Истинный интеллигент, как правило, стремится завоевать доверие, как минимум, среднего уровня у людей своего окружения. Желательно, с признаками интеллигентности. Ибо, произвольно в одном месте обычно не собирается много классических интеллигентов. Это бывает обычно в наиболее развитых европейских странах на культурных событиях особого качественного уровня. Но и там это предполагает наличие у большинства или небольшое, или умеренное количество элементов аристократичности. Правда, в достаточно выраженной степени развития. Интеллигент считает ниже своего достоинства проявлять легкомысленность и безответственность, формализм и недоброжелательность как человек, как личность, сотрудник или руководитель, как родственник или друг, ребенок или родитель, супруг или гражданин, сосед или приятель. Он несет всегда себя достойно, на высоком качественном уровне в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Как мужчина или женщина. Другой вопрос, что среди интеллигентного круга, к сожалению, встречаются люди, которые, в силу ряда некоторых формальных моментов, лишь предполагают свою причастность к интеллигенции. А, на самом деле, весьма далеки от нее. Ибо, истинный интеллигент стремится всегда и во всем быть порядочным и благородным, достойным членом общества вообще и интеллигентной прослойки, в частности. И это служит определяющим моментом в возникновении доверия к интеллигенту.
Ибо, интеллигент относится к доверию окружающих очень внимательно и бережно, чутко и осторожно, заботливо и аккуратно, серьезно и основательно, продуктивно и одухотворенно. Всеми силами ума и души он стремится оправдать не просто некоторое, а желательно самое большое доверие своего окружения. Всегда и во всем. И не ради собственного тщеславия, а ради того, чтобы быть действительно достойным и полноценным посланником Высших сил на Земле. Максимальная добросовестность и достойность всегда и во всем – это фундаментальный принцип мировоззрения интеллигента. Это очень большой и сложный труд ума и души, духа и тела. Требующий высокого уровня скоординированности всех достоинств и добродетелей, способностей и талантов, организованности и внутренней дисциплины, обостренного чувства долга и ответственности, самоотверженности, сообразительности и изобретательности, развитой фантазии и воображения, высокой самокритичности и постоянного многогранного самоконтроля, порядочности и благородства, творческого мышления, чувства изящности мысли и чувства, психологической и духовной предупредительности, умения и желания проявлять изящное сочувствие и сопереживание, умение быть достойным другом и в горе, и в радости. Это и умение строить прочные и перспективные отношения, присутствие крепкого внутреннего стержня, самостоятельности и независимости, умение находить золотую середину между чувством собственного достоинства и скромностью. Это умение делать основной акцент на содержании жизненных явлений, а не на их внешней форме. Это и приверженность понятиям классической женственности или мужественности. Это реальное умение быть самостоятельным и независимым. Это способность, при желании и необходимости, создавать качественное сокровенное общение.
Интеллигент обладает очень развитым чувством интеллектуальной и психологической эстетики. Что в значительной степени определяет высокий качественный уровень его мыслей и чувств, желаний и стремлений, фантазий и мечтаний, намерений и поступков. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.
Сохранять высокий уровень доверия в отношениях интеллигенту помогает контроль за проявлениями своенравности и сумасбродства, отсутствие ревности и зависти к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. Интеллигент не бывает фамильярным или навязчивым, старается следовать конструктивной манере дискуссии, проявляет следующие психологические моменты: внимательность и осторожность, наблюдательность и бдительность, бережность и аккуратность, добросовестность ума и души, изящность мысли и чувств с сознательным включением в них максимального числа элементов изысканности. Конечно, изысканность – это элемент общения в аристократическом кругу или в обществе весьма интеллигентных людей. Ибо, в среде упрощенных и примитивных людей это может вызвать очень сильное раздражение, отторжение, антипатию, доводящую до мощной ненависти. Ярким проявлением чего была революция в России, когда рабочий класс сознательно и целенаправленно физически уничтожил аристократию. А также максимально изощренно унижал и оскорблял ее представителей.
Даже в сложных ситуациях интеллигент стремится сохранить выдержку и самообладание, а также строит свои отношения не с позиции распространенного рационализма (в его упрощенных и примитивных формах), а, исходя из принципа целесообразности. Интеллигент умеет думать об интересах дня завтрашнего и не увлекается сиюминутными интересами. Он дает возможность сохранить свое лицо другим людям в сложных и проблемных, противоречивых и своеобразных, необычных и непривычных, тонких и щепетильных ситуациях. С психологической точки зрения. Но это не мешает ему быть принципиальным с духовной точки зрения.
Интеллигент проявляет максимальную психологическую гибкость и дипломатичность. Умеет находить достойные и приемлемые компромиссы психологического и интеллектуального (но не духовного) характера. Он считает для себя недопустимым в личных отношениях проявлять эгоизм и стервозность, авантюризм и интриганство, пошлость и подлость, резкость и грубость, максимализм и категоричность, упрощенность и прозаичность, демонстративность и экстравагантность. Он чужд формальной недоверчивости и подозрительности, хотя и проявляет психологическую осторожность и аккуратность.
