Это только присказка, сказка – впереди.
Ну, вот и собрался я с мыслями, чтобы приступить к обсуждению собственно информационной модели Психики. Но опять размышления увели меня немного в сторону. Простите меня, что испытываю Ваше терпение, но не по причине какой-то хитрости, а по необходимости обсудить еще один значимый аспект создания модели. Меня долго мучал вопрос, почему она никак не создавалась, хотя все компоненты в принципе достаточно известны, хотя и относятся к разным научным направлениям. И вот и неожиданно я нашел еще одно препятствие, которое мне удалось преодолеть. Просто нужно было взглянуть на задачу под нестандартным углом зрения. И тут же из памяти появились слова школьного учителя математики Нестерова Сергея Николаевича, которого требуется поблагодарить за формирование одного компонента моей психики. Сейчас во мне говорит психоаналитик, который не может оставить без анализа интересную информацию в своей психике. Надеюсь, что и вам будет любопытно.
Я заканчивал физико-математическую школу. (Звучит уже смешно: психоаналитик из физмат школы. Но так уж вышло). Мы изучали много разной математики, сейчас уже и не упомнишь. Но у меня навсегда отпечаталось, как учитель требовал от нас не просто решить задачу, а обязательно перепроверить решение другим способом. То есть, на решение можно посмотреть и под другим углом зрения, и получить другой метод, но тот же ответ. Математика тем и хороша, что верное решение получается только одно, каким бы методом ты не решал задачу. Что дает мне право сказать, что математика не соответствует реальной природе. А в жизни даже верное решение обрастает множеством оговорок и отклонений. Задачники в жизни есть, а вот заглянуть в раздел «Ответы» в жизни не удается. Позднее, со временем, мы получаем ответы, но совпадения не всегда случаются.
Учитель приводил нам интересный пример. Геометрия Лобачевского это всего лишь взгляд на параллельные прямые с другой позиции. Лобачевский подумал, а с чего мы все решили, что параллельные прямые не пересекаются! Ведь никто еще до бесконечности не дошел. Нестандартный взгляд на, казалось бы, обыденное утверждение смог перевернуть всю математику. И этому научил нас учитель математики. Он научил смотреть на проблему нестандартно, искать нетривиальное решение. И неудивительно, что многие его ученики выигрывали научные олимпиады по разным предметам. Огромная благодарность Учителю за сформированное нестандартное мышление!
Вот такой нестандартный взгляд на Психику и дал мне возможность легко построить ее Информационную модель. Основные проблемы, мешавшие создать модель, состояли в том, что «не психологи» рассматривали Психику только как сознание, и, как следствие, не могли увидеть в ней «управляющее устройство». Поэтому взгляд на человеческую Психику получался весьма ограниченный, не дающий возможности рассматривать ее, как целостную, законченную систему. История подобных заблуждений восходит к Платону с Аристотелем. Сознание – видимая часть Психики, которая легко доступна, немного понятна, но объяснить все процессы Психики только на уровне сознания невозможно. Сознание лишь вершина айсберга, как подметил Юнг. Главная работа по управлению происходит в подсознании. Сознание дает «верховные» директивы. Анализируя только работу сознания, многие исследователи попадали в «ловушку сознания», не имея возможности правильно понять работу всей системы. В результате чего появилось мнение, что «Психика – дело темное, и исследованию не подлежит». И только «отважные» психологи осмеливаются заглянуть в бездну подсознания. В открытии подсознания, кстати, и состоит истинное величие Зигмунда Фрейда. Чтобы о нем не говорили, и как бы не сводили недальновидные умы его вклад в науку к фаллическому символу.
Перечитав написанное, я обратил внимание, что может создаться впечатление о том, что как-то возвеличиваю себя, приписываю себе какие-то способности. Сразу Вас разочарую. Я абсолютно обычный, кожаный, двуногий. Я даже красавцем не могу себя назвать. Умственные способности, наверное, немного выше среднего. И я знаю много людей, которые гораздо умнее меня и гораздо больше достигли в жизни. Просто так случайно получилось, что, несмотря на то, что окончив МИФИ, я серьёзно увлекся психоанализом. И, возможно, я единственный в мире психоаналитик-системотехник. Когда писал эту фразу, в голове почему-то вертелось «лучшее в мире привидение с моторчиком». Удивительные вещи вытворяет наше подсознание. У меня включилась в действие компенсаторная функция, которая не позволяет мне возомнить о себе лишнего. Вообще, для решения сложной задачи я просто оказался в нужном месте в нужное время, ну и разве что, немного потрудился и дал волю свободному мышлению.
