2. История развития интернет-СМИ. Интернет-СМИ как часть медиасистемы

Что такое интернет-СМИ?

Сложности изучения интернет-журналистики начинаются в тот самый момент, когда мы пытаемся определить, что будем рассматривать. На первый взгляд, ответ прост и очевиден – интернет-СМИ. Однако попытка ответить на вопрос «Что такое интернет-СМИ?» быстро заводит нас в тупик.

Иногда, если обозначить термин сразу не удается, прибегают к другой операции – отбрасывают все то, что к этому термину точно не относится. Совершенно очевидно, что интернет-СМИ не являются:

• поисковые системы («Яндекс», Google, Bing и др.);

• электронные библиотеки;

• сайты знакомств, форумы, чаты;

• социальные сети;

• магазины онлайн-покупок;

• сайты организаций, в том числе органов власти разных уровней, даже если там публикуются новости, актуальные для широкой публики.

Однако есть ряд ресурсов, с которыми подобную операцию проделать сложнее. Как быть с новостными агрегаторами? Можно ли отнести к СМИ блоги, аккаунты в социальных сетях, Telegram-каналы, собирающие десятки тысяч подписчиков? Канал Юрия Дудя на YouTube или Telegram-канал Mash – это СМИ или не СМИ?

Первый критерий, который можно ввести, чтобы отделить интернет-издания от всех прочих ресурсов, относится к сфере права. Если руководствоваться им, то нужно считать онлайновыми средствами массовой информации те сайты, которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Однако закон РФ «О средствах массовой информации» не задает никаких требований к специфике таких изданий, а значит, любой сайт вправе получить соответствующее свидетельство. Поиск по перечню наименований, зарегистрированных СМИ на сайте Роскомнадзора, показывает, что в некоторых случаях так и бывает. Например, в этом списке есть официальный сайт федерации тенниса г. Москвы, сайты местных и региональных органов власти, вузов, негосударственных пенсионных фондов. Очевидно, что эти ресурсы, хоть и содержат общественно значимую регулярно обновляющуюся информацию, не очень похожи на средства массовой информации.

Более того, многие сайты, наполненные журналистским контентом, наоборот, в качестве СМИ не зарегистрированы. Среди таких площадок красноярские издания «Проспект Мира» и «Город Прима», общероссийские TJournal, «Такие дела», Lifehacker.

Таким образом, юридического критерия недостаточно, чтобы выделить интернет-СМИ из ряда всех сайтов сети. Оправданным может быть подход И. Д. Фомичевой [Интернет-СМИ, 2010, с. 61]. Она обозначает место интернет-СМИ среди других ресурсов графически (рис. 4):


Рис. 4. Виды ресурсов в Интернете


Исследовательница рассматривает отличительные признаки интернет-СМИ через классическую модель коммуникации Г. Лассуэла:

• кто говорит? (коммуникатор);

• что говорит? (контент);

• по какому каналу?;

• кому говорит? (аудитория);

• с каким эффектом?

Коммуникатором в интернет-СМИ выступает профессионал, занимающийся специализированной деятельностью по сбору, распространению и анализу информации – журналистикой. Эта деятельность организованная и коллективная. Она регулируется юридическими и морально-этическими нормами, предполагает ответственность перед обществом и государством.

Аудитория может отличить субъекта, распространяющего информацию, по уникальному названию, логотипу, реквизитам редакции.

С точки зрения содержания сообщений интернет-СМИ, согласно И. Д. Фомичевой, отражают жизнедеятельность общества или его отдельных сфер. Их цель – информировать, ориентировать аудиторию, способствовать познанию и принятию решений. Интернет-СМИ используют жанры, традиционные для журналистики: информационные (заметка, анонс), аналитические (репортаж, статья, обзор, рецензия), публицистические (колонка, обозрение, очерк).

Интернет является каналом, по которому распространяются новые СМИ. По сравнению с традиционными каналами, он меняет часть привычных характеристик масс-медиа. Так, мы привыкли к тому, что СМИ периодичны. Однако говорить об этом свойстве по отношению к онлайновым медиа невозможно. Обновление контента здесь происходит непрерывно, интервал между появлением новых материалов составляет от нескольких минут до нескольких часов.

