Он охраняет и разрушает, он дает, принимает.
Он объемлет и управляет – он владыка миров, повелитель!
«Махабхарата». Сер. 1 тыс. до н. э.
Кн. «Основа освобождения». 224 гл., стих 8130.
По оценке FICCI и Pricewaterhouse Coopers, индийский медиарынок оценивался в 2006 г. в 9,5 млрд долл. (437 млрд рупий), составив более 1 % в ВВП страны. Медиаиндустрия стала одним из наиболее динамично растущих секторов национальной экономики, с начала 2000-х гг. темпы роста медиаиндустрии составляют 10–15 %, а с 2003 г. – порядка 18 % в год, притом, что национальная экономика растет в последние годы на 8–9 % в год.
Крупнейшим сектором медиаиндустрии является телевидение, на которое в 2006 г. приходилось 43 % оборота национального медиарынка – 4,1 млрд долл. Печатный рынок оценивался в 2,9 млрд долл., киноиндустрия – в 1,85 млрд долл.
Национальный медиарынок Индии формируют как частные, так и государственные компании. Пресса в стране с самого начала развивалась как частный сектор, а телерадиовещание изначально находилось под полным государственным контролем. В настоящее время государственная монополия сохраняется только на наземное вещание. Исторически в стране сформировались развитые географические рынки СМИ, к которым относятся четыре крупнейших мегаполиса: Ченнаи (столица южного штата Тамилнад), столица страны Нью-Дели, Мумбаи (столица западного штата Махараштра) и Колката (столица восточного штата Западная Бенгалия). Прежде всего в этих городах развивалась печатная журналистика, радиовещание впервые начало трансляции в Мумбаи и Колкате, службы телевещания первоначально развернули работу в Нью-Дели и Мумбаи. Крупнейшая в мире индийская киноиндустрия концентрируется в Мумбаи, Ченнаи, Колкате и еще 6 городах. Медиакомпании, размещенные в основных мегаполисах, до сих пор доминируют на национальном рынке медиаиндустрии.
Основные показатели индийского медиарынка и сектора ИКТ (2005 г.)
Источники: National Readership Survey, CMS Media Lab, Registrar of Newspapers of India, TRAI, ITU.
Проникновение телевидения на индийском рынке существенно выше, чем прессы. Телевизионная аудитория составляет почти половину взрослого населения – около 350 млн человек, в то время как печатные издания имеют читательскую аудиторию в 35 % взрослого населения – около 200 млн человек. В сельских регионах оба показателя снижаются: телеаудитория охватывает 45 %, а пресса – 25 % взрослого населения. На англоязычную прессу приходится менее 10 % всех читателей. Читатели ежедневных газет составляют 90 % читательской аудитории. Журналы читают около 20 % всех индийских читателей. Наблюдаются заметные диспропорции в проникновении СМИ: в богатых индустриально развитых центрах оно существенно выше, чем в отсталых сельскохозяйственных регионах, равно как состоятельные и высокообразованные социальные группы являются более активными потребителями продуктов медиарынка, чем небогатые и неграмотные слои населения. В целом более трети населения страны – ее беднейшая часть – вообще не являются потребителями медиа.
Потребление СМИ (2005 г.)
Источник: National Readership Surveys (NRS), округленные показатели.
Рост показателей потребления медиа в период 2003–05 гг. происходил в основном за счет увеличения числа медиапродуктов, а не расширения слоев потребителей, т. е. читатели прессы стали читать больше изданий, а телезрители смотреть больше телеканалов, в то время как доля потребителей среди малосостоятельных и неграмотных социальных групп выросла незначительно.
Гендерные и возрастные различия в потреблении печатных СМИ остаются существенными. Например, читательская аудитория состоит в основном из мужчин среднего возраста. Среди молодых возрастных групп наблюдается низкий интерес к прессе. Исследования аудитории показывают, что 314 млн взрослых грамотных индийцев не читают прессу.
Взрывной рост вещательного рынка в течение 2000-х гг. обострил конкуренцию на национальном медиарынке, но пока не оказал существенного негативного влияния на темпы роста рынка прессы. Хотя роль прессы как основного информационного источника снизилась: основным источником новостей на темы политики, бизнеса, биржи, финансов, спорта теперь выступают круглосуточные новостные телеканалы. Также замедлился рост рекламных поступлений в прессу, хотя этот процесс не затронул крупные газеты, имеющие несколько изданий.