Успешно обойдя «ловушку сознания», мы приближаемся к разгадке тайн подсознания. Информационная модель Психики, главным образом, нужна для этого. Она сможет нам объяснить функционирование подсознательных механизмов. Основной задачей, которую я ставлю, своего рода конечный результат исследований, – это понимание механизма принятия правильных решений. Счастье – это совокупность последовательно принятых правильных решений. Принимая неправильное решение, Вы отдаляетесь от счастья. Каждое правильное решение для Вашей Психики и организма делает Ваше состояние чуть лучше. Все это можно просуммировать, то есть сложить плюсы и минусы. Итог: счастье – когда плюсов значительно больше. Вот такая простая алгебра. Если можете предложить что-нибудь еще лучше, милости прошу.
Еще одной ловушкой в познании Психики является позиция наблюдателя. Как-то так получается, что рьяно бросаясь в бой, мы рвемся в самую гущу событий, свято веря в себя и свои способности одолеть всех и вся. И это, несомненно, прекрасно. Я имею в виду только веру в себя. А способны ли мы в гуще событий трезво оценить ситуацию? Найти мудрое решение? Сделать правильные выводы? Маловероятно. Для этого требуется, как известно, взгляд со стороны, разумный анализ и здравое мышление. А с Психикой требуется тоже самое. Хотя мы обычно предпочитаем забраться в самую глубь, разворошить много информации… Запутаться и обозвать эту дурацкую Психику непонятной и непознаваемой. Где-то мне попадался любопытный афоризм: «Изнутри кита не разглядишь». Также и с Психикой. Глядя на нее изнутри процессов сложно представить себе всю систему в целом. Поэтому надо взглянуть на человека, его организм и психику, со стороны независимого наблюдателя. Какой это даст эффект? А давайте вспомним, как развивались познания человечества об устройстве Земли.
С древних времен люди имели возможность наблюдать окружающий мир, звезды и другие планеты. Астрономия довольно старая наука, но почему понимание, что Земля шар и вращается вокруг Солнца, появилось только в Средневековье. Хороший вопрос. Знания имелись и до этого, а фотографии из космоса появились много позже. Аристотель и Пифагор считали, что Земля – шар. А человечество считало Землю плоской. И только Коперник расставил все точки, доказав вращение Земли вокруг Солнца. Он взглянул на проблему со стороны независимого наблюдателя, что до него не желали делать другие. И мы попробуем также.
Приступим, помолясь. Представленный рисунок позволяет посмотреть на человека с стороны внешнего наблюдателя, как на управляющую систему. На человека осуществляется воздействие со стороны окружающего мира. Этому воздействию он подвержен постоянно. В данном случае воздействие окружающего мира это не только давление атмосферного столба или силы притяжения Земли. Это все-все физические процессы, которые происходят с человеком или рядом с ним. Обычно, все исследователи ограничиваются только набором понятных созданию воздействий, поэтому у них получается усеченная модель, вернее, ничего не получается. К примеру, в условиях невесомости сила притяжения не воздействует на организм, но он все равно продолжает управление собой в имеющихся условиях. Или, например, радиацию мы никак не ощущаем, но она влияет на наш организм.
Вокруг нас – материя и энергия. Звуки – это акустические волны, видимые изображения – это световые волны. Мы буквально «содержимся» в волновом и энергетическом пространстве. И все это, окружающее нас, оказывает воздействие на наш организм. Вот такая картина мира получается, если выбрать правильную позицию наблюдателя. Поток этих воздействий постоянен и непрерывен, даже если наша Психика на него не реагирует. Точнее сказать, он воспринимается Психикой, но внешние реакции организма отсутствуют. К примеру, во сне или в состоянии комы управление организмом не прекращается. В бессознательном состоянии просто отключено сознание, а все остальные функции продолжают исправно работать. Это, кстати, маленький штришок к вопросу о значимости сознания. Без сознания Психика работает и выполняет возложенные задачи. Разве что «сознательная дурь» ей не мешает.
А теперь самый важный и принципиальный момент, который кардинально меняет понимание всей управляющей системы. Вокруг нас нет информации, только физические явления и процессы. Информация рождается в Психике. И там же обрабатывается. Мы привыкли называть информацией какие-то сообщения. Будь то звуковые, визуальные или аудиовизуальные. Голосовое сообщение – суть звуковое воздействие на организм. Визуальное сообщение – световое воздействие. Телевизионная картинка – преобразование визуальной картинки из другого места в изображение перед вами с помощью электронных устройств. Да, мы привыкли называть это информацией, потому что это удобно и понятно. Но это не информация, а физические процессы, полностью подконтрольные человечеству. Упомяну еще о вопросе достоверности, к которому вернемся позднее, когда прояснится процесс возникновения Информации.
