Примечания

1

Bilde P. Early Christian Cult Buildings: T e Development of Early Christian Architecture from the “House Church” to Constantinian Basilicas. In: ASSAPH, vol. 10–11. Tel Aviv 2006. Pp. 127–143.

2

Tepper Y., Di Segni L. A Christian Prayer Hall of the T ird Century CE at Kefar `Othnay (Legio): Excavations at the Megiddo Prison. Jerusalem, 2006. P. 24–26.

3

Eusebius. The Ecclesiastical History 1–2 / Tr. K. Lake and J. E. L. Oulton. London, 1964/65. P.108.

4

Тщательный анализ исторических источников сделан Итамаром Такселем: Taxel I. Rural Monasticism at the Foothills of Southern Samaria and Judea in the Byzantine Period: Asceticism, Agricuture and Pilgrimage // BAIAS. 2008. Vol. 26. P. 65–68.

5

Bagatti B. Il Cristianesimo AD Eleuteropoli // Libber Annus. 1972. Vol. 22. P. 92.

6

Kloner A. T e Cemeteries. T e New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993. P. 198–201.

7

Schwartz Y. Jewish Settlements in Judea af er the Bar Kochba Revolt. Jerusalem, 1986. P. 119–120.

8

Fleckenstein K. H., Louhivuori M., Riesner R. Emmaus in Judea. Giessen; Basel, 2003. P. 18–19.

9

Patrich J., Tsafrir Y. A Byzantine Church Complex at Horvat Beit Loya // Ancient Churches Revealed. Jerusalem, 1993. P. 265–273.

10

Peleg Y. Phenomenon of the Iconoclasm in Churches and Synagogues of Judea. Jerusalem, 2006. P. 44.

11

Shenhav E. Khirbet Hanot – an Ancient Byzantine Tradition, the Burial Place of Goliath. Judea and Samaria Studies. 1997. Vol. 7. P. 181–191.

12

Strus A. Khirbet Fattir. Bet Gemal, 2003. P. 481–491.

13

Taxel I. Rural Monasticism at the Foothills of Southern Samaria and Judea in the Byzantine Period: Asceticism, Agriculture and Pilgrimage // BAIAS. 2008. Vol. 26. P. 59–73.

14

Bagatti B. Ancient Christian Villages of Judaea and the Negev. Franciscan Printing press, 2002. P. 116; Nagorsky A. Archaeological Survey in the Vicinity of Deir Rafat Monastery // ESI. 2010 (ejournal) 122 (это электронный журнал).

15

Greenhut T., Strohl L., Barda L., Weiss D. Selected Archaeological Sites in Jerusalem and Judea // IAA (Internal). Jerusalem, 2001. P. 112–115.

16

Отчет о раскопках, проведенных Даниелем Эйн-Муром из Израильского Управления древностей, готовится к публикации.

17

Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holly Land. Bonn, 1970. P. 16–18.

18

Ganor A., Klein A., Avner R., Zissu B. Horbat Midras. Prelimminary Report // ESI. 2012 (ejournal)124 (это электронный журнал).

19

Stark K. B. Gaza und die Philistaische Kuste. Jena, 1852. P. 613.

20

Bitton-Ashkelony B., Kofsky A. T e Monastic School of Gaza. Leiden, 2006.

21

Hirschfeld Y. T e Monasteries of Gaza: An Archaeological Review // Christian Gaza in Late Antiquity. Leiden, 2004. P. 61–88.

22

Elter R., Hassoune A. Le monastère de saint Hilarion: les vistige archéologiques du site de Umm el-Amr // Gaza dans l’Antiquite Tardive. Archéologie, rhétorique et histoire. Salerno, 2005. P. 13–40.

23

Hirschfeld Y. T e Monasteries of Gaza… P. 76–77.

24

Elter R., Hassoune A. Le monastère de saint Hilarion… P. 13.

25

Porath J. H. Gerarit // Hadashot Arkheologiyot. 1977. Vol. 61/62. P. 37–38.

