Приветствую вас, уважаемый читатель!
Меня зовут Владимир Бурков. Я соучредитель и директор рекламного агентства, которое специализируется на интернет-маркетинге. Помимо этого, я автор учебного курса для предпринимателей и собственник компании по рекламному консалтингу.
За моими плечами опыт работы в продажах и маркетинге более пятнадцати лет. Прошел все ступени. Работал как на стороне клиента, так и стороне агентств. Знаю специфику и малого, и крупного бизнеса не только в России, но и за ее пределами. Каждый мой рабочий день – это консультирование предпринимателей и директоров по маркетингу и организация рабочего процесса рекламного агентства.
Помимо чисто практической маркетинговой деятельности, я также являюсь доцентом Финансового университета при Правительстве РФ и сертифицированным международным преподавателем. Моя научная специализация – это маркетинг и реклама. На мой взгляд, для эксперта очень важно обладать как теоретическими знаниями, так и практическими навыками в достижении результата. Понимание причинно-следственных связей четко объясняет определенный успех или неудачу. А научный подход в работе позволяет избежать популистских и необоснованных выводов и не попадать в ловушку трендов.
Таков мой принцип – только факты, закономерности и проверенные данные. Многих может оттолкнуть такой подход, потому что наш мозг очень любит простые и всегда приятные решения. Но, как говорил Сократ, «Платон мне друг, но истина дороже».
В рамках этой книги я не очень хочу занимать ваше время своими регалиями и достижениями. Кому будет интересно, сможет найти меня в могучем Интернете или познакомиться лично. Скажу лучше, почему я решил написать эту книгу и кому она будет полезна.
Уже очень давно я плотно общаюсь с собственниками малого и среднего бизнеса в России и за рубежом. Бог знает, сколько компаний и частных лиц я уже консультировал и продвигал. Я вижу их боли и трудности в плане маркетинга. И почти каждый спрашивает: «Куда пойти? Что почитать? Где поучиться?»
Я могу посоветовать пару интересных книг западных специалистов или несколько хороших практических курсов. Там можно что-то почерпнуть, но системно они не ответят на многие вопросы бизнеса. А если говорить о России, то это другая экономическая и социальная среда. Плохо это или хорошо – вопрос риторический. К тому же все процессы в современном мире, а особенно в маркетинге, настолько динамичны, что фундаментальные учебники, которые пишутся годами на основе данных и статистики, к моменту выхода уже неактуальны. Читая курс по маркетингу в Финансовом университете, я это очень хорошо замечаю. Поэтому я решил издать краткий, но максимально приближенный к реальной жизни учебник. Лет через десять и часть этой информации может потерять свою актуальность, но в моменте он ответит на многие вопросы.
Итак, маркетинг… Как много в этом слове… Каждый понимает его по-своему. Один – как упаковку товара, второй – как event-мероприятия, третий – как лидогенерацию, четвертый – и как PR. В классических академических учебниках, наверное, следовало бы сейчас развернуть поэму из определений, функций и принципов. Но оставим это для студентов профильных вузов.
Этот материал носит чисто практический характер. Более того, он ориентирован именно на собственников многострадального малого и среднего бизнеса. Почему именно на них, спросите вы? – Отвечу:
Во-первых, крупный бизнес имеет большие финансовые возможности и может отстраивать у себя значительные маркетинговые подразделения. Работают они, конечно, тоже неэффективно, но хотя бы имеется возможность. Средний бизнес и тем более малый такой роскоши позволить себе не могут.
Во-вторых, некомпетентность и «кривые» процессы в крупном бизнесе часто нивелируются работой с топовыми рекламными агентствами, которые берут на себя часть функционала и даже стратегии. А какая сеть кофеен или маникюрный салон сможет позволить себе чеки BBDO, OMD или Havas? Что им делать? Как развивать и масштабировать бизнес? В кейсах учебников – только Coca Cola или Amazon.
