими центрами в 2006 г. прогнозировалось снижение ВВП по результатам 2006 г. до 193 млрд. долл. Однако действие этих указанных выше факторов, безусловно, действующих на снижение экономического роста, было в значительной степени перекрыто другими, действующими на повышение. Главным фактором стало повышение цен на нефть на мировом рынке. В результате прирост ВВП (в постоянных ценах) составил за 2006 г. 5,8 %.3 Это- безусловно позитивный результат. К числу негативных последствий нужно отнести то, что не удалось остановить рост инфляции. Правда, за 2006 г. удалось снизить официальный уровень инфляции до 13,6 % вместо 15,9 % в 2005 г., однако для населения более значимым стал факт того, что индекс потребительских цен достиг 15,8 %, т. е. оказался выше общего индекса цен, и данные за первое полугодие 2007 г. говорит о начавшемся витке инфляции, вызванном ростом цен на топливо. При этом все расчеты по Четвертому плану, а следовательно, и бюджетные показатели, исходили из среднегодового уровня в 9,9 %. Так как Четвертый план предусматривал полную отмену дотаций на топливо к марту 2009 г., можно прогнозировать и дальнейший рост инфляции.

Иран имеет в значительной мере оптимальную структуру ВВП. В целом в странах со средним уровнем дохода она в 2006 г. определялась следующим соотношением: сельское хозяйство -9%, промышленность-36 %, услуги-55 %. В целом в мире соответственно – 3 %, 28 %, 69 %, в странах с наиболее высоким уровнем- 2 %, 26 %, 72 %). В Иране доля сельского хозяйства составила 10 %, промышленности, включая нефтяную и энергетику, – 45 %, доля услуг -45 %. Конечно, доля промышленности более чем вдвое в 2006 г. формировалась за счет нефтяной отрасли (27 %). За счет экспорта нефти обеспечивается более 80 % всех валютных поступлений и почти половина всех бюджетных доходов. Нефтяные поступления продолжают оставаться главным фактором, влияющим на колебания трендов ВВП, поэтому, несмотря на положительную динамику ВВП, степень ее нестабильности остается весьма высокой и зависимой от мировых цен на энергоносители.

Экономический потенциал любой страны и любого региона зависит от уровня социально-экономического развития, который чаще всего измеряется расчетом ВНД(валового национального дохода) на душу населения.

В 2006 г. этот показатель составил по миру в целом-7439долл., по ППС-10218 долл.

К группе стран с низким и средним доходом отнесены страны с размером ВНД на душу населения в 2000долл. или 5664долл. по ППС.

По нашему расчету средний доход в исламских странах составил в 2006 г.-2060долл., по ППС-4153долл.

Таким образом, в целом исламские страны попадают в группу с низким и средним доходом.

ВНД Ирана в 2006 г. в расчете на душу населения составил Зтыс. долл, а по ППС- 8490долл., т. е. он вполне обоснованно может быть отнесен к более высокой группе- к странам со средним уровнем дохода.

В последние годы часто оперируют таким показателем как индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП. Хотя этот показатель относится к системе показателей, используемых неолиберальной концепцией, его в какой-то мере можно отнести и к показателям, которые могут быть использованы также и в концепции устойчивого развития- с точки зрения такого ее аспекта как устойчивость внутренней системы. ИЧР Ирана, главным образом, в результате мер, принимаемых правительством по улучшению образования и здравоохранения, превышает 0,7 (как и в группе постсоветских стран), в то время как в ряде мусульманских африканских стран он не превышает 0,3.

Для макроэкономической характеристики стран чрезвычайно важным является такой показатель как норма валовых капиталовложений, дающая представление о том, насколько эффективно расходуется создаваемый в стране валовой продукт.

Норма капиталовложений в 2006 г. в целом по всем странам мира составила 21 %, по группе стран с низким и средним доходом- 26 %. Нужно сказать, что в последние пять лет особенностью использования ВВП стало то, что наиболее высокие темпы роста капиталовложений показывали страны с низким уровнем дохода, страны Южной Азии и мусульманские страны Среднего Востока и Северной Африки. Норма валовых накоплений в этой группе стран за 1995–2005 гг. поднялась с 12,4 % до 34,9 % в 2005 г., при этом вклад частного сектора в общенациональные инвестиции увеличился с 53,9 % до 74,8 %. Иран оказался в русле этой тенденции. Среднегодовой прирост валовых капвложений (в постоянных ценах) составил в 2000–2005 гг. 9,5 %, т. е. почти вдвое опережал темпы прироста ВВП. Рост инвестиционного коэффициента в последние годы обеспечивался за счет роста вложений в оборудование, что ускорило процесс модернизации и ввод в строй готовых предприятий. Положительным, безусловно, являлось то, что 85 % вложений в оборудование обеспечивал частный сектор. Это в значительной степени компенсировало падение ВВП в предыдущие годы и стало вторым по значимости фактором в 2005-7 гг, обеспечив рост ВВП. Но уже в 2005 г. темпы прироста валовых капиталовложений снизились на 4,4 % по сравнению с 2004 г.(прирост в 2004 г. составлял 7,1 %). Темп прироста капиталовложений в 2006 г снизился до 5,8 %. – из-за снижения деловой активности частного сектора в результате санкций, наложенных на Иран США и Советом Безопасности ООН, норма капиталовложений также снизилась – до 33 %. Но этот показатель продолжает оставаться одним из самых высоких не только среди исламских стран, но и в мире, поэтому вероятность сохранения экономической стабильности на ближайшие годы сохранится вне зависимости от колебания мировых цен на нефть.