26

Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza… P. 78.

27

Gophna R., Feig N. A Byzantine Monastery at Kh. Jemameh // Atiqot. 1993. Vol. 22. P. 107.

28

Tsaferis V. An Early Christian Church Complex at Magen // BASOR. 1985. Vol. 258. P. 1–16.

29

Византийский историк, сопровождавший посольство в Сербию.

30

«Римская история» 6:9.

31

Житие св. Стефана Милютина, короля Сербского.

32

Вардарский, он же сербско-византийский стиль, распространенный в Сербии, Черногории, Косово, Македонии и на западе Болгарии. Получил название по реке Вардар. Возник под сильным влиянием византийского стиля, но отличается большей строгостью.

33

Леонид (Кавелин), архим. «Старый Иерусалим и его окрестности». М.: «Индрик», 2008. С. 118.

34

Леонид (Кавелин), архим. «Старый Иерусалим и его окрестности». М.: «Индрик», 2008. С. 118.

35

Леонид (Кавелин), архим. «Старый Иерусалим и его окрестности». М.: «Индрик», 2008. С. 119.

36

«Россия в Святой Земле. Документы и материалы»: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 13.

37

«Россия в Святой Земле. Документы и материалы»: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 16.

38

«Россия в Святой Земле. Документы и материалы»: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 55.

39

Леонид (Кавелин), архим. «Старый Иерусалим и его окрестности». М.: «Индрик», 2008. С. 119.

40

Кроянкер Д. Иерусалимская архитектура. Застройка Старого Города. Иерусалим, 1993. С. 196.

41

Melville H. Clarel: A Poem and Pilgrimage in the Holy Land. New York, 1960. P. 3.

42

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 2007. С. 312.

43

Бунин И. А. Иудея // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 359.

44

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. С. 328.

45

Флавий И. Иудейская война. Минск, 1991. С. 333.

46

Melville H. Clarel: A Poem and Pilgrimage in the Holy Land. New York, 1960. P. 11.

47

Бунин И. А. Иудея // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 363.

48

Бунин И. А. Иерусалим // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. М., 1965. Т. 1. С. 275.

49

Бунин И. А. Камень // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 369.

50

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. С. 329.

51

Бунин И. А. Весной в Иудее // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. М., 1965. Т. 7. С. 253.

52

Гниховский Д. Иерусалимские истории. Иерусалим, 1995. С. 66.

53

Бунин И. А. Иерусалим // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. 1965. Т. 1. С. 275.

54

М. Ю. Лермонтов. «На севере диком…», 1841.

55

Zohary D., Hopf M., Weiss E. Domestication of Plants in the Old World. 4th ed. Oxford, 2012.

56

И сегодня египетские копты называют финиковую пальму ‘бннэ’.

57

Здесь и далее используется подробная сводка исторических и культурных связей с египетским и мусульманским миром приведенная Заидом А. в сборнике подготовленным Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО): Zaid, А. (ed.) 2002. Date Palm cultivation. FAO, 156, rev. 1. http://www.fao.org/docrep/006/Y4360E/y4360e00.htm

58

Этимология названия восходит и к цвету другого ценного продукта финикийской торговли – редкому красителю, который финикийцы добывали из морских моллюсков.

59

Linnee, C. 1753. Species Plantarum, p. 1188. Holmiae.

60

См: Zaid, А. (ed.) 2002. Date Palm cultivation. FAO, 156, rev. 1. http://www.fao.org/docrep/006/Y4360E/y4360e00.htm

61

См: Zaid, А. (ed.) 2002. Date Palm cultivation. FAO, 156, rev. 1. http://www.fao.org/docrep/006/Y4360E/y4360e00.htm

62

См: Zaid, А. (ed.) 2002. Date Palm cultivation. FAO, 156, rev. 1. http://www.fao.org/docrep/006/Y4360E/y4360e00.htm

63

Страбон. География. 16:14.