А пока на наглядном примере попробуем разглядеть, где и как появляется информация. Вы читаете эту книгу. Это безусловный факт. В электронном виде или в бумажном варианте – нет большой разницы. Эта книга – плод моих размышлений, результат работы моей Психики. Мысли, родившиеся в моей Психике, это есть не что иное, как Информация. Затем эта информация была преобразована в текст, доступный для чтения другими людьми. В процессе хранения и передачи, тиражирования и распространения, этот текст является материальным объектом. Человек, который его не читает, не получает никакой информации о моих мыслях, то есть о содержимом текста. Информация возникает, когда начинается чтение текста. Она возникает в Психике читающего, и нигде больше. А если он начнет читать вслух, то только у тех, кто его слышит, в Психике начнет возникать Информация. Для всего остального мира это будут лишь физические процессы.
Если Вам тот же самый текст, который вы сейчас читаете, представить, допустим, на китайском языке, то это не создаст Информацию в вашей Психике, по причине незнания китайского. Китайский текст будет выглядеть как веселые картинки, а не как умная книга. Я тоже не знаю китайского языка, но мой текст могут перевести на этот язык, и предположу, что переводчик окажется хорошим специалистом, и в китайской книге будут те же самые мысли и идеи. Но они не будут порождать ту же Информацию ни в моей, ни в Вашей Психике, потому что мы не сможем прочитать текст. А теперь вопрос с подковыркой. Есть ли содержательная разница в моих текстах на разных языках? Нет, это точные копии. Поразительный вывод следует из рассмотренного примера: одинаковое содержание текстов, представленное в разном виде, порождает разную информацию в Психике. Это подтверждает мой тезис о том, что Информация возникает только в Психике. Хотя это вступает в противоречие с общепринятым мнением, которое считает, что информация содержится в книге. Приблизительно так же, как говорят, что в руде содержится металл. Но руда и металл – это разные материальные объекты. Рождение металла происходит в процессе обработки руды. Также и с Информацией. Она возникает, только когда производятся необходимые действия. Вы можете посмотреть на страницу книги, но информация станет возникать в Вашей Психике, когда Вы начнете читать.
На эту тему можно долго спорить, доказывать или опровергать. Это прекрасное развлечение для неленивых умов. Но провести какой-либо физический эксперимент не представляется возможным. Зато, работая с Психикой, мы можем проводить мысленные эксперименты или размышления. Спор о материальном и идеальном тянется в глубь веков. Об этом можно узнать в любом учебнике по философии. Но взглянуть на него под другим ракурсом любопытно. В нашей Психике отражается реальная картина мира, образуя Информацию. Далее, человек обрабатывает Информацию, и результаты обработки преобразуются в материальные действия. То есть, то, что происходит в Психике, философы называют идеальной реальностью. Простите меня, но как опытный психоаналитик, долгие годы копавшийся в человеческой Психике, я не могу признать ее «идеальной». Скорее, проблемной реальностью. Но, шутки в сторону. Ошибки философов связаны с упоминаемыми мной ранее ловушкой Сознания и феноменом Гордыни. Мы просто переоцениваем себя, высокомерно уравнивая себя с миром материи. Да и вообще, «идеальной реальности» не может существовать. Это плоды невежества наших предков, которые не знали ни о строении Вселенной, ни о космосе. Только отдельные великие умы догадывались об этом, но не могли обосновать и доказать. Идея об атомарной структуре веществ первым озвучил в V-ом веке до нашей эры Демокрит, а ее реальное развитие и подтверждение было получено лишь в ХХ веке. Также и в те далекие времена была высказана идея об «идеальной» картине мира, но понимания того, что происходит в Психике человека, не было. Не столь и понятно оно и сейчас, потому что вызывает слишком много споров. А я осмелюсь утверждать, что как только удастся найти методы исследования материальных процессов, происходящих в Психике, человечество сможет полностью закрепить материальность мира. Но до тех пор мы можем проводить с Психикой только мысленные эксперименты. Так сказать, изучать подобное подобным.
А если мы еще вспомним, что познание окружающей действительности происходит только в нашей Психике, а в материальном мире существуют только объекты, а также устройства и приспособления, созданные человеком, то картина мира покажется несколько иной, нежели мы предоставляли ее раньше. Весь мир – материален. Многое в нем мы познали, но многое еще не познано. Психика познаваема, и она, предположу, существует по материальным законам. Ведь на физическом уровне она состоит из материи и энергии, также как и компьютер. Третьего не дано. Попробуйте оспорить! Информация, рождающаяся в ней, тоже некая пока неведомая комбинация материи и энергии, но у нас нет сейчас возможности это исследовать. Нет, хоть ты тресни, приспособлений и устройств для разумных экспериментов. Поэтому приходится «по старинке» все мозгами, да мозгами. Поэтому философы и придумывают «идеальный» компонент картины мира, потому что в силу своей учености не могут признаться, что они не знают и не понимают, что там происходит в мозгах, в том числе и в своих собственных.
