Всё в конке было хорошо, вот только лошади оставляли на городских улицах много грязи. Рук не хватало, чтобы её убирать. Изобретатели задумались: какая ещё сила, кроме лошадиной, может тянуть трамвай по рельсам?
И вскоре конку сменил паровой трамвай. По рельсам его вёз паровозик с трубой на крыше. Но для работы ему требовалось много воды, а это очень неудобно – возить с собой огромные запасы. К тому же труба сильно коптила, пачкала пассажиров и отравляла воздух.
Тогда во Франции появились пневмати́ческие трамваи. Их в шутку называли надувными, потому что двигатели заправлялись сжатым воздухом. Эти трамваи не загрязняли окружающую среду, но всё равно оказались неудобными. Для получения сжатого воздуха прямо на улицах, среди жилых домов, нужно было строить множество компре́ссорных станций. И власти отказались от пневматического транспорта.
А по Америке с 1873 года ходили трамваи на канатной тяге. В движение их приводил стальной трос, спрятанный между рельсами. Трос постоянно двигался, трамвай цеплялся за него специальными зажимами и ехал. На остановках водитель давил на рычаг, управляющий зажимами. Те послушно отпускали трос, и вагон замирал. Конечно, канат, который тянул трамвай, действовал не сам по себе. В движение его приводили мощные колёса паровой машины, стоявшей в депо.
А пока продолжались поиски лучшего трамвайного варианта, подошёл к концу девятнадцатый век.