Тема 1.1. Характеристика и основные понятия инновационного менеджмента
Тема 1.2. Этапы развития, функции и методы инновационного менеджмента
Тема 1.3. Сущность и значение инноваций
Тема 1.4. Инновационный процесс и его структура.
Примеры и задачи
Тесты к модулю 1
Тематический план:
Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент, как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Отличие инновационного менеджмента от традиционного менеджмента. Инновационный менеджмент как система управления. Субъект и объект управления.
Понятие инновационной среды. Основные элементы инновационной среды: инновации; товаропроизводители конкурентоспособной продукции; инвесторы; инновационная инфраструктура.
Содержание инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как наука и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.
Основные принципы инновационного менеджмента. Принцип системности, принцип комплексности, принцип динамичности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите сущность инновационного менеджмента.
2. Разработайте классификационную схему основных понятий "инновационного менеджмента" и раскройте их содержание.
3. Составьте перечень требований, предъявляемых к инновационной среде.
4. Что включает в себя понятие «инновационный менеджмент»?
5. Определите место системы инновационного менеджмента в системе общего менеджмента организации.
6. Раскройте основные цели и задачи инновационного менеджмента в рыночных условиях.
7. Что относится к объекту и субъекту управления в инновационном менеджменте?
8. Какие этапы выделяются в развитии инновационного менеджмента?
9. Каким образом осуществляется связь между субъектом и объектом управления в инновационном менеджменте?
10. Какие принципы характеризуют систему инновационного менеджмента?
Основные понятия:
Инновационный менеджмент – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент – это система управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.
Субъект управления в инновационном менеджменте – один или группа специалистов, которые с помощью различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объект управления в инновационном менеджменте:
• инновации,
• инновационный процесс,
• экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей).
Основная задача инновационного менеджмента – управление процессами разработки и внедрения инноваций на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Основные элементы инновационной среды:
• инновации – совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда.
• товаропроизводители конкурентоспособной продукции – основные потребители тех или иных новшеств.
• инвесторы – лица, обеспечивающие на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств.
• инновационная инфраструктура – совокупность организаций и учреждений, позволяющие более эффективно развиваться инновационному процессу.
Предмет инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Содержание инновационного менеджмента:
• инновационный менеджмент, как наука и искусство управления инновациями (инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента);
• инновационный менеджмент, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений (представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями);
• инновационный менеджмент, как аппарат управления инновациями.
Принципы инновационного менеджмента:
• принцип системности,
• принцип комплексности,
• принцип динамичности.
Тематический план:
Основные подходы к процессу управления инновациями. Факторный, системный и ситуационный подходы к процессу управления. Функциональная концепция инновационного менеджмента.
Характеристика основных методов инновационного менеджмента: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения, сетевые методы, методы анализа, методы прогнозирования. Принципы анализа в инновационном менеджменте. Основные группы методов прогнозирования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие этапы выделяются в развитии инновационного менеджмента?
2. Перечислите основные факторы экономического развития страны.
3. Какие факторы определяют производственный потенциал развития предприятия?
4. Что лежит в основе функциональной концепции инновационного менеджмента?
5. В чем заключается сущность системного подхода в инновационном менеджменте?
6. Какие основные элементы лежат в основе ситуационного подхода?
7. Какие вам известны методы инновационного менеджмента?
8. При помощи каких методов управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему?
9. На каких принципах строятся методы анализа инновационного менеджмента?
10. Какие методы лежат в основе метода прогнозирования?
Основные понятия:
Подходы в развитии науки инновационный менеджмент:
1. Факторный подход:
• наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия;
• управление инновационными процессами основано на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоёмкости, материалоёмкости, фондоёмкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Функциональный подход:
• рациональное разделение труда;
• специализация управленческих функций;
• экономико-математическое моделирование инновационных процессов;
• использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.
3. Системный подход:
• рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;
• учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс.
4. Ситуационный подход:
• систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;
• анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;
• выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.
Методы инновационного менеджмента:
• методы принуждения – методы, при помощи которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему (законодательные акты; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации; планы, программы, проекты заданий; оперативного руководства);
• методы побуждения – методы, нацеленные на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы (стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления);
• методы убеждения – методы, основанные на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей;
• сетевые методы- графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем;
• методы анализа (метод сравнения, индексный метол, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, факторный анализ и др.) – это методы, основанные на реализации принципов:
• единства анализа и синтеза;
• выделения ведущего звена;
• обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
• оперативности и своевременности;
• количественной определенности.
Прогнозирование – это специфический вид человеческой деятельности, где предметом деятельности выступает информация.
Методы прогнозирования – это совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта:
• фактографические (формализованные)методы – базируются на первичной информации об объекте;
• экспертные методы – используют информацию, получаемую от специалистов-экспертов, обобщающих фактографическую или иную информацию;
• комбинированные методы – основаны на смешанных информационных массивах.
Тематический план:
Понятие инноваций. Взаимосвязь понятий новация, инновация, открытие и изобретение.
Классификация инноваций: материально-технические, продуктовые и технологические инновации. Базисные, модифицирующие и псевдоинновации.
Функции инновации. Воспроизводственная функция. Инвестиционная функция. Стимулирующая функция инновации.
Источники инноваций. Понятие научно-технической и инновационной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой инновация?
2. Чем отличается новация от новшества, инновация от нововведения, изобретение от открытия?
