Все очень просто. Вы нашли в каком-то магазине товар, положили его в корзину, зарегистрировались на сайте. Иногда сайт оформлен так, что на интерфейсе для онлайн-магазина владельцы сэкономили, и практически сайт является каталогом, а не магазином, и заказ можно сделать, связавшись по телефону или электронной почте, указав состав заказа.
Есть сайты без регистрации, но для вас же будет удобнее пройти регистрацию, чтобы потом иметь возможность отследить историю заказов, очень многие онлайн-магазины поддерживают данную услугу, и это удобно – знать, что уже покупалось, сколько денег потрачено, сколько накопилось по скидкам (если есть скидки). Оформили заказ (ввели свой адрес и способ доставки, который вас устраивает, а также способ оплаты) и ждете подтверждения от менеджера.
Обычно при оформлении заказа предлагается войти в свой аккаунт (от англ. account – счет) или зарегистрироваться, если вы являетесь новым пользователем (рис. 2.1).
Чаще регистрация оформляется вся сразу: имя, пароль и адрес (рис. 2.2).
Иногда заказ в интернет-магазине делается без регистрации на сайте, просто через форму заказа, то есть корзина как таковая может отсутствовать вообще (рис. 2.3).
Рис. 2.1. Вход для зарегистрированных пользователей на www.ozon.ru
Рис. 2.2. Регистрация на www.mamadoma.ru
Рис. 2.3. Заказ товара без корзины на http://www.babystrollers.ru/order-online.html
Не оплачивайте заказ, пока с вами не свяжутся, так как часто бывает, что на российских сайтах к продаже представлены товары, которых нет в наличии, зачем это делается, я не понимаю, видимо сделать вид, что у них «есть все и много», но вообще, это доставляет неудобства. Итак, я отвлеклась. Вам прислали подтверждение о том, что заказанный товар в наличии, и просят подтвердить заказ для того, чтобы выслать счет. Подтверждаете и получаете счет к оплате. Дурацкий момент – у многих магазинов на сайте есть форма квитанции для печати, с уже заполненными реквизитами, чтобы потом вписать туда только имя и сумму, и это очень удобно, но есть такие магазины, которые присылают вам счет в MS Excel и вы должны самостоятельно вписать его в форму № ПД-4 для оплаты через Сбербанк (рис. 2.4).
Хотя небольшое уточнение – это я оплачиваю счета именно через Сбербанк, мне так удобнее, филиал находится на соседней с моим домом улице, а другие люди пользуются иными банками, так что может кому-то из вас и неважно, можно ли распечатать готовую квитанцию или нет. Но все же – ведь это нетрудно! Уважаемые менеджеры интернет-магазинов! Присылайте счет уже готовой квитанцией, мне будет приятно, если там уже будет стоять мое имя и сумма, все-таки такая морока заполнять эти бумажки. Следующий шаг после оплаты заказа – подтвердить эту самую оплату, это можно сделать либо через электронную почту (послать письмо о том, что вы заплатили, либо, если у вас есть сканер, отсканировать квитанцию или платежку и послать менеджеру – так вы уменьшите время на обработку заказа, следовательно, получите его быстрее), либо позвонив в магазин по телефону. Через некоторое время вам вышлют номер накладной или просто информацию (дату, наименование перевозчика) об отправке товара. Пройдет некоторое время (от нескольких дней до двух-трех недель), и вы получите товар.
Рис. 2.4. Форма № ПД-4
Не каждый из нас решится сделать покупку по Интернету, хотя бы потому, что «деньги отправишь, а тебе ничего не пришлют». Да, риск нарваться на мошенников есть, но мы можем его минимизировать. Те магазины, которые будут представлены в книге, абсолютно надежны, я сама лично делала там покупки, а если вы сами нашли какой-то сайт, где хотите сделать покупку, оцените его по следующим признакам:
♥ адрес (ни в коем случае не делайте покупки в магазине, который висит на бесплатном домене типа narod.ru). Если у него вполне благозвучное имя, совпадающее с названием, – это плюс, причем это имя зарегистрировано на платном домене, значит, в случае чего, можно найти концы, ведь кто-то платит за размещение сайта, можно найти их по IP-адресу, если очень будет нужно;
♥ физический адрес (обязательно проверьте, указан ли физический адрес магазина, как минимум телефон);
♥ информация о товаре. Достаточно ли она полная? Некоторые магазины вообще не утруждают себя описанием товара, это так неудобно, но приходится делать там покупки, особенно если нашел что-то давно нужное, и больше нигде этого нет в наличии;
♥ интерфейс. Насколько удобно вам пользоваться сайтом, работают ли все ссылки. Если интерфейс хромает, значит, фирма не может или не хочет позволить себе качественное обслуживание сайта или более-менее толкового программиста, а это в любом случае минус.