Интеллигент стремится контролировать различного рода деструктивные и дисгармоничные процессы в своем внутреннем мире. В частности, очерствения и ожесточения. Поэтому даже в тюрьме и концлагере стремится сохранять качество своего внутреннего мира. Аристократ умеет настраиваться в резонанс мыслям и чувствам своего партнера по общению. У него есть прекрасное чувство обратной связи. Он умеет быть интересным и приятным собеседником, создавать качественный психологический комфорт для другого человека. В ряде случаев бывает органично артистичным. Проявляет терпение и терпимость.
Интеллигент стремится к созданию взаимного доверия. Конечно, в каждом конкретном случае он регулирует величину этого доверия. Но, тем не менее, как правило, он не опускается ниже минимально приемлемой и допустимой качественной планки. Конечно, доверительные отношения с тем или иным конкретным человеком не исключают проявления вполне определенной психологической импровизации. Которая моделируется, по возможности, на высоком качественном уровне. И никак не противоречит духовным принципам и убеждениям интеллигента, а также системе классических духовных ценностей человеческого бытия.
Интеллигент, как никто другой, умеет отделять главное от второстепенного и по жизни вообще, и в личности другого человека. Проявляя, по возможности, великодушие и снисходительность. По крайней мере, по отношению к второстепенным слабостям и недостаткам, иллюзиям и заблуждениям, ошибкам и неудачам. Интеллигент считает своим долгом не создавать без особой необходимости проблем и неприятностей окружающим, вызывать даже самый символический психологический дискомфорт (не говоря уже о физическом) и, тем более, стресс. Если же он невольно является причиной какого-либо дискомфорта для другого человека, что принципиально не входило в планы интеллигента, то он старается максимально полно и добросовестно компенсировать нанесенный ущерб другому человеку. Пусть даже и с утратой части своих интересов. Дело, что называется, принципа.
Собственно, интеллигент отличается высокой добросовестностью и трудолюбием ума и души. Это естественное и закономерное фоновое состояние его личности.
Интеллигент обычно является оптимистом и альтруистом. Он способен ощущать радость и чувство глубокого внутреннего удовлетворения от процесса дарения своего времени и сил. В разумных пределах конечно. И в соответствующих адекватных ситуациях.
Интеллигент любит жизнь и людей. Хотя и ощущает свое значительное превосходство над большинством. Истинный интеллигент продолжает и в зрелом возрасте очень интенсивно и добросовестно работать над собой, своими достоинствами и добродетелями, слабостями и недостатками. Чтобы сохранить и укрепить свой реальный (а не формальный) статус достойного во всех смыслах человека. И в том числе, достойного партнера в общении. И на приятельском, и на дружеском уровне общения. В любой своей социальной роли. Чтобы, в том числе, оправдать проявленное к нему доверие. Большое и многогранное.
Интеллигент не может уважать и любить себя, если он не может оправдывать доверия, проявленного к нему. И в этом смысле он проявляет особого рода бдительность, чтобы даже случайно не попасть впросак и не потерпеть фиаско. В отношениях с другим человеком интеллигент стремится предъявлять к себе достаточно высокий уровень требовательности. Часто значительно выше, чем у большинства окружающих. Собственно, мнение окружающих, особенно чуждых интеллигентности, его волнует в относительной степени. Ему важно быть верным своим собственным принципам и убеждениям, соответствующим классическим духовным ценностям.
Внутренняя сила – это комплексное понятие, включающее в себя элемент интеллекта, характера и мировоззрения. Чем умнее человек, тем больше вероятность возникновения у него серьезной внутренней силы. Собственно, внутренняя сила есть практически у каждого человека. Вопрос только в том, что у шестидесяти процентов людей она минимальная, еще у тридцати процентов она средней степени развития. И лишь у десяти процентов она высокая, развитая в должной степени.
Внутренняя сила дает возможность ее обладателю достаточно часто и основательно помогать другим людям в решении их проблем различного характера. Не всем подряд, конечно. Но определенному узкому кругу, тем не менее. Внутренняя сила помогает человеку быстро и основательно мобилизовать все свои достоинства и добродетели, способности и таланты для решения сложных и очень сложных житейских вопросов. Не мелких житейских. А особенно важных и ценных с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.
Да и для самого обладателя внутренней силы она дает очень большое и мощное преимущество перед большинством окружающих в преодолении не только каких-либо временных трудностей, но и в построении наиболее оптимального варианта своей жизнедеятельности при наличии постоянных серьезных и неблагоприятных внешних факторов: болезнь, физический недостаток, материальные или моральные лишения, плохая психологическая обстановка (мачеха, зона заключения, тюрьма, насилие, агрессия, унижения, оскорбления, со стороны более сильного партнера по общению и т.д.).
