Цель игры – развивать наблюдательность, зоркость, умение сосредотачиваться на невербальных сигналах человека, умение видеть эти сигналы и правильно интерпретировать.
Формат игры – скрытое наблюдение.
Участники – 10-15 человек.
Длительность – 5-10 минут в начале дня, 30-40 минут в конце дня.
Материалы – не требуются.
Правила проведения:
Тренер объясняет группе задание на день, вопросы фиксирует на флип-чарте. В конце дня необходимо вернуться к упражнению и обсудить полученные результаты.
Инструкции:
«Каждый из вас – Мюллер. Сейчас незаметно наметьте себе объект наблюдения, своего Штирлица, за которым вы будете следить в течение дня. Ваш объект не должен ни о чём догадаться. Как и положено профессионалу, следите за ним незаметно. За день вам нужно найти около 10 минут, чтобы выяснить:
⦁ Какое у вашего объекта сегодня настроение? Что вас в этом убедило? Почему сегодня именно такое?
⦁ Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Вы также должны будете воспроизвести два наиболее характерных его движения или привычки.
⦁ За кем он следит? Как он это делает? Как маскирует наблюдение? Попробуйте по его действиям угадать течение его мыслей.
Наметили объект? Отлично! Вечером мы обсудим результаты вашей слежки».
Точки внимания тренера:
В том случае, если вы хотите, чтобы гарантированно все участники оказались под наблюдением, напишите имена участников на листочках, перемешайте и раздайте объекты наблюдения участникам.
Можно провести укороченный вариант игры, выделив группе 5 минут времени для наблюдения, чтобы они разошлись по комнате, занялись любым делом, прогуливались, разговаривали и незаметно наблюдали друг за другом.
Вопросы при обсуждении игры:
Сначала каждый участник в круге рассказывает о своих наблюдениях в соответствии с вопросами, которые тренер обозначил в начале дня.
Затем тренер проводит обсуждение самой игры:
⦁ Что вы чувствовали?
⦁ Что вам мешало? Помогало?
⦁ На что вы раньше не обращали внимания?
⦁ Что изменилось для вас в результате игры?
⦁ Как думаете, какой навык мы сегодня тренировали?
⦁ Какое отношение к вашей работе имеет этот навык?
⦁ Как вы считаете, в каких ситуациях теперь этот навык будет вам особенно полезен?
Выводы, к которым приходит группа:
Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний, направленное внимание к человеку позволяет лучше понимать его, научиться отражать его внутреннее состояние, способствует пониманию мыслей и чувств другого, вызывает «эмоциональную сопричастность, усиливает умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, предвосхищать развитие поведения и определенных состояний.
«Хороший глаз – дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому» Константин Паустовский