На изменение контента СМИ влияют такие свойства интернета, как мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность. Благодаря этим уникальным свойствам журналисты могут:
1) расширить не только объем информации, но и ее содержание;
2) выразить смысл послания с помощью разных кодов общения;
3) использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене [Лукина, Фомичева, 2005].
На характер контента повлияли и новые требования, которые аудитория предъявляет к информации:
• высокая периодичность обновления;
• получение сообщений на разные носители;
• участие в производстве контента;
• диверсификация медийных платформ и разнообразие их конфигурации [Интернет-СМИ, 2010, с. 247].
В первой главе мы уже говорили о том, что все процессы происходят одновременно: изменения в технологиях, трансформация модели медиа-потребления и возникновение новых форматов медиаконтента. Однако СМИ скорее реагируют на изменения, чем провоцируют их. Вслед за аудиторией СМИ в социальные медиа приходят и в мессендежеры; они создают быстрые и емкие форматы для тех, кто не хочет тратить время на новости, и одновременно разрабатывают материалы больших форм с эффектом погружения для тех, кто готов остаться на сайте надолго.
Интернет-СМИ конвергентны. Это значит, что, во-первых, онлайн-издания могут включать в себя контент, характерный для разных типов медиа, а, во-вторых, цикл производства предполагает одновременное создание публикаций для разных платформ. Если на ранних этапах развития интернет-журналистики различия между онлайн-ТВ, онлайн-радио и онлайн-газетой были хорошо заметны, то сейчас зачастую различия сглаживаются. На сайте газеты появляются видео- и аудиоматериалы, на сайте радиостанции – видео и тексты. Так, The New York Times снимает и публикует документальные фильмы и видеосюжеты, на сайте газеты «Ведомости» есть рубрика с видеоинтервью. В Guardian раздел «Видео» включает в себя расследования, документальные фильмы, интервью, комментарии, объясняющие сюжеты, репортажи и др. Снимают истории о своих героях авторы издания «Такие дела». Сайт радиостанции «Эхо Москвы» гораздо больше похож на новостной портал, чем на онлайн-радио. Здесь есть и лента новостей, и блоги, и тексты интервью, и зрительское голосование, и видеотрансляция из студии. Сайт радио «Маяк» наполнен преимущественно визуальным контентом, аудиоматериалы доступны в прямом эфире и в виде подкастов. «Первый канал» создает мультимедийные проекты по мотивам собственной продукции или по поводу важных событий: путеводители по сериалам, история программы «Время», лучшие спортсмены Олимпиады.