Глава 4

Заботливость

Это качество обычного добродетельного человека. Человек не может считаться ни хорошим, ни интеллигентным, ни, тем более, аристократичным, если в нем отсутствует заботливость. Она бывает малой, средней и большой. Может проявляться редко, иногда, часто, постоянно. Применительно к некоторым или многим моментам жизни. Хороший человек, как минимум, заботится о своих родных и близких. Интеллигент заботится еще и о своих друзьях. Делает это, конечно, весьма осмысленно и дифференцированно. Учитывая свои реальные возможности и способности. Другой вопрос, что забота интеллигента может быть особенно многогранной и изощренной, регулярной и стабильной, гармоничной и одухотворенной, конструктивной и созидательной.

Во-первых, забота интеллигента проявляется в том, чтобы не создавать проблем и неприятностей кому-либо из окружающих. В том числе, и совершенно незнакомым людям. По возможности, даже самого символического дискомфорта психологического, нравственного или физического характера. Если же речь идет о создании комфорта для кого-либо из партнеров по общению, то интеллигент стремится к тому, чтобы он был как можно более качественный, стабильный и продолжительный, многогранный и с оттенком изощренности (как минимум, с оттенком).

Заботливость может быть интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, моральной и физической. Один из важных нюансов бытия интеллигента заключается в том, что он не только стремится, желает проявить заботу о ком-либо или о чем-либо, но и умеет это делать на очень высоком уровне. Учитывая высокий уровень добросовестности его ума и души. Конечно, это требует от человека очень больших и изощренных усилий. Которые, кстати говоря, еще нужно в себе иметь, а не только предполагать чисто теоретически.

Заботливость может распространяться на целые группы вопросов в жизни других людей. Да и в своей собственной жизни тоже. И не только особенно ценных и важных, но и достаточно сложных. Требующих от проявляющего заботу высокого уровня внутренней организованности, сосредоточенности, чувства долга и ответственности, решительности и настойчивости, терпения и упорства, усердия и трудолюбия, целеустремленности и вдохновленности, мобилизации всех своих сил. А иногда еще и скрытых резервов.

Много сил может тратить только достаточно сильный внутренне человек. Умный, с элементом мудрости и одухотворенности, конструктивности и созидательности. Что предполагает не только большой объем разнообразных знаний, но и чисто практических умений. В ряде случаев отработанных до автоматизма. Когда они качественно воплощаются на практике даже в режиме автопилота. Что называется. Все это требует от интеллигента очень много времени и сил. В том числе, и по работе над самим собой по развитию своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И по поддержанию своей личности в должном энергетическом тонусе. Что подразумевает постоянный и многогранный, достаточно изощренный самоконтроль. Не говоря уже о высоком уровне осмысленности всех внутренних процессов. И об их чисто внешнем их проявлении.

Интеллигенту не нужно специально и дополнительно напоминать о том, что он должен позаботиться о ком-либо или о чем-либо. Обостренное чувство долга и ответственности само хорошо контролирует ситуацию.

Контроль злопамятности

Каждый человек периодически сталкивается с тем, что кто-то пытается его обидеть. Сознательно или неосознанно – это уже другой вопрос. И, по большому счету, нам бывает совершенно безразлично то, что именно двигало человеком, обидевшим нас. Есть несколько вариантов возможных реакций: сделать вид, что ничего не слышал; мягко парировать выпад в свой адрес; жестко парировать; затаить злобу на обидчика. Наиболее распространенным вариантом является последний. Собственно, нет ничего особенного в том, что обычный человек обижается. Но так уж устроен почти каждый человек, что в нем есть определенная (от малой до большой) врожденная склонность к мазохизму. Иначе говоря – получать определенное удовольствие от собственных страданий и переживаний. И если возникает определенная ситуация, в которой эта склонность может особенно ярко и основательно проявиться, то нередко это и происходит. И даже более того: после возникновения всего лишь однократной обидной для конкретного человека ситуации он начинает эту свою психологическую болячку периодически растравливать, не давая ей полностью и окончательно зажить.

Роль жертвы и мученика многим слабым и неуверенным людям представляется в некоторой степени привлекательной. Это, в силу определенных индивидуально-специфических особенностей личности, несколько возвышает человека в собственных глазах, добавляет некоторый момент дополнительного смысла в его жизнь. Эта особенно актуально, если этого смысла в обычном режиме его жизни, мягко говоря, не так много. Или нет вообще. А потребность в ощущении конкретного смысла жизни заложена во всех людях на уровне подсознания. Как и потребность в чувстве собственной значимости. Иначе говоря, полностью устранить оба эти момента не представляется возможным даже чисто теоретически.

