Глава первая Международное окружение Китая

Международное окружение – это внешняя среда, перед лицом которой формируются и осуществляются внешнеполитические идеи. Китай обычно использует лейтмотив эпохи для обозначения общих особенностей международного окружения. Так называемый лейтмотив эпохи относится к определенным существенным особенностям конкретного периода в истории международных отношений, которые отражают основные стратегические проблемы в мире, требующие разрешения, а также основные направления и главные тенденции мирового развития, и отличает данный период от других периодов истории. Научное изучение и анализ особенностей эпохи, правильная оценка и понимание лейтмотива эпохи являются основанием правильной выработки внутренней и внешней политики.

Особенности эпохи постоянно изменяются с изменением ситуации в мире. Анализируя эпоху, в которой находится Китай, с одной стороны, необходимо придерживаться марксистских взглядов на эпоху, с другой стороны, улавливать пульс эпохи, уметь выявлять суть изменяющейся ситуации в мире, распознавать долгосрочные тенденции; с одной стороны, необходимо в полной мере учитывать сложность развития и изменений международной архитектоники, с другой стороны, следует видеть, что подъем Китая вносит глубокие изменения в архитектонику «одна сверхдержава, несколько крупных держав»; с одной стороны, необходимо в полной мере учитывать остроту международной борьбы и долгосрочный характер дискуссий о международном порядке, а с другой стороны, мы должны ясно видеть, что мир и развитие по-прежнему являются лейтмотивом нашей эпохи.

Раздел 1 Веяния эпохи – мир и развитие

С началом реформ и открытости товарищ Дэн Сяопин первым определил, что основная тема эпохи изменилась, и дал ей глубокое пояснение. Еще в конце 1977 года он впервые высказал суждение о том, что «можно добиться оттяжки вспышки войны»1. В марте 1985 года он отметил: «Действительно крупными стратегическими проблемами в современном мире, носящими глобальный характер, являются проблема мира и проблема экономики, другими словами, проблема развития. Проблема мира – это проблема “Восток–Запад”, а проблема развития – это проблема “Юг–Север”. Короче говоря, речь идет о Востоке, Западе, Юге и Севере. Проблема “Юг–Север” – центральная проблема»2. Хотя товарищ Дэн Сяопин прямо не назвал мир и развитие основной темой эпохи (XIII съезд партии обобщил это как «основную тему современного мира», XV съезд партии четко назвал это «лейтмотивом эпохи»), но целый ряд его суждений о мире и развитии изменили определение «войны и революции» как главной темы эпохи в течение 30 лет после основания Китайской Народной Республики.

Именно на основе нового определения товарищем Дэн Сяопином основной темы эпохи Китай, который двигался к реформам и открытости, отказался от международной стратегии «одной линии» и «одного фронта», осуществлявшейся в 70-х годах ХХ века против Советского Союза, перейдя на основе пяти принципов мирного сосуществования к установлению и развитию дружественных отношений и сотрудничества со всеми странами мира. Эта корректировка политики создала благоприятную международную мирную ситуацию для модернизации Китая. Поэтому новые суждения о главной теме эпохи являются не только основой дипломатической мысли Дэн Сяопина, но и краеугольным камнем международной стратегии Китая за сорок лет реформ и открытости.

После XVIII съезда партии ее Центральный Комитет, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, унаследовал основные определения главной темы эпохи, сформулированные после XIII съезда партии. Генеральный секретарь Си Цзиньпин во время многих дипломатических и международных событий неоднократно подчеркивал, что стали неудержимыми такие веяния времени, как мир, развитие, сотрудничество и обоюдный выигрыш, а также непрерывно усиливаются тенденции экономической глобализации, политической многополярности, культурного разнообразия, информатизации общества. Но в то же время он также четко отметил, что в мире происходят глубокие и сложные изменения, ускоряется перегруппировка различных стратегических сил, а международная система вступает в период ускоренной эволюции и глубокого упорядочения. Генеральный секретарь Си Цзиньпин в отчете XIX съезду партии отметил: «Мир в настоящее время переживает период грандиозного развития, крупных перемен и серьезной перенастройки, мир и развитие по-прежнему остаются лейтмотивом нашей эпохи. Всесторонне развиваются многополярность мира, экономическая глобализация, информатизация общества и культурное разнообразие, ускоренными темпами идет преобразование системы глобального управления и международного порядка, все более тесными становятся взаимосвязи между странами, повышается уровень их взаимозависимости, соотношение сил на международной арене уравновешивается, общая тенденция к мирному развитию является необратимой. В то же время человечество находится перед лицом множества общих вызовов: выраженная нестабильность и неопределенность в мировом развитии, недостаток драйверов для роста мировой экономики, непрерывно увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, возникающие одна за другой острые региональные проблемы, продолжают нарастать терроризм, киберопасность, особо серьезные инфекционные заболевания, климатические изменения и другие нетрадиционные угрозы безопасности»3.

1.1. Общая мирная ситуация в мире может быть сохранена

Увеличение коллективной силы развивающихся стран в лице Китая продолжает изменять баланс международных сил в направлении благоприятствования миру и развитию. Возрастают силы защиты мира, умножаются факторы, предотвращающие возникновение войны, в обозримом будущем мировая война не начнется. Но по-прежнему существуют угрозы локальных войн. Непрерывные малые войны, конфликты, часто возникающие кризисы по-прежнему являются обычным состоянием в некоторых регионах. Новое развитие получают гегемонизм, политика с позиции силы и неоинтервенционизм, некоторые страны по-прежнему поддерживают и поощряют сепаратистские силы в других странах, чтобы открытыми или скрытыми методами свергнуть законные правительства других стран. Ожесточается борьба различных международных сил вокруг перераспределения власти, прав и интересов, сложны и изменчивы горячие проблемы этнических и религиозных противоречий, пограничных и территориальных споров.

Значительное внимание международного сообщества привлекает возрастание нетрадиционных угроз безопасности, которые все чаще становятся повесткой дня руководителей различных стран. События 11 сентября значительно повлияли на осознание людьми национальной безопасности, привели к тому, что люди начали придавать большее значение различным нетрадиционным проблемам безопасности, представленным терроризмом. Перед лицом таких глобальных вызовов, как изменение климата, финансовый кризис, кибербезопасность, кризис беженцев, стихийные бедствия, энергетическая и продовольственная безопасность, серьезные инфекционные заболевания, ни одна страна не может оставаться сторонним наблюдателем. Реагирование на эти глобальные вызовы затрагивает как глобальное, так и внутреннее управление.

Углубленное развитие новой мировой революции в военном деле, ядром которой является информатизация, напрямую влияет на соотношение военной мощи и совокупной национальной мощи различных стран и связано со стратегической инициативой. Эта новая мировая революция в военной сфере направлена на трансформирование военной системы, затрагивая военную стратегию, военные технологии, оперативные концепции, боевые силы, структурное комплектование и военное управление, и охватывает практически все сферы ведения войны и военного строительства. Темпы, размах, глубина и влияние этой новой революции в военном деле были невиданными после окончания Второй мировой войны4. Развитие и применение новых высоких технологий сформируют новые силы ведения войны, породят новые средства наступления и обороны, создадут новые образцы ведения боя, коренным образом изменят формы войны, тем самым способствуя ускоренному развитию новой мировой революции в военном деле. Война будущего, вероятно, перейдет от этапа «начального интеллекта» на основе информационных технологий и высокоточного ударного оружия к этапу «высокого интеллекта» на основе био-, нано-и «беспилотных» технологий. Сфера ведения войны от исключительно природного, технологического пространства расширится до сложного пространства «природа–техника–познание».