Вообще, мне не попадалось таких магазинов, где я бы отменяла покупку потому, что сайт показался неблагонадежным, это было только один раз в случае с магазином www.rish.ru. Для таких дорогущих товаров сайт выглядит некрасиво, безвкусно, словно бриллиант в оправе из железа, даже, по-моему, ржавого. И трубку по указанным телефонам никто не брал. Еще, как-то раз с одного сайта по рекламной ссылке перешла в магазин http://v4.z95.ru. По-моему, интерфейс ужасный, лица у моделей абсолютно безучастны, и вообще, ну что за адрес – вэ-четыре-зэд-девяносто пять? Вот про такие сайты я говорю, что они никакого доверия не вызывают.
Вообще, определенные гарантии покупки в интернет-магазине все-таки есть. О том, каких магазинов стоит избегать, посвящен целый раздел «“Черный” список российских интернет-магазинов» в приложении 1.
Оплата товара в российских интернет-магазинах может производиться несколькими способами, постараюсь рассказать обо всех.
Наличный расчет. При данном виде оплаты вы рассчитываетесь за заказ при получении товара – просто отдаете наличные деньги курьеру. Это, как вы понимаете, возможно, только если вы живете в том же городе, где находится интернет-магазин.
Наложенный платеж. Тут тоже все просто, при отправке товара почтой, или в некоторых случаях курьерской службой, отправитель (магазин) указывает цену наложенного платежа, и вы платите за товар при его получении, но учтите, цена будет выше, чем по безналичному расчету, потому что многие интернет-магазины страхуются от невыкупа (надо возмещать почтовые расходы) и ставят цену на продукцию при наложенном платеже на 5—10 % выше. Если вы не выкупите посылку, то, думаю, администрация магазина занесет вас в черный список.
Самый распространенный способ оплаты товара в российских интернет-магазинах – это предоплата. Обычно вам высылают счет на оплату, вы можете оплатить его через любой банк. Когда вы оплачиваете счет, имейте в виду, что за перевод с вас возьмут некоторую сумму, примерно 3–4 процента. Счет можно оплатить и из других банков, в некоторых принята фиксированная цена за перевод (но тоже зависит от суммы. Например, суммы до десяти тысяч – такая-то цена, до пятидесяти – другая цена), в некоторых опять же возьмут процент от суммы платежа. Все варианты данной оплаты лучше выяснить заранее в банке, который вы выбрали.
Иногда товар можно оплатить предоплатой через быстрый транзит денег – Вестерн Юнион, Анелик и т. д. Однако считаю, что овчинка выделки не стоит: неоправданно дорого.
Безналичный расчет можно провести так же с помощью интернет-денег, таких как яндекс. деньги и другие виды веб-мани (от англ. – web money). Не считаю нужным иметь счет веб-мани, так как нет гарантии, что я их буду тратить, ведь получаются замороженные (виртуальные) деньги: есть, но можно потратить только в онлайне. Я ими не пользуюсь, так как комиссия при переводах (либо при зачислении денег на счет) примерно такая же, как и при переводе денег через банк. Для меня удобнее хранить деньги на карте, а потом либо переводить с карты, либо оплачивать картой, либо снимать наличные и делать перевод.
