Вступление

У этой рукописи непростая судьба. Через полгода после начала работы над ней, когда была готова примерно половина, я понял: книга никуда не годится.


Дело было не в содержании или композиции. А в том, что незаметно для себя я исказил смысл идеи, которую пытался донести. Хотел написать книгу о том, что книг скоро не будет. Но увлёкся. Главы получались всё длиннее, а суть размазывалась, утрачивая логическую стройность. Пришлось начать заново.


Я не жалуюсь – такая работа мне по душе. Но хочу пояснить структуру и замысел. То, что сейчас перед вами, «Основы» – центральный текст. Главные идеи и объяснения, лаконично изложенные словами. Во вторую книгу, «Подробности», помещены дополнительные разъяснения – то, что обычно указывают в примечаниях и комментариях. Есть и третья книга: почти без текста, содержащая пояснительные рисунки, схемы и таблицы.

Никакого хитрого плана тут нет, а лишь осознание того, что всё никто читать и смотреть не будет. Кому-то нравится ухватить суть сразу, кто-то любит неторопливо поразмыслить, а некоторым – их всё больше – хочется извлечь полезную информацию за минимальное время. Лучше всего это получается при просмотре картинок. Так что, форму и количество сведений – какую из книг читать-смотреть, сколько и в каком порядке – определяйте сами.


Сказано: книг не будет. Значит ли это, что прекратится производство знаний? Конечно, нет. Наоборот, скорость переработки информации растёт. Знание будет увеличиваться, и появятся новые, более совершенные, чем книги, средства их передачи и усвоения. При этом изменится человек – универсальный генератор информации и новых смыслов. Это главные темы «Информационного завета».


Распространенное сегодня понимание информатизации удручает. Болтающие об информационных технологиях «говорящие головы» наводят тоску. Критическое обсуждение чего-либо – это, конечно, хорошо, но… Боже, что они говорят!


Завтра или, самое позднее, послезавтра мы все превратимся в биороботов. Люди погрузятся в виртуальную или дополненную реальность и никогда оттуда не вернутся. Мир погрязнет в ожесточённых киберконфликтах между нациями, государствами, корпорациями и террористами-экстремистами всех мастей. Человек разучится читать и писать, а будет только пялиться в смартфон, занимаясь бесконечным потреблением. Экономика рухнет, правительства падут, люди поглупеют и деградируют.


Вообщем, Апокалипсис. Конец света. «История прекратила течение свое».


Нет, не прекратила. А только началась.


Почему нужно верить мне? Кто я такой, чтобы пытаться остановить Апокалипсис? Иными словами, чем моя «говорящая голова» лучше?


Я – информационный практик. Закончив в начале 2000х гг. медуниверситет, работал врачом-психиатром и психотерапевтом. Судьба привела меня на иную стезю. Сейчас я – сотрудник компании, чья деятельность связана с переработкой информации и её преобразованием в удобные пользовательские продукты. Они необходимы в сфере производства, эксплуатации, ремонта сложной техники (в авиапроме, судостроении, атомной энергетике) и много где ещё.


Меня часто спрашивают: что психиатр делает в такой компании? Отвечаю: слежу за психическим здоровьем сотрудников. Чтобы их мозг не лопнул от информации.


Шучу. А если всерьёз, то более актуального сочетания в информационную эпоху придумать невозможно. Управление информацией и разум. Вот альфа и омега нашего времени.


Когда я пеняю на экспертов-болтунов, то приходится себя одёргивать. Ведь «говорящие головы» не знают собственного устройства. Не говоря уж о головах тех, кто их слушает. А я знаю. Во всяком случае – больше, чем они.


В современном мире есть два бесспорных тренда.


1. Увеличение скорости передачи информации.

2. Изменение сенсорной системы человека в этом процессе.


О них слышали и судачат почти все. Причём обычно первое называют причиной, а второе – её следствием. Я не только расскажу, почему это заблуждение, но и предложу альтернативное объяснение. Иначе завтра насмерть перепуганное информационными фобиями общество переломает все компьютеры, запретит полёты в космос и закроет ЦЕРН (CERN).


Немного предыстории вопроса.