Уровень внутренней силы зависит от уровня жизненной активности того или иного конкретного человека. Если это уровень «троечника», то ни о какой существенной внутренней силе речи не может быть в принципе. Если это уровень «хорошиста», то средний уровень внутренней силы может предполагаться с некоторой вероятностью. Которая существенно возрастает у человека с типом «хорошист-энтузиаст». И у «отличника» может быть высокий уровень. Вероятность чего у «отличника-энтузиаста» существенно выше.
Определенную роль в развитии внутренней силы играет и ряд определенных качеств личности. Это: организованность, самодисциплина, самоконтроль (серьезный, постоянный и многогранный, жесткий и бесстрастный), самокритичность, адекватная любовь к себе, чувство собственного достоинства, одухотворенность, мудрость, момент наличия серьезного процесса самовоспитания и самосовершенствования, самокритичность, адекватная любовь к себе, серьезный и постоянный самоанализ. И в том числе, своих ошибок и неудач, слабостей и недостатков, иллюзий и заблуждений.
Во многом внутренняя сила определяется наличием в человеке добродетельности, его развитых качеств – доброты, сочувствия и сопереживания, чуткости и отзывчивости, внимательности и бдительности (интеллектуальной, психологической и духовной), альтруизма, душевной щедрости, искренности и естественности, простоты (в разумных пределах), решительности и целеустремленности, упорства и усердия; трудолюбия и добросовестности ума, души и духа; зрелости и гармоничности личности в целом, внутреннего мужества, силы воли, самообладания и уравновешенности, осмысленности внутренних и внешних процессов личности, высокой требовательности к себе, принципиальности в действительно важных и ценных явлениях жизни, уверенности в себе, стремления повысить гармонию в себе и окружающем мире.
Внутренняя сила помогает человеку бороться с различными искушениями и соблазнами. Внутренняя сила лежит в основе смелости и мужества, храбрости и самоотверженности, умения преодолевать самого себя. Нередко люди с большой внутренней силой являются формальными или не формальными лидерами в обществе. Ее обладатель, как правило, имеет высоко развитое чувство долга и ответственности, порядочности и благородства, аналитический ум, интуицию и проницательность, честолюбие, психологическую аккуратность и бережность, психологическую гибкость и дипломатичность, великодушие и снисходительность (особенно к второстепенным слабостям и недостаткам интеллектуального и психологического характера), чужд высокомерия и чванливости, демонстративности и показухи; он доброжелателен даже в проблемных ситуациях, чужд злопамятности и мстительности, язвительности и саркастичности, злобности и желчности; отличается верностью и преданностью, избегает интриг и авантюр, капризности, привередливости и прихотливости, категоричности и максимализма, эгоизма и коварства, легкомысленности и лени, лживости и лицемерия, мелочности и мнительности, меланхоличности и флегматичности, несправедливости и обидчивости, нигилизма и скептичности, пессимизма и равнодушия, поверхностности и импульсивности, праздности и предубежденности, пренебрежительности и тенденциозности, придирчивости и упрощенности, чрезмерной прямолинейности и раздражительности, банального рационализма, амбициозности и самонадеянности, самоуверенности и самовлюбленности, жадности и скупости, неконструктивной критики в адрес других людей, сплетней и сумасбродства, нетерпения и нетерпимости, тщеславия и упрямства, грубости и жестокости (без необходимости), пошлости и цинизма.
Истинный интеллигент, как правило, обладает высокой внутренней силой.
Большинству людей представляется предельно ясным и понятным момент, касающийся умения различать главное и второстепенное по жизни. На самом деле, как пишут классики психологии, философии и художественной литературы, эти умением обладает не более десяти процентов людей. В том числе, и с высшим образованием. Попробуем разобраться в том, почему такая ситуация имеет место быть. Во-первых, в силу наличия большого количества стереотипов мышления, весьма распространенных в широких слоях населения. Это стереотипы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Достаточно упрощенные, чтобы быть понятными и приемлемыми для большинства людей.