Телевизионный рынок страны характеризуется ростом конкуренции между основными участниками, включая частные национальные и транснациональные компании, и, как следствие, изменением содержания программной политики. Руководствуясь предпочтениями телеаудитории, вещатели увеличивают число развлекательных телеканалов. Программные пакеты различных телекомпаний все более унифицируются по контенту, как правило они включают стандартный набор каналов (развлекательные, новостные, спортивные каналы и т. п.). Открытие частных FM-радиостанций значительно расширило аудиторию радиослушателей и обусловило существенную коммерциализацию радиовещания.
До начала 2000-х гг. киноиндустрия относилась к наименее прозрачным отраслям индийской экономики. Отрасль контролировалась в основном семейными кланами и индивидуальными владельцами, оборот индустрии осуществлялся в значительной степени вне рамок легальной экономики. В начале 2000-х гг. половину бюджета кинофильмов финансировали кинодистрибьюторы, остальные 50 % бюджета формировали вексельные обязательства, ростовщический заем и источники нелегального происхождения. Средний бюджет кинофильма на хинди составлял 1,75 млн долл., производство высокобюджетных картин обходилось в 30 млн долл., гонорары ведущих кинозвезд составляли до 450 тыс. долл. К 2007 г. в Индии ежегодно производилось порядка 1000 художественных кинофильмов (включая короткометражные), основная часть которых выпускалась на хинди, а также на других языках, главным образом на тамильском, телугу, бенгальском, малаялам, и др.
Формирование современной медиаиндустрии, включая быстрый рост производства телевизионной развлекательной продукции, стало серьезным вызовом закрытой национальной киноотрасли. Началась корпоратизация кинокомпаний, многие компании в сфере производства, проката и демонстрации кинопродукции провели публичное размещение акций на рынке. Более половины выпущенных в 2006 г. в прокат кинофильмов было произведено корпорациями. Кинокомпании начали заключать долгосрочные договоры с творческим персоналом. Ведущие кинопроизводители стремятся выпускать совместную продукцию с иностранными кинокомпаниями. Осуществляется техническая модернизация проката. Открытие сетей мультиплексов и цифровых кинотеатров резко повысило кассовые сборы, треть национального бокс-офиса сегодня приходится на мультиплексы. Ожидается, что к 2011 г. годовой оборот киноиндустрии составит 3,8 млрд долл.
Индийская кинопродукция экспортируется во многие страны мира, в том числе в США, страны Латинской Америки, где существуют специализированные кинотеатры для демонстрации индийских кинофильмов. Традиционно популярным индийское кино остается в России и странах СНГ.
Индийский медиарынок отличается либеральным государственным регулированием, особенно на фоне соседних стран в регионе. Деятельность издательских компаний не ограничивается антимонопольными законами, принятыми во многих зарубежных странах, также до сих пор не введены законодательные ограничения на перекрестное владение прессой и телестанциями, хотя такие запреты планировалось ввести законом о вещании еще в 1997 г. В результате для структуры собственности лидирующих медиагрупп все более характерно перекрестное владение и в 2005 г. на индийском рынке насчитывалось полтора десятка крупных медиаконгломератов, имеющих активы в издательском и вещательном секторах СМИ. Структура медиасобственности отличается растущей диверсификацией, т. к. компании стремятся приобретать активы сразу в нескольких сегментах медиарынка.
Диверсификация медиаактивов (2007 г.)[2]
Индийские издательские медиакомпании, как правило, не имеют значительных немедийных активов, хотя ранее издание прессы являлось побочным бизнесом компаний, профильной деятельностью которых было крупное промышленное производство.
Рост прибыльности медиабизнеса в последние десятилетия вместе с инвестиционным бумом в информационно-коммуникационных технологиях привлек на медиарынок крупный капитал. Индийские финансово-промышленные группы открыли множество дочерних компаний, занятых в различных секторах медиа. В число новых игроков, способных серьезно повлиять на расстановку сил на медиарынке, вошли крупнейшие индийские диверсифицированные индустриальные конгломераты Tata и Reliance.
