Мухаммад Али Азаршаб[1]
Организация «Исламская конференция» (ОИК) была создана вслед за проведением первой конференции глав Исламского мира в Рабате 25 сентября 1969 г., состоявшейся после поджога мечети «Ал-Акса» в Иерусалиме 21 августа 1969 г.
Идея создания ОИК
1. ОИК была создана в конце 60-х гг. XX в., то есть во времена относительного пробуждения и подъёма мусульман для обретения утраченного чувства собственного достоинства и противостояния влиянию США и сионизма в регионе Ближнего Востока. Сионизм и его пособники, как правило, стремятся задавить пробуждение мусульман, и тем самым унизить их и не допустить укоренится чувству гордости в них. Именно с этой целью был организован поджог мечети «Ал-Акса» в 1969 г.
2. Правительства стран исламского мира оказались в то время в трудных условиях перед лицом своих народов, потому что поджег мечети «Ал-Акса» вызвал взрыв народного гнева, и общество ждало принятия необходимых мер правительствами. В целях нейтрализации народного гнева была созвана Конференция глав, а вслед за ней появилась ОИК.
3. Название организации показывает, что вначале она функционировала в качестве Секретариата конференции глав для реализации принятых на первой встрече решений, однако обстановка в Исламском мире обусловила, чтобы она преобразовалась во влиятельную международную организацию.
4. Следовательно, можно сделать вывод, что создание ОИК было не «акцией» самого исламского мира, а «реакцией» на особые условия своего времени. Развитие и расширение деятельности ОИК исходило от воли народа, таким образом, что эта организация давала возможность изложить свои требования, которые ранее отвергались.
5. Организация более двух лет функционировала без устава, пока на третьей встрече министров иностранных дел стран-членов ОИК в феврале 1972 г. не был принят Устав Организации, который акцентировал необходимость усиления и укрепления солидарности исламских стран в политической, экономической, культурной, научной и социальной областях.
6. Большое внимание на Организацию имело условия правящих в исламском мире политических режимов, которые преимущественно находились под давлением зарубежных стран и не могли самостоятельно принять решения. Как следствие ОИК не смогла сформировать чувство солидарности и наладить сотрудничество в политической области между исламскими странами. Однако взаимоотношения стран-членов преимущественно находились под иностранным давлением и внутренним эгоизмом и взаимных претензий некоторых лидеров.
Из-за этого организация потерпела неудачу в сфере урегулирования войн и вооруженных конфликтов, возвращении своих прав и прекращении оккупации, в ряде случаев из-за противоречивости задач, поставленных зарубежными центрами влияния перед странами-членами ОИК, организация занимала противоречивые позиции. Например, на одной из встреч глав МИД стран-членов ОИК Саддаму Хусейну, навязавшему Ирану восьмилетнюю войну (1980–1988 гг.), присвоили титул «амир-ул-муминин», т. е. «повелитель правоверных», в то время как на другой встрече, после его нападения на Кувейт, его назвали проклятым Шайтаном.
7. Вне области политики, т. е. в социальной, культурной и научной сфере ОИК смогла реализовать ряд проектов, в осуществлении которых была заинтересована мусульманская община. Например, Лига исламской юриспруденции смогла согласовать позиции ученых исламского мира по вопросам мустахадаса и противостояния чуждым идейным течениям. Исламская организация по образованию, науке и культуре (ISESCO), действующая при ОИК, достигла определенного успеха в выработке стратегий и проведении конференций, издании книг и печатной продукции. Но большая часть деятельности ОИК сталкивается с отсутствием единства среди правительств исламского мира, по этой причине не былы, как следует, осуществлены проекты по сближению исламских мазхабов (богословско-правовых школ) и культурному возрождению исламского мира.
А теперь, после предисловия, обратимся к позиции Ирана относительно ОИК.
Иран является одним из учредителей ОИК. Стимулом иранского правительства того времени, как было отмечено выше, послужило нейтрализация народного гнева, вызванного поджогом мечети «Ал-Акса». Однако народ Ирана не воспринял ОИК, так как люди относились к шахскому режиму Ирана и другим режимам исламских стран с недоверием и презрением.
Однако с победой Исламской революции и установлением исламского республиканского строя в Иране ситуация изменилась. Разумеется, вначале существовало мнение игнорировать сотрудничество с ОИК, но вскоре в исламском Иране утвердились во мнении о необходимости использования любого удобного случая для укрепления доверия между исламскими странами. По этой причине Исламская Республика назначила постоянного представителя при ОИК в городе Джидде, а также постепенно усилила сотрудничество с ISESCO, результатом которого стало назначение гражданина Ирана заместителем генерального секретаря ОИК.
Перед тем как изложить детали иранской точки зрения относительно ОИК, я изложу основы этой точки зрения:
1. Исламская революция, в ее важнейших аспектах, была восстанием против отделения Ирана от исламской цивилизации и от важнейшей проблематики исламского мира, особенно от арабского мира и его проблем, во главе которых стоит палестинская проблема. Эта воля иранского народа подчеркнута в многочисленных статьях Конституции ИРИ, в которых акцентируется важность исламской солидарности и сотрудничества между мусульманскими странами, а также отмечается особая роль арабского языка.
2. Исламская Республика Иран уделяет особое внимание теме исламского единства, что ярко выражается в выступлениях Верховного духовного лидера Ирана и официальных лиц ИРИ. Поэтому Иран старается реализовать эту цель всеми средствами в рамках всевозможных исламских органов.
3. В ИРИ считают, что все беды, страдания и проблемы Исламского мира являются результатом несплоченности мусульманских народов. Ведь если бы они были немножко сплоченнее, всех этих бед у них не было бы.
Империалистические державы, используя разногласия между мусульманами, вносят раскол между исламскими странами. Разрушительные войны в этом регионе, одна из которых в течение восьми лет была навязана Исламской Республике, являются следствием этого раскола.
4. В выступлениях официальных лиц ИРИ мы обнаруживаем подход в сторону определения роли мусульман в структуре исламской цивилизации на уровне потребностей своего времени, для того чтобы мусульмане нашли свое место среди других мировых цивилизаций.
Эта цель не может быть достигнута без активного возрождения исламской культуры, потому что это динамичная культура содействует неуклонному следованию человека своему божественному предназначению.
5. Исламский Иран убежден, что продолжение прогресса Исламской цивилизации невозможно без обладания чувством собственного достоинства. Потому что это самое достоинство является важнейшим элементом возрождения культуры. Необходимо использовать все научные, культурные и информационные возможности для укрепления чувства собственного достоинства мусульман. Необходимо противостоять интервенции западной культуры, целью которой является создание чувства неполноценности и ущербности, уничтожение исламской идентичности, духа творчества, созидательности и совершенства у мусульман.
6. Экстремизм и терроризм, проявляющиеся в различных регионах Исламского мира, являются результатом влияния спецслужб определенных стран, или следствием невежества и безграмотности, либо реакцией на оскорбление религиозных чувств мусульман. Если Исламский мир сможет нейтрализовать влияние подрывной деятельности и поднять интеллектуальный и научно-технический уровень мусульман и защитит их честь и достоинство, то в этом случае уведет мусульман от терроризма и экстремизма.