Итак, вы действующий или начинающий предприниматель, директор по маркетингу, студент профильной специальности или просто человек, интересующийся маркетингом. Если вы читаете эту книгу, значит, хотите понять, как устроен маркетинг. И если уж мы фокусируемся на малом и среднем бизнесе и его собственниках, то важно внедрить полученные знания на практике. Поверьте, значительная часть ваших коллег не придет к этому никогда. И это не пафос, это моя каждодневная практика.
Прежде чем говорить, как надо, я сначала расскажу, как не надо. Потому что в процессе реализации даже очень правильных вещей можно допустить роковые ошибки и загубить всю идею. Я часто буду обращаться к негативному опыту, ибо он самый поучительный.
Прежде чем приступить к реализации любого проекта, нужно понимать цель. Неважно, что это. Строительство дома – цель. Изучение иностранного языка – цель. Отношения – цель. Казалось бы, банально. Но по факту очень мало людей формулирует цель четко и правильно.
Вы хотите создать маркетинг у себя в компании? Ответьте себе на вопрос: зачем он вам? Что вы хотите получить на выходе? Ответ должен быть простым. Если в вашей голове возникает некая абстрактная картина, наподобие: «Я хочу наладить процесс маркетинга, иметь стратегию развития, аналитику и, вообще, хочу снять с себя это бремя», – с такой целью вы обречены на провал. Вроде бы все это относится к маркетингу и у ваших конкурентов есть, но в процессе реализации вы столкнетесь с эффектом размытого фокуса.
Весь поток сознания необходимо сократить и выделить главное и второстепенное. Цель должна быть короткой, лаконичной и сухой. Например: «Хочу увеличить продажи», «Хочу создать личный бренд», «Хочу упаковать свой продукт». Причем очень важно иметь приоритетную цель, а еще лучше – единственную.
Даже если у вас есть все необходимые ресурсы (мы о них поговорим позже) для достижения нескольких целей, ваш фокус будет размыт. Вы будете метаться от одного к другому. Это убьет на корню всю затею. Вы начнете нанимать не тех людей, ставить не те задачи и контролировать все подряд, а значит – ничего. Собственно, маркетинг в большинстве компаний, которые я вижу, работает именно так. Он физически есть, даже, может быть, не убыточен, но его работа – это стрельба из пушек по воробьям, в лучшем случае.
Итак, хорошо обдумайте ваши приоритеты и определитесь с главной целью. От нее будет зависеть ваша дальнейшая дорога и конечный результат.
Знаете, у кого крутая и понятная итоговая цель? У Винни-Пуха. Вспомните мультик (а кто не знает, посмотрите). Винни-Пух выходит из дома с целью подкрепиться. Не «может быть, покушать, если получится» или встретиться с Пятачком, или еще что-то. А именно: подкрепиться. Вот он идет и видит жужжащее дерево. Первая мысль: «Это неспроста». Вторая: «А зачем тебе жужжать, если ты не пчела?» Третья: «А зачем на свете пчелы? Чтобы делать мед». Четвертая: «А зачем на свете мед? Чтобы я его ел».
Посмотрите, как развивается структура его мысли. В дереве может жужжать все что угодно. Но у него это именно пчелы. Мед существует, вообще-то, не для того, чтобы медведи его ели. Но все заключения Винни-Пуха ведут его к цели. Он, конечно, не добрался до нее в итоге, потерпев неудачу, но уверен, что такой умный персонаж в следующий раз продумает вариант с тучкой лучше. Однако это его не остановило, и мед он достал через Кролика в следующей серии.
Этот шуточный пример показывает значение конкретной цели. И автор этих рассказов Алан Милн, который был профессиональным математиком, это прекрасно понимал. Запомните: цель определяет путь.
Определились? Отлично. Теперь распишите себе цель. Не надо лезть в учебники по маркетингу и пытаться это сделать красиво. Напишите, как вы это понимаете, как видите. Зачем это надо? Пока вы будете это делать, станет понятно – истинная это цель или ложная.
Есть у меня отличный пример ложной цели собственника компании. Один очень хороший предприниматель, владелец небольшой студии по производству рекламных роликов, решил, что ему необходим маркетолог.
Цель, которую бизнесмен перед ним поставил, – это аналитика. Сделал он это в духе «хочу отслеживать все». В общении он постоянно приводил примеры конкурентов, в основном – западных компаний. Как они отслеживают путь клиента (так называемый customer journey), как используют аналитику на каждом этапе в работе. И вообще, цифры и аналитика – это краеугольный камень в современном мире. Сложно с этим спорить. Цель отличная, правильная. Но расписывать, как он это себе видит, зачем конкретно ему это надо, он не стал.