Низкий уровень одухотворенности и мудрости особенно способствует проявлению многочисленных и разнообразных деструктивных и дисгармоничных элементов структуры личности человека, а также аналогичных по сути моментов суровой прозы жизни. Кроме этого, срабатывает еще и момент банального рационализма, в силу чего человек считает необходимым и правильным ответить обидчику на его обидное поведение. Но нередко для этого у того или иного конкретного человека не хватает ума или уверенности в себе, опыта решения конфликтных или неприятных ситуаций, обычной сообразительности и изобретательности, фантазии и воображения, творческого мышления, самостоятельности и независимости. И вот начинается своего рода бесконечная умственная и психологическая «жвачка», когда человек мысленно периодически перебирает возможные варианты словесного ответа обидчику. Или какие-либо варианты своих практических действий. Каждый раз добавляя какой-либо новый момент унижения достоинства своего обидчика наиболее значительным и изощренным способом. Ярким, демонстративным и показательным способом. По большому счету, дело до практического воплощения у многих людей так и не доходит. Но, тем не менее, эти мысли способны нанести ее владельцу очень большой ущерб психологического и духовного характера. Внеся мощный диссонанс в процессы эволюции его личности, создавая основу для выраженного и продолжительного душевного дискомфорта. Нередко становящимся буквально фоновым. И негативно влияющим на все аспекты жизнедеятельности такого человека. Неутомимая жажда мести может изнурять и истощать ресурсы личности страдающего. В том числе, и психические. Приводя к неврозам, депрессии и более тяжелым психическим заболеваниям.

По большому счету, овчинка выделки не стоит. Но среди подсознательных сил человека, к сожалению, присутствует масса деструктивных, способных не только разрушить достигнутую человеком гармонию, но и в значительной степени затормозить ее дальнейшее развитие и укрепление. Одновременно запуская процесс психологической и духовной деградации личности человека.

Но не всегда ситуация ограничивается только чисто теоретическим моментом. Иногда возникает ситуация, когда значительно более сильный человек, в силу уже своих собственных соображений, старается доставить обидчику первого человека какие-либо неприятности. И вот тут-то теоретические замыслы обиженного могут получать дополнительный шанс своего реального практического воплощения. И тогда обиженный и мститель могут объединиться для более организованного отрицательного воздействия на благополучие обидчика. Конечно, с формальной точки зрения, основанной на обычной житейской логике, всякая обида должна быть должным образом наказана. Но с духовной точки зрения все выглядит совершенно иначе. Нет необходимости мстить самому обиженному. Ибо, для этого существуют Высшие силы, которые осуществят эту миссию гораздо более эффективно и основательно. Другой вопрос, что совершенно не обязательно именно завтра. Наказание обидчику может быть реализовано спустя некоторое время. В отдельных случаях, весьма продолжительное. Пауза объясняется желанием Высших сил дать возможность обидчику опомниться и исправить результаты своего неправильного поведения. Но во многих случаях, если обидчик является действительно дрянным человеком с фундаментальными элементами деструктивности и дисгармоничности, никаких корректив в отрицательную ситуацию со стороны обидчика не вносится. Ни в начале ее развития, ни в последующем. Ибо, обидчик может уже на завтра об этой ситуации забыть напрочь. Но отложенное наказание бывает еще более суровым по сравнению с тем, что возникает сразу после нанесения обиды. Так что обиженный может ощущать по этому поводу полное собственное чувство внутреннего удовлетворения.

Если объединение с «другом по несчастью» прошло успешно и месть воплощена практически, то возникает определенное удовлетворение от своей мести. С одной стороны, вроде ничего особенного не произошло. Но если всмотреться в ситуацию более внимательно и основательно, то выявится вполне конкретная закономерность – человек начал ощущать радость от того, что он сотворил зло. И тут уже не важно – из каких именно соображений он это сделал. Это только на войне, защищаясь от агрессора, можно причинять ему вред. Ибо, защита слабых – это элемент духовной мудрости, соответствующий высшим законам Вселенной, принципам Бытия, определенных Высшими силами.

Интеллигент, как правило, имеет в себе и элемент мудрости, и элемент вполне определённой одухотворенности. И поэтому старается контролировать проявление в себе злопамятности, жажды мести, чрезмерной обидчивости и многих других отрицательных моментов. Другой вопрос, что, в ряде случаев, уже не личные, а общественные интересы требуют от человека принятия вполне конкретных практических мер по частичной и хотя бы временной нейтрализации деструктивной личности для профилактики появления еще более проблемных явлений жизни.

Иерархия потребностей

Интеллигент, как и любой другой человек, имеет в своей жизни группу простых потребностей. Но они не стоят у него на первом месте. На первом месте стоят высшие потребности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И даже среди этих четырех видов на первом месте, безусловно, стоят именно духовные потребности. И это не демонстративность или позерство, а естественная и закономерная потребность интеллигента. В отношениях, в первую очередь, с самим собой. А уже потом – с окружающими, с обществом и Высшими силами.

Интеллигентность не означает того, что глупые и примитивные мысли и чувства не приходят в голову интеллигента. Их приходит большое множество. Не говоря уже о том, что искушения такого рода у интеллигента бывают существенно более изощренными, чем у большинства обычных людей. И, следовательно, мощь и изощренность постоянного самоконтроля должна быть у него не просто несколько иными, а – принципиально иными. На голову-две выше, условно говоря. А это очень сложная работа внутри самого себя. В пять-десять раз более напряженная и изощренная, чем у большинства простых людей.

Понимание основных моментов иерархии классических ценностей позволяет интеллигенту построить в своем сознании правильную иерархию потребностей. Что, собственно, помогает ему переносить достаточно выраженные ограничения и лишения в плане удовлетворения своих простых (низших) потребностей. Без возникновения выраженного дискомфорта души. И, особенно, – духа. Стабильность и гармоничность большинства фундаментальных внутренних процессов в личности интеллигента сохраняются на прежнем уровне и в проблемной или стрессовой ситуации. В отличие от большинства обычных людей.

