В истории цивилизации принадлежность к аристократии всегда была тесно переплетена с эстетическим развитием. В современном обществе взаимосвязь между так называемым культурным капиталом и экономическим показал известный французский социолог Пьер Бурдье.
Эта связь искусство – вдохновение – эктраординарные способности не для всех очевидна и понятна, ранее в истории становилась ограничительным барьером, отделяющим привилегированные высшие классы от низших слоев общества. Существует и примитивизирующая, отупляющая часть культуры, так называемая массовая культура. Легко отличить их друг от друга, искусство освобождает глубинные силы человека, выводит к постижению сложной гармонии, скрытого порядка бытия, пробуждает интуицию. Массовая культура насаждает стереотипы и ярлыки.
Задача подлинного искусства – увести человека от привычного способа восприятия мира, того типа восприятия, который характерен для обыденного мышления. Типа восприятия, вызывающего скуку, утомление и, к сожалению, отсутствие вдохновения. Необходимы специальные усилия, возвращающие способность видеть, слышать, чувствовать.
Мы рекомендуем несколько техник-медитаций, обучающих восприятию, для вдохновения, обретения ценного опыта пиковых переживаний, а также развития интуиции, способности более глубоко, проникновенно чувствовать окружающий мир. Сегодня многие авторы пропагандируют учиться осознанности. При этом, совершенно не понимая сути упражнений на осознанность, часто дают по этой причине неэффективные советы. Ресурсы осознанности – переход на необыденный, глубокий способ восприятия.
Попробуйте поэкспериментировать с одной из гештальт-техник, чтобы лучше почувствовать состояние глубокого восприятия, полной осознанности. Возьмите какую-нибудь картину, которая вам нравится. Начинайте смотреть на выбранную картину не в целом, а обращая внимание на отдельные фрагменты: на линии и контуры, независимо от изображенных объектов; потом, отдельно, – на цветовые пятна и оттенки. Обратите внимание на узор из пустот между контурами основных объектов. Можно рассмотреть узоры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства, попробуйте последовать за удаляющимися планами, что вдали. Проследите узоры света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после этого посмотрите на то, что изображено в целом.
Если вы проделаете все предложенное с выбранной картиной, вы обнаружите, что она обретет для вас новую красоту и очарование. Отдельные детали и их единство станут очевидными без болезненного отделения и собирания. Это целостное, непосредственное восприятие означает, что вы вошли в глубокий контакт с картиной, сигналами первичных процессов.
Для настройки на состояние вдохновения, открытия каналов интуитивного знания мы предлагаем руководствоваться рядом простых правил.
Лучше, если выбранная для упражнения картина воспринимается как близкая вам лично, соответствующая вашему настроению. Если художественное произведение не соответствует эмоциональному тону, не воспринимается как близкое, созвучное, то его прослушивание, просматривание кажется долгим, рождает гротескные, механические образы, требует контроля внимания. В ходе созерцания не рождаются ощущения легкости, подъема энергии, очищения (катарсиса), наоборот, растет напряжение и чувство усталости. Это правило является верным для восприятия и живописи, и музыки.
Удачно подобранное произведение вызывает эмоциональный резонанс, погружает в восприятие без усилий, «растворение» в процессе слушания или смотрения, способствует синестезии. Если это картина, то она как бы приближается, увеличивается в размерах. На это обстоятельство указывает В. Ф. Яковлев в разработанной им технике исцеляющего трансового искусства32. Может исчезать ощущение времени, возникать ощущение гармонии и единства. Музыка и картины воспринимаются как вдохновляющие. Как итог, ощущается подъем энергии, нарастает чувство легкости, целостности, восприятие меняется на более глубокое, проникновенное.
Отсутствие спешки, отдаление от ритма повседневных забот и тревог – еще одна рекомендация. Обратите внимание, что кажущаяся неторопливость включает другие режимы функционирования человеческого сознания, когда, наоборот, замедляется психологическое течение времени, растет глубина и качество восприятия, за небольшие периоды обрабатываются огромные массивы информации.