В связи с проблемой капиталовложений довольно тесно связан уровень использования иностранных капиталовложений. Привлечение иностранных инвестиций, ставшее одним из основных механизмов реализации практики неолиберализма, Иран также пытается использовать. И нужно сказать, что в начале 2000-х гг. рейтинги Ирана с точки зрения безопасности и привлекательности для иностранных капвложений, неуклонно шли вверх.

По данным платежного баланса при правительстве Хатами приток капитала неуклонно повышался (2003 г.-2533 млн. долл., 2004 г. -4476 млн. долл., 2005 г.– +7388 млн. долл. Однако ухудшение отношений Ирана с США и другими странами после смены правительства в 2005 г. привели к оттоку капитала(-411 млн. долл. за 2005 г., – 5,6 за 2006 г). В результате накопленные прямые иностранные инвестиции уменьшились до 30 млн. долл. Т. е. доля Ирана в использовании иностранных инвестиций не только в мире, но и по группе исламских стран – ничтожна мала. Одним из главных препятствий притока иностранного капитала в Иран, стимулирующим рост внешнеторгового оборота, является не столько отсутствие более льготного для иностранного капитала законодательства, чем ныне действующее, сколько позиция США в отношении Ирана и снижение общей предпринимательской активности в стране, особенно в производственной сфере. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 2003/4 г. составил всего 2,4 млрд. долл, в 2006 г.– 1,5 млрд. долл., в т. ч. на условиях «бай-бэк»-1,3 млрд. долл. Относительно привлекательный режим для капиталовложений и внешней торговли действует в свободных экономических зонах, где допускается 100 % участие

иностранного капитала, освобождение на 15 лет налогов, создание частных банков, страховых компаний, отделений иностранных банков. Несмотря на заключение в 2007 г. ряда соглашений с иностранными компаниями, сальдо чистого притока иностранного капитала с большой долей вероятности будет за 2007 г. отрицательным. Хотя общий объем накопленных инвестиций может и снизиться, тем не менее, по иранским данным, в т. ч. по сообщению директора отдела внешних инвестиций министерства экономики и финансов, объем зарубежных инвестиций в конце 2007 г. составил 11 млрд. долл, которые пошли на реализацию 70 проектов(в области связи, металлургии, нефтехимии и др.). Главными инвесторами в настоящее время являются Турция, ОАЭ, Китай, Индия, Германия, Франция, Италия. На 2008 г. планируются инвестиции в строительство двух нефтехимических объектов и одного металлургического комбината.4

Однако реализация этих проектов под вопросом, не говоря уже о проектах по освоению нефтегазовых месторождений, которые могли бы дать быстрый экономический эффект для национальной экономики, а также для соседей по региону. Запланированный к 2014 г. рост добычи нефти до 5,3 млн.

бар/д потребует новых инвестиций в 150–160 млрд. долл., а выполнение двадцатилетней программы развития нефтяной отрасли – 499 млрд. долл.5 В целом же на группу стран с низким и средним доходом в 2006 г. пришлось 28,8 % новых мировых иностранных инвестиций, а на долю исламских стран – всего 5,3 %. Это ниже, чем доля исламских стран в мировом ВВП. Давать этому факту однозначную как положительную, так и отрицательную оценку мы не можем. Хотя, как показал опыт мирового развития, в современный период использование иностранных инвестиций приносит больше плюсов в процессе экономического развития.

Безусловным минусом широкого использования иностранных инвестиций может стать рост внешнего долга. Наиболее корректно можно попытаться определить удельный вес исламских стран в сумме внешнего долга по группе стран низшего и среднего уровня доходов, т. к. именно на эту группу стран приходится наибольший объем внешних заимствований. Доля исламских стран в этой сумме долга составила 25,1 %, а доля внешнего долга всех исламских стран к их совместному ВВП -25,3 %. Таким образом, каждая четвертая часть ВВП – это внешний долг. Особенно сложное положение в Ливане, Мавритании, Казахстане(100 %), достаточно напряженная ситуация – в Турции, Иордании, Судане, Индонезии. На Иран приходится всего 3,1 % долга исламских стран, а доля внешнего долга Ирана к ВВП составляет 13 %, что не считается обременительным для экономики. Рост внешнего долга произошел за 2004 г. – с 13,6 млрд. долл. до 21,3 млрд. долл. из-за роста краткосрочных коммерческих заимствований. Но к концу 2006 г. он сократился до 14,8 млрд. долл., или до 7,6 % от ВВП.

Загрузка...