После совершения возмездия в отношении Горюновой Натальи, «вершитель» около месяца находился в эйфории. Он постоянно ощущал всепоглощающий восторг от своего поступка и радость от содеянного им акта мести. Данное состояние придавало ему полное удовлетворение и ощущение высшего счастья. Его ум был полон фантастических идей. Даже родители заметили в нём перемены. Особенно бросалось в глаза, их сын постоянно был в радостном настроении, безмятежен, спокоен и абсолютно всем доволен. А развившее у него самоуважение стало маниакальным.
Затем самоуверенность и самоуважение у него ушли, и он почувствовал сильнейшую депрессию, а с ней крушение всех иллюзий. «Вершитель» почувствовал себя очень одиноким.
Ещё находясь на службе в армии, он мечтал поступить учиться в институт и получить диплом инженера, как его старший брат. Но затянувшееся депрессивное состояние отвлекло его от этой цели, и он пропустил вступительные экзамены в высшее учебное заведение.
По просьбе родителей, обеспокоенных его состоянием, старший брат, работавший инженером на ремонтно-механическом заводе, устроил его в свой цех слесарем. Работа в коллективе, где было много молодых парней и девушек, вывела его из депрессии. Он начал проявлять интерес к девушкам, а особенно к диспетчеру Никифоровой Даше, симпатичной девушке. Но она была на три года старше его, имела среднее специальное образование и училась заочно в институте. А ещё он узнал, Даша встречается с парнем, работающим мастером в их цехе. «Вершитель» почувствовал себя уязвимым и понял, без образования он ей неровня, и решил на следующий год поступать учиться дальше, чтобы быть на одном уровне с образованными специалистами. А ещё, в силу своей натуры, ему хотелось властвовать над другими людьми…
Но ему почему-то расхотелось получать инженерную специальность, и он задумался о других профессиях, и только один случай, о котором вспоминал с неохотой, подвёл его к мысли, в какое учебное заведение поступать…
Однажды, после очередной получки, молодые ребята из цеха уговорили его пойти с ними посидеть в кафе. Вначале они пили пиво, потом на столе появилась бутылка водки, затем другая, и вскоре парни были изрядно пьяными, хотя он старался пить поменьше и сумел не напиться, как они.
Когда их шумная компания вышла из кафе и, громко разговаривая, привлекая внимание прохожих, пошла по улице, к ним подъехала милиция, вначале трое сотрудников на легковом автомобиле «Жигули», а затем и ГАЗ-52, с будкой-«автозаком». Они были задержаны и доставлены в медвытрезвитель. Все ребята из их компании были помещены в комнаты для отрезвления, а его отпустили домой, так как он был в состоянии лёгкого алкогольного опьянения. И хотя это происшествие ему не хотелось вспоминать, однако он увидел, какой властью обладали сотрудники милиции, даже сержантский состав.
Вот тут «вершитель» и принял окончательное решение поступать в школу милиции и получить офицерские погоны. После работы он упорно сидел за учебниками, вспоминая школьную программу, и при этом постоянно фантазировал о будущей работе в милиции. В своих фантазиях он видел себя на генеральской должности и млел от получения будущей власти над другими людьми…
В среднюю специальную школу милиции «вершитель» поступил без проблем. Но перед тем как рассчитаться с завода, «вершитель» отомстил Никифоровой и её парню. Он написал печатными буквами анонимное письмо ухажёру Даши, что его девушка ему не верна, встречается она с каким-то женатым мужчиной, работающим таксистом, даривший ей за «любовь» дорогие подарки. А её на самом деле иногда отвозил на такси в деревню, где жили её родители, армейский друг брата. Никаких отношений у них не было и не могло быть. Тот любил свою жену и детей и был верен семье. Но у парня Даши после прочтения письма закрались сомнения, он стал следить за нею. Дважды он видел, как его девушка садилась на автостанции в такси, и один раз заметил, как Даша поцеловала водителя в щёку. Его сомнения переросли в уверенность, и чтобы сразу порвать с Дашей, которую очень любил, не объяснившись с нею, не зная, что она ждёт от него ребёнка, уехал куда-то на Север.
Так анонимным подлым письмом «вершитель» сломал жизнь двум хорошим людям. Через несколько лет, когда «вершитель» уже будет работать в милиции, он встретится с Дашей, от которой узнает, что у неё растёт дочь, а её отец почему-то уехал на Север, где через несколько лет погиб, так и не узнав о рождении его ребёнка. Никифорова, с возрастом, стала ещё красивее, и «вершитель» сумел обольстить одинокую женщину. Она так и не вышла замуж и длительное время была его безропотной любовницей, не получая от него взамен никакой поддержки.