Если вы живете в Москве, то чаще всего доставка осуществляется курьером, в день покупки (если вы сделали заказ в первой половине дня) или на следующий день. Этот способ доставки считается самым удобным. Я живу не в Москве, и меня всегда интересует доставка в регионы (смешно, но некоторые интернет-магазины до сих пор не делают доставки в регионы, будто бы на дворе XIX век). Здесь на выбор: почта, грузовые компании и курьерские службы. Самый известный способ доставки для наших обывателей – почта России. Не надо скептицизма, часто это самый удобный способ получить необходимый товар. Есть наземная почта (самая долгая доставка), авиапочта (побыстрее) и экспресс-почта (подразделение EMS). О тарифах и услугах можно почитать вот по этой ссылке: http://www.info.russianpost.ru. На этом же сайте можно отслеживать почтовое отправление, если вы ждете посылку EMS. Быстрая доставка EMS стоит дороже обычной почты, но зато по срокам она приближена к курьерским доставкам DHL и UPS. Курьер выезжает к вам на дом по предварительному заказу, если вы хотите отправить посылку, или доставляет посылку вам на дом, если она адресована вам. Наложенный платеж, который практикуют некоторые магазины как способ оплаты, возможен только в случае доставки товара почтой РФ, теоретически, наложенный платеж можно заказывать и для курьерских служб (например, Fedex), но на практике курьеры не берутся за доставку товара наложенным платежом в другой город, либо делают это скрепя сердце.
Доставка грузовыми компаниями очень удобна, если вы заказали крупногабаритный товар (вплоть до мебели) либо товар с большим весом. Из самых известных – "Желдорэкспедиция", "Грузовозофф", я предпочитаю пользоваться компанией "Байкал-Сервис" (очень удобно, груз привозят прямо домой). По железной дороге тарифы на доставку груза этими перевозчиками можно найти на сайтах компаний, обычно за груз весом до 100 килограмм берут одинаковую цену, и это очень удобно, почти не зависит от количества мест (коробок), то есть за две коробки, три, четыре, вы доплатите совсем мало. Также грузовые компании могут пересылать груз авиапочтой, но это намного дороже железнодорожного транспорта, и чаще всего не имеет смысла, по крайней мере для меня. Значительная переплата не позволяет радоваться покупкам в полную меру.
Последний способ доставки товара в регионы – курьерские службы, в России их несколько, в том числе и мировых, таких как DHL, UPS, Fedex. Доставка этими службами осуществляется очень быстро, но и цена вопроса очень высока. Обычно я не пользуюсь этими перевозчиками, так как ко всему прочему цена зависит от веса, и с помощью их выгодно передавать только забытые в другом городе документы.
Очень интересный момент, который обязательно надо обговорить. Во всех интернет-магазинах свои правила возврата товара, но российское законодательство все равно прописывает общие правила для всех. Если вы получили товар ненадлежащего качества, то мнения потребителя и продавца сходятся – товар возвращается, при этом возмещается и стоимость товара, и стоимость пересылки.
Есть и такое: "клиент вправе отказаться от заказанного Товара в любое время до его получения, а после получения Товара – в течение 7 дней, не считая дня покупки. Возврат Товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного Товара". Это правило называется "периодом охлаждения" – то есть вы сделали дистанционный заказ (по Интернету, по каталогу, через ТВ-магазин), а потом "охладели" к нему, и можете вернуть вещь без объяснения причин, однако оплатите пересылку (ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей"). Деньги вам должны вернуть в течение десяти дней. Если к товару не прилагалась письменная памятка, которая говорила бы об этом праве покупателя, то срок "периода охлаждения" продлевается аж до трех месяцев! Продавец обязан прилагать к доставленному товару письменное уведомление с разъяснением срока и порядка отказа от покупки. Если вам сразу показалось, что с товаром что-то не так, что он мало похож на заявленный образец, то лучше уведомить об этом продавца и отослать товар назад. Если деньги в течение десяти дней не были переведены вам на счет, то далее продавец обязан возместить вам полную сумму с процентами, по 1 % за каждый день просрочки.
Один раз у меня была такая ситуация: мне прислали не ту вещь по артикулу (из магазина "Дикая орхидея" – чур меня), я позвонила в магазин, мне сказали отправлять ее назад, я отправила по почте. Через несколько недель, узнавала, получили ли они товар, но в течение двух месяцев они ничего не получали, и когда я сказала им, что отправила его по почте, они выразили свое презрение, сказав, что на почту они не ходят, а зачем тогда у них указан их адрес? Надо было отправлять товар курьерской службой, но прошу заметить, мне не возместили расходы на пересылку, только стоимость товара, то есть я переплатила дважды (за пересылку вещи не того артикула ко мне – ведь считают по весу, и второй раз – при пересылке назад). Больше я у них не покупаю, до такой степени некачественный сервис, что хочется плеваться.