Чем это все закончилось? Маркетолог настроил работу CRM-системы, расписал этапы, дал прозрачность. Но собственник был недоволен. Как оказалось, анализировать-то было нечего. Сайта нормального нет, лидогенерации нет. Текущих клиентов настолько мало, что хватит обычной таблички в «Экселе», чтобы увидеть все, что надо. Маркетолог уволен, собственник пошел дальше искать свои волшебные инновации.
А всего-то надо было сесть и расписать свою идею: «хочу видеть все». И после первых строчек самоанализа было бы понятно, что видеть нечего. Это не приоритет. Для того чтобы это понять, не нужны маркетолог, исследования и знания в маркетинге. Нужно просто начать расписывать свои идеи. Визуализация – великая вещь. Как только сферический конь в вакууме кладется на бумагу в виде конкретных действий, он часто перестает быть сказочным единорогом и превращается в ненужную клячу.
Вы определили главную цель, расписали ее подробно, поняли, истинная ли она. Думаете, основная работа сделана? Нет. Дальше – самое сложное. Идти к этой цели, не отступая.
Собственно, это качество определяет успех в любом деле, неважно – бизнес это, спорт или что-то иное. Внедряя тот или иной инструмент, работая с тем или иным сотрудником или подрядчиком, вы всегда должны возвращаться и спрашивать себя: это действие ведет к достижению моей основной цели?
Опять же, отличный пример из жизни. Собственник консалтинговой компании поставил себе цель – лидогенерация и увеличение продаж. Он обратился к нам в агентство с просьбой подобрать каналы для привлечения клиентов.
Одним из инструментов был выбран контент-маркетинг, то есть продвижение сайта в поисковых системах по информационным запросам (мы о нем подробно поговорим позже). Для того чтобы цель была достигнута, нужно размещать достаточное количество статей, которые соответствуют в первую очередь требованиям поисковых систем.
Проблемы начались почти сразу. Собственник компании начал браковать все тексты. Доходило до абсурда, когда он заворачивал статью потому, что она не соответствовала его внутреннему духу. Мы с ним оперативно созвонились, и я спросил: «Так вам шашечки или ехать? Цель данных статей какая? Трафик или глянцевые PR-статьи?» На какое-то время он вспомнил, для чего это делает, и работа пошла, но потом все вернулось на круги своя, и мы были вынуждены отказаться от этого проекта.
Таких примеров очень много. Мы начинаем что-то делать, но в процессе забываем, для чего это. Следовать выбранному курсу, не сворачивая, – это определяющий момент. Я в этих рассуждениях не изобрел велосипед. Вы все это уже слушали сотни раз, но слушать и применять – очень разные вещи.
Как говорил один известный персонаж, «ваши ожидания – ваши проблемы». Доля истины в этих словах есть. Очень важно, чтобы ожидания были сформированы правильно. О времени, деньгах, KPI, точках контроля, инструментах поговорим позже. На начальном этапе вам главное – понять суть. Придется ждать, терять время и деньги и набивать шишки. Просто примите это как данность.
Конечно, я постараюсь донести до вас информацию, как эти риски минимизировать, но шишки все равно придется набивать. Маркетинг – это очень быстро меняющаяся сфера. Не получится сделать все красиво и почивать на лаврах. Рынок, конкуренты, кадры. Всегда будут волнения. Забудьте навсегда слово «гарантии». Выбросьте его из своего лексикона и мировоззрения. Это токсичное слово, абсурдное по своей сути в маркетинге, да и в жизни в целом.
Как только мне начинают говорить о гарантиях, я понимаю, что с этими людьми дела вести не стоит. Когда мы говорим о товарах, безусловно, существует понятие гарантии. Но есть определенные условия: срок, правильная эксплуатация, способ хранения и так далее. Когда мы говорим об услугах, в том числе о маркетинге, – о каких гарантиях идет речь? Это полный бред и самообман. Чисто психологически, конечно, приятно слышать, и тем более читать в договорах (об этом позже), о гарантированных результатах и возврате денег, но это путь в никуда. Разочарование и злость будут только сильнее.