Глубинное влияние международного финансового кризиса, разразившегося в 2008 году, будет ощущаться довольно долго, мировая экономика в условиях глубокой корректировки переживает «сложное восстановление и слабый рост», находясь в состоянии постоянного структурного спада. Ведущие экономики мира испытывают тенденцию расслоения, среди развитых стран более очевидно восстановление экономики США, а в восстановлении экономики еврозоны и экономики Японии все еще сохраняется неопределенность. Значительно возросли трудности и риски в странах с активно развивающейся экономикой, таких как Россия, Бразилия и Южная Африка, снизилась их ведущая роль в мировой экономике. Международные финансовые рынки нестабильны, происходит значительное колебание цен на основные виды товаров, мировая торговля продолжает оставаться вялой. Трудно достичь существенного улучшения в решении таких проблем, как структурный дисбаланс глобальной экономики, недостаток платежеспособного спроса, чрезмерное накопление долгов и др. Под суммарным воздействием отсутствия формирования новых точек экономического роста, снижения потенциальных коэффициентов роста и других факторов мировая экономика вступит в нормальное состояние медленных темпов роста, а развивающиеся страны столкнутся с более серьезным давлением экономического восстановления, чем развитые страны. В то же время «набирает обороты» новый виток научно-технической революции и преобразований промышленности, могут произойти серьезные изменения в международной энергетической структуре. Глубоко изменяется система глобального управления, продолжает повышаться потенциал развивающихся стран в государственном управлении и укрепляется их право голоса, ускоряется реструктуризация системы правил международных инвестиций и торговли.

1.2. Глубокие изменения в соотношении сил на международной арене

«Одна сверхдержава, несколько крупных держав» – такова международная архитектоника после холодной войны. Но в последние годы по мере быстрого подъема Китая эта архитектоника непрерывно ослабевает. Статус Соединенных Штатов, как единственной сверхдержавы в мире, в ближайшие пять лет не изменится, но степень их доминирования будет значительно уменьшена, а сила господства и контроля в мировых делах снизится. В то же время появилась четкая дифференциация между несколькими крупными державами, Китай выделяется среди этих держав, заметно сокращая разрыв в реальной силе с США и значительно увеличивая разрыв в реальной силе с другими крупными державами.

С точки зрения экономики, общий ВВП Китая в 2000 году составил примерно 1,2 трлн долл. США, в то время как ВВП США – 10,3 трлн долл. США, ВВП Китая составил лишь около 11,7% от ВВП США. В 2015 году ВВП Китая составил 10,42 трлн долл. США, в то время как ВВП США – 17,87 трлн долл. США, ВВП Китая составил около 58% от ВВП Соединенных Штатов. Скорость, с которой Китай догоняет США, впечатляет. С 2016 по 2020 год, если Китай будет сохранять среднегодовые темпы экономического роста около 6,5%, а Соединенные Штаты сохранят около 2,4% роста, то к 2020 году ВВП Китая достигнет 14,3 трлн долл. США, а ВВП США достигнет 20,1 трлн долл. США, то есть ВВП Китая достигнет примерно 71% ВВП США.

С точки зрения военного дела, расходы Китая на национальную оборону в 2000 году составили около 14,6 млрд долл. США, а расходы США – около 294 млрд долл. США, расходы Китая составили всего 5% от расходов Соединенных Штатов. В 2016 году бюджет национальной обороны Китая составлял примерно 148 млрд долл. США, а бюджет США – 605 млрд долл. США, бюджет Китая на оборону составлял 24% бюджета США. С 2016 по 2020 год, если рассчитывать исходя из роста в 7%, то оборонный бюджет Китая в 2020 году достигнет 194 млрд долл. США. В то же время, если администрация Трампа сохранит умеренный рост расходов на оборону США, то к 2020 году расходы США на оборону составят около 600 млрд долл., то есть расходы Китая на оборону могут достигнуть около 32% от расходов США и еще сохранится достаточно большой разрыв с Соединенными Штатами5. С 2016 по 2020 год по мере ввода в эксплуатацию авианосцев, стратегических атомных подводных лодок, истребителей четвертого поколения, навигационной системы «Бэйдоу» и другой высокоточной военной техники и формирования боевой мощи возможности Народно-освободительной армии Китая будут еще более повышаться. Но следует учитывать, что американская армия имеет богатый боевой опыт, военные базы по всему миру и множество военных союзников. Поэтому к 2020 году Китаю будет сложно значительно и существенно сократить разрыв в военной сфере с США.

Если относительно глобальной структуры сил в ближайшие несколько лет будет только сравнительно очевидная тенденция к дифференциации, но не произойдет качественных изменений, то в структуре сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вероятно, могут произойти качественные изменения. К 2020 году, когда завершится задача всестороннего построения среднезажиточного общества, по совокупной силе государства Китай значительно превзойдет любую страну в регионе, кроме Соединенных Штатов, и даже приблизится к совокупности национальных сил этих стран. Если учитывать США, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе возникнет структура сил двух сосуществующих держав. Поскольку Китай проводит политику неприсоединения, а у Соединенных Штатов есть много союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе в будущем возникнет ситуация противостояния Китая и США с их системой Азиатско-Тихоокеанских союзов, а Китай будет испытывать все большее давление на внешнюю безопасность.

С точки зрения права голоса в международной системе доля Китая и его право голоса в Международном валютном фонде (МВФ) значительно увеличились. С 2016 года доля Китая выросла с 3,996% до 6,394%, а право голоса – с 3,65% до 6,07%, по обоим показателям уступая только США и Японии, находясь на третьем месте. Право голоса Китая во Всемирном банке также выросло с 2,77% до 4,42%, Китай стал третьей по величине страной-акционером банка, уступая только США и Японии. В 2015 году Китай совместно с несколькими странами инициировал создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для удовлетворения огромных потребностей в инфраструктурных инвестициях в регионе. С 2008 года Китай активно участвует в саммитах «Большой двадцатки» и стал страной-организатором саммита в 2016 году. Китай также активно участвует в механизме сотрудничества стран БРИКС и всемерно способствует созданию Нового банка развития БРИКС.

1.3. Сосуществование конкуренции и сотрудничества между крупными державами

С началом XXI века в стратегических отношениях между ведущими мировыми державами неизменно проявляется ситуация сосуществования сотрудничества и конкуренции. В последние годы по мере все большего подъема Китая, в отношениях «сотрудничества и конкуренции» между крупными державами проявляются некоторые новые тенденции и новые особенности, особенно проявились признаки разделения на лагеря.

Китай и Россия последовательно углубляют отношения стратегического партнерства. После окончания холодной войны Россия всегда считала Китай своим важнейшим партнером по стратегическому сотрудничеству. В 1996 году страны установили отношения стратегического взаимодействия и партнерства. В 2001 году обе страны подписали «Китайско-российский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», что знаменует выход стратегического партнерства двух стран на новый уровень. Последние 16 лет благодаря совместным усилиям обеих сторон нынешнее китайско-российские отношения стратегического партнерства и сотрудничества всесторонне, положительно, стабильно и ускоренно развиваются. В экономике стороны изучают вопросы увязки строительства «Одного пояса, одного пути» и Евразийского экономического сообщества, в военной сфере изучаются вопросы дальнейшего углубления военного сотрудничества. Правительства двух стран также рассматривают политику и меры по дальнейшему повышению уровня двустороннего стратегического сотрудничества.