Проблематичность ситуации в значительной степени определяется мощным психологическим и духовным невежеством большинства людей. Во многом это связано с тем, что в подростковом и юношеском возрасте им никто и никогда не говорил об особой ценности психологической и духовной эрудиции. Ибо, те, кто по идее должен был бы им об этом сказать, по большому счету, и сами этого не знали. Не говоря уже о том, что выраженная интеллектуальная, психологическая и духовная любознательность встречается достаточно редко. На ее месте очень часто находится банальное житейское любопытство относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. И жизни вообще, и других людей, в частности. Дополнительную сложность ситуации придавал и тот момент, что приличной и толковой литературы по психологии и философии еще двадцать пять лет назад не было вообще. По большому счету. Да и сейчас она присутствует только в некоторых особо крупных городах России. А процентов восемьдесят населения лишены возможности ее покупать в книжном магазине. Хотя, проблематичность ситуации состоит и в том, что нет моды и престижности читать психологическую и философскую литературу. Не говоря уже о духовной. Автор этих строк вот уже двадцать лет рекомендует своим клиентам читать психологическую и философскую литературу. Но к его рекомендациям прислушался, в лучшем случае, один процент клиентов и их родственников. Ибо, фундаментальная лень ума и души не позволяет им подняться на более высокий энергетический уровень в работе ума и души. Который требуется для полноценного усвоения информации из этих книг. И банальный рационализм не позволяет им в этом процессе увидеть смысл и пользу и вообще, и применительно к себе, в частности. Это приводит к тому, что подавляющее большинство людей в своей жизни в основном занимается второстепенными и третьестепенными вопросами. Они, правда, считают их главными. И так и есть, если смотреть с точки зрения простых житейских ценностей. Если же взглянуть на ситуацию с точки зрения духовных ценностей, то практически все будет выглядеть совершенно иначе. Но это большая и интенсивная работа ума и души, на которую способно лишь очень малое число людей. В лучшем случае, составляющих два-три процента от всего общества. Ныне даже среди так называемой интеллигенции психологическое и духовное невежество высокого уровня стало обычным делом. Хотя, по большому счету, при советской власти оно никогда не было иным.
Не может человек, пусть даже самый талантливый, создавать что-либо гармоничное, если он об этом имеет весьма смутное представление. Редкие единицы людей с врожденными элементами интеллигентности ума и души, к сожалению, по большому счету, особой погоды в обществе не делают. Особенно при нынешней чрезмерной амбициозности большинства людей. Когда мысль о том, что они ничуть не хуже всех прочих людей встает в роли непреодолимого барьера на пути к одухотворенности и мудрости, истинной созидательности и конструктивности, самодостаточности и зрелости. Не говоря уже о гармоничности личности в целом.
Действительно главное – это не то, чем занимается большинство. Это то, чем занимается истинная интеллектуальная и психологическая элита общества. К сожалению, в настоящее время, по большому счету, духовной элиты у нас нет. Есть только отдельные и особо редкие аристократы духа. Но они, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом. Ибо, большие и истинные духовные ценности перестали быть модными и престижными. У большинства людей на них не хватает ни сил, ни времени. Ибо, им они представляются чем-то совершенно абстрактным, чисто теоретическим явлением жизни, имеющим весьма косвенное отношение к их насущным проблемам и интересам.
Процесс психологической и духовной деградации захватил и нынешнюю интеллигенцию, поэтому она не в состоянии выступать в роли истинного лидера. Ни в психологическом, ни в духовном плане. Лишь иногда и кое-где в интеллектуальном плане. Хотя, собственно, у интеллигенции никогда не было должного понимания своей миссии на Земле. Не было и должного чувства ответственности перед Высшими силами Вселенной. Как, впрочем, и перед обществом, и перед человечеством в целом. Об этом, в частности, писал еще классик философии Бердяев в начале 20 века.
Аристократы 19 века, воспитанные на лучших классических традициях, и сохранившие им верность и в начале 20 века, не смогли проявить должной социальной интуиции и проницательности. И эффективно предотвратить надвигающуюся революцию. Им, в силу определенного личного субъективного отношения к действительности, было трудно заподозрить то, что нет такой дрянности и мерзости, на которую не была бы способна толпа. Воодушевляемая деструктивными лидерами. Постижение больших глубин диалектики человеческого бытия на уровне общества в целом было, к сожалению, не принято даже у большинства тех, кто считал себя большими интеллигентами и аристократами. За что и они тоже очень серьезно поплатились. И об этом тоже писали классики философии и психологии. А с другой стороны, большинство простых людей никогда не было готово к адекватному восприятию большинства сложных вопросов философии бытия. И потому предостережения многих истинных аристократов, высказанных за многие годы до революции, остались без особого внимания у большей части российского общества.
И поэтому вопрос о понимании главного и второстепенного – это не только вопрос личной психологии отдельного человека. Это и важный момент в жизни всего общества. Да и человечества в целом. Это отчасти элемент высшей математики бытия. Освоить которую, к сожалению, дано мало кому.
Глубина ума, в первую очередь, заключается в мощной и обширной эрудиции. Переходящей в хороший уровень компетентности в тех или иных отдельных вопросах. Ее трудно представить без хорошего постоянного интеллектуального тонуса в чисто энергетическом плане, как и без хорошего уровня трудолюбия и добросовестности ума. Это и привычка решать сложные вопросы жизни самостоятельно и эффективно. Желательно и присутствие творческого мышления, богатой фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, наличие собственной точки зрения по всем жизненно важным вопросам, склонность к многогранному и изощренному анализу нового и неизвестного на хорошем качественном уровне. Когда результаты твоего анализа одобряют не только люди из твоего ближайшего окружения в произвольном порядке, а наиболее умные из них, особенно имеющие в себе вполне определенный элемент мудрости. Это и умение увидеть и понять многие второстепенные тонкости и нюансы, детали и подробности. Создающие объемную и полноценную картинку того или иного явления жизни.