Канал интернет-СМИ, продолжает И. Д. Фомичева, характеризуется открытостью, общедоступностью, возможностью индивидуального приема, направленностью от единого центра к множеству рассредоточенных пользователей [Интернет-СМИ, 2010, с. 56]. Как мы увидим дальше, важная черта интернет-СМИ – двусторонность коммуникации, когда субъектами коммуникации выступают и журналисты, и аудитория.

Аудитория интернет-СМИ отличается большой численностью, рассредоточенностью, анонимностью, изменчивостью состава и гетерогенностью.

Эффекты от деятельности интернет-СМИ И. Д. Фомичева связывает с их функциями:

• коммуникативной;

• информационной;

• ценностно-регулирующей;

• социально-организационной;

• социально-креативной;

• развлекательной;

• функцией форума и канала социального участия.

В обобщенном виде признаки интернет-СМИ могут быть представлены в таблице [Интернет-СМИ, 2010, с. 59] (табл. 1).

Мы можем вернуться к вопросу, заданному в начале этой главы: можно ли считать СМИ новостные агрегаторы или страницы изданий в социальных сетях? По всей видимости, нет. Новостной агрегатор («Яндекс. Новости», Google News) – это сервис, автоматически собирающий заголовки новостей с информационных порталов и распределяющий их по темам, языкам, месту действия и т. п. Он не производит собственного контента, у него нет редакции. Аккаунты в социальных медиа («ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagramm и т. д.) не могут быть отнесены к СМИ по той причине, что они не являются самостоятельными ресурсами, а полноценный доступ к ним имеют только пользователи, зарегистрированные в этих же социальных медиа; таким образом, они не ориентированы на неограниченную аудиторию. По аналогичным причинам мы не можем отнести к СМИ и каналы YouYube, собирающие миллионы подписчиков, что, конечно, не исключает возможности производить журналистский контент специально для видеосервиса, как это делает Леонид Парфенов или Юрий Дудь.


Таблица 1. Признаки интернет-СМИ


В целом к интернет-СМИ мы относим ресурсы глобальной сети:

• создающие универсальный, документальный социально значимый контент;

• преимущественно имеющие официальный статус, то есть зарегистрированные в установленном законом порядке;

• имеющие профессиональную редакцию;

• регулярно обновляющиеся;

• ориентированные на массовую, рассредоточенную и анонимную аудиторию;

• использующие традиционные журналистские жанры и рубрики.

В отличие от традиционных СМИ, интернет-издания обладают свойствами новых медиа, о которых мы говорили выше, в том числе интерактивностью, мультимедийностью и гипертекстуальностью. Это позволяет им расширять разнообразие форматов, углублять содержание информации и вовлекать аудиторию в освоение, производство и распространение контента.

Краткая история интернет-СМИ в России

Историю развития онлайн-изданий Рунета можно разделить на три этапа:

• 1995-1998 гг. – возникновение первых сайтов СМИ и распространение авторских проектов: веб-обозрения «Вечерний Интернет», «Паравозовньюс» и др.

• 1999-2004 гг. – выход в сеть оффлайновой журналистики: Газета.ру, РБК, НТВ. ру;

• с 2005 г. – коммерциализация сетевых СМИ, формирование рынка.

На первом этапе Интернет оставался еще очень ограниченным и недоступным большей части аудитории; поэтому основной вклад в распространение новой технологии вносили любители, которые начали осваивать незнакомое пространство. Для СМИ выход в сеть был еще не более чем экспериментом. Пионером в этом оказалась «Учительская газета», открывшая свой сайт в 1995 г. У него не было ни дизайна, ни иллюстраций, ни рубрикации. Чуть позже в сеть вышла «Национальная служба новостей» (рис. 5), которая в 1996 г. организовала онлайн-трансляцию подсчета голосов избирателей во время выборов президента. Тогда же в Рунете появились сразу три интернет-радиостанции: «Серебряный дождь», «Европа плюс» и «Радио 101».