Соединенные Штаты укрепляют стратегические отношения в военной сфере со своими азиатско-тихоокеанскими союзниками. Бывший президент США Барак Обама, с одной стороны, на словах принял концепцию «нового типа отношений между мировыми державами», предложенную Китаем, с другой стороны, тем не менее, практически осуществлял стратегию «перебалансировки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе», всеми силами пропагандировал, что Соединенные Штаты будут неуклонно помогать странам Восточной Азии противостоять и предотвращать угрозы, исходящие от Китая, подчеркивая, что США берут на себя обязательства по обеспечению безопасности на региональном уровне в ответ на «подъем Китая». Вокруг проблем между Китаем и его сопредельными странами Соединенные Штаты активно обещают Филиппинам, Республике Корея, Японии и др. взять на себя надежные и сильные союзнические обязательства, последовательно укрепляют стратегическое сотрудничество с Индией, в то же время развертывают стратегическое сотрудничество с Вьетнамом. Соединенные Штаты громогласно вмешиваются в проблемы Южно-Китайского моря, заявляя, что у США есть «национальные интересы» в Южно-Китайском море, а также посредством непрерывных военных учений и укрепления военных связей со своими союзниками в данном регионе подчеркивают, что Соединенные Штаты не будут игнорировать информацию об «усилении влияния Китая». Кроме того, Обама в период своего пребывания у власти трижды продавал оружие Тайваню и дважды встречался с Далай-ламой. Эти действия приводят к постоянным колебаниям в китайско-американских отношениях, затрудняя их стабильное развитие. Политика нового президента США Трампа в отношении Китая все еще формируется, хотя уже было обещано, что политика «единого Китая» останется неизменной, но по другим вопросам между двумя странами продолжают существовать противоречия. В своей совокупности, структурные противоречия между Китаем и США трудноразрешимы. Хотя США и не окажутся в «ловушке Фукидида», но они будут оказывать еще большее стратегическое давление на Китай и в отношениях между двумя странами могут возникать ситуации повторяющихся потрясений.

Япония укрепляет свое стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами, чтобы совместно сдерживать подъем Китая. Разрыв в общей экономической мощи Китая и Японии непрерывно увеличивается, что приводит к все более заметным структурным противоречиям между двумя странами. Япония осознает, что безвозвратно утратила свое экономическое доминирование в Восточной Азии, поэтому намеревается создать широкий альянс для защиты от Китая и повышения стратегического статуса Японии в Восточной Азии. Япония не только борется с Китаем за морские права и интересы на островах Дяоюйдао и в Восточно-Китайском море, но и активно укрепляет японско-американский союз для обеспечения безопасности. Кроме того, для сдерживания Китая Япония также активно укрепляет сотрудничество с Вьетнамом, Филиппинами, Индией и другими странами, пытаясь вмешиваться в спор в Южно-Китайском море.

Хотя Китай и Индия являются крупными странами с формирующейся экономикой в регионе, но их общие экономические интересы не могут предотвратить расширение их двухсторонних стратегических противоречий. Стратегические противоречия между Китаем и Индией являют собой уже не только территориальные споры, они превращаются в структурные противоречия. Индия рассматривает Китай как своего главного соперника по подъему в Азии. Поэтому Индия осуществляет стратегию сотрудничества со странами за пределами региона, уравновешивая непрерывно растущую мощь Китая. Индия и Соединенные Штаты укрепляют свои отношения, развертывают сотрудничество в ядерных технологиях и военной сфере, сдерживая растущее влияние Китая. Индия также постепенно вовлекается в споры между Китаем и его соседними странами, пытаясь через сотрудничество со странами АСЕАН совместно уравновешивать Китай.

1.4. Углубленное развитие многополярности мира, экономической глобализации, информатизации общества и культурного разнообразия

После окончания холодной войны непрерывно углубляются и развиваются тенденции экономической глобализации, политической многополярности, культурного разнообразия, информатизации общества, что оказало сложное и далеко идущее влияние на правительства и народы стран во всем мире. Что касается экономической глобализации, то, с одной стороны, хотя экономическая глобализация все еще ускоряется, а степень взаимозависимости стран по-прежнему повышается, но при этом возникло явление антиглобализма, а также идейное течение «антиглобализации», что свидетельствует об усилении сложности и неоднозначности процесса глобализации, путь к глобализации не всегда усыпан розами, на нем еще есть и опасные участки.

Мы должны видеть, что не исчезла главная движущая сила развития глобализации. Например, не изменилась общая тенденция либерализации торговли и инвестиций. На политическом уровне после международного финансового кризиса в инвестиционной политике различных стран проявились признаки двустороннего регулирования, большинство стран продолжают расширять внешнюю открытость и усиливать политику поощрения инвестиций. На институциональном уровне продолжается ускоренный рост региональных и двусторонних соглашений о свободной торговле. В то же время транснациональные компании продолжают глобальное распределение ресурсов и интернационализацию размещения производства, занимая все более значимое место в мировой экономике. Вследствие все возрастающего внимания к расширению бизнеса за рубежом транснациональные компании в последние годы демонстрируют общую тенденцию к усилению интернационализации производства. Кроме того, непрерывно возникают прорывы в новом цикле технологических инноваций, который характеризуется углубленным развитием и применением информационных технологий, а также разработкой новых материалов и новых источников энергии, что придаст новую движущую силу глобальному экономическому росту и поможет всем странам ускорить структурную перестройку и изменение моделей роста.

Но нужно с особой бдительностью относиться к явлению антиглобализма, а также идейному течению «антиглобализации». Из-за нехватки ресурсов, ослабления внешнего спроса, замедленного роста мировой экономики некоторые страны и отдельные лица стали проигравшими и разочаровались в процессе глобализации, у них присутствует значительное сопротивление развитию глобализации, и они различными способами противостоят этому процессу. Это приводит к ухудшению условий развития глобальных инвестиций и торговли, нарастанию трудностей в глобальном управлении и согласованности макроустановки.

Что касается политической многополярности, то хотя в архитектонике «одна сверхдержава и несколько крупных держав», сформировавшейся после холодной войны, не произошло существенных изменений, а статус США как единственной сверхдержавы в обозримом будущем будет сохраняться, но не изменилась и не может быть изменена тенденция развития мировой архитектоники в сторону многополярности. С одной стороны, подъем группы стран с формирующейся экономикой коренным образом изменяет структуру мировой экономики и политики. Что касается экономического роста, то с 2000 по 2013 год темпы роста стран с формирующейся экономикой и развивающихся стран в среднем составляли 6,1%. В 2013 году их общий ВВП достиг 28,64 трлн долл. США, составив 38,7% мирового ВВП. С точки зрения прироста экономических масштабов, за пять лет с 2008 по 2013 год общий ВВП стран с формирующейся экономикой и развивающихся стран увеличился примерно на 9,45 трлн долл. США, что составляет 77,9% от прироста мирового ВВП; а чистый прирост стран «Большой семерки» – 1,88 трлн долл. США, что составляет лишь 15,5% прироста мирового ВВП.

С другой стороны, формирование многополярной структуры – это извилистый и длительный процесс. Формирование многополярной структуры – это процесс реорганизации различных сил в мире и перераспределения интересов, здесь неизбежны конфликты и согласования взаимных интересов. Процесс формирования многополярности мира будет полон противоречий и борьбы. Как единственная сверхдержава в мире США всегда полагаются на свою огромную силу для сохранения своего статуса «единственной сверхдержавы». Такой подход, противоречащий тенденциям эпохи, является наибольшим препятствием в процессе развития многополярности.

С точки зрения культурного разнообразия, культура – это пульс нации, это духовный очаг народа. Каждая нация и страна в мире обладает своей уникальной культурой, национальная культура является важным символом национальной идентичности. В современном мире насчитывается более 200 стран и регионов, более 2500 национальностей, более 6000 языков. Эти народы разных национальностей с разными историческими и культурными корнями совместно создали богатый и разнообразный мир. Именно благодаря постоянному развитию диалога и обменов между разными культурами образуется непрерывный ход цивилизации человечества. Мы можем сказать, что культурное разнообразие – это основная особенность человеческого общества, а также важная движущая сила прогресса человеческой цивилизации.