Жесткое следование своей собственной иерархии ценностей жизни, и в том числе, иерархии потребностей, приводит к тому, что интеллигент, как правило, не теряет выдержки и самообладания в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, своеобразных и противоречивых, непривычных и странных ситуациях. В том числе, в периоды природных или социальных катастроф, драм и трагедий. Хотя, конечно, адаптироваться в полной мере к таким событиям, как революция в России, трудно даже чисто теоретически. Ибо, одна из ее задач заключалась в уничтожении интеллигенции и аристократии, как таковых. В том числе, и чисто физического. Миллионы людей были убиты или сгноены в лагерях. Миллионы успели покинуть Россию. И далеко не всем удалось обрести прежний уровень стабильности и благополучия своей жизни на Западе.

Именно полное непонимание того, что интеллигенция (не показная, а истинная) является самой ценной частью любого общества, и привело к тому, что в России она действительно была уничтожена. В этом плане можно вспомнить фильм «Собачье сердце», когда существу, привыкшему к упрощенному стилю жизни, были созданы идеальные условия. Но все это, в любых количественных и качественных показателях, ничего хорошего не создало.

Как известно, управлять стадом баранов гораздо проще, чем стаей львов (прайдом). Чтобы родиться интеллигенту с большими аристократическими наклонностями, по мнению мудрецов, необходимо двадцать-тридцать предыдущих воплощений, проведенных в постоянной и серьезной работе над своей личностью. А уже просто сто лет одной жизни, пусть даже и в самых замечательных условиях, явно недостаточно. Интеллигент – это элемент особого благоволения Высших сил. И тот, кто не желает этого понимать, рискует нарваться на большие проблемы и неприятности с их стороны.

Избирательность

Собственно, избирательность в определенной степени уже присутствует у истинного интеллигента. Избирательность не имеет ничего общего с капризностью, привередливостью, прихотливостью, демонстративностью, экстравагантностью, эгоизмом и потребительством, высокомерием и пренебрежительностью, формализмом и чванливостью, сумасбродством и многими прочими подобными качествами личности. Избирательность предполагает высокую степень осмысленного выбора того, с чем человек желает по своей воле соприкоснуться даже на короткий период времени. Не говоря уже о том, чтобы сделать этот элемент постоянным или регулярным в своей жизни.

Избирательность, в первую очередь, касается круга людей, с которым интеллигент не желает общаться по своей инициативе. Если же изменить реальное положение вещей не в его силах, по большому счету, то он стремится сознательно регулировать уровень интенсивности этого общения, величину его многогранности и изощренности, глубины и доверительности. И многие другие основные параметры. Исходя из принципа не выгоды, а целесообразности. Так, например, общение с более глупыми людьми желательно максимально минимизировать. С неглупыми людьми – регулировать умеренно. С умными и очень умными – развивать в наибольшей степени. Это касается и фильмов, и спектаклей, и концертов, и музыки, и книг. И любых других явлений жизни. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. В соответствии с иерархией классических ценностей бытия.

Интеллигент стремится, чтобы у всех выше перечисленных явлений жизни были достаточно хорошие качественные параметры. И не только с точки зрения окружающих, а, в первую очередь, в соответствии со своей собственной системой ценностей. Принятой в кругу истинных интеллигентов и соответствующей системе классических ценностей. Попытки многих людей после революции в России создать свою новую систему ценностей, принципиально отличающуюся от принятой у интеллигенции, были обречены на неудачу уже изначально и даже чисто теоретически. По всем четырем ведущим параметрам человеческой жизни.

Истинная интеллигентность – это не внешняя поза, пусть даже очень выразительная и эффектная. А внутреннее состояние ума и души высокой степени совершенства. Это пожизненно большой и тяжелый труд ума и души, духа и тела. Максимально добросовестный, не в силу требований окружающих и не ради их формального одобрения, а в силу особой требовательности человека к себе наедине с самим собой. Интеллигент понимает то, что он не имеет право транжирить свою жизнь на что-то второстепенное и второсортное. По крайней мере, из того, что он сам может сознательно моделировать.

Избирательность означает и очень серьезный самоконтроль, когда различные мысли и чувства, желания и стремления, мечты и фантазии с элементом деструктивности и дисгармоничности, упрощенности и примитивности, бездуховности и безнравственности отсекаются им на самых ранних этапах зарождения в его сознании. Ибо, он четко понимает то, что может возникнуть в результате равнодушного и небрежного отношения к этим моментам. Это психологическая и духовная деградация.

Интенсивное изучение людей

Собственно, основную классификацию людей с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения интеллигенту рассказывают еще в детстве. И уже тогда он знает и понимает основную систему критериев достоверной оценки любого типа человека. Другой вопрос, что жизнь – это явления многовариантное. И поэтому есть масса нестандартных вариантов, имеющих высокую степень своеобразия, оригинальности, противоречивости, странности, различный уровень многогранности и изощренности, сложности и насыщенности и многих других ведущих параметров личности. Что требует очень интенсивного и продолжительного постижения жизни и людей. И это продолжается у интеллигента всю его жизнь. В качестве сознательного и целенаправленного элемента программы его бытия. Ибо, почти все, что делает интеллигент, несет в себе мощный элемент осмысленности. И не только с точки зрения дня сегодняшнего, но и по жизни вообще.