В группу Tata входит около сотни компаний, занятых в семи отраслях национальной экономики. Ведущие активы: сталелитейное производство (в 2007 г. Tata занимала пятое место в мире по объемам сталелитейного производства), автомобилестроительный завод, экспорт программного обеспечения. 27 компаний, принадлежащих Tata, котируются на бирже, в марте 2008 г. рыночная капитализация этих компаний совокупно составляла 56,52 млрд долл. Доходы Tata Group в 2006-07 финансовом году[3] составили 28,8 млрд долл. В медиасекторе Tata Group принадлежит более 25 компаний.
Группа Reliance специализируется на добыче и переработке нефти и газа, химическом производстве, текстильной промышленности, ритейловом бизнесе. Оборот ведущей компании группы – Reliance Industries – в 2006-07 финансовом году составил 27,2 млрд долл. Медиаактивы Reliance Group: интегрированный оператор связи, спутниковая сеть непосредственного телевизионного вещания.
На современном этапе индийский медиарынок характеризуется растущей глобализацией. С открытием в начале 1990-х гг. вещательного сектора для иностранных инвестиций на национальный телерынок пришли международные игроки Star Group, Sony Entertainment Television, Discovery Communications и др., а позже в сектор спутникового цифрового радиовещания компания World Space. Другая особенность сектора вещания – заметное присутствие индийских медиакомпаний, контролируемых государством. Государственные компании Doordarshan и Akashvani входят в число ведущих медиаконцернов, на долю этих двух компаний сегодня приходится треть сектора вещания.
В сектор печатных СМИ иностранные компании пришли в начале 2000-х гг. и их роль пока незначительна. В свою очередь, высокую степень участия на глобальном медиарынке демонстрирует индийская киноиндустрия.
Группа Times
Bennett, Coleman & Co. Ltd – старейшая индийская медиакомпания, крупнейший в стране диверсифицированный собственник медиа, штаб-квартира расположена в Мумбаи. Доход компании в 2002-03 финансовом году превысил 300 млн долл. По оценке журнала Forbes, состояние семейства Джайн, владеющего компанией, оценивалось в конце 2006 г. в 3 млрд долл. К числу основных активов группы Times относятся:
• газеты, и прежде всего основное издание группы – Times of India, основанная в 1838 г. полноформатная ежедневная газета на английском языке. Вторым основным изданием группы является Economic Times, крупнейшая в Азии и вторая по тиражу в мире финансовая ежедневная газета на английском языке. Группа Times выпускает крупные региональные издания: ежедневную Navbharat Times в Нью-Дели и Мумбаи на хинди, ежедневную Maharashtra Times на маратхи в Мумбаи;
• журналы – группа Times выпускает порядка 30 журналов, в т. ч. популярный женский журнал Femina и журнал об индийском кино Filmfare;
• развлекательный телевизионный канал Zoom, а также новый телевизионный круглосуточный новостной канал на английском языке Times Now, который группа совместно с агентством Reuters запустила в январе 2006 г.;
• Radio Mirchi – лидирующая в Индии радиовещательная сеть на частотах FM.
В целом группе Times принадлежит более 150 брендов в разных сегментах медиаиндустрии, многие из них – лидеры в своей категории. К их числу относятся Indiatimes.com – веб-портал и интернет-магазин, один из популярнейших национальных веб-ресурсов, и Planet M – крупнейшая в стране сеть музыкальных магазинов.
Группа Star
Star India Ltd, дочерняя компания Star Group Ltd, – второй по величине после группы Times медиаконцерн в Индии, базируется в Мумбаи.
Международная азиатская сеть спутникового и кабельного телевидения Star TV транслируется в Индии с 1991 г. В 1993 г. сеть Star TV была приобретена глобальной медиакомпанией News Corporation, контролируемой Р. Мердоком.
До 70 % доходов Star Group приносит ее индийское подразделение, годовой доход Star India составил в 2004 г. 245 млн долл. По экспертным оценкам, в ближайшие годы Star India станет лидирующим медиаконцерном в Индии.