В «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», принятой в октябре 2005 года на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, «культурное разнообразие» было определено как различные формы, посредством которых различные группы и общества выражают свою культуру. Эти формы выражения передаются внутри них и между собой. Культурное разнообразие воплощается не только в различных способах выражения, посредством которых проявляется, распространяется и наследуется культурное наследие человечества, но также в разнообразии способов художественного творчества, производства, распространения, продажи и потребления с помощью различных методов и технологий. Данная конвенция требует от всех стран признавать свою собственную национальную культуру, а также уважать другие национальные культуры, взаимно обогащаться, стремиться к единению при сохранении различий, уважать культурное разнообразие мира, совместно содействовать процветанию и прогрессу человеческой цивилизации.

С началом XXI века, по мере углубленного развития многополярности мира и экономической глобализации, все более заметным становится значение культурного разнообразия. Обмены, соперничество и смешение различных культур обогатили формы и содержание разнообразных культур мира, способствовали прогрессу и развитию цивилизации человечества, укрепили взаимоотношения и дружбу между странами и народами. Защита и продвижение культурного разнообразия в мире – общее стремление большинства стран. Поэтому усилия различных стран и международного сообщества по продвижению культурного разнообразия никогда не прекращались. В 1995 году увидел свет доклад о развитии мировой культуры «Наше творческое разнообразие», в котором подтверждается необходимость развития поликультурного мира.

В 1998 году на Межправительственной конференции по вопросам использования культурной политики в целях развития, состоявшейся в Стокгольме, была принята «Программа действий по использованию культурной политики в целях развития», в которой подчеркивается равенство в обменах и сотрудничестве между различными культурами. В ноябре 2001 года 31-я сессия ЮНЕСКО приняла «Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии», в которой говорилось, что сохранение культурного разнообразия так же важно для человека, как биологическое разнообразие для сохранения биологического баланса. В октябре 2005 года 33-я сессия ЮНЕСКО приняла «Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», обозначив, что международное сообщество сформировало ряд важных консенсусов относительно культурного разнообразия, и став важной вехой в защите культурного разнообразия человечества. Это первый правовой документ мирового значения, который в форме конвенции установил защиту культурного разнообразия, зафиксировав напряженные усилия международного сообщества, в том числе развивающихся стран, по защите культурного разнообразия в мире. Это означает, что принцип культурного разнообразия был поднят на морально-этическую высоту, которую международное сообщество должно соблюдать.

Что касается информатизации общества, то это указывает на процесс, в котором новая технологическая революция, главными элементами которой являются информационные технологии, преобразует и влияет на образ жизни общества и методы управления. В настоящее время переживает бурное развитие новый виток научно-технической революции, представленный информационными технологиями, Интернет день ото дня становится ведущей силой инновационного развития. Происходит пересечение и интеграция информационных технологий с биотехнологиями, технологий в области новых источников энергии, технологий создания новых материалов, что вызывает массовые технологические прорывы, для которых характерны экологичность, интеллектуальность и повсеместность. В глобальных масштабах ускоряется поток информации, капитала, технологий и людских ресурсов. Интернет способствует преобразованию промышленности, продвигает трансформацию индустриальной экономики в информационную, формируется новая система международного разделения труда. Информационно-сетевая сфера представляет собой новую производительную силу и новое направление развития, способствует беспрецедентному повышению возможностей человечества в познании и преобразовании мира, глубоко изменяет формы производства и образ жизни людей, вызывая качественный скачок в развитии производительных сил и значительные изменения производственных отношений, становится ведущей силой, формирующей новую структуру международного развития экономики, политики, культуры, общества, экологической и военной сферы. Глобальная информатизация вступила в новый этап всестороннего проникновения, межотраслевой интеграции, ускоренного развития инноваций и направления развития.

Развитие информатизации общества вызывает в социально-экономической жизни тенденции больших информационных связей, массового формирования информационных площадок, большой взаимосвязи технологических процессов, значительного обновления продукции, широкого охвата вычислительными технологиями, удаленной работы, значительной интеграции отраслей, межотраслевого взаимодействия и объединенного управления. Иными словами, благодаря информатизации все стороны социально-экономической жизни человечества движутся к «взаимосвязанности». Перед лицом такой ситуации тот, кто занимает командные высоты в информатизации, может воспользоваться шансом, получает преимущества, добивается безопасности, выигрывает будущее. Развитые страны продолжают продвигать инновации в информационных технологиях, непрерывно ускоряют процесс цифровизации экономики и общества, всемерно укрепляют преимущества лидирующей позиции. Развивающиеся страны используют шанс реорганизации и корректировки производственных цепочек, с помощью информатизации способствуют трансформации развития, активно стремятся овладеть инициативой в области развития. Страны по всему миру ускоряют разработку стратегической структуры киберпространства, день ото дня обостряется и усложняется соперничество вокруг овладения ключевыми ресурсами и выработки международных правил. Ускорение развития информатизации и построение цифровых государств уже стало глобальным консенсусом6.

Раздел 2 Переплетение перемен и беспорядков в мире

В настоящее время и в последующий период времени общая международная ситуация, с которой сталкивается Китай, будет становиться все более сложной и изменчивой. Такая изменяющаяся и хаотическая международная ситуация привела к значительной неопределенности и нестабильности в мире, вызвала повсеместную озабоченность международного сообщества. Но с другой стороны, такого рода изменчивость и хаос – это неизбежный процесс реорганизации и изменений международной архитектоники, который включает и новые вызовы, и новые возможности. Для всех стран ключевым является то, как воспользоваться возможностями, преодолеть вызовы, всемерно продвигать международную архитектонику в направлении мира, стабильности, справедливости, в направлении, более благоприятном для развития и процветания всего мира.

2.1. Сложная и изменчивая среда отношений с соседними странами

По мере непрерывной эволюции структуры власти, структуры безопасности и регионального порядка происходят глубокие и сложные изменения в среде отношений Китая с соседними странами. С точки зрения общей ситуации, сосуществуют общая стабильность и локальная напряженность; с региональной точки зрения ситуация на северном, западном и южном сухопутных направлениях относительно стабильна, а ситуация на восточном и южном морских направлениях продолжает оставаться напряженной; с точки зрения двусторонних отношений, в целом усилились соперничество и конфронтация в китайско-американских, китайско-японских отношениях; в ситуации на Корейском полуострове продолжает сохраняться периодическая напряженность; усложнились отношения между Китаем и АСЕАН.

Соединенные Штаты в течение определенного периода времени продолжают продвигать стратегию «перебалансировки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе», укрепляя свое региональное военное присутствие и систему военных союзов7. Япония активно стремится избавиться от послевоенной системы, существенно корректирует свою военную политику и политику безопасности, тенденция развития Японии вызывает серьезное внимание стран региона. Некоторые морские соседи предпринимают провокационные действия по вопросам, касающихся территориального суверенитета, национальных прав и интересов Китая в Мировом океане, усиливают свое военное присутствие на незаконно «захваченных» китайских островах и рифах. Некоторые страны за пределами региона также активно вмешиваются в дела в Южно-Китайском море, а отдельные страны проводят регулярную морскую и воздушную разведку в отношении Китая, поэтому борьба по защите морских прав будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, в ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии существует много факторов нестабильности и неопределенности. Эти негативные факторы оказывают неблагоприятное влияние на безопасность и стабильность вокруг Китая.

2.2. То и дело появляющиеся национальный сепаратизм и антикитайская деятельность

Китай также сталкивается с угрозами национального сепаратизма и подрывной деятельности враждебных сил. Тайваньский вопрос касается великого дела воссоединения Китая, а воссоединение страны является предпосылкой великого возрождения китайской нации. В последние годы отношения между двумя берегами Тайваньского пролива сохраняют позитивную динамику мирного развития, но коренные причины, оказывающие влияние на стабильность ситуации в районе Тайваньского пролива, не устранены. Со сменой руководства на Тайване администрация Цай Инвэнь может все дальше и дальше идти по пути «скрытой независимости Тайваня» поэтому, сепаратистские силы, ориентированные на «независимость Тайваня», и их действия по-прежнему являются самой большой угрозой мирному развитию отношений между двумя берегами.