Глубина ума позволяет человеку делать основной акцент не на внешней форме явлений жизни, а на их истинном содержании. И в соответствии с этим более адекватно строить отношения с самим собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами. Глубокий ум предполагает достаточно существенный уровень интеллекта, закрепленный генетически. И интенсивно развиваемый человеком сознательно и целенаправленно. Глубина ума предполагает большой уровень требовательности человека к самому себе. Когда он ориентируется не на окружающих, а на ценности своего внутреннего мира.
Истинный интеллигент, как правило, обладает достаточно глубоким умом. Который совершенно незаменим в решении вопросов жизни средней степени сложности и сложных. Не говоря уже об очень сложных. Глубокий и серьезный анализ – это своего рода норма жизни интеллигента. Халтурить он просто-напросто не умеет. Ибо, привычка – это вторая натура. И то, что дается ему порой легко и просто, совершенно не обязательно является в принципе доступным для многих других простых людей, способных мыслить лишь простыми категориями и лишь стереотипно.
У интеллигента есть хорошая интеллектуальная школа. И это четко и конкретно звучит абсолютно во всем, что делает он. Обычно его выводы имеют вполне определенную ценность и важность. И не только чисто теоретическую, но и практическую. Особенно актуальна глубина ума для интеллектуальных аристократов. Но, несомненно, что и у аристократов души и духа она оказывает свое вполне определенное положительное действие. Собственно, интеллигентность предполагает высокий уровень качества в деятельности человека. Как минимум, это пять баллов. Другой вопрос, что абсолютное совершенство для человека недостижимо в принципе. По крайней мере, в рамках одной жизни. И кроме оценки «пять баллов» есть еще «пять с плюсом», «пять с двумя плюсами» и т.д. Что у большинства обычных людей вызывает мощное и принципиальное отторжение, так как воспринимается как странность или чудаковатость, каприз или прихоть. И даже как откровенное и сознательное извращение элементарной человеческой логики. Изящность ума – это удел особо избранных. Не говоря уже об изысканности. А для истинного интеллигента это обычная норма жизни. Всего лишь.
Если спросить сто человек о том, есть ли в них гордыня, то практически все ответят, что нет. И ситуация тут очень непроста. Ибо, она не только многогранна, но еще и достаточно изощренна. Почему никто в этом не признается? Основные причины тут две. Одна из них состоит в том, что определенная часть людей понимает в некоторой степени истинное содержание понятия «гордыня», но не имеет должной степени самокритичности и мужества, чтобы признаться в ее наличии у себя.
Другая часть людей принципиально более самокритична, но не совсем понимает многие тонкости слова «гордыня». В результате практически никто не признается в своей гордыне. А, следовательно, никто с ней особо и не борется. А зря.
Многие проблемные моменты, так или иначе связанные с гордыней, возникают из-за подмены понятий. В современном мире понятие «гордость» стали ассоциировать с понятием «гордыня». Иначе говоря, считают гордость хорошим и правильным элементом личности. А то, что современное понимание гордости, включающее в себя массу искажений и извращений, в определенной степени лежит в основе одного из самых серьезных смертных грехов – гордыни, остается вне поля зрения большинства таких аналитиков. Не говоря уже о том, что очень многие стали связывать нормальное чувство собственного достоинства с гордостью. В то время как, в классическом смысле чувство собственного достоинства, кроме всего прочего, включает в себя скромность. С одной стороны. А с другой стороны, истинное достоинство человека предполагает не дополнительные льготы и привилегии, а дополнительные обязанности и требования к себе. Причем, существенно выше, чем у большинства окружающих. Многое смешалось в головах современных людей. В том, числе и у подавляющего большинства формальной интеллигенции. Которая, благодаря многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям классических понятий психологии и философии бытия, стала к интеллигентности иметь весьма косвенное отношение. Это, мягко говоря.
Среди причин возникновения гордыни можно отметить следующие: низкий уровень одухотворенности и мудрости. Вызванный тем, что оба эти понятия перестали быть особенно модными и престижными. С одной стороны. А с другой стороны, в эти понятия современность внесла столько и пассивного и агрессивного мусора, что практически полностью исказила их первоначальный смысл. Который имеет весьма мало общего с современным. Чтобы конкретизировать эту ситуацию, можно сказать, что почти все сто процентов людей, имеющих низкий уровень одухотворенности и мудрости, абсолютно уверены в том, что именно в них и эти параметры, и многие другие имеют только высокий уровень развития. Это один момент реальной действительности. Другой момент состоит в том, что в современном европеизированном мире восемьдесят-девяносто процентов людей составляют категорию населения с низким уровнем и духовности, и мудрости. Собственно, мудрость всегда была уделом лишь особо избранной группы людей. Как и высокий уровень духовности. И тут современность не несла ничего принципиально нового. Она лишь продолжила деструктивные и дисгармоничные традиции прежних веков истории человечества.