3. Дайте определение инновации и научно-технического прогресса и характеризуйте их взаимосвязь.
4. Какими основными свойствами должна обладать инновация?
5. Что определяют специфическое содержание инновации?
6. Назовите основные разновидности новизны.
7. Перечислите виды инновации по сфере применения.
8. Что выступает источником инновационных идей?
9. В чем состоит отличие стратегических инноваций от реактивных инноваций?
10. Какая роль отводится социальным инновациям в процессе экономического развития общества?
Основные понятия:
Инновация – процесс превращения потенциального результата научно-технического прогресса в реальный результат в виде нового продукта и технологий.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Основная особенность инновации – получение коммерческой выгоды от практического использования новшества.
Новация – это разработанное, но не внедренное в практическую деятельность новшество.
Основной признак инновации – потребительская новизна.
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.
Инновации связаны с рынком, т. е. конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новшества.
Инновация – продукт научно-технического прогресса.
Положительный эффект от создания и внедрения инноваций – получение конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой.
Инновационная деятельность является областью высоких рисков.
Субъекты инновационного процесса:
• разработчики инноваций (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании),
• инвесторы (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды),
• внедренческие фирмы.
Нововведение – это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса.
Классификация инноваций:
• по вещественной форме (продуктовые; процессные инновации);
• по масштабу применения (межорганизационные; внутриорганизационные инновации);
• по месту в системе (на предприятии, в фирме) (инновации на входе предприятия; инновации на выходе предприятия; инновации системной структуры предприятия);
• по сфере функционального применения (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные инновации),
• инновации в области управления; финансовые инновации, образовательные инновации);
• в зависимости от глубины вносимых изменений (базисные улучшающие, псевдоинновации);
• по месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие, продуктовые);
• в зависимости от источника инновационных идей (НТП, конкретные потребители, потребности предприятия);
• в зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии (реактивные, стратегические).
Организационный лаг – это разрыв между темпами осуществления производственных и управленческих инноваций,
Материальные инновации – инновации в виде материального объекта (продуктовые и технологические).
Нематериальные инновации не имеют вещественной формы.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации – новые методы организации производства (новые технологии) и создание новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
Межорганизационные инновации предполагают, что функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя.
Внутриорганизационные инновации – инновации, создаваемые и используемые в рамках одного предприятия или его отдельного подразделения, т. е. не являются предметом купли – продажи.
Инновации на входе предприятия – инновации связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.
Инновации на выходе предприятия – инновации, предполагающие выпуск новых видов товаров, услуг, технологий, применение новых источников информации и др.
Инновации системной структуры предприятия – инновации, связанные с организационно-управленческими, производственными и технологическими изменениями.
Технологические инновации – инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды.
Производственные инновации – инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности.
Экономические инновации – инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности.
Торговые инновации – инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности.
Социальные инновации – инновации, связанные с улучшением условий труда и социального обеспечения коллектива.
Управленческие инновации – инновации, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.
Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль, которые создаются на основе нового научного открытия и влекущие за собой разработку кластера (пакета) модифицирующих нововведений.
Модифицирующие инновации – это решение, представляющие собой усовершенствование базисных нововведений.
Псевдоинновации – это решение, представляющие собой не значительные изменения базисных нововведений.
Источники инновационных идей:
• новое научное открытие,
• конкретные потребители,
• собственные потребности предприятия.
Реактивные инновации – это инновации, обеспечивающие выживание предприятия, т. е. нововведение разрабатывается в ответ на действие конкурента.
Стратегические инновации – это инновации, при внедрении которых фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.
Тематический план:
Инновационный процесс и его циклический характер. Основные фазы инновационного процесса.
Технологические уклады в экономике. Основные фазы технологического уклада: зарождение, монополия, доминирование, угасание. Волновая теория Н. Д. Кондратьева. Теория длинных волн.
Понятие жизненного цикла инноваций. Глобальный инновационный цикл.
Распространение инноваций. Диффузия инноваций.
Структура инновационного процесса. Основные формы инновационного процесса. Простой внутриорганизационный инновационный процесс. Расширенный инновационный процесс.
Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, инноваторы; инвесторы.
Инновационная инфраструктура.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое инновационный процесс?
2. Назовите логические формы инновационного процесса.
3. Что такое диффузия инноваций и от чего зависит их скорость?
4. Какие элементы включает в себя инновационный процесс?
5. Какие методы поиска инновационной идеи обладают максимальной эффективностью?
6. Дайте характеристику технологических укладов в экономике.
7. Какие основные фазы характеризуют жизненный цикл технологических укладов?
8. Какая из научных теорий, разработанных Н.Д. Кондратьевым, нашла свое непосредственное применение в инноватике?
9. В чем отличие расширенного инновационного процесса от простого внутриорганизационного?
10. Какие функция выполняют инноваторы в инновационном процессе?
Основные понятия:
Инновационный процесс – преобразование научного знания в инновацию. Этот процесс можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация превращается их идеи в конкретный продукт, технологию или услугу, принося автору и потребителю определенный эффект.
Инновационный процесс носит циклический характер.
Жизненный цикл инновации – это совокупность всех стадий процесса нововведений, охватывающий ряд взаимодействующих между собой организаций (научно-исследовательские институты, финансовые и внедренческие организации).
Коммерциализация инноваций – процесс превращения новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию полученной информации и т. п.