Однажды русский инженер-артиллерист Фёдор Пиро́цкий, гуляя по Киеву, заметил, что на дорогах яблоку негде упасть. Телеги и кареты, запряжённые лошадьми, текли по улицам беспрерывным потоком, но транспорта всё равно не хватало, а мостовые тонули в грязи. «Скоро в городах будет невозможно жить. Спасение – в электрической тяге», – подумал инженер и приступил к созданию невиданного трамвая. Под Петербургом Фёдор Аполлонович провёл несколько экспериментов и заставил электрический ток бежать по рельсам целый километр.
Опытов своих Пироцкий не скрывал. Он опубликовал результаты работы по созданию электрического трамвая в журналах. Эти статьи с интересом читал Карл Си́менс – один из владельцев фирмы «Сименс и Га́льске», которая выпускала электрические приборы. Идеи русского инженера заинтересовали Карла. Он познакомил с ними своего брата – изобретателя Ве´рнера Сименса. Опираясь на опыты Пироцкого, Вернер стал разрабатывать собственную модель электрического транспорта. И надо же было такому случиться, что Фёдор Аполлонович именно тогда надолго прервал свою работу. Его отправили в командировку. А пока он занимался другими делами, Сименс успел показать публике собственный трамвайчик, построенный по схеме Пироцкого, но с небольшими отличиями.
Случилось это в 1879 году в Берлине. Там как раз проходила промышленная выставка. Внимание посетителей привлёк маленький электровоз, верхо́м на котором сидел водитель. Ещё интереснее стало, когда к электровозу прицепили платформы со скамейками. На этом предшественнике трамвая катались все желающие. Публика была в восторге. Надо же, тележка на рельсах есть, скамейки есть, но нет ни лошадей, ни дыма. И ведь едет!