Об информационном обществе заговорили в 1960х годах. Но настоящей бомбой стала книга социолога и футуролога Элвина Тоффлера (Alvin Toffler) «Третья волна: исследование завтрашнего дня» (The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow). Публикация увидела свет в 1980 году и стала продолжением более ранней работы «Шок будущего», где уже были намечены основные контуры всестороннего социологического, экономического и философского осмысления современности. Однако, «Третья волна» – не только детальный анализ, но и почти во всём сбывшийся прогноз. В эпицентре взрыва, произведенного книгой Тоффлера – революционная предпосылка о наступлении новой эры. Эры Информации.


Публицисты, учёные и философы, писавшие об информационной эпохе, были и до, и после Тоффлера2,3,4,5,6,8,9,10,11,12,14,15,17. Но ему в этом ряду блестящих мыслителей принадлежит особое место.

Заслуга футуролога в том, что он объявил информацию главной ценностью грядущих поколений. Тоффлер придавал большое значение развитию технологий. Он утверждал, что «технореволюционеры» (изобретатели и владельцы информационно-технических решений) станут владыками нового мира. Они «наследует землю».

Мыслитель предупреждал, что фундаментом цивилизационных сдвигов, порождающих, в том числе, технологии, станет информационный обмен. Глобальное пространство, наполняемое непрерывно генерируемыми интеллектуальными продуктами, – реальность, в которой, по Тоффлеру, нам предстояло жить в первой половине XXI века. Он отмечал, что «у нас есть интеллект и воображение, которыми мы до сих пор ещё не начали пользоваться»7.


Почему книга Тоффлера называлась «Третья волна»? Выбранный им образ волны или вала (wave) очень удачен. Он демонстрирует две важные особенности.

Во-первых, речь идёт не об одномоментных событиях, а о процессах. В мире, утверждал Тоффлер, происходит ряд последовательных, взаимосвязанных, протяженных изменений, по характеру качественно отличающихся от процессов предыдущего периода. Изобретение персонального компьютера, сокращение объёмов конвейерного производства, эволюция масс-медиа, изменение типов семейных отношений – сдвиги на единой почве.

Во-вторых, волна накатывается неравномерно. Где-то она выглядит слабой, едва различимой, а где-то – вздымается высочайшим гребнем. Так и в мире. Есть, по мнению мыслителя, страны, живущие в реальности Второй и даже Первой волны, а есть те, куда волна информационной эпохи уже пришла.


Чем отличаются «Третья», «Вторая», «Первая» волна? Элвин Тоффлер предложил следующую периодизацию социогенеза:

1. Аграрная волна: начало – около 8 тыс. лет назад (т.н. «неолитическая революция»); окончание (в Европе) – 1650—1750 гг.

2. Индустриальная волна: начало (в Европе) – 1650—1750 гг.; окончание (в Европе, США, СССР и других цивилизованных странах) – 1955—1960 гг.

3. Информационная волна: начало – середина XX века (Европа, США, СССР); окончание:?


Сейчас многие «говорящие головы» забыли работы Тоффлера и других отцов-основателей концепции постиндустрилизма. Кричат об «Индустрии 4.0»13 и грозятся «Четвёртой промышленной революцией»16. Верят сами – убеждают других.


В совершенном забвении оказался центральный тезис футуролога: информация становится не только товаром, но и самой важной потребностью. Новые технологии и модные девайсы – средства удовлетворения потребности в информации. Они могут трансформироваться и даже исчезнуть – в отличие от информационной жажды. Которая была, есть и будет.


Впрочем, тема информационного общества актуальна по-прежнему. Полемика вокруг значимости «человеческого капитала» (сейчас в ходу выражение «человеческие ресурсы», human resources), частью которого признаётся знание, вспыхивает среди философов, политологов, социологов, экономистов и принимает иногда довольно острую форму.


В то же время уважаемые эксперты «забывают» объяснить – о чём, собственно, речь? Что такое информация? Что такое информационное общество? Если информация сделалась в наше время столь важной, то почему?

Обыватель, например, знаком с фактом, что воздух с растворенным в нём кислородом важен. Врач, сообщая это, предупреждает человека, что без кислорода он не сможет дышать, а, значит, и жить тоже не сможет. Это, разумеется, подтверждается опытом самого человека. Задача эксперта – объяснить, почему это так. Он полезет в биохимические тонкости: расскажет, как там, в теле, преобразуется кислород – чего и зачем он окисляет. Но обычному человеку это не нужно: «Дышу и ладно», – скажет он. И будет прав. Почему? Потому что объяснение уже сформулировано и известно человеку хотя бы в общих чертах. Более того: оно составляет часть более глубокого знания – как устроены живые системы.