В последние годы серьезную опасность представляют собой сепаратистские силы «Восточного Туркестана» и «Независимости Тибета». Силы «Восточного Туркестана» внутри страны и за рубежом в разных формах взаимного сговора непрерывно осуществляют различные насильственно-террористические действия в Синьцзяне и внутренних районах страны, серьезно влияя на безопасность жизни и имущества народных масс. Далай-лама использует различные возможности, чтобы встречаться с известными политиками зарубежных стран и пропагандировать силы «независимости Тибета». Другие антикитайские силы пытаются создавать «цветные революции», оказывая серьезное влияние на национальную безопасность и социальную стабильность Китая.

2.3. Скрытая угроза национальных интересов и безопасности Китая за рубежом

По мере непрерывного расширения национальных интересов неустойчивость международной и региональной обстановки, терроризм, пиратство, крупные стихийные бедствия и эпидемии могут представлять угрозу национальной безопасности Китая. В последние годы на первый план выходит безопасность зарубежных энергетических ресурсов, безопасность стратегических каналов, а также безопасность зарубежных учреждений, персонала и активов Китая. Явно возросло давление на Китай со стороны нетрадиционных угроз безопасности. Одной из главных причин является возрастание опасности проникновения террористических организаций, сил религиозного экстремизма в соседние с Китаем страны.

Как известно, некоторые страны Восточной и Центральной Азии стали вербовочными центрами для международных террористических организаций и религиозных экстремистских сил. В настоящее время тысячи экстремистов из этих регионов отправились в Ирак и Сирию для участия в войне. Их цель – пройти обучение навыкам насилия и терроризма, получить финансовую поддержку и военный опыт. «Исламское государство», Талибан и другие экстремистские организации непрерывно создают сетевые узлы и расширяют свое влияние в соседних с Китаем регионах. По мере притока и концентрации «джихадистов» возрастает риск того, что регионы, окружающие Китай, станут полосой высокого риска терроризма.

Юго-Восточная, Центральная и Южная Азия являются важными регионами в продвижении Китаем строительства «одного пояса, одного пути», в этих регионах осуществляется большое количество инвестиционных проектов. В последние годы частые нападения на организации и граждан Китая в Пакистане и других странах показывают, что возрастают частоты и масштабов угроз интересам Китая за рубежом.

Раздел 3 Историческое положение Китая в современном мире

После XVIII съезда КПК международная архитектоника ускоренно корректируется в новой исходной точке. «Изменчивость» и «хаотичность» международной обстановки привнесли в мир бо´льшую неопределенность. Такая изменчивость и хаотичность фактически являются неизбежным элементом процесса реорганизации и реформирования международной архитектоники. В этом процессе помимо различных новых вызовов также содержится немало новых возможностей, при этом возможностей больше, чем вызовов.

С одной стороны, с началом XXI века непрерывно расширяется участие Китая в международных делах, все больше учащается взаимодействие с другими странами, день ото дня углубляется их взаимозависимость. Процветание и стабильность мира, а также процветание и стабильность Китая влияют друг на друга и взаимно обусловлены. С другой стороны, Китай по-прежнему сталкивается со сложными и разнообразными угрозами безопасности, постепенно возрастают внешнее сопротивление и вызовы, взаимно переплетаются проблемы безопасности выживания и проблемы безопасности развития, традиционные угрозы безопасности и нетрадиционные угрозы безопасности, огромны и сложны задачи защиты национального единства и территориальной целостности, защиты интересов развития.

3.1. Непрерывное усиление совокупной мощи государства Китая

Совокупная мощь государства оказывает прямое и значительное влияние на дипломатию страны. Хотя сильное государство не обязательно может наладить дипломатические отношения, но то, что «У слабого государства не может быть сильной дипломатии», – это железный закон. Болезненная история китайской дипломатии в период конца династии Цин и Китайской Республики в полной мере доказывает это. На протяжении более 60 лет с момента основания Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая, прочно опираясь на народ, сочетая основные принципы марксизма с реалиями Китая и особенностями эпохи, строит социализм с китайской спецификой, успешно осуществила цели первых двух шагов «трехшаговой» стратегии модернизации Китая, в жизни народа в основном достигнут уровень средней зажиточности.

В настоящее время Китай находится на решающей стадии всестороннего построения среднезажиточного общества, до 2020 года будет всесторонне построено среднезажиточное общество, осуществлена первая цель, намеченная к столетнему юбилею КПК. По состоянию на 2015 год ВНП Китая превысил 10 трлн долл. США, а его ВНП на душу населения с 190 долл. США непрерывно удваивался, достигнув примерно 8000 долл. США, Китай из стран с низким уровнем дохода перескочил в ряды стран с уровнем дохода выше среднего. Китай уже является второй по величине экономикой мира, второй страной по объемам торговли услугами, второй страной по величине инвестиций за рубежом, первой страной мира по торговле товарами.

С началом XXI века Китай непрерывно углубляет реформу национальной обороны и армии. В 2015 году Китай определил новые цели реформы национальной обороны и армии. К 2020 году необходимо добиться прорывного прогресса в реформировании системы руководства и управления и системы командования объединенными военными операциями, добиться важных результатов в оптимизации масштабов и структуры, совершенствовании институтов и установок, продвижении развития военно-гражданской интеграции, стремиться к созданию системы современных вооруженных сил с китайской спецификой, способных побеждать в войнах в условиях информатизации и эффективно выполнять свою миссию и задачи, совершенствовать социалистическую военную систему с китайской спецификой.

Непрерывный рост совокупной силы государства Китая делает китайскую дипломатию более зрелой, более искусной, более взвешенной. Мощная сила государства заложила прочную основу для успешного развития дипломатической работы. В июле 2014 года обострился конфликт в Ливии. Жизни и имущество граждан Китая в Ливии оказались под серьезной угрозой. Правительство Китая приняло твердое решение о начале операции по эвакуации своих граждан. За 12 дней с 28 июля китайское правительство использовало 91 чартерный рейс китайской гражданской авиации, 35 чартерных рейсов иностранных авиалиний, 12 вылетов военных самолетов, арендовало 11 иностранных судов, 5 грузовых судов компаний COSCO и China Shipping (Group) Company, 1 военный корабль, успешно эвакуировав из Ливии 35 860 человек. Эта крупнейшая с 1949 года операция Китая по эвакуации своих граждан за рубежом получила широкое одобрение международного сообщества, а одна из важных причин успеха операции заключается в том, что китайское правительство обладает значительной способностью мобилизовать ресурсы. Нельзя вообразить, что такая значительная способность мобилизовать ресурсы возможна без гарантий мощи государства.

Со второй половины 2015 года все больше нарастает проблема Южно-Китайского моря. Некоторые страны, вовлеченные в спор вокруг Южно-Китайского моря, вступили в сговор с Соединенными Штатами и другими странами за пределами региона, в различных формах оказывают давление на Китай, пытаясь продлить и легализовать свой незаконный захват островов и рифов Южно-Китайского моря. Вьетнам организовал большое количество судов для осады китайской буровой платформы «Хайян Шию – 981», которая постоянно работает в акватории архипелага Сиша, Филиппины подали арбитражное дело по Южно-Китайскому морю в так называемый Гаагский международный арбитражный суд. Хотя Соединенные Штаты не являются стороной в споре по Южно-Китайскому морю, они также, воспользовавшись ситуацией, бесчинствуют, постоянно отправляют военные корабли к соответствующим островам и рифам Южно-Китайского моря, чтобы осуществлять акции так называемой «свободы судоходства на море». Столкнувшись с ситуацией ожесточенной и сложной борьбы в Южно-Китайском море, китайское правительство применяло стратегию сочетания строительства на островах и рифах, дипломатической и военной борьбы, придерживалось принципов правоты, пользы и меры, противостояло различному международному давлению, успешно разрешив кризис во второй половине 2016 года. Только благодаря наличию значительной мощи государства Китай смог за короткий период времени быстро завершить программу создания искусственных островов, заложив прочную материальную основу для контроля над Южно-Китайским морем в будущем и противостояния давлению со стороны Соединенных Штатов и других западных стран.

В марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время посещения государств Африки сказал, что Китай будет на основе принципа правильного понимания справедливости и выгоды в дальнейшем углублять китайско-африканское сотрудничество8. Таким образом, правильное понимание справедливости и выгоды стало для Китая руководящим принципом в развитии сотрудничества с развивающимися странами. Придерживаться правильного понимания справедливости и выгоды – значит уделять внимание и справедливости, и выгоде, ставить справедливость на первое место, не поступать так, что я выигрываю, а ты проигрываешь, мне больше, а тебе меньше, заботиться об интересах другой стороны в ряде конкретных проектов. Руководствуясь принципом правильного понимания справедливости и выгоды, председатель КНР Си Цзиньпин на саммите Форума сотрудничества Китай–Африка заявил о реализации «Десяти планов сотрудничества» между Китаем и Африкой в целях продвижения всестороннего сотрудничества между двумя сторонами в десяти таких сферах, как модернизация промышленности и сельского хозяйства, строительство инфраструктуры, финансовое сотрудничество, зеленое развитие, упрощение процедур в области торговли и инвестиций, сокращение бедности, общественное здравоохранение, гуманитарная сфера и безопасность. Он также объявил на саммите ООН по сохранению мира о предоставлении 100 млн долл. в качестве безвозмездной военной помощи Африканскому союзу для поддержки строительства африканской регулярной армии и подразделений быстрого реагирования на кризисы. Без мощной силы государства для приверженности правильному пониманию справедливости и выгоды будет недостаточно финансовых возможностей, будет невозможно еще лучше придерживаться принципа и справедливости, и выгоды, ставя на первое место справедливость.

3.2. Прочно ухватиться за исторический шанс, который предоставляет экономическая глобализация

После окончания холодной войны стремительное развитие волны экономической глобализации охватило весь мир. Китай прочно ухватился за исторический шанс, принесенный этой волной экономической глобализации, придерживается внутренних реформ и внешней открытости, благодаря упорным усилиям сделал себя второй по величине экономикой в мире. Следует сказать, что Китай является крупнейшим бенефициаром этой волны экономической глобализации.

Но после того, как в 2008 году разразился международный финансовый кризис, в мировой экономике продолжается спад и застой, поднимает голову торговый протекционизм, замедляются темпы экономической глобализации, усиливаются тенденции и меры антиглобализма и деглобализации. Международное сообщество также развернуло широкие дискуссии относительно плюсов, минусов и тенденций экономической глобализации. По этим проблемам у китайского правительства существует своя точка зрения. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил, что экономическая глобализация является объективным требованием развития производительных сил общества и неизбежным результатом научно-технического прогресса и не создана какими-то людьми или странами. Экономическая глобализация придала мощный импульс мировому экономическому росту, способствовала потоку товаров и капитала, научно-техническому прогрессу и прогрессу цивилизации, обменам между народами всех стран9.

Тем не менее, экономическая глобализация – это «палка о двух концах». Когда мировая экономика оказывается в периоде спада, глобальный экономический «пирог» становится меньше, могут обостряться противоречия между ростом и распределением, капиталом и рабочей силой, эффективностью и справедливостью, как развитые, так и развивающиеся страны будут испытывать давление и подвергаться ударам. При этом экономическая глобализация обладает особенностью «анти-нейтральных последствий», то есть в одном и том же историческом процессе одновременно присутствуют ситуации выгод и потерь разных стран или групп. Голоса антиглобализации отражают недостаточность процесса экономической глобализации, что заслуживает нашего серьезного внимания и осмысления.

Но мы должны видеть, что общая тенденция экономической глобализации не изменилась. Процесс глобализации не может всегда идти по ровному пути, усыпанному цветами, и, когда время от времени встречаются крутые и вязкие дороги, это тоже нормально. Экономическая глобализация действительно принесла новые проблемы, но мы не можем из-за этого полностью ее отрицать, а должны к ней адаптироваться, надлежащим образом ее направлять и устранять соответствующее негативное влияние, чтобы она приносила еще больше пользы каждой стране, каждой нации.

Ни одна страна не может избежать океана мировой экономики. Думать, что можно искусственно перекрыть потоки капитала, технологий, продукции, людских ресурсов и индивидуальный поток экономик различных стран, заставить океан мировой экономики превратиться в изолированное небольшое озерко или маленький ручей – это нереально и не соответствует историческим тенденциям. Перед лицом возможностей и вызовов, которые приносит экономическая глобализация, правильным выбором будет полностью использовать все возможности, сотрудничать в реагировании на все вызовы, надлежащим образом направлять тенденцию экономической глобализации, и не следует обвинять экономическую глобализацию во всех проблемах, беспокоящих мир.

Поэтому для Китая интеграция в мировую экономику – это главное направление истории. Для развития экономики Китая мы должны смело плавать в безбрежном океане мирового рынка. Если вы никогда не осмелитесь отправиться в этот океан навстречу ветрам и дождям, чтобы повидать мир, то рано или поздно утонете в его водах. В процессе смелого продвижения к мировому рынку Китай «поперхнулся водой», столкнулся с «водоворотами и бурями», но в этом процессе научился плавать. Китай твердо верит, что свободная торговля в конечном итоге может быть успешной, потому что выгоды от торговли, которые приносит глобальное разделение труда и специализация, слишком велики, а затраты на торговый протекционизм слишком дорого обходятся человечеству. В процессе глобализации неизбежно возникновение торговых трений. Например, некоторые рабочие места могут переводиться в другие страны, но мы не можем бездействовать из страха совершить ошибку. Все, что нам необходимо сделать, так это уменьшить трения, сделать весь процесс более гладким. Как сказал председатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб, свободная торговля по-прежнему является сильнейшей движущей силой глобального экономического развития и социального прогресса. Вызовы и ответственность, стоящие перед сегодняшними лидерами, заключаются не только в борьбе с торговым протекционизмом, но и в том, чтобы сделать торговлю движущей силой инклюзивного экономического роста.

В новой исторической отправной точке Китай будет продолжать активное участие в процессе экономической глобализации. Его конкретные меры включают: поддержку системы многосторонней торговли, расширение допуска иностранных инвестиций на китайский рынок; ускорение процесса заключения соглашений по свободной торговле и инвестициям с соответствующими странами; продвижение создания внутри страны пилотных зон свободной торговли с высокими стандартами; закономерное проведение реформы, связанной с рыночным формированием курса китайского юаня; постепенное открытие рынка капитала внутри страны; продолжение продвижения юаня на внешние рынки; повышение уровня интернационализации финансовой отрасли.

Китай считает, что основная причина долгосрочного спада мировой экономики, разрыва между богатыми и бедными, между Севером и Югом заключается в том, что нехватка драйверов глобального роста затрудняет поддержание устойчивого и стабильного роста мировой экономики; отсталое глобальное экономическое управление затрудняет адаптацию к новым изменениям мировой экономики; дисбаланс глобального развития не позволяет удовлетворять потребности людей в лучшей жизни. Для решения вышеуказанных проблем и поддержания движущей силы поступательного развития экономической глобализации Китай выступил с инициативой придерживаться принципа развития за счет инноваций, создавать жизнеспособные модели роста; придерживаться согласованности и взаимодействия, создавать модель сотрудничества, основанную на принципах открытости и обоюдного выигрыша; идти в ногу со временем, создавать справедливую и рациональную модель управления; придерживаться справедливости и инклюзивности, создавать сбалансированную и общедоступную модель развития10.

