«Индия – современное государство, в котором нет места дискриминации и неравенству», – ораторствуют с трибун индийские политики. «Кастовая система? Мы живем в XXI веке! Любая форма дискриминации по кастовому признаку давно осталась в прошлом», – вещают в ток-шоу общественные деятели. Даже местные деревенские жители на вопрос, жива ли кастовая система, отвечают пространно: «Все уже не так, как раньше, Индия изменилась».
Насмотревшись вблизи на «равенство» мужчин и женщин в Индии, я поставила себе цель составить собственное мнение и о кастах: осталась ли кастовая система Индии только в учебниках по истории или существует, замаскировавшись и затаившись?
В итоге я делаю следующие выводы.
1. Кастовая система существует в Индии и сегодня. Совершенно официально. Что бы ни говорили политики и «продвинутые» индийцы, особенно проживающие за рубежом. Людям даже выдаются соответствующие документы о принадлежности к касте в соответствии с рождением – по касте отца.
2. На то, чтобы искоренить дискриминацию по кастовому признаку, направлены огромные усилия политиков, общественных деятелей, телевидения. Государственные организации, такие как школы, университеты, больницы, не признают кастовую систему. Там кто угодно может занять любую должность. Людям, принадлежащим к нижним кастам (3-й и 4-й), выделяются особые квоты, рабочие места и так далее. Не дай бог, заговорят о дискриминации! При поступлении в университет нижние касты вообще в выигрыше. Например, проходной балл для кшатрия (2-я каста) может быть 75, а на то же самое место для шудры (4-я каста) – лишь 40.
3. В обществе многие проявления кастовой системы сохранились до сих пор. Элементы дискриминации присутствуют, и еще как! Конечно, уже далеко не в том виде, как раньше, но тем не менее. «Каста в наши дни не важна», – заявляют индийцы, широко распахнув свои огромные наивные глаза. И своими же ежедневными действиями подтверждают обратное.
В Индии все люди делятся на касты по праву рождения. Это огромные группы людей, жизнь которых определяется большим количеством условностей и правил. Из касты нельзя выйти. Войти в нее, помимо рождения, можно только через брак. И только для женщины. Если мужчина вдруг (что крайне маловероятно, но встречается) женится на девушке кастой выше, он в ее касту не переходит. Существует четыре основные касты, соответствующие четырем основным составляющим тела человека. Внутри каждой касты множество подкаст. Есть любители поспорить о том, как правильно называть эти группы – каста ли, варна, – что есть что, что во что входит. Я не претендую на научный трактат и буду использовать ту терминологию, которую применяют индийцы, с которыми я общалась в этой связи. Слово «cast» (каста) они используют в английском варианте. «Jati» (подкаста, равна полной фамилии человека) – в повседневном хинди. На вопрос, что такое варна, простые индийцы не смогли мне ответить, они даже не поняли этого слова. Для них оно древнее и давно не используемое.
Верхние касты
1-я каста – голова. Брахманы. Изначально священнослужители (жрецы). А теперь еще мыслители, ученые, врачи и так далее.
2-я каста – плечи и руки. Кшатрии. Воины, правители, организаторы, администраторы, землевладельцы (не работающие сами на земле).
Нижние касты
3-я каста – туловище. Вайшьи. Земледельцы, ремесленники, торговцы.
4-я каста – ноги. Шудры. Слуги, уборщики.
Их индийцы называют Untouchable – неприкасаемые. Относятся к ним нормально, без какого-либо презрения. Каждый орган в теле важен, и каждая каста необходима в обществе. Люди не хуже и не лучше других из-за принадлежности к определенной касте, они просто разные. Мы же не говорим, что руки важнее ног, а голова важнее туловища. Но шудры выполняют грязную работу и едят свинину (а свиньи, по мнению индийцев, грязные животные, по крайней мере городские, так как лесные кабаны относятся к другой категории). Поэтому, например, если представители более высоких каст вынуждены коснуться шудры, они могут незамедлительно отправиться принимать душ, дабы очиститься.
Внутри касты делятся на большое количество подкаст, которые расположены в иерархическом порядке относительно друг друга. Подкаст в Индии несколько тысяч. Никто из индийцев не смог мне толком объяснить, в чем различие между подкастами внутри 1-й и 2-й каст, в чем более конкретно их предназначение. Сегодня понятен лишь уровень – кто выше, кто ниже. Многие индийцы откидывают jati – вторую фамилию, означающую подкасту, и используют только общую. Например, Сингх, это моя фамилия. В Индии, по-моему, тысячи всяких Сингхов. Половина жителей родного города моего мужа – Кхаджурахо – сплошные Сингхи. Я не говорю уже о представителях одной из ветвей индуизма – сикхах, в которой все мужчины носят фамилию Сингх. Но их сложно перепутать с обычными Сингхами, так они как раз те индийцы с карикатур, которые носят чалму, в которую завернуты длинные волосы и спрятаны расческа, бороду и меч/кинжал. Но это уже другая тема. В общем, обычный Сингх в индуизме – это воин, 2-я каста. При этом их jati (подкасты, фамилии) самые разные. Сингх Бадория, Сингх Чандела, Сингх Раджават. Род моего мужа – Сингх Раджават. Он ниже, чем Бадория, но выше, чем Чандела. А что значат эти три слова, никто и не знает. Просто род. А по паспорту все они вообще просто Сингхи. И попробуй потом при переезде разберись, где кто. Зато в своем городе все жители наизусть знают эти ступени. Как будто у них предмет такой есть в школе – «касты нашего города».
С 3-й и 4-й кастой все обстоит более прозрачно. Прямо по фамилии народ определяет предназначение касты. Стричь, шить, готовить, ловить рыбу, изготовлять мебель, пасти коз – примеры занятий людей из подкаст 3-й касты. Если бы мы переводили фамилии, получилось бы что-то вроде: Кришна Бродобрей, Ашвами Швея. Выделка кож, вывоз мертвых животных, кремирование тел, чистка канализации – примеры занятий людей из подкаст 4-й касты. Рама Собиратель мертвых животных, Манис Мойщик полов – ее представители.
Раньше существовали сотни правил, регулирующих жизнь в кастах. Многие из них канули в Лету. Другие живы и сегодня.
1. Раньше населенные пункты строились по принципу разделения каст. У каждой из четырех каст были свои улицы, площади, храмы и т. д. Сегодня где-то есть общины, а где-то люди живут вперемешку. Никого это не смущает. Лишь некоторые деревни сохранили свою изначальную организацию с четким делением территории по кастам. Например, старая часть города в Кхаджурахо. Но при этом, конечно, жители совершенно спокойно могут перемещаться по любым улицам. Тогда как раньше это было недопустимо.
2. Все дети имеют равные возможности при получении образования. Вопрос может быть в деньгах, но не в касте.
3. Все люди имеют равные возможности при поступлении на работу в государственные учреждения или крупные компании.
4. Профессия зачастую выбирается не в соответствии с кастой, а как получится. Взять хотя бы работников одного ресторана. Тот, кто должен шить одежду, и рыбак работают поварами, один официант – из касты прачек, а второй – из кшатриев, касты воинов. Уборщик и призван быть уборщиком: он из 4-й касты – шудр; а вот его младший брат уже моет только пол, но не туалет, и ходит в школу. Семья надеется на его светлое будущее.