Позволить себе осознавать и высказывать истинные чувства, что действительно чувствуется и ощущается – также является условием проявления творческой спонтанности, пробуждения восприятия. Например, в гештальт-терапии это условие понимается как решение конфликта долженствования и спонтанности. Позволив себе выразить чувство негодования по поводу того, что нужно что-то делать, свой протест, стряхнув с себя маску «послушного ученика», человек достигает более продуктивных состояний, расширяет возможности восприятия и осознанности. Так, Мольер, перед тем как писать свои произведения, срывал с себя парик и топтал его ногами.
Аналогичным образом действует смех и юмор, который снимает очаги напряжения, возвращает свежесть и новизну восприятия. Как показывает С. Вербин, после того, как человек от души посмеется, мозговая деятельность возрастает в несколько раз, резко улучшается память, человек принимает верные решения, легче творит. Даже простое изменение образа мыслей на радостный, вспоминание чего-нибудь приятного, улыбка дают положительную динамику по всем показателям деятельности мозга33.
Длительная концентрация внимания на одном объекте меняет режим восприятия. Обучение вниманию занимает важное место практически во всех духовных практиках. Например, методика раджа-йоги опирается на следующие ориентиры. Если удается сосредоточить свой ум на чем-либо 12 секунд – это дхарана, 12 таких дхаран есть дхиана, 12 дхиан дают самадхи (состояние просветления и единства). В то же время использование таких техник концентрации внимания создает значительные трудности из-за скуки и однообразия. Попробуйте не потерять внимание или не заснуть, выполняя эти упражнения.
С нашей точки зрения, одним из главных препятствий становится отсутствие увлеченности, насилие по отношению к психике, которое используется для контроля внимания.
В этом смысле богатая, интересная, насыщенная смыслом, потенцированная творчеством среда более благоприятна для упражнений сосредоточения внимания, дает больше возможностей для управления вниманием «с мыслящим сердцем», что соответствует общему состоянию вдохновения, в которое входит участник. Возможность погрузиться в восприятие художественного произведения, почувствовать сложнейший язык символов, энергий, эмоциональной атмосферы, гармонии отдельных элементов и целого – это и есть идеальная обучающая среда для пробуждения крыльев вдохновения, творчества, увлеченности и спонтанного развития интуиции. В эти моменты человек выходит на новые уровни развития.
Важно использовать и сериальный подход, когда участник переходит от одного произведения к другому, третьему. В ходе такой серии постепенно растет глубина, проникновенность восприятия, способность войти в продуктивные состояния единства и целостности. Желательно начинать работу с теми произведениями, которые, резонируют с эмоциональным состоянием, заключают в себе вызывающие живой интерес символы.
Использование языка символов, изучение общей эмоциональной атмосферы. Язык символов есть сложнейший язык психологического взаимодействия, тесно связанный с первичными процессами. Прежде всего, это есть особым способом организованный язык энергии, которому большое внимание уделяется в китайской культуре. Практика восприятия и использования подобных энергий (в общем виде Ци) называется искусством фэн-шуй. Причем в опыте фэн-шуй энергия Ци имеет множество разных оттенков, которые не поддаются механической логике унификации, сложения и вычитания. Эта энергия напрямую связана с состояниями, символами, психологической атмосферой.
Важно работать с восприятием, исходя из представления, что каждый художник хотел выразить на картине то, что трудно передать словами, нечто большее: целостность, глубину, психологическую атмосферу, энергетическое поле. Помогающая задача – проникнуть в дух картины, проникнуться той атмосферой, которая создана человеком-творцом, энергетикой, настроением, множеством скрытых смыслов и посланий, которые хотел выразить художник.
Сеансы активного воображения для развития интуиции
Мы дополнительно предлагаем воспользоваться языком символов, который созвучен первичным процессам, бессознательному разуму, для более быстрой настройки на глубокие режимы восприятия. Эти методы подойдут тем, кто обладает развитым зрительным воображением. Если подобное вам не свойственно, то далее мы расскажем о других перспективных и эффективных подходах.