В 2006 г. Star India транслировала полтора десятка телеканалов, включая основные каналы Star Plus, Star One, Star Utsav, Star Gold, Star News, Star Movies, Star World и Channel V.
Медиагруппа Star имеет налаженные деловые связи с представителями крупного индийского капитала, это позволило Star проникнуть в разные сегменты национального медиабизнеса, где существуют ограничения на иностранные инвестиции. В число таких предприятий входят:
• совместная с издательской группой ABP компания Media Content and Communications Services (MCCS), транслирующая круглосуточный новостные телеканалы Star News на хинди и Star Ananda на бенгальском языке (доля Star – 26 %);
• совместная с Tata Group спутниковая сеть непосредственного телевещания TataSky, (доля Star – 20 %);
• мультисистемный оператор кабельного телевидения Hathway Cable (доля Star – 22,2 %);
• радиостанции Radiocity/Digiwave (доля Star – 20 %).
Также группа Star имеет долю в нескольких интернет-порталах, в том числе Indy.com, в компании UTV, производящей телевизионный контент, и занятой индийским прокатом фильмов кинокомпании 20th Century Fox, принадлежащей News Corp, в телекоммуникационной компании Hughes Telecom и проч.
Группа Zee
Медиагруппа Zee принадлежит финансово-промышленной группе Essel. Essel Group входит в число крупных индийских диверсифицированных концернов. Контролирует Essel Group предприниматель Субхаш Чандра, чье состояние в конце 2006 г. оценивалось в 1,84 млрд долл.
Группа Zee является основным медиаактивом Essel Group. До апреля 2006 г. группа Zee представляла собой крупнейшую на индийском медиарынке вертикально интегрированную компанию Zee Telefilms Ltd (ZTL) и ее дочерние компании со специализацией на производстве телевизионного программного продукта и телевещании. Размещена в Мумбаи. В 2006 г. группа Zee транслировала около 30 телеканалов, из них 12 каналов на хинди, 5 – на английском, 7 региональных каналов на национальных языках, 4 канала на международную аудиторию.
Другие важные активы Essel Group в сфере медиа и индустрии развлечений включают:
• крупнейший в Азии парк развлечений Essel World в Мумбаи;
• крупнейший в Азии тематический водный парк Water Kingdom в Мумбаи;
• первую в стране спутниковую сеть непосредственного телевизионного вещания Dish TV(ASC Enterprises Ltd);
• ежедневную англоязычную газету DNA (в партнерстве с издательской группой Dainik Bhaskar);
• первую онлайновую лотерею в Индии Playwin;
• производство кинофильмов на хинди (Gadar);
• кинодистрибуцию (совместно с Rajshri Pictures);
• студию по производству анимационных фильмов ZICA;
• лидирующего на рынке кабельного телевидения Индии мультисистемного оператора Siticable (с марта 2006 г. Wire and Wireless India Ltd).
Часть из перечисленных активов, например кабельный оператор Siticable, корпорация Gadar, кинодистрибуция, анимационная студия и др. являлись дочерними структурами Zee Telefilms Ltd. В целях повышения эффективности работы профильных медиаподразделений в 2006 г. началась реструктуризация активов компании ZTL. Реструктуризация включала в себя отделение от основной компании трех медиакомпаний с различной специализацией, как-то: новостное и региональное телевещание, услуги кабельного мультисистемного оператора, спутниковое непосредственное телевещание. В результате вместо прежней компании ZTL на медиарынке Индии действуют четыре независимые компании, каждая из которых котируется на бирже.
31 марта 2006 г. начали официально функционировать отделенные от ZTL две компании: вещательная компания Zee News Ltd (ZNL) и кабельный оператор Wire and Wireless India Ltd (WWIL), а 1 апреля 2006 г. и третья компания – оператор спутникового непосредственного телевещания Dish TV India Ltd (Dish). Все три компании вышли на биржу уже в начале 2007 г. После реорганизации компания Zee Telefilms Ltd получила новое название Zee Entertainment Enterprises Ltd (ZEEL).