В обсуждении информатизации заметна нервозность. У экспертов почему-то бегают глаза, они краснеют, потеют и сыплют кучей замысловатых словечек. Точь-в-точь как врач, который от такого простого и ясного предмета, как дыхание, перешёл к втюхиванию лекарства, действие которого мало изучено и не прошло проверку.


Правда в том, что большинство т.н. «специалистов по информационным технологиям и системам» не знает, что такое информация. Не разбирается в её структуре и обмене. Не понимает её связи с мозгом человеком и эффектами в социуме. У них нет объяснения.

А если и есть, то в значительной степени поверхностное – с привлечением какой-нибудь модной социологической теории. Без фундамента из физики, нейробиологии, лингвистики, математики и даже философии.

Так рассказывать об информационном обмене – всё равно, что, расписывая прелести нового лекарства, брякнуть: «Моя троюродная тётка его принимала. И ничего, не померла. Вот и вы попробуйте». Что после этого сделает любой нормальный человек? Пожмёт плечами да уйдёт.


Но потребность в объяснении останется. Ведь понимание важности информации и её переработки, подобно осознанию важности дыхания, – интуитивно и эмпирически верная мысль. Нужно только разобраться – почему? Все три книги составлены в жанре футурологического исследования. Который позволяет разбудить фантазию – подлинный источник научного мышления. Чтобы писать о науке или пользоваться её достижениями, необязательно быть учёным. В Эру Информации следует добавить: необязательно быть специалистом в чём-либо. Так, давайте разбираться вместе.


Несколько слов о названии книги.


Объявляю сразу: никакого отношения к религии оно не имеет. Если вы во что-то сильно верите и, прочитав заглавие, прониктесь негативным чувством, то мне искренне жаль. Меньше всего мне хочется кого-то оскорбить или обидеть. Я заранее приношу вам свои глубочайшие извинения. В таком случае не читайте последующий текст, не смотрите картинки и не слушайте тех, кто вздумает пересказывать эту книгу. Выбросьте её в мусорное ведро, а лучше – сожгите.


Слово «завет» древнего происхождения. Его основное значение – договор. Ещё точнее – договор между членами группы, общественное соглашение1. Именно в этом смысле оно употреблено в названии.

Информационный завет – значит «общественный договор, заключенный в информационную эпоху». В необходимости которого я не сомневаюсь, так как прежний общественный договор – закон индустриального мира – себя изжил.


Философские обобщения необходимы, но злоупотреблять ими не стоит. Мы – люди, и нас в первую очередь интересуем мы сами, а не какие-то отвлечённые абстракции. Поэтому главный герой этих книг – информационный человек.

Но, быть может, и это выдумка? Или всё-таки новый социальный характер? Узнаем, ответив на вопросы:

– Откуда взялся информационный человек? Каковы его первые шаги в нашем мире? (главы 1,7 и 8)

– Почему существует информационный человек? Что доказывает его бытие? (главы 2,3,4,5 и 6)

– Куда движется информационный человек? Для чего он существует? (главы 9 и 10).


И последнее. Каждый писатель был бы рад знать, кто его читатели. В интернете на многочисленных сайтах и в соцсетях начинающим литераторам настойчиво рекомендуют хорошенько изучить свою «целевую аудиторию». И уж после – радовать её своими «гениальными» текстами. Признаюсь, я в замешательстве.


Кто они, мои читатели? Может, они ещё не родились? Или родились, но всё, на что пока способны, – бесцельно возить пальцем по экрану смартфона, не различая смысла?


Не знаю. Но предпочитаю думать, что они полны Жизни и Информации. И они более, чем мы – кому не суждено дожить до конца XXI века – верят в чудеса.


Мне хочется их поддержать, ободрить, дать больше поводов для оптимизма. Остальное, уверен, они сделают сами.


Мальчики и девочки, по несколько часов в день проводящие время в своих смартфонах и вызывающие тем бурное негодование у родителей.

Девушки и юноши, принадлежащие десяткам сетевых сообществ, с искренним непониманием взирающие на спорящих о политике взрослых.

Странные, застенчивые, но схватывающие на лету, молодые люди, которых сегодня принято насмешливо называть «гиками» и «нердами».


Сегодня они – плоды нашей цивилизации. Завтра – станут ростками нового Древа. Послезавтра – его корнями. С надеждой и любовью посвящаю книгу им.

Загрузка...