64

Флавий И. Иудейская война. 3:10:8.

65

Плиний Старший. Естественная История. 13:9.

66

Плиний Старший. Естественная История. 5:15. («О Ессеях» – Финиковые пальмы в Эйн-Геди).

67

Иерихонская роща по указанию И. Флавия простиралась на 70 стадий. См: Флавий И. Иудейская война. 4:8:3; Согласно Страбону – на 100 стадий. Страбон. География, 14:2:41.

68

Плиний Старший. Естественная История. 13:9.

69

Плиний Старший. Естественная История. 5:15:3.

70

У финикового Мафусаила есть тезка – уникальная сосна. Она растет почти 5 тысяч лет, правда не «на севере диком», а на востоке Калифорнии и относится к виду Сосна остистая межгорная (Pinus longaeva D. K. Bailey).

71

Sallon S., Solowey E., Cohen Y., Korchinsky R., Egli M., Woodhatch I., Sim-choniO., Kislev M. Germination, Genetics, and Growth of an Ancient Date Seed // Science. 2008. 13 June 320: 1464.???

72

О том, что финиковая пальма стала редкостью в Палестине, свидетельствуют, например, и книга географа, раввина Иосифа Шварца «Плоды Земли» (Теву’от а-Арец, 1845 г., II: 304???) или карта Иерусалима, составленная и выполненная ботаником и картографом Францем Вильгельмом Зибером в 1818 г.

73

74

Меламедов Г. А., Эпштейн А. Д. Дипломатическая битва за Иерусалим. Иерусалим, 2008. С. 133–148.

75

Архимандрит Антоний (Синкевич) родился в Киеве в 1903. Сын известного протоиерея РПЦЗ Федора Синкевича – киевского монархического деятеля. С 1920 вместе со своей семьей жил в Югославии. Закончил там русскую кадетскую школу. Затем изучал медицину в Белградском университете, но вскоре перешел на Богословский факультет, где обучался с 1926 по 1930. В 1930 был возведён в сан иеродиакона. В 1933 рукоположен в иеромонаха. С 1933 служил в составе Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Иерусалиме. С 1937 по 1951 – архимандрит, начальник миссии. В 1951 отец Антоний хиротонисан во епископа Лос-Анжелосского, викария Сан-Францисской епархии. Служил в Сан-Франциско. В 1961 возведен в сан архиепископа. С 1962 правящий архиепископ Лос-Анжелосской и Техасской епархии. Переехал на служение в Лос-Анджелес, где Преображенский храм стал для него кафедральным. С 1971 титуловался «Лос-Анжелесским и Южно-Калифорнийским». Скончался архиепископ Антоний 31 июля 1996 г. в американском городе Санта-Моника.

76

Митрополит Анастасий (Грибановский) родился в 1873 в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской духовной семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. На Соборе был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919. Управлял русскими православными общинами в Константинополе. Около 1924 выслан из Константинополя за «антитурецкую пропаганду». С 1924 по 1935 Наблюдающий за делами РДМ в Иерусалиме. С 1936 по 1964 первоиерарх РПЗЦ в сане митрополита. Осенью 1944 эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом в Вену, в 1945 в Мюнхен, а с 1950 в США. С 1964 на покое. Скончался 9 (22) мая 1965 г. в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США).

77

Письмо архимандрита Антония (Синкевича) митр. Анастасию (Грибановскому), Иерусалим, 18 января 1948 г. Архив Синода Русской Православной Церкви за рубежом. Д. РДМ 1948.

78

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, Иерусалим, 31 марта 1848 г. АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

79

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, Иерусалим, 31 марта 1848 г. АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

80

Хагана – еврейская военная подпольная организация в Палестине, существовала с 1920 по 1948 г. Британские власти наложили на деятельность Хаганы запрет, однако это не помешало ей организовать эффективные военные операции против арабов. С образованием еврейского государства Хагана стала основой Армии обороны Израиля.

