От рецензента

Информатика сегодня превратилась в междисциплинарную науку и обязательную для всех вузовских специальностей общенаучную учебную дисциплину, такую же, как математика и физика. Неуклонно растут мировоззренческая направленность информатики, ее интегрирующая роль по отношению ко многим другим научным и научно-техническим дисциплинам. В связи с этим совершенствование и развитие фундаментального курса информатики является одним из приоритетных направлений модернизации вузовского образования. Образование в области информатики призвано решать триединую стратегическую задачу:

– мировоззренческую, формируя у обучающихся категориальные понятия системного подхода;

– алгоритмическую задачу развития мыслительной деятельности студента, формируя понятийные, фактографические и процедурные знания;

– профессиональную задачу подготовки к практической деятельности, к использованию компьютера и инфо-телекоммуникационных технологий в своей работе и быту.

По мере развития информатизации общества все более остро заявляют о себе проблемы информационной безопасности личности, общества, его хозяйствующих субъектов, государства. Обеспечение информационной безопасности при информатизации требует эффективной защиты государственной информации федерального и регионального уровня, коммерческой тайны, информации о личности. Одной из важных компонент защиты информации являются ее нормативно-правовые аспекты. В силу этого методически дисциплина «Информатика» должна включать в себя также и элементы информационных правоотношений и информационной безопасности, нашедшие отражение в государственных образовательных стандартах. Элементарные базовые знания в этих областях необходимы сегодня каждому специалисту, широко востребованы на рынке труда. Изучение основ информационной безопасности в контексте положений утвержденной Президентом России Доктрины информационной безопасности Российской Федерации должно быть также направлено на формирование в российском обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, а также общественной поддержки выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

В вузах сегодня реализуются различные варианты дидактического содержания дисциплины «Информатика», включающие в основном вопросы компьютерных информационных технологий. И хотя в рабочих программах должны быть представлены все ключевые разделы, предусмотренные государственным образовательным стандартом, на практике вопросы информационной безопасности нередко оказываются опущенными. Не в последнюю очередь это относится к вопросам защиты сведений, составляющих государственную, а также и коммерческую тайны. Отчасти такое положение дел объясняется отсутствием в вузах доступной учебной литературы и специалистов – преподавателей по данной проблематике. Представленное авторами учебное пособие преследует цель в определенной мере восполнить этот пробел. Изложение материала носит преимущественно описательный характер и ориентировано на студентов младших курсов, в основном гуманитарных специальностей. Большое число ссылок и указаний на первоисточники сделает эту публикацию полезной преподавателям, ведущим курс информатики.

Директор СПИИРАН

доктор технических наук, профессор

заслуженный деятель науки и техники

Российской Федерации

Р.М. Юсупов

Санкт-Петербург, октябрь 2004

Загрузка...