В каждой эпохе есть свои специфические особенности политического и экономического, идеологического и духовного, психологического и философского, культурного и эстетического характера. Которые, прямо или косвенно, влияют на общество. И для того, чтобы знать и понимать как можно больше, интеллигент внимательно наблюдает за окружающими, за представителями различных общественных прослоек. Он выявляет, анализирует и систематизирует новую информацию, чтобы быть в курсе всего происходящего. Одновременно выявляя массу второстепенных и третьестепенных моментов, имеющих высокий уровень достоверности об истинной сути того или иного типа людей. Он постоянно оттачивает свою интуицию и проницательность и вообще, и применительно к оценке новых и незнакомых людей. Не говоря уже о развитии фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, абстрактном и ассоциативном мышлении. Стремясь достигнуть при этом наибольшего уровня виртуозности своих умственных и психологических процессов. Высокий уровень внимательности и наблюдательности, интеллектуальной и психологической бдительности помогает интеллигенту увидеть то, что остается вне поля зрения большинства других людей. Именно поэтому интеллигент, как правило, так хорошо разбирается в людях. Порой, считывая массу информации с лица человека буквально в одно касание. Масса тонкостей и мелочей, нюансов и деталей рассказывает ему гораздо больше и точнее, чем многолетнее общение простых людей между собой.

И это нередко вызывает достаточно мощное удивление и изумление многих простых людей. Ибо, сама методология восприятия и анализа интеллигента и по жизни вообще, и применительно к людям, в частности, им принципиально чужда, неизвестна и непонятна, выглядит странной и причудливой, имеющей в себе мистический или магический элемент. Ибо, многое естественное и закономерное во внутреннем мире интеллигента представляется предельно таинственным для большинства простых людей. Ибо, оно нередко происходит в совершенно иной системе координат, в другой плоскости бытия. Принципиально более изощренной. Это как высшая математика для школьника. Когда он вроде бы понимает то, что в тех или иных конкретных формулах есть вполне определенный смысл. Но вот постигнуть его даже отчасти ему не представляется возможным. Даже чисто теоретически. Потому как сама методология (психология и философия) бытия интеллигента не имеет почти ничего общего с таковой у простого человека. По большому счету.

Изящные мысли и чувства

Стоит сказать, что большинство обычных людей и не подозревает о том, что у человеческих мыслей и чувств есть еще и такой параметр, как изящность. А те, кто знает об этом термине, относятся к нему, мягко говоря, достаточно своеобразно. Практически каждый, так или иначе, стремится к тому, чтобы не быть хуже окружающих. По крайней мере, по тем некоторым моментам, что доступны для его восприятия и мировоззрения. А, так как такое стремление, преимущественно количественного характера, имеет место быть, то это большинство с достаточно большой уверенностью полагает, что оно ничуть не хуже окружающих. Самое удивительное в этой ситуации – это то, что и, на самом деле, дело обстоит именно так. Ибо, большинство действительно находится в одном и том же качественном диапазоне основных показателей жизни. А то, насколько хорош этот диапазон не с житейской, а с духовной точки зрения – это момент отдельный. И он, как правило, по большому счету, с духовной точки зрения, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.

А вот интеллигент не только знает и понимает, но еще и практически умеет проявлять хороший уровень изящности и ума, и души. Как минимум. А, при необходимости, и выше. И, если хороший уровень изящности ума и души остается принципиально недостижимым для подавляющего большинства обычных людей, то высокий уровень является для них за гранью возможностей восприятия, анализа и моделирования. Буквально на уровне мистики или магии, фантастики или еще чего-либо подобного буквально запредельного. К этому необходимо добавить, что тонкое и дифференцированное восприятие явлений жизни даже на просто хорошем уровне не свойственно большинству обычных людей. Ибо, они, к сожалению, не в состоянии отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от утонченного, утонченное от изящного, изящное от изысканного. В лучшем случае, это касается отличия примитивного от обычного. И обычного от изысканного. А уж о градуированности восприятия всех четырех основных сфер человеческой жизнедеятельности (интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической) речи, применительно к большинству обычных людей, вообще вести не стоит. По мнению классиков психологии и философии. Да и по опыту наблюдений и исследований автора в течение тридцати лет.

Необходимо отметить, что даже умеренный уровень изящности мыслей и чувств для большинства обычных случаев бывает доступным только иногда. И только в результате очень большого напряжения всех сил ума и души. Которые особенно долго они выдержать не могут – не позволит небольшой энергетический тонус их внутренней организации и отсутствие какой-либо даже самой минимальной тренированности их в работе именно на таком уровне. Все достаточно четко и однозначно. Интеллигент же проявляет хороший уровень изощренности ума и души даже в режиме автопилота. Грубо говоря, даже на уровне подсознания. А вот высокий уровень изящности мыслей и чувств заставляет его проявлять лишь высокий уровень напряжения ума и души. Если же речь идет об очень высоком уровне напряжения, то тогда разговор может идти уже об уровне гениальности или просто феноменальной одаренности. О ценности личности не только с точки зрения того или иного конкретного общества, но и всего человечества в целом. Вот такие тонкости и нюансы имеют место быть.