Перечитал… Какое же счастье, что времена Святой инквизиции давно минули. На сердце холодком кольнуло, а пятки лизнуло огоньком костра… Это результат «идеальной реальности»? Нет. Это реакция моей Психики, которая с материальным миром никак не коррелируется.
А теперь составим логическую цепочку. Идея об атомах отвергается из-за непонимания, впоследствии находятся доказательства, и все уверены, что иначе и быть не могло. Идея о строении солнечной системы подвергается гонениям по причине непонимания и незнания. Нашлись доказательства – соглашаемся с теорией, и иного варианта не нужно. Психику мы тоже не понимаем. Информационная модель Психики – верный способ понять ее. Но хочется материальных доказательств. И когда со временем они будут найдены, а нас уже может и не быть, тогда все согласятся с теорией. Как Вы считаете – логика видна?
А теперь еще малюсенький аргумент. Вы держали в руках атом? Не огромное количество атомов, а один единственный. Я тоже. Вы способны ощутить Солнечную систему, а не понять своей Психикой ее структуру? Я тоже. А вот свою Психику мы ощущаем постоянно. Хотя многого не понимаем и не знаем. Но если существует понятная модель, которая все объясняет и позволяет работать с Психикой, то значит, мы можем познать Психику, также как познали атом и Вселенную. Вуаля!!!
Это что ж такое получается, господа-товарищи! Куда же мы с Вами докатились! До низвержения философских основ. Весь мир материален. А идеальное, это просто пока непонятное материальное. Нет. Я не катился, а всего лишь внимательно смотрел и слушал окружающий мир. Многие мыслители и исследователи подходили к подобным выводам, но опасались перейти за черту понимания Психики. Им мешала «ловушка сознания». Подсознание, бессознательное, биоэнергетика окружены ореолом таинственности, хорошо, что еще не запретности. Так разложите все на кубики, а потом соберите в единую систему. Это совсем не сложно и не страшно. Да, придется повозиться. У меня же получилось, так почему у Вас не получится. Тоже должно получиться.
Суть «ловушки сознания» состоит в том, что сознательная Информация является легко доступной. А для доступа к подсознанию требуется приложить определенные усилия. Поэтому большинство людей ограничиваются только сознательным анализом и информацией, доступной сознанию. Но сознание лишь верхушка айсберга по определению Юнга. Это немного похоже на монитор компьютера. Крупные картинки, стратегические решения выводятся на внешний уровень. А все процессы и обработка информации происходит в центральном блоке, да и то, что отображается на мониторе, подконтрольно процессору. Так и с Психикой, в действительности нами управляет подсознание или бессознательное. Разве ваше сознание управляет Вашей походкой? Нет, управляет ею нечто «неведомое». Но что-то отдает приказы мышцам сокращаться и синхронизирует их взаимодействие. И это точно не сознание. Кто-нибудь способен осознать, как он научился ходить? Маловероятно. Вот наблюдать за своими детьми, которые учатся ходить любопытно. А как мы учимся говорить. Мы все прекрасно этому научились, причем подавляющее большинство людей и не знает, как гортань производит звуки. А оно нам надо, если мы умеем. Но что-то этим управляет. Поэтому можно, конечно, сделать вывод, но я сформулирую более осторожно, осмелюсь предположить, дабы не обидеть индивидуальных собственников сознания, что сознание лишь небольшой и, честно говоря, жалкий по своим возможностям кусок Психики. Поэтому отождествление Психики с сознанием – это большая ошибка, но в нее угодило немало мыслителей, которые пользовались только сознанием. Урезание всей Психики до размеров сознания – и есть «ловушка сознания».
А давайте посмотрим, что происходит с Информацией в материальном мире. Информация, также как и Психика, это понятие, не поддающееся точному определению. Очевидное понимание сущности есть, а определения нет. Парадокс!
Резюме. На сложную задачу нужно было взглянуть под нестандартным углом зрения.
Информационная модель Психики сможет нам объяснить функционирование подсознательных механизмов, и даст понимание механизма принятия правильных решений. Счастье – это совокупность последовательно принятых правильных решений.
Информация рождается в Психике. И там же обрабатывается. В нашей Психике отражается реальная картина мира, образуя Информацию.
Весь мир – материален. Многое в нем мы познали, но многое еще не познано. Психика познаваема, и она, предположу, существует по материальным законам.
Надеюсь, что удастся найти методы исследования материальных процессов, происходящих в Психике, но пока мы можем проводить с Психикой только мысленные эксперименты.
Информационная модель – верный способ понять Психику.
Отождествление Психики только с сознанием – это большая ошибка. Урезание всей Психики до размеров сознания – и есть «ловушка сознания».