81

Архимандрит Антоний митрополит Анастасию 31.3.1948.

82

Архимандрит Антоний митрополит Анастасию, Иерусалим 27 апреля 1948 Великий Вторник АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

83

Архимандрит Антоний митрополит Анастасию, Иерусалим 27 апреля 1948 Великий Вторник АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

84

Письмо из Гефсимании, Духов день, 1948 г. // Православная Русь. № 13 (417), 14 июля 1948.

85

Иеромонах Валаамского монастыря Мелетий (Розов) был назначен в состав Русской Духовной Миссии в Иерусалиме указом Святейшего Синода от 27 ноября 1907 г. На протяжении своего служения в Миссии неоднократно нес послушание заместителя начальника Миссии. В 1945 г. о. Милетий встречался в Иерусалиме с Патриархом Алексием (Симанским), за что архимандритом Антонием (Синкевичем) был отстранен от дел Миссии.

86

В миру Михаил Попович родился 1910 г. в селе Борнява в Карпатской Руси. В 1929 г. поступил в Св. Никольский монастырь при селе Изя в котом пробыл до 1935 г. В том же году, настоятелем монастыря отправлен в РДМ в Иерусалиме. В 1938 г. пострижен с именем Мефодий. В том же году митрополитом Анастасием рукоположен во диаконы.

87

Копия письма архимандрита Антония (Синкевича) митрополиту Анастасию (Грибановскому) 27 июля 1948 г. хранится в архиве редакции периодического издания «Православная Русь» в Джорданвилле, США. Цит. по: Потапов Виктор, прот. Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины: 1921–1948 гг. // http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/art_potapov.html

88

Архив Синода. 1948. Архимандрит Антоний. Начало войны 24.5.48.

89

Юрко Спиридон Исаакович, диакон. В 1930 служил при русской церкви в Тегеране. В 1938 переехал в Багдад, где был рукоположен в диакона в 1939 епископом Урмийским Иоанном. В 1944 принят в состав РДМ в Иерусалиме.

90

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, 30 Июня 1948. АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

91

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, 30 Июня 1948. АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

92

Копия письма архимандрит Антония (Синкевича) митрополиту Анастасию (Грибановскому) 27 июля 1948 г. Там же.

93

Через полтора месяца о. Антонию возвратили все бумаги, изъятые при обыске, и документы, касающиеся недвижимости, и разрешили вывезти все эти документы с собой. Цит. по: Потапов Виктор, прот. Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины.

94

Копия письма архимандрит Антония (Синкевича) митрополиту Анастасию (Грибановскому) 27 июля 1948 г.

95

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, посещение Иерусалима, Аман 9.9.48 АСРПЦЗ Д. РДМ 1948.

96

Письмо иеромонаха Иссаи Патриарху Московскому Алексию (Симанскому) 13 сентября 1948 г. АРДМ.

97

В 1926 г. английское правительство в Иерусалиме издало Приказ о назначении государственного администратора и опекуна русского имущества в Палестине.

98

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию 18.1.48 АСРПЦЗ.

99

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию Аман 13.8.48 АСРПЦЗ.

100

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию Аман 13.8.48 АСРПЦЗ.

101

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию Аман 6.11.48 АСРПЦЗ.

102

Письмо из Гефсимании. // Православная Русь. Там же.

103

קותרש השמ ץוחה רש ל 'ציבוניבר תאמ בתחמ 'ציבוניבר קחצי הביטח ינויצה ןויכרא

םילשורי תידוהיה תונכוסה

104

Советско-израильские отношения. Сборник документов / Под ред. Б. Л. Колоколова, Э. Бенцура и др. Т. 1: 1941–1953. М., 2000. С. 361.