Говоря о неправильных ожиданиях, конечно, нужно сказать о сформировавшемся рынке. На любом маркетинговом рынке есть основные игроки: заказчики, исполнители и площадки. Уровень доверия между ними в России нулевой. Правил игры нет. А те, что есть, не соблюдаются. Знаний практически нет, то, чему учат, либо не соответствует действительности, либо является откровенным мошенничеством. Короче говоря, анархия. О каких ожиданиях тут можно говорить? Каждый выживает как может.
Не буду углубляться в истоки этой ситуации, об этом можно написать отдельную книгу. Важно принять эту ситуацию как есть. Хотя не все так безнадежно, не унывайте раньше времени, между рифами можно пройти. На моих глазах небольшие, но очень умные компании за два-три года банкротили сильнейших конкурентов, отъедая долю их рынка как акулы. Главное – понять, что ожидания должны соответствовать реальной картине мира, а не вашим мечтам, как должно быть. Ожидание – это всегда внутренняя составляющая.
Формируйте ожидания по пессимистическому сценарию. Такие вещи вам вряд ли скажут инфоцыгане и мега-позитивные коучи. Я всеми руками за глобальные мечты, они – двигатель прогресса. Но мечты и стратегическое планирование – это разные вещи.
Самая распространенная ошибка собственников компании в маркетинге – это упор на личный опыт.
Как говорил великий Сократ, «я знаю, что ничего не знаю». Это о современном маркетинге. Часто слышу фразу: «Послушайте, я десять – тридцать – сто лет в бизнесе. Я знаю свою целевую аудиторию и их предпочтения, своих конкурентов, работающие инструменты и так далее». Я открою неприятную тайну. На 99 % вы ничего не знаете. Да вы, собственно, и не должны этого знать.
Тут нет ничего зазорного. У вас другие задачи. Создавать, двигаться вперед, зарабатывать, в конце концов. Как вы можете знать, какой креативный баннер понравится вашим покупателям? Для этого необходимо тысячу раз его сделать и проанализировать поведение миллиона человек за всю жизнь, и даже потом это всего лишь гипотеза. Как вы можете знать, что именно нужно вашей целевой аудитории? Вы проводили анализ, отслеживали статистику по разным возрастным группам и регионам, смотрели динамику изменений в течение долгого времени? Если все это делаете, то у меня вопрос: «Когда вы работаете?»
К этой категории относится ошибка, которую я называю: «у меня специфичная специфика». Еще одно токсичное явление, от которого вам надо избавляться. Каждый второй собственник об этом заявляет. Опять же, открою неприятную тайну – это все у вас в голове.
Для маркетинга нет никакой специфики. Я понимаю, что каждый из вас считает свой товар или услугу особенной и неповторимой. Но для ваших покупателей на этапе входа вы один из… Не более. Для алгоритмов Яндекса, Google, любой социальной сети вы все едины. Ко всем применяются единые стандарты. Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то и для потенциальных сотрудников вы безликие ООО или ИП. Нужно об этом помнить.
Дайте вашим покупателям, работникам, площадкам то, что они хотят. Акцент должен быть на соответствии их ожиданиям, а не вашим представлениям. Потом объясните, какая у вас «специфичная специфика», если захотите. Все мы пришли в бизнес, для того чтобы заработать деньги. Поэтому исходите в первую очередь из того, что хочет ваша целевая аудитория. У нас товар, у вас купец, как говорится.
Пример из жизни. Пришел к нам как-то представитель одного регионального завода по металлопрокату. Запрос на продвижение сайта. Начали работать. И тут резкий разворот. Собственник посоветовался с маркетологами (куда же без них), и те ему дали «гениальную» идею – сделать редизайн сайта. Когда не знаешь, что делать, – меняй дизайн. Видимо, этому где-то учат. Мол, надо освежить, сделать бодрее, креативнее. Все эти неинформативные слова. Я спрашиваю, на основе чего вывод? Ответ: «Нам так кажется! Мы кого-то там посмотрели, и, вообще – хочется красивенько, а сейчас серо».
Благо, собственник оказался хотя человеком и упертым, но мудрым. Нашли решение. Сделали несколько страниц по новому дизайну и стали смотреть на поведение пользователей. И оказалось, что заказчики услуг не очень-то любят красивые (в глазах маркетолога) креативы, им по душе проще и лаконичнее. При одинаковом трафике конверсии со старого дизайна были на порядок лучше. Качество лидов тоже было другим. Сайт прекрасно работает со старым дизайном и нравится покупателям, хотя и не нравится собственнику и его маркетологам. Но клиенты для них важнее, слава Богу.
