Глава I Москва, 2017 год

Прохладным дождливым московским утром в последний октябрьский день от Моховой вверх по Знаменке, подняв зонты и укутавшись в плащи, спешили люди. Свернув на Староваганьковский, они проходили в распахнутые кованые ворота и, минуя храм Николая Чудотворца, через двор старинной усадьбы попадали в дом Пашкова. На втором этаже, в большом зале с видом на московский Кремль собралось в ранний час почти две сотни человек, – руководители и видные представители почти всех крупнейших российских протестантских конфессий, представители государственной и муниципальной власти, Русской православной церкви, исламских организаций, иностранные гости.

За неделю до этого российские СМИ начали массированную и как обычно безрезультатную атаку на Хэллоуин, отмечаемый как раз в последний день октября. В метрополитене то и дело встречались группы веселящейся молодежи в соответствующих празднику нарядах. Подавляющее большинство из них и представить себе не могло, что 31 октября 2017 года во всем мире отмечают совсем другую дату – 500 лет с момента начала Реформации, благие идеи которой преобразовали мировую цивилизацию. Пресса России, за редким исключением, об этом юбилее практически умолчала.

Для христиан, пришедших в дом Пашкова, служение Богу было смыслом жизни, а Реформация – одним из ключевых моментов в истории Церкви.

Когда в зале в сопровождении протестантских епископов появился первый заместитель главы Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко, все присутствующие встали, и оркестр с хором исполнили гимн России.

Открыл торжественное собрание глава Евангелическо-лютеранской церкви в России (ЕЛЦР) Дитрих Брауэр, самый молодой архиепископ в истории российского лютеранства[2]. Приветствуя гостей, Брауэр напомнил о том, что лидер Реформации Мартин Лютер не желал создания отдельной христианской конфессии, но стремился преобразовать Церковь.

«Да, Реформация привела впоследствии к образованию новой деноминации, но она же научила нас критически вглядываться внутрь себя и принимать различия, признавать ошибки и примиряться во имя Христа», – сказал архиепископ.

Германия, XVI век. Началась ли Реформация 31 октября 1517 года?

Легенда гласит, что 31 октября 1517 года магистр свободных искусств и святого богословия, ординарный профессор и католический монах Мартин Лютер прибил к дверям церкви Всех Святых в Виттенберге (Германия) несколько бумажных листов с написанными им 95 Тезисами, которые венчал заголовок «Диспут о прояснении действенности индульгенций», а подпись выдавала автора[3]. В церкви в тот момент находилось множество так называемых святых реликвий, выложенных рядами, публика хотела прикоснуться к ним 1 ноября, в католический праздник Всех святых, и получить отпущение грехов.

Прекрасную Виттенбергскую дворцовую церковь в позднем готическом стиле построили по распоряжению герцога Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонии. Герцог превратил храм в настоящую сокровищницу священных предметов, в нем хранились тысячи особо почитаемых католиками реликвий. Среди них встречались совсем экзотические, такие как ветка неопалимой купины, молоко Девы Марии, щепка от яслей Иисуса и другие. Подобные «святые» предметы являлись неотъемлемой частью религиозной жизни Средневековья, иногда это выглядело не просто абсурдно, но и оскорбительно[4].

Веками считалось неоспоримым, что именно с такого яркого события, как появление 95 Тезисов[5] на дверях виттенбергской церкви, берет начало Реформация, впоследствии радикально изменившая не только религиозную, но и политическую карту мира. Ничто не мешает нам сегодня предположить, что прихожане церкви не удивились бы появлению Тезисов. Вывешивание публичных обращений на дверях храмов в ту эпоху было обычным явлением, а последующие диспуты собирали множество слушателей. Сегодня это сравнимо с публикацией поста в социальных сетях ВКонтакте или Facebook, в ходе обсуждения которого десятки и сотни людей оставляют свои комментарии.

Монах Мартин Лютер служил в виттенбергской церкви проповедником и прослыл у прихожан ярким оратором[6]. Тезисы стали его полемическим ответом на деятельность саксонского монаха, настоятеля доминиканского монастыря в Глогау Иоганна Тецеля, который распространял индульгенции самым беззастенчивым образом, навязывая их всем поголовно, при этом вымогая деньги и утверждая, что значение индульгенции превышает значение Крещения.