Компания ZEEL оставила за собой вещательный бизнес кроме новостных и региональных каналов. ZEEL также является правопреемником ZTL в совместных компаниях, созданных с иностранными и индийскими партнерами. Это:
• кабельный оператор Zee Turner India Ltd (доля ZEEL – 74 % акций, доля Turner Broadcasting System, Inc – 26 % акций);
• медиакомпания ETC Networks (телеканалы ETC Punjabi и ETC Music), (доля ZEEL – 51 %);
• Taj Television Ltd (телеканал Ten Sports), (доля ZEEL – 50 %).
Компания ZEEL после реструктуризации имела более 900 служащих. Доход ZEEL в 2006-07 финансовом году составил 232 млн долл.
Вновь образованной независимой компании Zee News Ltd (ZNL) отошел сектор новостного и регионального вещания ZTL. В момент образования в компании Zee News Ltd работало около тысячи служащих. Доход ZNL в 2006-07 финансовом году составил 44 млн долл.
Компания Wire and Wireless India Ltd (WWIL) специализируется на секторе кабельного вещания, который ранее принадлежал кабельному оператору Siticable Network Ltd. Как преемник Siticable, WWIL входит в число ведущих индийских мультисистемных операторов, в 2006 г. имел 6,7 млн подписчиков в 35 городах, в компании работало более 500 служащих. Доход компании в 2006-07 финансовом году составил более 33 млн долл.
Спутниковое непосредственное телевещание до реорганизации было представлено отдельными службами доступа непосредственно потребителю (Direct Consumer Services Business) внутри ZTL и ее дочерних подразделений, а также формально независимой от ZTL компанией ASC Enterprises Ltd, владеющей первой в Индии сетью непосредственного телевещания Dish TV. Все указанные подразделения были объединены в новую отдельную компанию Dish TV India Ltd (Dish). В 2006 г. Dish имела 1,6 млн подписчиков. В компании работало более 800 сотрудников, доход Dish в 2006-07 финансовом году составил около 18 млн долл.
Сосредоточившись на создании медиаактивов, финансово-промышленная группа Essel превратилась к настоящему времени в одного из крупнейших индийских медиаконцернов. Первоначально Essel специализировалась на производстве упаковки. Компания Essel Propack – профильный актив Essel Group – мировой лидер по производству ламинатной тубы для косметической, фармацевтической, промышленной, пищевой продукции и средств личной гигиены. Essel Propack располагает 20 современными производственными комплексами, находящимися в 13 странах (включая Россию), и осуществляет поставки продукции по всему миру. Также Essel Group принадлежат компании в сфере телекоммуникаций и ИТ, недвижимости, торговли, образования.
Группа Sun
Sun TV Network Ltd – региональная телерадиовещательная сеть в южных штатах страны, базирующаяся в Ченнаи, в начале 2007 г. имела 20 каналов на четырех языках (тамильском, каннада, телугу, малаялам), 7 FM-радиостанций (радиосети Suryan FM, Visakha, FM 93.5 SFM), выпускает газеты и журналы. Медиагруппа имеет лицензию на открытие 45 радиостанций. В апреле 2006 г. рыночная капитализация компании составила 2,1 млрд долл. 90 % компании принадлежит предпринимателю Каланитхи Марану. В мае 2007 г. в печать просочилась информация о том, что Руперт Мердок вступил в переговоры с Каланитхи Мараном о выпуске на индийском рынке популярного британского таблоида Sun, ведущего издания News Corporation.
Группа Ramoji
Ramoji Group – диверсифицированная финансово-промышленная группа. Контролируется индийским предпринимателем Черукури Рамоджи Рао. Ведущий медиаактив группы представлен компанией Ushodaya Enterprises Pvt. Ltd (UEL), которая базируется в Хайдарабаде, штат Андхра-Прадеш. Компания UEL специализируется на производстве и распространении региональных печатных и электронных медиа. Основные дивизионы:
• общенациональная ежедневная газета на телугу Eenadu, входящая в десятку крупнейших индийских ежедневных газет;
• телесеть ETV: в 2007 г. включала 12 телеканалов на национальных языках: телугу, бенгальском, маратхи, каннада, ория, гуджарати, урду, хинди. Входит в список ведущих региональных телесетей, в начале 2007 г. занимала лидирующие позиции на нескольких региональных телевещательных рынках: первое место на востоке страны в штатах Орисса и Западная Бенгалия, на западе в штате Гуджарат, на юго-западе в штате Махараштра и второе место в южных штатах Андхра-Прадеш и Карнатака.