В то же время Китай также активно предоставляет международному сообществу еще больше общественных благ. Предложенная Китаем инициатива «Один пояс, один путь» направлена на то, чтобы поделиться возможностями развития Китая со странами, расположенными вдоль «Пояса и пути», добиться общего процветания. Созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций уже начинает играть активную роль. Предложенные Китаем новые механизмы и инициативы полезны для дополнения и совершенствования уже существующих международных механизмов, они предназначены для осуществления взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. Расширение открытости Китая внешнему миру состоит не в том, чтобы действовать в одиночку и стремиться к формированию в своих целях каких-либо зон влияния, а в том, чтобы приветствовать общее участие всех сторон и поддерживать совместное развитие всех стран.

3.3. В едином порядке учитывать внутреннюю и международную обстановку

Так называемая внутренняя обстановка заключается в достижении целей, намеченных к «двум столетним юбилеям» и осуществлении китайской мечты о великом возрождении китайской нации, а международная – в том, чтобы добиться благоприятных внешних условий для реформ, развития и стабильности нашей страны, защитить государственный суверенитет, безопасность и интересы развития, сохранить мир и стабильность всего мира и содействовать совместному развитию.

Комплексный учет внутренней и международной ситуации обусловлен реальностью мировой ситуации и потребностями мирного развития Китая. Сейчас Китай уже вступил в ключевой период осуществления великого возрождения китайской нации. В отношениях между Китаем и внешним миром происходят коренные изменения, взаимосвязь и взаимодействие между нашей страной и мировым сообществом становятся беспрецедентно тесными. Мы все больше опираемся на внешний мир, все активнее участвуем в международных делах, а другие страны мира также все больше опираются и все сильнее влияют на нас. Поэтому китайскому правительству необходимо всесторонне учитывать и комплексно использовать как международные, так и внутренние рынки, как мировые, так и внутренние ресурсы, как международные, так и внутригосударственные правила.

Внутренняя и международная ситуации тесно связаны друг с другом и в то же время существуют относительно независимо. Для комплексного учета обеих ситуаций необходимо полное понимание тенденций их развития и основных особенностей, необходимо опираясь на внутреннюю ситуацию видеть международную, соединять эти две ситуации, формировать архитектонику взаимной координации и благоприятного взаимодействия. Полный учет двух ситуаций требует «строительства страны в условиях открытости», при этом «опираясь на самих себя», полностью используя собственные преимущества в национальных ресурсах, рынках, институтах и т.д., и в то же время «считаясь с необходимостью взаимодействия национальной и международной экономик», активно реагируя на перемены во внешней среде, лучше используя «как внутренние, так и внешние рынки и ресурсы», стимулируя «взаимную выгоду, обоюдный выигрыш и совместное развитие». Для этого мы должны наладить отношения по следующим направлениям.

Во-первых, надлежащим образом наладить взаимосвязь между внутренним развитием и внешней открытостью. В настоящее время уменьшаются дивиденды от вступления Китая в ВТО, внутреннему развитию необходимо придание новых драйверов. Китай должен активно проводить новую волну всесторонней открытости внешнему миру на высоком уровне, усиливать и продвигать глубинные реформы, ускорить формирование новых конкурентных преимуществ для участия и лидерства в международном экономическом сотрудничестве. В то же время мы должны владеть темпами, интенсивностью и масштабами открытости, в расширении открытости защищать национальную безопасность.

Во-вторых, надлежащим образом урегулировать отношения между раскрытием собственных преимуществ и использованием внешних условий. У Китая есть огромный рыночный спрос, рабочая сила с непрерывно повышающимся качеством и социалистический строй с китайской спецификой. Полный учет двух ситуаций заключается в том, чтобы в расширении открытости заимствовать положительный опыт, успешно состыковывать собственные преимущества с зарубежными рынками, ресурсами и факторами производства, чтобы в полной мере реализовать собственные преимущества, эффективно использовать зарубежные ресурсы.

В-третьих, надлежащим образом урегулировать отношения между ведением собственных дел на основе национальных условий и соблюдением международных правил для выполнения международных обязательств. Являясь второй по величине экономикой мира, Китай своими тенденциями развития и политическими мерами все более усиливает международные сопутствующие эффекты. Китай в развитии внешнеэкономического сотрудничества должен действовать в соответствии с международными правилами, при корректировке внутренней политики и законодательной системы также учитывать внешние или сопутствующие эффекты. Для защиты общих интересов мира и развития во всем мире Китай должен активно брать на себя международные обязательства, соответствующие его собственному уровню развития и возможностям.

В-четвертых, надлежащим образом урегулировать отношения между собственным развитием Китая и общим развитием мира. Интересы Китая и интересы мира едины. Для комплексного учета внутренней и международной ситуации мы должны в международных обменах придерживаться «достижения согласия при наличии различий», отстаивать концепцию «дорожи красотой своей культуры и понимай общую красоту человеческой цивилизации», избегать мышления с нулевой суммой, стремиться к достижению взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, создавать сообщество единой судьбы человечества.

Самое главное вести комплексный учет внутренней и международной ситуации в новый период в реализация этих пяти основных концепций развития. Полный учет двух ситуаций посредством инновационного развития требует не только обновления форм и методов как координации работы внутри страны, так и взаимодействия с внешним миром. Помимо того необходимо обновить систему и механизмы для комплексного учета двух ситуаций, всемерно усиливать единое командование из Центра, межведомственное сотрудничество, скоординированность внутренней политики и внешних связей.

Для координации двух ситуаций посредством согласованного развития требуется не только усиление внутренней координации и дальнейшее разрушение межведомственных барьеров, но также требуется усиление ведомственной согласованности и интеграция ресурсов во внешних делах, тем более требуется внутренняя и внешняя координация, коммуникация и взаимное дополнение, чтобы «внутреннее вело внешнее, а внешнее способствовало внутреннему». Для координации двух ситуаций посредством зеленого развития необходимо не только ускорить трансформацию и модернизацию форм развития внутри страны, усилить правоохранительную активность в защите окружающей среды, непрерывно улучшать экологическую среду, как можно раньше восстановить экологическое равновесие, стремиться к достижению «гармонии между человеком и природой»; но также необходимо усиление дипломатии в вопросах охраны окружающей среды и климатических изменений, совместно с другими странами мира продвигать глобальное управление климатом, активно участвовать в международном сотрудничестве в области спасательных работ во время стихийных бедствий. Для координации двух ситуаций посредством открытого развития необходимо последовательно продолжать и расширять внешнюю открытость, углублять увязку китайских и иностранных интересов, а также экономическую взаимозависимость; также необходимо расширять внутреннюю открытость, направлять и развивать общественные организации, развивать экономику смешанных форм собственности, совершенствовать социальное управление в эпоху Интернета, упорядоченно высвобождать народный потенциал, непрерывно усиливать жизнеспособность общества. Для координации двух ситуаций посредством общедоступного развития, в первую очередь, необходимо ускорить и углубить реформу распределения доходов внутри страны, увеличить численность населения со средним уровнем дохода, всемерно поддерживать социально незащищенные слои населения, должным образом вести интенсивную борьбу с бедностью, в соответствии с законом ограничить прибыль монопольных отраслей, продолжать наращивание строительства, нацеленного на улучшение жизни народа, эффективно усиливать социальную справедливость и чувство безопасности, удовлетворенности и счастья простых людей; во-вторых, необходимо неуклонно содействовать демократизации международных отношений и равноправию в глобальном управлении, последовательно расширять право голоса развивающихся стран и их полномочия в принятии решений, выступать против диктата над другими, стремления к гегемонии с опорой на господство в международных делах.

3.4. Непрерывное обновление дипломатической работы

Под правильным руководством ЦК КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, китайские внешнеполитические ведомства непрерывно обновляют свои подходы и методы работы, эффективно продвинули развитие и прогресс Китая в дипломатических делах. Обновление дипломатической работы включает теоретические, институциональные и практические инновации. Здесь мы сосредоточимся на анализе первых двух пунктов.

