Известный дореволюционный историк Д.В. Цветаев в книге «Протестанты и протестантство в России до эпохи преобразований» (М., 1890) пишет: «Конечно, соответственно с юридическим положением у нас иноверия, строители кирок ни разу не получали заявления правительства, что протестанты имеют право на построение церквей; напротив, каждое правительственное решение на постройку кирки, сколько известно, принимало вид особой, временной и частной милости, отнюдь не обязанной для правительства ни в иных местах, ни в другое время, ни для иных лиц, а наблюдалось, чтобы эти церкви служили для удовлетворения религиозных нужд одних природных протестантов и ничем, ни своим видом, ни местонахождением, не приносили бы соблазна или вреда религиозному чувству православных».
Дитрих Борисович Брауэр – архиепископ ЕЛЦР. Родился 3 января 1983 года. С 2001 по 2005 год учился в Теологической семинарии ЕЛЦР, затем до 2010 года служил приходским пастором в Калининградском пробстве. 11 марта 2011 года Брауэра избрали епископом. В 2012 году он стал исполняющим обязанности главы ЕЛЦР. В 2014 году избран архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви в России.
С XI века 1 ноября Католическая церковь отмечает праздник Всех святых.
Из Средних веков в нашу эпоху пришла легенда о том, что неким благочестивым людям удалось сохранить крайнюю плоть младенца Иисуса, после Его обрезания в Иерусалимском Храме, которое было совершено, согласно еврейской традиции, на восьмой день от рождения. Крайняя плоть (препуций, от латинского præputium или prepucium) веками считалась священной реликвией, в ее честь ежегодно в поселке Кальката (Италия) проводилось торжественное шествие, вплоть до 1983 года, когда было объявлено, что реликвия исчезла. В то же время исторически известно о нескольких подобных реликвиях-препуциях, хранившихся в разных местах и странах. Многие католические реликвии были во множественном числе. Историк первого крестового похода Гвибер Ножанский, к примеру, упоминает две головы Иоанна Крестителя, хранящиеся в разных местах.
Мартин Лютер, прежде чем разослать свои знаменитые 95 Тезисов, составил для обсуждения в научных кругах 97 пунктов (тезисов), посвященных критике ряда догматов схоластического богословия. Об этом факте, в частности, пишет церковный историк Хусто Л. Гонсалес в своем знаменитом труде «История христианства. Том 2. От эпохи Реформации до нашего времени». К удивлению Лютера, никто за пределами Виттенбергского университета 97 Тезисами особо не заинтересовался и жаркой полемики они не вызвали.
Б.Д. Порозовская. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. М.: Директ-Медиа, 2015; Martin Brecht. Martin Luther: His Road to Reformation, 1483–1521. Minneapolis: Fortress Press, 1985; Heiko A. Oberman. Luther, Man Between God and the Devil. New York: Image, 1992.
Яркий пример такого мифа, «налипшего» на библейские события – история с плодом древа познания добра и зла, который Ева дала Адаму после уговоров змея. Эта история рассказывается в книге Бытие 3:1–7. В тексте плод вообще не ассоциируется с чем-то известным и понятным. «Истинно ли сказал Бог: “не ешьте ни от какого дерева в раю”? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Текст приведен по Русскому синодальному переводу (Протестантская редакция). Что представлял собой плод древа познания добра и зла – не известно. Но мифологический образ яблока прочно закрепился на страницах беллетристики и большого количества религиозных произведений.
Лютер между реформой и Реформацией. Прибития тезисов не было (Luther zwischen Reform und Reformation. Der Thesenanschlag fand nicht statt). Мюнстер, 1968.
Йозеф Лортц. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Том II. М.: Христианская Россия, 2000.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.