Одним из главных подводных камней, о который разбивается гармония личности многих людей, является то, что каждом человеке заложена на уровне подсознания потребность в чувстве собственной значимости. И хотя бы интуитивно все ее ощущают. Но в связи с тем, что никто и нигде, и никому не рассказывает о том, что эта потребность существует, и о том, как эту потребность (как, собственно, и многие другие, естественные психологические и интеллектуальные, духовные и эстетические) правильно удовлетворять, то подавляющее большинство об этом, по большому счету, не имеет ни малейшего представления. Те одиночки, у которых, благодаря некоторым интуитивным озарениям и определенной духовной и психологической эрудиции, есть определенное представление об этом, к сожалению, особой погоды в обществе не делают. Особенно, учитывая тот момент, что, как правило, к их мнению мало кто склонен прислушиваться. И, в первую очередь, в силу наличия у себя этой пресловутой гордыни.
Собственно, так было всегда. Только очень умный человек понимает то, как мало, на самом деле, он знает. Только святые понимали то, насколько они несовершенны с духовной точки зрения. Только редкие истинные мудрецы могли осознать то, насколько они далеки от абсолютной мудрости. И так дело обстоит по любым ведущим параметрам человеческой личности. А вот те, у кого все эти параметры представлены в самом символическом виде, как правило, уверены в полном совершенстве своей личности. Можно даже вывести вполне определенную закономерность: чем выше уровень претензий конкретного человека (группы людей, народа, страны, даже всего человечества) на совершенство, тем выше вероятность того, что истинное совершенство к нему не имеет никакого отношения. И наоборот: если человек оценивает себя достаточно скромно в плане мудрости и духовности, значит, в нем есть кое-что существенное и конкретное в плане этих моментов. Истинные интеллигенты никогда особенно не кичились своей интеллигентностью. Они, безусловно, четко и конкретно понимали свое значительное преимуществ перед большинством простых людей. С одной стороны. А с другой стороны, не менее четко и ясно отдавали себе отчет в том, как они далеки от истинного идеала. И что им предстоит сделать работу, во много раз большую, чем та, что уже ими сделана. Мудрецы и святые, как правило, не страдают гордыней. Некоторые их ученики, не отличающиеся особым трудолюбием и добросовестностью в работе ума, души и духа, возможно, и страдают гордыней. Но это уже совсем другая песня, как говорится.
Еще одним фундаментальным моментом в возникновении и развитии гордыни является стереотип мышления, заключающийся в том, чтобы быть как все. Или не хуже, чем все. Всматриваясь в окружающий мир, особенно в свое непосредственное окружение, человек видит то, что большинство несет себя чисто внешне с очень большим достоинством. И потому он делает вывод для себя, что именно таким образом следует и ему себя вести. Мысль о том, что большинство может вести себя не то, что не совсем правильно, а совсем неправильно, как правило, в голову такому аналитику не приходит. Да и не может придти. Ибо, для этого у него нет просто-напросто должного уровня эрудиции – ни интеллектуального, ни психологического, ни духовного плана. А потому результат вполне закономерен. Да и, собственно, творческое мышление наблюдается только у пяти процентов людей. Остальные, как правило, отличаются принципиальным доминированием стереотипного мышления.
Нельзя забывать и о распространенной и выраженной лени ума и души. Когда почти все процессы интеллектуального и психологического характера с высокими качественными показателями воспринимаются как весьма энергозатратными и мало соответствующими принципам банального рационализма. В силу чего они в значительной степени упрощаются. На фоне чего многим людям (многим – это, мягко говоря) живется и легче, и проще, удобнее и комфортнее. То, что смысл и ценность такой жизни, на самом деле, близки к нулю, остается, что называется, вне поля их зрения. Иначе говоря, совершенно ими не осознается. А привычка – это вторая натура. Со временем такой стиль жизни начинает восприниматься его обладателем как единственно правильный. И даже более того: достойным для подражания всеми окружающими. Своего рода эталон и образец. И если кто-то бывает принципиально не согласен с такой постановкой вопроса, то он воспринимается как потенциальный агрессор и разрушитель всей «стройной» системы такого «аналитика». В результате чего может быстро и навсегда стать для «аналитика» врагом номер один. Со всеми вытекающими из этого последствиями. «Чуждому» элементу может быть объявлена война. Безжалостная и непрерывная, жестокая и непримиримая. Ибо, такой скептик может выявить и огласить принципиальную несостоятельность мировоззрения такого «аналитика», как, собственно, и всей его личности, и жизни, и творчества. И всего, что угодно. А этого нельзя допустить никоим образом. И для профилактики таких возможных осложнений приемлемы и удобны абсолютно все средства и способы. Что называется, цель оправдывает средства. Интересно, что люди с таким низким уровнем гармонии личности очень быстро распознают друг друга и, в связи с этим, быстро создают прочные и перспективные союзы против тех, кто невольно потенциально несет угрозу их благополучию и стабильности, их комфортному состоянию выраженной лени ума и души.