Инициативность

Инициативность бывает интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. Инициативность – это сознательное и целенаправленное стремление человека сделать что-то новое, приятное, полезное, необходимое, интересное на хорошем качественном уровне. Когда речь идёт о достойном человека, интеллигенте, то это еще и стремление взять на себя дополнительную существенную ответственность в том или ином важном и ценном вопросе (или группе вопросов). Но ценном не с точки зрения личного эгоизма, а с точки зрения классических духовных ценностей. Инициативность может касаться сохранения и укрепления своих личных интересов (желательно не в ущерб интересам других людей) или интересов других людей. Есть вариант заботы о совместных интересах.

Инициативность может быть, условно говоря, сиюминутной. А может быть и постоянной. Что особенно ценно. Ибо, это большая и сложная работа ума и души. Иногда еще духа и тела. Инициативность часто заключается в создании какой-либо новой идеи. Или принципиально новой, или придающей новый оттенок чему-либо уже известному. У обычных людей инициативность может касаться преимущественно простых и привычных моментов жизни. У интеллигента инициативность носит уже вполне осмысленный характер. Предполагающий определенный качественный уровень с интеллектуальной точки зрения, с точки зрения психологической зрелости. В оптимальном варианте еще и элемент конкретной одухотворенности. Конечно, и интеллигенту приходится заниматься многими вопросами житейской прозы жизни. Но не на них он делает главный акцент, а на особенно важных и ценных моментах жизни.

Инициативность аристократа предполагает хороший уровень чувства долга и ответственности, осмысленности того, что предполагается сделать и того, как это сделать. Инициативность умного человека исходит из адекватной оценки способностей и возможностей других людей. Иначе говоря, человеку со средним уровнем интеллекта не ставится задача, требующая проявление высокого интеллекта. Аналогичная ситуация и применительно к остальным фундаментальным параметрам личности: мудрости, одухотворенности, зрелости, гармоничности, конструктивности, созидательности, одаренности, степени сложности и изощренности личности, уровню многогранности, утонченности и изящности ума и души.

Интеллигент обычно достаточно объективно оценивает и свои собственные способности и возможности. И не стремится начинать большие и сложные дела в той сфере деятельности, к которой у него нет особых склонностей и способностей, больших знаний и навыков. Другой вопрос что, если возникает реальная жизненная необходимость в каком-то новом деле, то интеллигент прикладывает все свои силы для максимально добросовестного и планирования, и подготовки, и воплощения в жизнь необходимого дела. Интеллигент, как правило, имеет личных экспертов и авторитетов из своей аристократической среды. Или просто мудрого человека, имеющего определенный комплект элементов духовной аристократичности.

Инициативность интеллигента по своей сути достаточно умна и добродетельна. Она не требует формальной экспертизы в принципиальной своей состоятельности и порядочности.

Инстинкт и логика

Тема очень непростая на самом деле. Очень многогранная и изощренная. Мудрецы пишут о том, что обычному человеку следует отдавать предпочтение не своим инстинктам, а логике. И в этом они, несомненно, правы. Начнем с самого простого (в смысле относительно понятного для большинства). Уровень духовности большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Оно имеет весьма смутное представление о многих явлениях жизни даже средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. Система основных ценностей у большинства лишь житейская. Иначе говоря, весьма упрощенный вариант классической системы ценностей. И потому впору вспомнить выражение народной мудрости и том, что «на осине не родятся апельсины». Серьезный самоконтроль у большинства отсутствует в силу значительной лени ума и души. Чрезмерная амбициозность не позволяет самокритичности развиться и проявиться должным образом. Доминирование стереотипного мышления существенно ограничивает возможности людей по осмыслению себя, общества, жизни. В результате чего понимание самых главных моментов жизни присутствует лишь предельно формальное и поверхностное. И самое страшное заключается не в том, что для большинства свойственно глобальное и фундаментальное психологическое и духовное невежество, а в том, что оно в значительной степени устраивает это большинство. Дух негативного консерватизма очень жестко и конкретно охраняет свои жертвы от каких-либо положительных метаморфоз. Пусть даже и самых символических. Что же касается отрицательных метаморфоз, то тут никаких возражений нет и быть не может. Более того: со стороны и этого духа, и многих других есть максимальное содействие. Настолько многогранное и изощренное, что оно, как правило, способно даже запустить процесс психологической и духовной деградации. И личности, и общества, и государства, и даже всего человечества. И не обязательно сразу по всем параметрам. Достаточно для начала по нескольким. Как говорится, «лиха беда начало».

Как правило, плесень и ржавчина не нуждаются в особом и специальном внимании к себе. Они распространяются и сами довольно таки успешно и энергично. Только вот, загвоздка какая: внешнюю плесень и ржавчину видно и невооруженным глазом. Правда, лишь тому, кто внимательно контролирует эту ситуацию. А вот внутренняя плесень личности человека часто совершенно незаметна. И не только на начальных этапах, но и на средних. Особенно тем наблюдателям, которые не обладают психологической и духовной интуицией и проницательностью (не менее 95 процентов людей, к сожалению). Не говоря уже о мудрости. И только тогда, когда внутренняя плесень начинает так или иначе проявляться еще и внешне, некоторые окружающие вдруг спохватываются. Но, как правило, бывает уже поздно. Плесень и ржавчина настолько испортили основу личности, что она уже не подлежит восстановлению. Исключение, быть может, составляет один случай на тысячу. Но он, как вы понимаете, особой погоды в обществе не делает. Да и не может делать. Есть даже по этому поводу довольно-таки мудрая присказка: когда идет по улице десять человек и из них девять трезвых и лишь один пьяный, то один на фоне девяти не особенно бросается в глаза окружающим; и поэтому про такую компанию обычно говорят, что «идет десять трезвых»; совсем другая ситуация возникает в том случае, когда идет девять пьяных и один трезвый: один на фоне девяти пьяных не особенно заметен и поэтому про такую компанию говорят «идет десять пьяных». И первая трактовка, и вторая не соответствуют реальной действительности. Но в этом проявляется элемент значительной субъективности большинства обычных людей в оценке чего-либо вообще.

