В современной экономике инновационному развитию уделяется первостепенное значение, поскольку инновации являются основным инструментом повышения качества жизни населения, определяющие уровень социально-экономического развития общества.
Стратегия инновационного развития отечественной экономики на период до 2020 года включает в себя целый ряд мер по качественному обновлению и структурно – технологической модернизации производства, т. к. только на этой основе может быть достигнута макроэкономическая стабилизация и обеспечен экономический рост.
В этой связи остро встает вопрос о подготовке специалистов, занимающихся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационных менеджеров, которые призваны содействовать продвижению инновационного процесса, обеспечивая прогнозирование возможных рисков и путей их минимизации. При этом менеджеры действуют в различных организационных структурах, где формируют как творческие коллективы, так и занимаются поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки, обеспечивая соответствующую оценку эффективности нововведений.
Дисциплина "Инновационный менеджмент" входит в программу подготовки менеджеров как одна из важнейших специальных дисциплин, призванная сформировать у обучающихся понимание необходимости управления функционированием и развитием социально-экономических систем, способствующая получению знаний в области управления инновационными процессами.
Целью изучения дисциплины "Инновационный менеджмент" является:
• подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на базе полученных знаний развить практические навыки управления процессами разработки и реализации инноваций – основного фактора развития экономики современного общества;
• формирование у будущих менеджеров современных представлений об инновационном характере предпринимательства в производственной сфере, особенностях и механизмах инновационной деятельности.
Задачи дисциплины "Инновационный менеджмент":
• формирование у студентов теоретических знаний об основных понятиях и приемах инновационного менеджмента и об инновационном процессе;
• обучение студентов основам построения стратегии и политики в сфере инноваций;
• создание у будущих менеджеров современных представлений о коммерциализации инноваций в производственной сфере, об особенностях и механизмах инновационной деятельности;
• ознакомление студентов с отечественным и зарубежным практическим опытом инновационной деятельности.
Цель обучения – формирование практических и теоретических навыков:
• в области управления инновациями;
• оценки эффективности инновационных проектов;
• организации инновационной деятельности на предприятии.
Методология изложения дисциплины предполагает последовательное изучение четырех учебных модулей:
Модуль 1. Основные положения теории инновационного менеджмента
Модуль 2. Организация инновационной деятельности
Модуль 3. Формирование системы управления инновационными процессами
Модуль 4. Управление инновационными проектами. Эффективность инноваций
Дисциплина "Инновационный менеджмент" базируется на положениях и методах таких курсов, как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Финансовый менеджмент», «Разработка управленческого решения», «Исследование систем управления», а также ряда прикладных специальных дисциплин, включенных в учебный план по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление».
В результате обучения студенты должны:
1) Знать и уметь использовать:
• тенденции и разновидности развития, управление развитием;
• природу и сущность инновационных процессов, их классификацию;
• организационно-экономический механизм управления инновационными процессами на макро- и микроуровне;
• основные методы анализа и оценки инновационных проектов.
2) Владеть:
• основными методологическими подходами, методами и моделями управления инновационными процессами;
• технологией научно-технического прогнозирования;
• методикой оценки научно-технического уровня и экономической эффективности инновационных проектов.
3) Приобрести навыки:
• анализа инновационной среды и готовности предприятия к нововведениям;
• формирования эффективно работающего коллектива;
• владения методами прогнозирования инноваций;
• оценки эффективности инвестиций в нововведения;
• разработки и управления инновационными программами и проектами;
• определения инновационной стратегии организации.
Данное пособие составлено с учетом развития науки управления и основных идей инновационной деятельности, в определенной степени адаптированных к российским условиям. Оно предназначено для студентов вузов, колледжей экономических специальностей, а также специалистов промышленного производства.