Но история Церкви не терпит мифов. Скорее всего, Лютер свои Тезисы к дверям церкви не прибивал, и образ великого религиозного реформатора, вешающего 31 октября программный документ, представляет собой всего лишь красивую, но обманчивую картинку, пусть и прочно закрепившуюся в истории, подобно другим ошибочным образам, налипшим за века и тысячелетия на различные церковные или даже библейские события[7].

Во второй половине XX века появились научные работы, в которых аргументированно доказывалось, что предание о прибитых Тезисах не имеет под собой никаких документальных оснований[8]. Сам Лютер неоднократно сообщал в своих сочинениях, что отправил Тезисы почтой местным епископам, в том числе архиепископу Майнцскому, для того чтобы они ознакомились с документом и выступили против индульгенций. Не получив ответа от высшего духовенства, Лютер был вынужден обнародовать документ для широкого обсуждения.

Откуда же появилась версия о прибитых к дверям листах?

В 1518 году к Лютеру присоединился Филипп Меланхтон, впоследствии ставший одним из его ближайших сподвижников и создателей евангелического, лютеранского богословия. Именно в его записях было упомянуто, что великий реформатор якобы вывесил свой программный документ в Виттенберге. Где Меланхтон взял эту информацию, точно не известно, но очевидно, что он не мог быть непосредственным свидетелем этого события. В то же время его авторитет сыграл свою роль, и на века в общественном сознании закрепился образ 95 Тезисов на дверях храма 31 октября 1517 года.

На самом деле для истории возникновения и развития протестантской Церкви не имеет никакого значения, вывешивались ли Тезисы на дверях храма 31 октября в Виттенберге. Главное то, что поздней осенью 1517 года католический монах Мартин Лютер, возмущенный выпуском юбилейной индульгенции, изданной папой Львом X, выступил со словами, с которых началась великая религиозная Реформация, коренным образом изменившая мир.

95 Тезисов – что это такое?

Что же представляют собой эти знаменитые Тезисы, выдвинувшие неизвестного немецкого монаха на арену всемирной истории? На самом деле ничего нового в них нет, все идеи, изложенные в Тезисах, высказывались многими богословами и до виттенбергского проповедника. Лютер пишет о том, что покаяние требует внутреннего перерождения верующего христианина и что всякий только лишь внешний акт примирения с Богом, в том числе денежная жертва, недействителен. Требуется духовное преобразование человека, а Папа Римский может лишь одно – смиренно просить Бога в молитве за души грешников. Лютер также пишет о том, что пожертвования в адрес бедных и нуждающихся важнее, чем покупка индульгенций, и что всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное отпущение грехов без папских грамот, а только лишь благодатью Божьей. То есть фактически Лютер своими словами излагает учение одного из отцов Церкви святого Августина Блаженного о том, что жизнь христианина должна являть собой постоянный подвиг покаяния, стремление к самосовершенствованию во Христе и все должно сопровождаться реальными внешними благочестивыми, добрыми делами.

Интересно, что в Тезисах почти ничего не говорится об оправдании верой, а отпущение грехов Лютер ставит в зависимость от раскаяния. В адрес Папы Римского в Тезисах нет прямых обвинений, наоборот, возникает ощущение, что автор выгораживает Римского первосвященника. «Надо учить христиан, что если бы папа знал про вымогательства продавцов индульгенций, то лучше пожелал бы, чтобы церковь Святого Петра сгорела, чем строить ее из пота и крови своей паствы», – говорится в 50-м Тезисе. Удивительно, но современникам поступок монаха представился более важным, чем ему самому. Публичное появление Тезисов ошеломило людей, ведь обычно такие вопросы обсуждались в узких богословских кругах, а тут их вынесли на общественный суд, и интерес к теме поднялся до невиданных высот. Почти сразу появились немецкие переводы документа, за считанные недели он разошелся по всей Германии и вызвал жаркие обсуждения не только в монашеских кельях и княжеских дворцах, но и в домах бедняков и лавках купцов, то есть во всех слоях немецкого общества.

Позднее Лютер говорил, что сам был сильно удивлен и даже напуган поднявшимся шумом, ведь он совершенно не собирался бросать вызов Папе Римскому, которого в то время еще чистосердечно обожал.