Инстинкты принято относить к области подсознательного. И, если человек не занимается серьезно и основательно, целенаправленно и правильно своим самовоспитанием и самосовершенствованием, то его подсознание, как правило, содержит в себе громадное количество элементов деструктивного и дисгармоничного характера. Специфика настройки аппарата его личности заключается в том, что он способен воспринимать преимущественно только самые примитивные и упрощенные «телеканалы». Так сказать, диапазоны волн достаточно жестко регламентированы. Человек настолько привыкает к содержанию передач этих, мягко говоря, дрянных телеканалов, что начинает их считать самыми правильными и единственно существующими. Он, правда, периодически пытается рыскать по своему диапазону (когда изредка на него находит сиюминутное и частичное духовное просветление), но каждый раз убеждается в том, что ничего другого нет. Если же кто-то из окружающих, более гармоничная личность, говорит ему о том, что есть другие каналы, которые не просто несколько лучше, а принципиально лучше его собственных, то он, как правило, сильно обижается и оскорбляется. Что, собственно, в такой ситуации естественно и закономерно. Ибо, амбициозность не позволяет самокритичности проявиться в полной мере. И потом: дух примитивности, дух упрощенности, дух лени ума и души, дух негативного консерватизма очень основательно и пристально опекают свою жертву, не позволяя ей отклоняться от «генеральной линии партии» даже на один процент.

Рассуждения же о том, что нужно много и тяжело работать над собой для появления хотя бы небольшого количества новых телеканалов выглядят в глазах таких людей какой-то изощренной философской абстракцией. Которую они не в состоянии охватить своими взглядом целиком. Ибо, взгляд этот предельно поверхностный и формальный, очень упрощенный. Перестроить мышление, привыкшее оперировать только упрощенными и обычными житейскими категориями, на более высокий качественный уровень не только за короткий период времени, но и достаточно продолжительный, как показывает реальная действительность, не представляется возможным даже чисто теоретически. Это все рано, что заставить компьютерный процессор с одним ядром работать как многоядерный. Исключено в принципе, не зависимо от уровня старательности и компетентности компьютерного мастера. Мотоцикл не может перевозить грузы, предназначенные для грузового автомобиля. А автомобиль не может перевозить грузы, помещающиеся в товарном вагоне поезда. И так далее, по нарастающей. У каждого элемента жизни (в том числе, и человека) есть свои реальные возможности. И в обычном режиме своего существования они не могут быстро перейти на более высокий уровень. Как правило, это процесс медленный и постепенный. В лучшем случае. А обычно он полон хаоса и анархии. И поэтому чего-либо путного создать или предложить не в состоянии. Что называется, в принципе.

Святой старец Амвросий Оптинский говорил, что человек не начнет заниматься собой серьезно и основательно пока не ужаснется от своего реального положения дел. То, что тот или иной человек на фоне своего непосредственного окружения выглядит достаточно неплохо, служит ему не только большим успокоением, но и основанием для возникновения самоуверенности и самовлюбленности, амбициозности, самонадеянности и большой гордыни. Ему, собственно, и в голову не может придти мысль о том, что это окружение мыслит и живет преимущественно весьма упрощенными стереотипами. Которые, к сожалению, не исключают любых, даже самых серьезных элементов деструктивности и дисгармоничности.

Собственно, инстинкты бывают низшие и высшие. Только тут есть одна основательная закавыка. Дело в том, что низшие, как правило, очень активны, навязчивы и агрессивны. Их энтузиазм неистощим. Ибо, они подпитывается представителями темных сил. Постоянно и основательно, многогранно и изощренно, используя все возможные варианты интриг и авантюр, самых разнообразных психологических и духовных манипуляций. Которыми они владеют буквально виртуозно. И, по сути дела, человек с низким уровнем духовности (с мирской точки зрения это средний и, вроде как, достаточно приличный вариант) находится, если не полностью, то в значительной степени в их распоряжении. Выполняя именно их волю, будучи уверенным в том, что делает только то, что хочет сам. По большому счету, это драма почти всего человечества. Потому как людей, даже со средним уровнем духовности, очень мало. А уже с высоким уровнем – вообще единицы на всю планету Земля.

На самом деле, эта тема настолько большая и сложная, что ей предполагается посвятить целую книгу. В последующем.