На этом же этапе мы видим интенсивное развитие литературных проектов и веб-обозрений. Интернет оказался плодотворной средой для литературной игры, наглядным воплощением принципов постмодернизма. Так возникают проект Романа Лейбова «Роман» (рис. 6), участники которого писали текст произведения, продолжая друг друга с любого места, или сайт «Сад расходящихся хокку», где нужно было создать стихотворение, начинавшееся с последней строки предыдущего.

Другим направлением авторских проектов стали веб-обозрения, посвященные тому, что есть в сети. Они часто велись от лица игровых персонажей – Мая Ивановича Мухина, Ивана Паровозова, Кати Деткиной. В индивидуальной, часто вызывающей, манере они рассказывали своим немногочисленным читателям об интересных ресурсах и новостях.

На втором этапе аудитория Интернета расширяется. В сферу интернет-журналистики приходят профессионалы, возникают информационные проекты, способные конкурировать с традиционными СМИ. Первым признаком этого стал хрестоматийный пример информационного агентства РБК. Во время дефолта в августе 1998 г. издание начало публиковать курсы валют практически в режиме реального времени. Его аудитория достигла 22 тыс. посетителей в сутки.

В 1999 г. вышла «Газета. ru» (рис. 7), довольно быстро завоевавшая интерес читателей, вслед за ней появились Lenta.ru, «Страна.ру». Тогда же «Независимая газета» запустила онлайн-версию и открыла доступ ко всем материалам свежих номеров. История российского телевидения в Интернете началась с создания сайта НТВ. В качестве иллюстраций к новостям здесь стали использовать кадры из телесюжетов. Очередным переломным годом стал 2001-й, когда «РИА Новости» начало публиковать материалы для всех читателей, изменив традиционный способ работы информационных агентств.


Рис. 5. Сайт Национальной службы новостей, 1996 год. Источник: archive.org


Рис. 6. Страница проекта «Роман»


На рубеже веков в Рунете насчитывалось около 2000 интернет-СМИ, однако началось некоторое разочарование. Сетевые издания переживали так называемый «кризис вторичности». Оказалось, что многие редакции не понимают, как и зачем развивать онлайн-версии, технологии были примитивны и ограниченны, а уникального и привлекательного авторского контента было недостаточно.


Рис. 7. Главная страница «Газеты. ш», 1999 г.


Несколько лет ушло на преодоление кризиса, который завершился переходом к коммерциализации и модернизации интернет-изданий. С середины 2000-х гг. редакции реконструируют свои сайты, создают особые подразделения для онлайн-версий, разрабатывают рекламные проекты. Постепенно появляются страницы в социальных сетях и мобильные приложения. Процессы конвергенции приводят к тому, что на сайтах газет и радио публикуется видеоконтент, а телеканалы разрабатывают текстовые проекты. В последние годы российские онлайн-СМИ ищут и новые модели платного доступа.

Типология интернет-СМИ

Охватить весь спектр онлайн-изданий нелегко, однако мы можем описать их, опираясь на типологические признаки. Специфика интернет-СМИ состоит в их подвижности, изменчивости, а потому в некоторых случаях деление на группы выглядит достаточно условным.

В табл. 2 приведены только те признаки, которые отличают онлайновые СМИ от традиционных. Общие для всех типов СМИ признаки: охват действительности, тип собственника, аудитория, тематика и др. – в дополнительных комментариях не нуждаются.


Таблица 2. Типологические признаки интернет-СМИ



Контрольные вопросы

1. Какие признаки отличают интернет-СМИ от прочих?

2. Какие этапы в своем развитии прошли интернет-СМИ в России?

3. Почему, на ваш взгляд, стало возможным распространение гиперлокальных интернет-СМИ?

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите типологические признаки следующих онлайн-изданий:

• Vedomosti.ru

• Gazeta.ru

• НГС24

• «Такие дела»

• Lifehacker

• ТВК6

• «Эхо Москвы»

2. С помощью ресурса Internet Archive найдите версии сайтов Первого канала, «Коммерсанта», «Эха Москвы», «РИА Новости», «Лаборатории новостей» трех-, пяти- и десятилетней давности. Посмотрите, как изменился дизайн и контент. О каких тенденциях в развитии онлайновых СМИ это может говорить?

Загрузка...