• четыре нишевых журнала на телугу: журнал для фермеров Annadata, еженедельник Sitara, посвященный киноиндустрии, специализирующейся на производстве фильмов на телугу, два ежемесячных женских издания – Vipula и Chatura.
В начале 2007 г. 26 %-ная доля компании UEL была выкуплена глобальным инвестиционным фондом Blackstone Group, после чего активы UEL оценивались в 1,06 млрд долл.
Помимо UEL в медиагруппу Ramoji также входят следующие медиакомпании:
• крупнейший в Азии комплекс павильонов для киносъемок – киностудия Ramoji Film City, размещенная в пригороде Хайдарабада;
• кинопроизводящая компания Ushakiron Movies;
• Mayuri Film Distributors, специализирующаяся на кинодистрибуции.
Немедийные диверсифицированные активы группы Ramoji сформированы профильной финансовой компанией Margadarsi Chit Fund Ltd, а также компаниями в секторе производства продуктов питания (Priya Foods), управлении гостиничным бизнесом (Dolphin Chain of Hotels) и др.
Группа Hindustan Times
Компания HT Media Ltd, принадлежащая финансово-промышленному конгломерату KK Birla, размещается в Нью-Дели. Выпускает ежедневную газету Hindustan Times на английском языке, входящую в список ведущих национальных изданий, а также крупную региональную ежедневную газету Hindustan на хинди. Издает ежемесячные журналы на хинди – детский Nandan и литературный Kadambini. В начале 2007 г. доходы компании составили 53,9 млн долл.
Группа UTV
Компания UTV Software Communications Ltd – основанный в 1990 г. молодой быстрорастущий медиаконцерн, специализирующийся на производстве кинофильмов и телевизионной продукции. Штаб-квартира концерна расположена в Мумбаи, представительства UTV работают в Нью-Дели и Ченнаи.
UTV активно сотрудничает с глобальными медиакомпаниями и привлекает иностранные инвестиции, в число иностранных инвесторов UTV входят медиакомпании News Corporation, Walt Disney и глобальный фонд прямых инвестиций Warburg Pincus. UTV имеет дочерние компании в Индии, Великобритании, США, на Маврикии. В 2005 г. UTV провела публичное размещение акций на биржах Индии. Рыночная капитализация UTV в марте 2005 г. составила 76,3 млн долл., доходы компании в 2006 г. – 46,3 млн долл. Основные направления бизнеса:
• Кинематограф: производство кинофильмов на хинди и других национальных языках Индии, совместное кинопроизводство со студиями Голливуда, включая компании-мейджоры – Fox, Walt Disney, Sony Pictures Entertainment, производство анимационных фильмов (индийских и совместных с иностранными компаниями), дистрибуция индийских и американских фильмов в Индии и за рубежом. Входит в число крупнейших киностудий в Южной Азии.
UTV стала первой компанией в Индии, которая ввела голливудскую модель киноиндустрии: корпоратизация кинопроизводства, детально прописанный сценарий, четкое планирование производственных периодов, жесткий контроль времени производства и бюджета, большие затраты на маркетинг и предпродажный промоушн.
UTV первой в стране начала совместное производство блокбастеров, высокобюджетных фильмов, рассчитанных прежде всего на американскую аудиторию. В 2007 г. UTV выпустила два кинофильма совместно с голливудской компанией Fox Searchlight Pictures: драму «Тезки» (The Namesake), режиссер Мира Наир, и мелодраму «Кажется, я люблю свою жену» (I Think I Love My Wife) с Крисом Роком в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В 2008 г. на экраны вышла кинокартина совместного производства с компанией 20th Century Fox – триллер «Явление» (The Happening). Картина снята известным американским кинорежиссером индийского происхождения М. Найт Шьямаланом, работающем в жанре мистического триллера.
UTV имеет соглашения о производстве и прокате кинопродукции с голливудскими кинокомпаниями Overbrook Entertainment (компания принадлежит известному голливудскому актеру Уиллу Смиту) и Sony Pictures Entertainment. Кинодистрибьюторская сеть UTV развернута в США, Великобритании, Австралии, Японии, на Ближнем Востоке и в Южной Африке.