Высшие инстинкты могут проявляться только в том случае, если человек серьезно и основательно занимается своим самовоспитанием и самосовершенствованием. Как правило, это хорошо идет при наличии духовного наставника. Бесконечная череда изощренных искушений и соблазнов способна резко затормозить процесс эволюции личности. В лучшем случае, свести его на нет. А, в худшем, – придать ему отрицательный характер, запустив процесс психологической и духовной деградации личности. В большинстве случаев необратимый. И даже более того: многие люди, находясь по уши в этом процессе, склонны создавать идеи о том, что так и должно быть, что это правильно и хорошо. Они не только формируют стереотипы восприятия и мышления, но и предельно активно их пропагандируют в обществе, быстро и легко находя множество сторонников и союзников. В ряде случаев, они выступают в роли своего рода законодателей моды. Интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Стремительно распространяющейся не только в том или ином отдельном обществе, но и в человечестве в целом. Ибо, своего рода спонсором такого рода явлений являются темные силы, которым выгодно, чтобы реальный (а не мнимый или показной) уровень гармонии в человечестве был как можно ниже. В идеальном варианте отсутствовал вообще.

На самом деле, все предельно серьезно. И, если в ряде психологический вопросов компромисс не только возможен, но и весьма желателен, то применительно к духовным вопросам, в подавляющем большинстве случаев, он категорически противопоказан. Выражаясь медицинским языком. Ибо, он способен в значительной степени обесценить любые самые большие классические ценности духовного характера. И не только относительно того или иного отдельного человека, но и общества, государства, народа, человечества в целом. Классические ценности, как правило, не имеют жесткой религиозной привязки. Другой вопрос, что разные религии в различной степени подробно и доходчиво рассказывают и объясняют их. Ибо, они, в большинстве своем, относятся к понятиям жизни, как минимум, средней степени сложности. В связи с чем, их адекватное восприятие большинством обычных людей весьма затруднено. В неадаптированном виде.

Классический интеллигент проходит весьма изощренно школу интеллигентности. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И поэтому его возможности в восприятии явлений жизни не только средней степени сложности, но и сложных не только несколько выше, чем у большинства обычных людей, а принципиально выше. Более высокий уровень может быть лишь у классиков психологии и философии и мудрецов (не говоря уже о святых, но это уже большая и отдельная тема для разговора, существенно выходящая за логические рамки данной работы).

Необходимо отметить, что среди высших инстинктов тоже есть своя иерархия. Простые, умеренной степени сложности, сложные. Простые доступны многим людям, занимающимся самовоспитанием. Умеренной степени сложности доступны для понимания (не говоря уже о практическом воплощении) только некоторым из них. А сложные доступны только единицам. Как правило, в этом случае речь идет уже о типе духовного аристократизма. И не только в масштабах конкретного общества, но и всего человечества в целом.

Большинство же обычных людей принципиально чуждо серьезному процессу самовоспитания и самосовершенствования. А потому и не особенно озадачивается вопросами высших инстинктов в принципе. Более того, в качестве таковых оно склонно выбирать более или менее приличные из числа низших. По крайней мере, они представляются таковыми для их субъективного мнения. По большому счету, чуждого самых главных классических духовных ценностей человеческого бытия. Это, конечно, не означает того, что все они обязательно выбирают сознательную позицию антагонизма классическим ценностям. Но их реальная приверженность им настолько формальна и поверхностна, что в их реальной практической жизни не играют вообще никакой роли. Но их дела свидетельствуют совсем о другом. И достучаться до них во многих случаях не представляется возможным даже чисто теоретически. Проза жизни – это грустная вещь. И поэтому каждый истинный интеллигент не только классического типа, но и отдельного вида (интеллектуальный или психологический, духовный или эстетический) представляется на вес золота. И не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и общественной точки зрения. И не только психологии, но и философии бытия. И общества, и человечества.

Собственно, между обычным человеком и истинным интеллигентом можно условно можно условно выделить примерно десять промежуточных ступеней. Так вот, человек, находящийся даже на первой ступени интеллигентности, и сознательно, и целенаправленно стремящийся к ее максимальному обретению, уже представляет из себя ценность, значительно большую, нежели человек вольно или невольно чуждающийся какого-либо вида и уровня интеллигентности. По сути дела, стремление к интеллигентности (только истинной, а не показной) – это стремление к гармонии. Это доступное (в той или иной степени) понятие для многих людей явления «гармония человеческой личности». Это в определенной степени формальное обозначение некоторых ориентиров на пути к гармонии. Гармонии личности, общества, государства, человечества, Вселенной. Все очень тесно взаимосвязано друг с другом. Без гармонии личности отдельного человека невозможно построить гармоничное общество. А без гармонии отдельных народов невозможно представить себе гармонию всего человечества. И, по мнению мудрецов, в этом вопросе двух мнений быть не может. Никогда. Даже чисто теоретически.

Собственно, истинный интеллигент уже в момент своего рождения имеет обширный комплект достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Которые получают достаточно хорошее развитие. Но он не начинает с нулевого уровня. Он начинает уже с достаточно значительной величины по всем этим параметрам. В нем уже сильна даже подсознательная тяга к самовоспитанию и самосовершенствованию. Эта жажда развития, максимально значительного и наиболее интенсивного, так мощно ощущается в его внутреннем мире, что ничем упрощенным и банальным из простой житейской прозы жизни ее утолить невозможно в принципе. Она звучит в роли доминирующей потребности. Ума, души и духа. Десятки предыдущих воплощений настоятельно требуют от конкретного человека своего продолжения. И не абы какого, а максимально достойного. Видимо, к такому человеку уже приставлен Высшими силами Ангел Хранитель высокого ранга. Который старательно и постоянно уберегает его от большинства наиболее примитивных искушений и соблазнов. И дает силы человеку в плане интуиции и проницательности интеллектуального, психологического и духовного плана. Чтобы вовремя распознать большинство не только обычных искушений, но нередко и достаточно изощренных. Он ведет человека по жизни таким образом, чтобы он мог реализовать свою персональную миссию на Земле особого посланника Высших сил по гармонизации человечества хотя бы в своем узком сегменте, в своем месте.