Учёба «вершителю» давалась легко, вот только с преподавателем по уголовному праву, подполковником милиции Боголюбовым, у него сложились неприязненные отношения. Конечно, он обвинял во всём преподавателя. В чём винить себя? Да и не в его привычках было это делать. Подумаешь, подставил сокурсника из зависти, что тот дружил с дочерью Боголюбова, и тот был отчислен из школы милиции. И как уже принято у него, через анонимные письма, написанные печатными буквами.
Но Боголюбов, проработавший ранее два десятка лет в уголовном розыске и следователем, без труда вычислил «бумагомарателя». Однако у него никаких доказательств не было, и всё-таки встретив, подлого курсанта, не сдержался.
– Курсант, подойдите ко мне! – как всегда «на Вы» обратился к нему Боголюбов.
– Товарищ подполковник, я вас слушаю!
– Скажите, курсант, зачем вы так подло поступили со своим товарищем? Как же вы теперь будете смотреть в глаза своим товарищам после гнусного поступка?
– Я не понимаю, о чём вы говорите!
– Я говорю вам, подбросив подмётные письма с ложью на своего товарища, вы поступило подло и способствовали его отчислению из школы милиции.
– Не знаю, почему был отчислен Борисов, но думаю, руководство школы не могло так поступить с невиновным.
– Так вот, зарубите себе на носу, человеку с такой подлой душонкой, как у вас, не место в милиции. И я приму все меры, чтобы вывести вас на чистую воду. Вы не имеете морального права работать в правоохранительных органах!
– Товарищ подполковник, у вас нет доказательств в том, в чём вы меня обвиняете! – покраснев от растерянности, ответил курсант и добавил уже более уверенным голосом: – Да и угрозы меня не волнуют, по вашему предмету я экзамен сдал, вы сами оценили мои знания на «хорошо».
– Ничего, в нашем учебном заведении чтят кодекс офицерской чести, и имеется солидарность в среде преподавателей! – Боголюбов резко отвернулся от собеседника и пошёл по коридору.
Последние слова подполковника напугали «вершителя». Первое время он опасался преподавателей и к каждому из них присматривался на занятиях, но предвзятости с их стороны не заметил. Учебный процесс проходил как обычно. И только когда пришло время сдачи экзаменов очередной сессии, он понял, что такое преподавательская солидарность.
На первом экзамене его завалили. Вроде ответил на все вопросы, указанные в вытащенном им билете, но преподаватель задавал такие сложные дополнительные вопросы, что он не смог на них ответить. Не сдал он и следующий экзамен.
«Теперь отчислят, всё-таки Боголюбов добился своего, – испугался он. – Что же придумать? Как выкрутиться из этой ситуации?»
Когда до срока пересдачи экзаменов оставалось два дня, он решился и пошёл на приём к полковнику Загоруйко. «Вершитель» знал, заместитель начальника школы милиции не любил честного и прямолинейного преподавателя, поэтому, рассказывая ему причину посещения, расписал действия Боголюбова в таких тонах, что тот поверил.
– Мне всё понятно, хорошо, что ты пришёл ко мне. Теперь принимать экзамен у тебя будет комиссия. Я тоже буду присутствовать. Так что у тебя имеется время хорошо подготовиться по экзаменуемым предметам. А после экзаменов мы с тобой побеседуем ещё.
Полковник Загоруйко обещание выполнил. Экзамены «вершитель» сдал комиссии из преподавателей, и довольно успешно. После этого заместитель начальника школы взял его под опеку.
Преподаватели стали общаться с ним с предосторожностью, а курсанты сторониться. «Вершителя» это не волновало. Вёл он себя, как будто ничего не произошло, но полковнику Загоруйко постоянно доносил на своих сокурсников.
В то же время весь оставшийся период обучения он вынашивал план мести, однако до окончания школы милиции ничего не предпринимал. И только получив диплом и звание лейтенанта, за два часа до отхода поезда «вершитель» совершил свою месть. Он поджёг автомобиль «копейку» ВАЗ-2101, принадлежащий Боголюбову. Мститель в течение получаса стоял в тени арки соседнего дома и наблюдал, как огонь поглощает автомобиль. Увидел, как огонь при взрыве бензобака перекинулся на соседние автомобили, и у него не было сочувствия к их владельцам. Наоборот, он с облегчением подумал: «Это хорошо, что с „жигулями“ Боголюбова горят и другие автомобили, это отведёт от меня подозрение»…
На вокзал он прибежал за десять минут до отхода поезда, увозившего его потом в ночи, а в городе, давшем ему образование и специальность, на одно нераскрытое уголовное дело стало больше…