Во-первых, пополнять и совершенствовать теорию дипломатии крупной державы с китайской спецификой. После XVIII съезда партии генеральный секретарь Си Цзиньпин, точно уяснив изменения в мировой архитектонике и общую тенденцию развития Китая, выдвинул множество важных внешнеполитических стратегических идей, обогатил и развил теоретическую систему дипломатии крупной державы с китайской спецификой. Он предложил концепцию справедливого, открытого, всестороннего и инновационного развития; концепцию всеобщей, комплексной, основанной на сотрудничестве и устойчивой безопасности; а также концепцию сотрудничества, ядром которой являются углубление сотрудничества Азии и Африки, расширение сотрудничества Юг–Юг и продвижение сотрудничества Север–Юг; концепцию глобального управления, основанную на принципах совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования;

концепцию международного порядка, основанную на принципах сотрудничества и обоюдного выигрыша; правильную концепцию справедливости и выгоды, в которой соединяются справедливость и выгода, но справедливость ставится на приоритетное место. Непрерывно совершенствующаяся теоретическая система дипломатии крупной державы с китайской спецификой своевременно предоставляет мощное руководство для динамичного развития китайской дипломатии11.

Во-вторых, усилить комплексную координацию дипломатической работы. ЦК партии, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, исходя из комплексного учета как внутренней ситуации, так и международного положения в целом, уделяет высокую степень внимания комплексной координации дипломатической работы, подчеркивает, что дипломатическая работа требует одновременного учета ситуации внутри страны и за ее пределами, всестороннего планирования, единого руководства, скоординированного осуществления, требует, чтобы в Центре и на местах, в правительстве и в народе, во всех ведомствах, связанных с внешними делами, прочно утверждалось сознание того, что дипломатическая работа как одна цельная партия в шахматы, чтобы все ее участники выполняли свои функции и объединились все усилия. Необходимо в полной мере раскрыть активность и креативность всех сторон, в то же время с высоты интересов государства нужно заниматься централизованным регулированием, чтобы гарантировать успешное выполнение функций ЦК по руководству, принятию решений, управлению и упорядочению во внешнеполитической работе, обеспечивая реализацию внешних стратегических замыслов ЦК 12. Чтобы добиться единства во мнениях, ЦК созвал три специальных рабочих совещания по дипломатической работе и иностранным делам, в том числе совещание по дипломатической работе с сопредельными странами в октябре 2013 года, центральное совещание по иностранным делам в ноябре 2014 года, всеармейское совещание по иностранным делам в январе 2015 года и 16-е рабочее совещание военных атташе.

В-третьих, усилить институциональные инновации дипломатической работы. После XVIII съезда партии ЦК усилил строительство соответствующих механизмов дипломатии и иностранных дел, постепенно упорядочил системы и механизмы, выработал четкие правила, усиливал и регламентировал работу по управлению дипломатической деятельностью и иностранными делами, значительно улучшил и укрепил централизованное единое руководство дипломатической деятельностью и иностранными делами со стороны ЦК, а также единое планирование соответствующей работы. ЦК учредил Руководящую группу по всестороннему углублению реформ, Руководящую группу по кибербезопасности и информатизации, а также Центральную комиссию по национальной безопасности. Министерство иностранных дел учредило Консультативный комитет по вопросам международной экономики и финансов, а также Консультативный комитет по международному праву. Усиливая институциональное строительство, Китай также в дальнейшем совершенствовал законодательство в сфере внешней безопасности, чтобы была решена задача создания законов для всех сторон государственной деятельности в области внешних соотношений, включая «Закон о борьбе со шпионажем», «Закон о национальной безопасности», «Закон о борьбе с терроризмом» и «Закон о регулировании деятельности зарубежных неправительственных организаций в Китае» и др.

Наконец, необходимо усиливать обновление конкретных мер реализации концепции «дипломатия служит народу». После XVIII съезда партии Министерство иностранных дел Китая придерживается концепции «дипломатия служит народу», оно реализовало ряд новых мер, направленных на служение народу и экономическому развитию на местах. Например, Китай провел крупномасштабные операции по эвакуации граждан Китая из Ливии и Южного Судана, где была нестабильная ситуация, успешно спас членов экипажа судна, захваченных сомалийскими пиратами, надлежащим образом справился с тысячами серьезных чрезвычайных ситуаций, затрагивающих интересы и безопасность китайских граждан. Бесперебойно и высокоэффективно работает горячая линия консульской защиты «12308», уже охватывая более 200 посольств и консульств за рубежом. Китай также достиг новых договоренностей для упрощения процедур в области персонального общения со многими странами и регионами. По состоянию на конец 2016 года уже 40 стран упростили визовые процедуры с Китаем, в 57 стран и регионов можно с обычными китайскими паспортами отправляться без визы или оформлять визу по прибытии.

Министерство иностранных дел также начало глобальную акцию продвижения провинций, автономных районов и городов, создает новую платформу для обслуживания местного открытого развития, чтобы на местах, особенно в центральных и западных регионах провинции, автономные районы и города могли связываться с разными странами, а также с известными международными предприятиями, могли искать партнеров для сотрудничества, не выезжая за границу. В то же время иностранные дипломатические представительства, аккредитованные в Китае, могут, не выезжая из Пекина, ознакомиться с политикой открытости и перспективами развития провинций, автономных районов и городов Китая, открыть возможности для сотрудничества. Министерство иностранных дел, посольства и консульства за рубежом также используют свои собственные каналы, информацию и преимущества ведения человеческих контактов в предоставлении всесторонней поддержки и услуг для открытого развития на местах.

Министерство иностранных дел также всемерно сотрудничает с компетентными органами в стране по международному розыску коррупционеров-беглецов и возврату присвоенного ими имущества, распространяет антикоррупционную сеть по всему миру; используя законные средства и официальных каналы, оно вернуло из-за границы многие преступные элементы, находившиеся в списке 100 наиболее разыскиваемых китайских беглецов, которые были внесены в «красный циркуляр» Интерпола, вносит активный вклад во всестороннее управление страной на правовой основе и всестороннее строгое внутрипартийное управление.

Раздел 4 Краткий итог данной главы

Короче говоря, основные особенности нынешней международной обстановки таковы: тенденция к миру и развитию все более усиливается, но мировая экономика растет более медленными темпами; в международном балансе сил происходят глубокие и сложные изменения, усиливается давление в сфере безопасности, которым сталкивается Китай; в отношениях между крупными державами соперничество сосуществует наряду с сотрудничеством, но проявилась тенденция к разделению на лагеря; длительное время существуют горячие точки и сложные проблемы в сопредельных регионах, и Китаю трудно их избежать; обостряется борьба вокруг правил глобального управления, но сила влияния Китая продолжает возрастать.

Последующие несколько лет для Китая будут периодом реализации планов «13-й пятилетки», «периодом всестороннего построения среднезажиточного общества», а также будут «периодом эволюции мирового порядка» и «периодом борьбы старого и нового», периодом беспрецедентной сложности международного окружения. Благоприятной стороной этой сложной и изменчивой международной обстановки является то, что мир попрежнему будет находиться в эпохе мира и развития, международное соотношение сил будет сохранять тенденцию к равновесию; неблагоприятной стороной для нас является то, что будут продолжать усиливаться кризисы и напряженность в международной политической среде, в некоторых регионах будет ужесточаться геополитическое соперничество, взаимно переплетаются традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности, не будет ослабевать давление международной безопасности, с которым сталкивается Китай. Но совокупная мощь государства Китая будет продолжать стремительный рост. Только при координации ЦК партии внутренней и международной ситуации, следовании дипломатии крупной державы с китайской спецификой в новую эпоху и в последующем будет эффективно повышаться способность Китая участвовать в глобальном управлении и влиять на международную обстановку.

Загрузка...