• Новые медиа: анимационная студия, студия пост-продакшн (компьютерная обработка, визуальные эффекты), производство онлайновых и мобильных игр. UTV владеет крупнейшей индийской компанией по производству игр для интернета и мобильных телефонов Indiagames и английской компанией Ignition, производящей продукцию для игровых консолей на платформах Sony, Nintendo, Microsoft. Компания Indiagames реализует продукцию для мобильных телефонов в 67 странах, имеет партнерские соглашения с 80 телекоммуникационными компаниями, включая глобального оператора Vodafone.
• Телевещание – в 2004 г. UTV запустила круглосуточный детский телеканал на хинди Hungama TV. В 2006 г. телеканал был приобретен глобальным медиаконцерном Walt Disney. В 2007 г. UTV начала масштабный проект по открытию сразу двух пакетов развлекательных телеканалов. В сентябре 2007 г. в рамках дочерней компании UTV Global Broadcasting Ltd (UGBL) были открыты два мультиязычных телеканала, рассчитанных на молодежную аудиторию, – Bindass и Bindass Movies. Каналы демонстрируют программы и кинофильмы как на хинди, так и на английском. В дальнейшем программный пакет будет расширен. В феврале 2008 г. другая дочерняя компания UTV Entertainment Television Ltd (UETL) запустила круглосуточные киноканалы: World Movies на английском и UTV Movies на хинди. Телеканал World Movies специализируется на показе иностранных кинофильмов, в том числе голливудской продукции и фильмов из стран Азии. Основой акцент делается на свежей коммерческой кинопродукции, фильмы демонстрируются на языке оригинала с английскими субтитрами.
• Производство и распространение телевизионного контента – UTV специализируется на производстве телевизионного контента с 1991 г. и выпускает самую разнообразную продукцию: прямые спортивные передачи, мыльные оперы, игровые шоу, детские программы, новости, художественные фильмы и т. д. Компания произвела первую индийскую телевизионную мыльную оперу Shanti, которую показывал Doordarshan с 1994 г., сериал транслировался более 6 лет и включил 804 эпизода. Также UTV создала высокорейтинговые игровое шоу Saanp Seedi и ток-шоу Chakravyuha на канале Zee TV. Художественные и документальные программы производства UTV транслируются на 26 телеканалах в 19 странах на 7 языках. Телевизионную продукцию компании UTV транслируют международные каналы Star TV, National Geographic, BBC, а также индийские телеканалы Sun TV, Udaya TV, Surya TV, Gemini TV. Клиентская база UTV включает около 100 телевизионных каналов – постоянных клиентов, UTV реализует продукцию объемом 80 часов в месяц.
Группа ABP
Компания ABP Pvt. Ltd базируется в Колкате. Выпускает национальную ежедневную газету Anandabazar Patrika на бенгальском языке (выходит с 1922 г.) и ежедневную газету на английском Telegraph, которая занимает лидирующие позиции по тиражу в восточной Индии. Группа публикует деловой журнал на английском Business World и несколько нишевых журналов на бенгальском. В 2003 г. она создала совместное предприятие с медиагруппой Star (два круглосуточных новостных телеканала). Имеет FM-радиостанцию (Friends 91.9 FM), предоставляет услуги мобильного контента (Mjoy). Имеет соглашение с индийской производящей компанией Kaleidoscope Entertainment Pvt Ltd о совместном производстве контента в следующих медиасекторах: кинематограф, телевидение, мобильная связь, новые медиа.
Группа Hindu
Компания Kasturi & Sons Ltd (KSL) имеет штаб-квартиру в Ченнаи и публикует общенациональную англоязычную газету Hindu, которая выпускается с 1878 г. как еженедельное, а с 1889 г. как ежедневное издание. Группа Hindu издает англоязычные национальную финансовую ежедневную газету Business Line и журналы Frontline и Sport-Star.