Уровень гармонии личности интеллигента совсем не обязательно идеальный (ибо, такового не существует в человеческом обществе, он относится к сообществу духовных существ). Но он настолько значительный, что резко выделяет интеллигента в человеческом обществе по многим количественным и качественным параметрам. И именно этот достаточно высокий уровень гармонии личности, постоянно сознательно повышаемый интеллигентом, и дает ему возможность подключаться к наиболее качественным информационным каналам Вселенной. В результате чего писатели, композиторы, художники, архитекторы, скульпторы и прочие деятели культуры создают истинные шедевры в истории человечества. И становятся классиками. Чисто теоретически они, быть может, и способны откровенно халтурить. Но реально этого, как правило, уже не происходит. Ибо, человек, существенно приблизившийся к абсолютной гармонии, уже не может дальше жить по распространенным житейским стереотипам и стандартам, ибо, они предполагают такой значительный уровень упрощенности, что он к Гармонии не имеет вообще никакого отношения. По большому счету.

Развитая самокритичность, постоянный и жесткий, многогранный и изощренный самоконтроль получают в интеллигенте настолько мощное развитие, что они начинают эффективно действовать даже в режиме автопилота. Без каких-либо специальных и дополнительных усилий ума и души с его стороны. Обеспечивая тем самым высокий уровень организованности почти всех внутренних процессов, идущих в его личности. Темные силы привыкают к тому, что большинство обычных и умеренно изощренных искушений, что они наводят на людей, на интеллигента уже не действуют. И поэтому они донимают его гораздо реже. По сравнению с большинством обычных людей. И это дает возможность интеллигенту более эффективно бороться с примитивностями и упрощенностями, многими элементами деструктивности и дисгармоничности. В результате чего отсекаются многие глупости и нелепости, гадости и дрянности, пошлости и банальности. Налаживается принципиально более конструктивный вариант отношений человека со своим подсознанием. В котором со временем усиливаются элементы конструктивности и созидательности, преобладания классических ценностей, стремления к гармоничному и совершенному. В определенном смысле можно сказать, что интеллигент ставит себе на службу свое подсознание. Которое, при правильном подходе к нему, может служить и мощнейшей энергетической подпиткой человеку, и неиссякаемым источником новой информации. Причем, не только высокого качественного уровня, но и моментов, граничащих с явной гениальностью. Какие уже действуют механизмы в человеческом подсознании – это предстоит еще более отчетливо выяснить новым поколениям исследователей, классикам психологии и философии, мудрецами и святыми. Ибо, процесс постижения даже основных элементов человеческой личности бесконечен. Не говоря уже о некоторых тонкостях и нюансах, оттенках и полутонах. И изменить законы Бытия не дано никому и никогда. По крайней мере, обычному смертному. Хотя, в жизни духовных существ существует своя, не менее четкая и жесткая иерархия, чем в человеческом обществе. Там все тоже трудятся. Постоянно, многогранно, изощренно, трудолюбиво и добросовестно. Тысячи и миллионы лет. Эволюция личности и там идет своим чередом. И только самые достойные, даже из числа истинных интеллигентов могут попасть в их число. Во Вселенной все имеет свое конкретное место. Только в отличие от людей, духовные существа четко понимают свое место во Вселенной, свое место на ее иерархической лестнице гармонии и совершенства. И, соответственно этому месту уровень требований к ним. Ибо, на первом плане у них идут обязанности, а потом, быть может, некоторые права. Правильнее сказать, возможности творческого проявления понимания своих гигантских и предельно изощренных обязанностей. Ибо, весь смысл их существования заключен в служении делу Гармонии во Вселенной. И деятельность такого изощренного уровня может быть доступно только той личности, дух которой стал особенно мощным и гармоничным. В тысячи и миллионы раз больше, чем у обычного смертного человека.

Высшие инстинкты интеллигента настолько мощно становятся его естественной частью, фундаментом его личности, его внутреннего мира, что места для низких инстинктов остается значительно меньше, чем у большинства обычных людей. И поэтому интеллигент может гораздо спокойнее относиться к своим мыслям и чувствам, фантазиям и желаниям. Даже самые простые из них имеют такой высокий качественный уровень, что ему за них, что называется, не стыдно. Другой вопрос, что и повода для особой гордости для себя он в этом не видит. Это является обычным элементом для возникновения его чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Инстинкты интеллигента – это совершенно отдельная песня. Они не просто несколько иные – они принципиально иные. В первую очередь, по своей духовной составляющей. Не говоря уже об интеллектуальной и психологической составляющей. И поэтому перед истинным интеллигентом не стоит так остро дилемма: разум или инстинкт. Ибо, его инстинкт является в значительной степени продолжением лучшей части его разума. Он такой мощный и добросовестный его помощник, что об этом можно написать большую и очень интересную книгу. Поэтому интеллигентность – это очень ценная философия жизни.

Загрузка...