Вывод: убирайте из своего лексикона понятия «нравится» / «не нравится». «У меня опыт и специфика» – туда же. Значение имеет, как реагирует ваша целевая аудитория, какие активности совершает. Все остальное – пустые рассуждения. Маркетинг не для вас, он для ваших покупателей.
Очень частой ошибкой, особенно в последнее время (не знаю почему), стало заблуждение собственников, которые думают, что, наняв маркетолога / директора по маркетингу / агентство / волшебника на золотом вертолете, они снимут с себя этот вопрос и пойдут дальше.
Как думает большинство владельцев бизнеса, мы нашли специалистов и профессионалов, пусть те разруливают мои процессы. Ошибочно полагают, что это называется делегированием. Вы скажете: «Как же так, автор, ты тут выше писал, что всем надо заниматься своим делом. Вот мы и наняли профессионалов, которые рисовали баннер тысячу раз. В чем проблема?» Отвечаю: безусловно, собственник не должен знать, как запускать рекламную кампанию, не должен вникать в креативы и, вообще, в детали инструментов. Это задача специалистов. Но этих специалистов надо найти, им нужно поставить задачи, и их нужно контролировать. Если вы думаете, что за вас это сделает наемный сотрудник или агентство, вы глубоко заблуждаетесь.
К тому же есть такое понятие, как стратегия. Нет, это не то, что пишут наемные маркетологи на двести страниц с графиками и цифрами. Стратегия включает аспекты ваших финансовых, временных и амбициозных целей. Никто, кроме вас, это решить не может.
Делегирование – это передача определенного функционала, который не требует стратегического вовлечения собственника бизнеса. Время, когда маркетинг просто был составляющей бизнес-процесса компании, ушло навсегда. Даже в очень крупных компаниях с огромным штатом маркетологов всех мастей основные решения принимает генеральный директор или соучредитель. Акционеры устраивают маркетинговые сессии, обсуждают стратегические планы и утверждают бюджеты, которые потом спускаются вниз. И да, владельцы многомиллиардных бизнесов находят у себя время на обучение маркетингу, представляете?
В малом и среднем бизнесе перекладывание на наемный персонал или аутсорсинг основополагающих решений в маркетинге губительно для бизнеса. Нельзя нанять маркетолога или директора по маркетингу и сказать: «Ну, ты – специалист, давай, реши, что мне надо, с кем работаем и сколько стоит». Он вам нарешает тогда, будьте уверены. И дело даже не в его квалификации. Дело в том, что это наемный сотрудник. Он решает свои задачи в первую очередь. У вас свои цели, свои амбиции. Наемный сотрудник, агентство, тренер, ментор – это все инструменты для достижения ваших целей. Ваших, не их.
Пример из жизни на эту тему. Есть у нас один клиент из Казахстана. Собственник, отличный профессионал и замечательный человек. Один из самых моих любимых клиентов и проектов. Но в процессе работы у нас случился однажды казус. Как-то позвонил он мне и сказал: «Володя, наконец-то я нашел себе директора по маркетингу. Такой профи, по рекомендации, хантили его долго, и наконец-то он выходит». Отличная новость – думаю я. Будем работать еще эффективнее. А дальше начинается очень странная история.
Маркетолог этот выходит и начинает нести полнейшую чушь. Я не стал пороть горячку, старался понять ход его мыслей, все-таки по рекомендации пришел человек. Но безрезультатно. С каждым днем все становилось хуже и хуже. Встречаемся с собственником, и я пытаюсь донести до него всю абсурдность требований и мыслей его директора. И удивительно, он принимает сторону этого сотрудника и разрывает все наши контракты. Мотивирует тем, что этот директор получил карт-бланш в принятии решений и полностью отвечает за результат.
Никогда так не делайте! В итоге этот директор за три месяца спустил всю работу, по его вине из компании уволилось несколько ключевых сотрудников. Он разорвал отношения со всеми основными партнерами, не только с нами. К концу шестого месяца его все же уволили. Начались поиски виноватых. HR-директор не проверил по нему информацию. Якобы выяснилось, что он был лишь «витриной», а реальным маркетингом руководил заместитель. Были экзотические версии, что это диверсия конкурентов. На самом деле виноват в этой истории только собственник, который решил выйти из игры и передать весь стратегический функционал наемному сотруднику.