105

Архимандрит Леонид (Лобачев) родился в 1896 под Москвой, в деревне Черные Грязи в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1916 по окончании московского Алексеевского коммерческого училища он поступил послушником в Чудов монастырь в Московском Кремле. В 1918–1920 находился на военной службе в Красной армии в городе Архангельске. В 1920 поступил послушником в Новоспасский ставропигиальный монастырь. В 1925 епископом Рыбинским Серафимом (Силичевым) был пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен во иеродиакона и 14 июля того же года Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Крутицким Петром (Полянским) хиротонисан во иеромонаха. Священническое служение начал в Рыбинске и проходил его в дальнейшем на приходах Ярославской епархии, где в те годы особенно сильно было развито движение обновленческого духовенства. В 1930 по благословению митрополита Сергия (Страгородского) игумен Леонид был возведен в сан архимандрита. Арестованный в 1930, он провел около 4 лет в исправительно-трудовом лагере. По освобождении в 1934 работал в сфере питания в Центральном морском управлении, а с 1937— в Управлении пароходства. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию, с 1942 участвовал в боях в качестве рядового артиллериста. Гвардии старшина Лобачев за воинскую доблесть был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу» «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Демобилизовавшись из армии, он вновь вернулся к священнослужению. В 1946 был священником ряда московских храмов. http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонид_(Лобачев)

106

Протоиерей Владимир Елховский родился в 1896 в Переяславле-Залесском в семье протоиерея Евгения Елховского, который был расстрелян в 1937, а в 2000 канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. Окончил духовное училище, затем семинарию в г. Владимире, после этого – школу прапорщиков Александровского военного училища. В августе-октябре 1917 успел принять участие в Первой мировой войне на Западном фронте. В 1918 учился в Московском университете, пока в 1919 не был мобилизован в Красную армию. В 1938–1940 учился на заочном отделении Ленинградского института иностранных языков. До войны работал учителем в школах и сотрудником музея. Закончил инженерные курсы при высшей военной академии им. М. Фрунзе. В Великой Отечественной войне участвовал в звании офицера инженерных войск, дослужился до звания майора. За боевые заслуги получил орден Красной Звезды, имел другие боевые награды. В ноябре 1946 архиепископом Макарием (Даевым) рукоположен во священника, служил в с. Жилине Московской области. Перед выездом в Иерусалим, с февраля 1948 служил в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. http://pki.botik.ru/articles/pelhovsky1978jmp.pdf

107

Митр. Никотим (Ротов) в своем труде история Русской Духовной Миссии в Иерусалиме представляет о. Мелетия как представителя старой, дореволюционной Миссии, который на протяжении всего периода британского мандата фактический являлся заместителем начальника Миссии. «В 1951 году в Миссии торжественно было отмечено 80-летие со дня рождения старейшего члена Миссии архимандрита Мелетия. Он был награжден патриаршей грамотой и ему, согласно его прошению об увольнении его за штат по преклонности лет, была назначена хорошая пенсия. Отец Мелетий был живой связью между Миссией, бывшей до войны 1914 года, и нашей современной Миссией. Немного больше, чем через год после ухода на пенсию, отец Мелетий скончался и был погребен на кладбище Горненского монастыря.» Арх. Никодим (Ротов). История РДМ в Иерусалиме // http://www.rusdm.ru/history.php?item=14

108

Цит. по: Сафонов Д. В. К 60-летию возобновления деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле // http://www.bogoslov.ru/text/print/360917. html#_f n40

109

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, описание 12-месячного пленения иеродиакона Мефодия, 20 мая 1949 г. АСРПЦЗ. Там же.

110

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, описание 12-месячного пленения иеродиакона Мефодия, 20 мая 1949 г. АСРПЦЗ. Там же.

111

Архимандрит Антоний митрополиту Анастасию, описание 12-месячного пленения иеродиакона Мефодия, 20 мая 1949 г. АСРПЦЗ. Там же.

112

Расписка данная архимандритом Леонидом (Лобачевым) о. Мефодию хранится в архиве СРПЦЗ Д. РДМ 1948 г. Иеродиакон Мифодий.

113

Сафонов Д. В. К 60-летию возобновления деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

Загрузка...