В-третьих, и это, наверное, самое главное, – на рынке полно материалов для маркетологов всех мастей. Вопрос качества тех курсов мы тоже оставим, но они хотя бы есть. А предприниматели? Я видел, как собственники компаний приходили на обучение для директоров по маркетингу, для того чтобы получить ответы. Но очень быстро им становилось скучно. Не потому, что они ленивые, а потому, что задачи владельца бизнеса принципиально отличаются от наемного сотрудника. Их мозг работает по-другому, у них другие вопросы. Люди, привыкшие пробивать стены и двигаться вперед вопреки всему и вся, не знают, что им делать с этим маркетингом, без которого сейчас не обойтись.
Эта книга даст понимание практического применения маркетинга для собственника или руководителя бизнеса. Я постараюсь ответить на эти вопросы. Скажу сразу, это будет нелегко. От вас понадобится вовлечение и готовность дать новой информации сломать старые убеждения. Я пытался изложить все максимально простым языком, но полностью уйти от специфических терминов не получится. Да это и не нужно. Вы должны понимать, о чем говорят сторонние специалисты, ваши сотрудники или подрядчики.
Эта книга подойдет не только предпринимателям, которые имеют свой бизнес, но и начинающим этот путь. А также людям, которые хотят или уже строят свою карьеру в маркетинге и рекламе.
Мы рассмотрим не только то, как делать надо, но и не менее важное – как делать не надо. Мало кто обращает внимание на отрицательный опыт. У нас сейчас культ успешного успеха во всем. Однако я считаю, что отрицательные кейсы учат не меньше, а зачастую и больше положительных. Ведь сто ваших успешных действий легко перечеркнется одним неправильным. И это не просто теоретический поток мыслей – за каждым утверждением стоит реальная потеря времени и денег, в том числе и моих собственных. Несмотря на утверждение, что на чужих ошибках учиться лучше, многие таки прыгают на свои грабли снова и снова. Но, если хотя бы кто-то из читателей примет во внимание неудачные кейсы, это уже будет большой успех.
Много внимания я уделю практическим кейсам и примерам. Потому что сложные вещи всегда проще объяснить на понятных ситуациях. Большинство названий компаний и имен я называть не буду по этическим и юридическим соображениям. Хотя иногда очень хочется. Наглядность страдает, но по опыту: если человеку интересно собственное развитие, а не собирание сплетен, то он всегда правильно интерпретирует любую информацию.
В учебнике также будут и отсылки к смежным с маркетингом дисциплинам, таким как история, психология, право. Потому что мы все живем в реальном мире, в котором все взаимосвязано. Особенно это касается поведенческой психологии.
Также важно отметить, что в книге нет ни одного графика и картинки. Я прекрасно понимаю ритм жизни предпринимателя или директора по маркетингу. Поэтому планирую обязательно выпустить эту книгу в аудиоформате. Сам я каждый день в дороге слушаю различные издания, и отсылка к цифрам и графикам очень мешает воспринимать материал. Поэтому я не стал размещать подобного рода информацию.
Ну и самое главное: УТП (уникальное торговое предложение) заключается в том, что я пишу книгу сам, от корки до корки. Не использую копирайтеров, соавторов, плагиаты и сторонние компании. Это важный момент в современной действительности, знаете ли.
Уверяю вас, что большинство бизнес-литературы, которую вы видите на нашем рынке, написаны не авторами. Бизнес-литература перестала быть актом творчества, а стала лишь инструментом маркетинга и привлечения внимания. Поэтому вы никогда не увидите, что я раздаю свои книги за какую-то активность как лид-магнит. Для меня это главное разочарование в современной бизнес-литературе, которое сподвигло меня на самостоятельное написание данного курса.
Ведь, для того чтобы написать книгу, недостаточно просто знаний предмета. Нужно логически выстроить текст, связать его. На это уходит уйма времени и сил. Я не претендую на истину в последней инстанции. Все является моим личным практическим опытом, который я получал долгие годы в профессии и науке. Я делюсь знаниями с вами. А дальше – каждый пусть сам для себя решает: применить их или проигнорировать. В конечном счете рынок и жизнь всегда все расставляют на свои места.