Через некоторое время мы восстановили все результаты, сотрудники тоже вроде бы вернулись. Клиент отделался легким испугом. И это, скорее, положительный кейс. А есть истории и с банкротством компании, с откатами, с утечкой лидов и многое другое.
Вывод: маркетинг и его развитие – это полностью ответственность собственника компании.
Часто, даже когда цель построена правильно и вы идете к ней системно, возникает ошибка – зацикливание на мелочах. Вроде бы и фокус не теряется, но результата нет. Первым делом тут страдают отличники и перфекционисты. Современный маркетинг – это не история про «семь раз отмерь и один раз отрежь». Это история про «семь раз отрежь, потом шесть раз переделай и анализируй, после чего снова режь». Пока вы отмеряете, другие делают. Пока вы думаете и полируете, мир вокруг меняется. И то, что вы так идеально оттачивали, потеряло свою актуальность.
В современном мире до сих пор огромное количество собственников компаний, которые делают свой сайт не один год. Потому что все должно быть идеально. Каждый кружочек – нужного цвета, текст проверен сто раз, все проходит согласование, даже у уборщицы. В итоге сайт выходит, а его все равно нужно менять. Таких примеров миллионы. Логику таких решений я понимаю. Кажется, что если все сделать идеально с самого начала, то потом меньше работы. Но в современном маркетинге, да и в жизни в целом, скорость решает все.
Мне сразу вспоминается кейс из жизни. К нам в работу пришла компания – сеть кафе правильного питания. Мы стали заниматься развитием SMM-направления. Подготовили стратегию, защитили перед собственником. Все было отлично: правильная цель, четкий фокус, понимание горизонта планирования. Все предпосылки для успешного проекта.
Но вот настал этап реализации. Начались придирки к тексту, незначительные. Мы быстро все подправили и готовы были разместить. Тут звонит собственник и начинает мне рассказывать философию своего бизнеса. Я в целом не против, но стараюсь объяснить, что его целевой аудитории на это плевать в данный момент. А конкуренты очень мало говорят и много делают. И у них в группах по сто тысяч человек, которые очень активно взаимодействуют с компанией.
Дальше пошли предложения проектной команде приехать к ним в ресторан на пару дней и проникнуться атмосферой. Мол, только так мы сможем понять всю суть бизнеса клиента. Я бы не против посидеть пару дней в кафе, вкусно покушать, посмотреть на бизнес изнутри. (Помню, как, будучи менеджером, прошел по каждому кабинету огромного аэропорта Внуково в далеком 2008 году. Заняло это у меня три месяца. Только на дворе к тому моменту был 2022 год, и четыре небольших ресторанчика – это не крупнейший международный аэропорт). То есть вся эта философия, согласования и все эти танцы с бубном интересны только собственнику. Его аудитории это не нужно. А его конкуренты заполняют ленту и вовлекают посетителей, пока мой клиент со своими маркетологами думают, концептуален ли пост, который опустится в ленте через пару дней.
Мне очень нравился проект, но с болью в сердце пришлось от него отказаться. Работа по такому принципу строиться не будет. Прошел год, а SMM у этого клиента все тот же – в очень отсталом состоянии. В то время как у конкурентов уже почти полмиллиона человек.
Вывод: пока вы думаете, другие делают. Последние успешны и богаты, а вы просто идеальны.
Итак, мы рассмотрели типичные ошибки собственников бизнеса в маркетинге. Безусловно, их намного больше. Я постарался описать самые распространенные и критичные. Если где-то вы узнали себя, не спешите посыпать голову пеплом. Ошибки – это нормально, главное – извлекать правильные уроки. Вот где проблема. Парадоксально, но значительная часть людей, которым я указал на эти ошибки в личном разговоре, совершают их заново. Кто-то просто покивал и сделал по-своему, у кого-то остыло по истечении времени, и он просто забыл, а кто-то решил обмануть систему, немного изменив подход (как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно).
В любом случае это ваш бизнес и ответственность.
– Не в коем случае не игнорируйте ошибки. Не бойтесь их. Понимание ошибок принесет вам в сто раз больше пользы, чем успешные кейсы.
– Не бывает идеальных бизнесов, идеальных людей и идеальных кейсов. Если вам показывают идеальную картинку, значит хотят что-то «впарить». Не продать, а именно «впарить».
– Мало знать и понимать свои и чужие ошибки. Главное то как мы реагируем и какие действия совершаем.
Проанализируйте бизнес.
Выпишите совершаемые ошибки.
Разберите каждый случай:
– ошибка;
– решение.