Сторонники индульгенций сразу же выступили против Тезисов. Тецель подготовил собственные 106 антитезисов, в которых постарался перевести спор в очень опасную для Мартина Лютера и его сторонников плоскость обсуждения непогрешимости Папы Римского. Отрицание этого догмата могло привести мятежного монаха на костер. Несмотря на то, что Тецель славился ораторским талантом, оригинальностью и силой речи, его выступление против Лютера провалилось. Студенты Виттенберга собрали сотни экземпляров документа Тецеля и торжественно сожгли их на площади, тем самым заявив о своем полном несогласии с защитниками индульгенций.

Католическая церковь в Средние века

Историки и богословы за прошедшие века выпустили сонмы критических стрел в сторону Реформации, утверждая, что она представляет собой разрушение самих основ Церкви и отход от истинной христианской веры. Известный католический историк Йозеф Лортц, посвятивший свою жизнь изучению протестантизма, прямо называет Реформацию самой большой катастрофой Церкви за всю историю[9].

Но беспристрастный взгляд на то состояние, в котором оказалось западное христианство в позднем Средневековье, позволяет нам увидеть реальную картину ужасающего духовно-нравственного разложения, которое рано или поздно не могло не привести к глобальному религиозному перевороту и очищению Церкви. За подтверждением этих слов обратимся не к протестантским или православным, а к католическим авторам, которых довольно сложно обвинить в предвзятости по отношению к своей церкви.

Уже упомянутый Лортц в своем монументальном труде «История Церкви» пишет, что в XV–XVI веках все высшие духовные должности почти без исключения находились во владении дворянства, которое воспринимало их как средство для обеспечения беззаботной и полной удовольствий жизни. Духовенство наживалось на неимоверном церковном богатстве, думая прежде всего об удовлетворении своих потребностей, а не о нуждах верующих. Не только богословие, но и богослужение, месса, пришли в упадок[10]. На всеобщее падение нравов жаловались как противники Церкви из числа гуманистов, так и представители священства, правда, последних было очень немного. «За сто лет никто не слышал и не видел, чтобы какой-нибудь епископ совершил какое-нибудь духовное деяние», – однажды едко заметил один из крупнейших немецких гуманистов, историограф Якоб Вимпфелинг[11].

Политические амбиции папского престола граничили со стремлением к всевластию, причем не только на земле, но и на Небе. Папа Иннокентий IV намеревался обосновать для себя право временно освобождать свою паству от исполнения евангельских заповедей. Симония, или покупка церковных должностей, процветала. Альбрехт Майнцский за свое назначение архиепископом трижды, с 1505 по 1514 годы, выплачивал Риму огромные суммы[12]. Процесс разложения захватил и католические ордена, монашеское призвание было забыто, аббатства и городские монастыри богатели, превратившись в кормушки для дворянства[13]. Наблюдавший за церковным разложением простой народ испытывал к духовенству огромную неприязнь, доходившую порой до открытой ненависти, обоснованность которой признавали искренние священники. Последним толчком к Реформации послужила уже упомянутая сделка по покупке архиепископского места между папой Львом X, Альбрехтом Майнцским и банкирами Фуггерами[14]. Высшие церковные лица, назначенные на должности не по своим личным качествам, а в зависимости от размера суммы, внесенной в папскую канцелярию, мало интересовались духовными вопросами. Деморализация епископата неумолимо отразилась на приходском священстве. Необходимое для церковного служения образование, которым в раннее Средневековье отличалось большинство пастырей, у этого сословия почти исчезло. Низший клир пренебрежительно относился к социальной миссии Церкви. Вся забота о спасении душ верующих христиан сводилась к служению мессы. За пределами храма клирики вели светский, праздный образ жизни, получая в ответ народное презрение[15]. Несмотря на то, что законом Католической церкви было установлено строгое безбрачие пастырей, многие открыто его не соблюдали.

«Разложение достигло такой степени, что души, порученные заботе духовенства, терпят большой урон, ибо нам известно, что большинство священнослужителей живут в открытом сожительстве, а когда наше правосудие вмешивается, чтобы наказать их, они возмущаются и устраивают публичный скандал, относясь к нашему правосудию с таким пренебрежением, что даже самолично вооружаются против него», – свидетельствует королева Кастилии и Леона Изабелла Кастильская (Изабелла Католичка).

Загрузка...