Одна из разработанных нами техник управляемого воображения – «Погружение в глубокое восприятие с помощью лестницы релаксации, вдохновения».
В этой технике участники прослушивают выбранное музыкальное произведение, управляя своим восприятием с помощью образов. Включив и настроив звучание на комфортную громкость, они позволяют своему воображению создать лестницу, которая символическим языком передает ощущения освобождения, релаксации. Мы назовем ее индивидуальной лестницей релаксации. Как известно, на языке символов спуск по лестнице означает избавление от психического напряжения. Другое символическое значение лестницы – изменение онтологического статуса человека. Согласно словарю символов Дж. Купера, лестница означает «переход от одного плана бытия к другому, переход на другой онтологический уровень». Лестница имеет значение axis mundi – мировой оси, Космического Древа, связывающего миры. Лестница символизирует непрерывную связь между человеком и Богом, которая, с грехопадением была утеряна.
Создав такую лестницу в воображении, далее участники могут спускаться или подниматься по ней. С каждой пройденной ступенькой тело становится все более свободным от напряжения, погружается в состояние отдыха, легкости.
На определенном этапе спуска или подъема участник воображением создает дверь, на которой имеется надпись «Моё вдохновение» или «Моя интуиция». Открыв и пройдя сквозь неё, участник оказывается в особой психологической атмосфере этого места и может слушать, осознавать на более глубоком, целостном уровне восприятия. Он может почувствовать и впитать в себя, если понравится, атмосферу образов, навеянных музыкой. Важно настроиться на полное ощущение, восприятие в момент прослушивания музыки. Если это позволяет развитое воображение, то можно увидеть и образы картин, других произведений искусства.
Сама символика двери, портала означает трансформацию эмоционального состояния. Можно обратиться к словарям символов, где открытие дверей метафорически означает обретение нового понимания, получение доступа к новому уровню восприятия. Дверь символизирует возможность перехода из одного состояния в другое, вход в новую жизнь. Открытие двери обозначает возможность и освобождение. Проход через двери символически означает быструю, внезапную трансформацию состояния человека.
Техника открытия дверей, наделенных определенным значением, была развита аутотренингом высшей ступени. Благодаря этому приему можно получать бессознательную информацию о себе, своих проблемах и ресурсах. Вы также можете использовать этот метод, чтобы метафорическим языком дать своему подсознанию инструкцию, как плодотворно и эффективно использовать интуицию, например, наведя порядок в помещении за дверью «Моя интуиция», создав комфортную для вас лично атмосферу в воображаемом помещении средствами дизайна.
Мы рекомендуем и другой сценарий, как использовать воображение для пробуждения интуиции, настройки на глубокий контакт и целостное нестереотипное восприятие – «Путешествие на неизвестный остров».
Многие студенты и слушатели считают этот сценарий одним из лучших среди других, рекомендованных нами.
В начале сеанса участники вызывают в своем воображении образ берега моря. Постепенно этот образ обретает все более реальные черты. Вдалеке появляется яхта, которая приближается к берегу. Она должна забрать на свой борт вас – приглашенного и желанного пассажира.
Яхта отправляется в море к неизвестному острову. Символически остров означает безопасное место и убежище от хаоса жизни. Волшебные острова имеют смысл рая, Прибежища Блаженных. Само путешествие по морю символизирует трансформацию, поиски потерянного рая. Психологический мотив моря – свобода, необъятность, бесконечность. Море ассоциируется с бесконечными возможностями человеческой души, ее безмерностью, свободой, ощущением единства.
В ходе путешествия в мире воображения участники просто и естественно, легко входят в это пространство свободы, получая необходимые ресурсы – чувство легкости, всплеск эндорфинов, активизацию воображения, творческого, целостного мышления. Уже оказавшись на острове, участники примеряют на себя роль художника. С помощью выбранных ими средств живописи, скульптуры, дизайна они выражают впечатления от природы, морского побережья, неизвестного острова, передают открывшиеся им ощущения.