Группа India Today
Группа India Today (компании Living Media India Ltd, TV Today Network и др.) базируется в Нью-Дели, издает полтора десятка развлекательных и деловых журналов, включая India Today – самое крупное по тиражу журнальное издание в стране на сегодняшний день. Выпускает газеты, имеет два телевизионных канала: круглосуточный новостной канал на хинди Aaj Tak и англоязычный канал Headlines Today, рассчитанный на обмен SMS-сообщениями для молодежной телеаудитории, и три радиостанции.
К числу крупнейших медиакомпаний Индии относятся также издательские группы Jagran Prakashan Pvt. Ltd, Bhaskar Prakashan Ptv. Ltd, Malayala Manorama Co. Ltd, Lok Prakashan Ltd, Jnanamandal Ltd, Sahara TV, международная вещательная сеть Sony Entertainment Television и др.
Рекламный рынок Индии в 2006 г. достиг отметки 2,9 млрд долл. Доля рекламного рынка в ВВП составила 0,3 %. По размерам рекламного рынка Индия значительно уступает развитым государствам и некоторым развивающимся странам, например Китаю. В 2004 г. затраты на рекламу в Индии составили всего 1/52 часть от объема затрат США. Показатель объема рекламных затрат на душу населения также демонстрирует разительное отставание Индии от развитых стран: в 2006 г. – 2,6 долл. (в развитых странах этот показатель составляет 200–400 долл.). Как и медиарынок, рынок рекламы отличается высокой динамикой роста – 10–15 % в год. Наиболее развитый рынок рекламы – в Мумбаи, за ним следует Нью-Дели.
Либеральные реформы начала 1990-х гг. способствовали тому, что приоритет в национальной экономике сместился с промышленного производства на производство потребительских товаров и услуг, были сняты торговые барьеры и ограничения на деятельность иностранных компаний на внутреннем рынке. В результате резко вырос национальный рекламный рынок, в этот сектор пришли иностранные рекламодатели, а крупнейшие рекламные агентства страны работают в партнерстве с ведущими зарубежными рекламными агентствами.
Индийская целевая аудитория потребителей рекламы имеет специфические особенности. В первую очередь это сотни миллионов индийцев, живущих выше черты бедности, которые формируют потребительский спрос на недорогие товары повседневного спроса (бытовая химия, парфюмерия, напитки, сигареты и др.), а также несколько миллионов состоятельных граждан, определяющих спрос на товары длительного пользования и предметы роскоши. При этом на уровень потребительского спроса влияют региональные и культурные различия, образование, источник доходов. Большое значение имеют культурные традиции, например в индийских семьях женщины обычно не принимают решений о покупке товаров, вместо них это делают мужчины старшего поколения, а женщины, принадлежащие к среднему классу, не делают покупок в магазинах, это обязанность слуг. Новым показателем влияния рекламного рынка (например, реклама еды быстрого приготовления), стал тот факт, что женщины все чаще выходят на работу. Весьма значительной по сравнению с западными странами аудиторией является молодежь: 32 % населения в 2004 г. составляли подростки до 15 лет (индийская молодежная аудитория – основная целевая группа для производителей прохладительных напитков). Таким образом, номенклатура рекламируемых товаров определяется социально-экономическим профилем населения.
Как и в других развивающихся странах, крупнейшими рекламодателями в Индии являются производители недорогих товаров повседневного спроса. Изначально рекламная индустрия была сфокусирована на создании спроса на новые виды товаров, однако к концу 1990-х гг. акцент сместился на создание торговых марок и продвижение определенной продукции. Традиционным местным продуктам индийские потребители стали предпочитать продукты, обладающие известными торговыми марками. Основными рекламодателями на индийском рынке с начала 1990-х гг. являются ведущие мировые производители товаров повседневного спроса: компании Unilever, Procter and Gamble, Nestle, Coca Cola, Pepsi и др. Также в начале 1990-х гг. на индийский рынок пришли ведущие южнокорейские промышленные группы (LG, Samsung Electronics), которые сразу попали в число крупнейших рекламодателей. Основная конкуренция на рекламном рынке наблюдается в секторах производителей прохладительных напитков и моющих средств, при этом также растет рынок бытовой электроники и товаров длительного пользования.
Лидирующее положение среди рекламодателей на индийском рынке с 1980-х гг. удерживает компания Hindustan Lever Limited (HLL)