Придирчивый читатель может упрекнуть автора в том, что он без особой необходимости делает особую детализацию данного момента. Возможно. Но вопрос в том, что вот уже более сорока лет автор встречается с самыми изощренными интригами и авантюрами по этому поводу. Собственно, биографии более пятисот аристократов ума и души свидетельствуют о принципиальном неприятии их личности обществом посредственностей и просто обычных людей. Не говоря уже о том, что с 1500 по 1800 год в наиболее развитых странах Европы было сожжено несколько десятков тысяч людей, отличающихся инакомыслием. Документы, подробно излагающие причины столь сурового наказания, показывают четко и однозначно то, что поводы для этого наказания выбирались самые разнообразные по форме. Но, тем не менее, весьма однозначные по сути – совершенно нелепые, полные самых различных логических, психологических и духовных искажений и извращений. Но их принципиальная нелепость стала обнаруживаться только в 21 веке и только очень узким кругом лиц исследователей-энтузиастов. А официальное признание их нелепости и незаконности еще неизвестно, когда наступит. Если вообще когда-либо наступит.
Еще одной причиной массового возникновения у современных людей является момент неожиданно возникшей мощной и глобальной, неутомимой и неутолимой жажды славы. Больше стали печатать книг, снимать фильмов о великих людях. И поэтому очень многим стало очень сильно хотеться стать тоже в чем-нибудь великим. Чтобы окружающие часто и сильно ими восхищались. Отчасти это бывает продиктовано присутствием обширных комплексов неполноценности. Отчасти реальных, отчасти вымышленных. Как самими их обладателями, так и их непосредственным окружением. И естественно, что многим людям достаточно неприятно осознание даже самого факта присутствия у них разнообразных и многочисленных комплексов неполноценности. И потому можно понять их стремление любым образом компенсировать такую своеобразную ситуацию. Так сказать, нейтрализовать отрицательную психологическую подоплеку. Большинство людей непосредственного окружения аналитика испытывают похожий страх. И потому четко и жестко отгораживаются от всех людей. Некоторые, правда, имеют еще и элемент разумной избирательности в общении, сохраняя необходимую психологическую дистанцию в общении. Которую они могут сокращать по мере узнавания своего партнера по общению. Естественно, что в разумной степени. Но «аналитику» нет времени, сил и желания вникать в эти и прочие тонкости ситуации. И поэтому он идет по пути наименьшего сопротивления. И берет только чисто внешнюю сторону дела на вооружение. И даже более того. Если ему встречается достойный человек и интеллектуал высокого уровня, то он не только не расслабляется, а начинает отчаянно стремиться на фоне этого интеллектуала выглядеть максимально эффектно. Хотя бы чисто внешне. И нередко начинается весьма банальный и предельно дешевый чисто внешний выпендреж «аналитика» перед интеллектуалом. Что, собственно, является принципиально искаженной моделью общения. И потому категорически отвергается интеллектуалом и просто гармоничной личностью. Что может в ряде случаев восприниматься «аналитиком» как сознательное и целенаправленной оскорбление его человеческого и личностного достоинства. Своего рода психологической диверсией в его персональный адрес. Анализировать другие варианты общения интеллектуала для «аналитика» недосуг. И поэтому, чтобы компенсировать свое весьма уязвленное самолюбие, такой «аналитик» стремится найти «пятна на солнце» – какие-либо слабости и недостатки, особенности и странности в личности, жизни и творчестве интеллектуала. Чтобы добавить к ним свои собственные (или где-то услышанные) интерпретации негативного плана, чтобы в максимальной степени скомпрометировать интеллектуала. И, тем самым, в наибольшей степени разрушить его образ, близкий к идеальному. И на это мероприятие таким «аналитиком» тратится столько времени и сил, способностей и талантов, упорства и усердия, энтузиазма и трудолюбия, что ими можно было бы в прямом смысле свернуть горы. А то, что при этом «аналитик» превращается в откровенный кусок концентрированного зла, ему и в голову не приходит.
Это желание человека обратить на себя дополнительное и особенное внимание окружающих. Как правило, любыми доступными средствами и методами. В значительной степени это рассчитано на наивных и доверчивых, лишенных интуиции и проницательности людей, в определенной степени поверхностных и легкомысленных, имеющих упрощенные критерии эстетики в интеллектуальном и психологическом, нравственном и духовном плане. Это банальное желание потешить свое самолюбие и амбицию. Особенно в том случае, когда личность человека лишена какой-либо существенной гармоничности и зрелости, конструктивности и созидательности, мудрости и одухотворенности, зрелости и самодостаточности, самокритичности и самоконтроля. Когда человеку, по большому счету, чужды явления самовоспитания и самосовершенствования. В связи с чем, присутствует повышенная амбициозность и крайне болезненное самолюбие, самоуверенность и самовлюбленность, своенравность и сумасбродство, легкомысленность и безответственность, упрощенность и приземленность, склонность к чрезмерному фантазированию.
Такой человек, как правило, не отличается особенным трудолюбием и добросовестностью ума и души, духа и тела, упорством и усердием, целеустремленностью и силой воли. Его мировоззрение крайне хаотично и фрагментарно. Очень часто он крайне прихотлив и привередлив, капризен и эгоистичен, поверхностен и легкомысленен. Вообще его духовное состояние оставляет желать лучшего. Мягко говоря.
Собственно, демонстративный человек стремится обратить на себя внимание с помощью моментов второстепенного и третьестепенного характера. С духовной точки зрения. Используя внешние, показные моменты в своем поведении и облике. Нередко это сочетается с экстравагантностью и экзальтированностью (особенно у женщин).
То, что умные и мудрые останутся, по большому счету, полностью равнодушными к усилиям демонстративного человека, его особенно не волнует. Он буквально ловит на лету каждый дополнительный взгляд в свой адрес. Не обращая на смысловую и эмоциональную составляющую этого взгляда. Как правило, такое повышенное внимание бывает крайне поверхностным, формальным и кратковременным. Но и это может принести ему сиюминутную радость. Ибо, где-то в глубине своей души, он осознает свою принципиальную личностную несостоятельность. И невозможность вызвать к себе стабильное внимание даже широкой публики, не говоря уже об ее элитарной части. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане.
Очень часто ресурсы человека исчерпываются достаточно быстро и основательно. И тогда в ход идет сообразительность и изобретательность, основанные на авантюризме и интриганстве, беспринципности и безнравственности, легкомысленности и безответственности, эгоизме и потребительском отношении к жизни и к окружающим. В отдельных случаях дело доходит до самого откровенного мазохизма психологического и физического характера. Иногда с примесью и явно садистических элементов. Бездуховность человека может порождать любые недостатки и пороки и стремительно их развивать. В процессе необратимой психологической и духовной деградации личности демонстративного человека. В чем активно способствует его психологическое и духовное невежество глобального и фундаментального характера.
Дипломатичность – это особенно ценное свойство человеческой личности. Некоторое его присутствие имеет место быть у многих истинных интеллигентов. Ибо, умение найти достойный и взаимовыгодный компромисс – это не только большая наука, но и сложное искусство. Которое по плечу лишь очень немногим людям. Особенно тем, кто не воспитывался в семье с интеллигентными традициями. Ибо, большинство людей имеет предельно смутное представление о том, что такое интеллигентность. А если кто-то что-то и понимает, то для эффективного и полноценного воплощения своих знаний очень часто не имеет умственных и душевных, физических и духовных сил в должном количестве на хорошем качественном уровне.
Дипломатичность не имеет ничего общего с лживостью и лицемерием, банальным актерством, льстивостью и подобострастием, изворотливостью и пронырливостью. Она основана, как правило, на хорошем интеллекте, добродетельности и гармоничности, сообразительности и изобретательности, богатой фантазии и воображении, психологической многогранности и изощренности, творческом мышлении, активной жизненной позиции вообще и в важнейших жизненных явлениях, в частности.
Дипломатичность необходима во всех сферах жизни, при выполнении всех видов социальных ролей – муж, родитель, ребенок, родственник, коллега, руководитель, друг, приятель и т.д. Дипломатичность важна в решении сложных и проблемных, необычных и непривычных, тонких и щепетильных, неоднозначных и противоречивых, конфликтных ситуациях. Она предполагает наличие возможности для другого человека сохранить свое лицо, свой положительный имидж. Дипломатичность не означает бесхарактерности и безвольности, или отсутствие принципиальности. Но она во многом предполагает чувство меры, исключающее проявление слепого фанатизма, прямолинейности, категоричности и максимализма, навязчивости и наглости. Дипломатичность включает в себя серьезность, развитое чувства долга и ответственности, организованности (в первую очередь, внутренней), самодисциплины, самоконтроля, самокритичности, выдержки и самообладания, максимальной осмысленности своего внутреннего и внешнего мира. Иногда дипломатичность требует достаточно мощного терпения и терпимости, снисходительности и великодушия, сочувствия и сопереживания, фоновой доброжелательности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, хорошо развитого чувства обратной связи, умения разбираться в людях (не более пяти процентов).
Дипломатичность предполагает сознательную и целенаправленную профилактику сложных и проблематичных ситуаций. По возможности. Ибо, реальная жизнь – это непрерывный цикл решения сложных и очень сложных задач с различным уровнем интеллектуальной, психологической и духовной изощренности. Но дипломатичный человек, попадая в сложную или проблемную ситуацию, старается найти наиболее оптимальные варианты ее решения, с привлечением наиболее достойных и эффективных средств и способов. Особенно важна дипломатичность в практической реализации особенно сложных, объемных и многоэтапных задач и целей. Ибо, количество преград и препятствий при этом бывает особенно значительным. И неудача даже в серии мелких вопросов может перерасти в глобальную неудачу всего большого дела. Дипломатичность нужна человеку и в общении с самим собой. Но с позиции одухотворенности.