Похоже, если мы дадим правильное определение лидерству, это поможет нам найти ключ к разгадке его феномена. Нашей натуре свойственно навешивать ярлыки, мы думаем, что таким образом можно начать ориентироваться в пространстве среди неизвестностей, а давая чему-то авторитетное определение, обозначить возможные решения. Обозначили, но не решили.
Ну да ладно. Представим, что «лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения определенной цели». Насколько после прочтения этого определения вам стали понятны предполагаемые шаги для развития в себе навыков лидера? Если говорить политично, но откровенно – не очень понятны.
А если прибавить к этому, что лидерство – это ещё и процесс организации работы в группе или компании? К лидеру должны прислушиваться, ему должны доверять. Доверять и прислушиваться – и это при всей противоречивости нашей натуры и врождённой сопротивляемости любому доминированию. Сложно, трудно достижимо, невероятно?
Никогда и никем, и самим провидением, изначально не определено одних ставить на позиции властных лидеров, а других на позиции порабощенных и подчинённых. При любом насильственном труде или давлении у человека возникает потребность сбросить с себя всё это, взять в руки булыжник и с налётом неистребимого романтизма обратиться хотя бы к размышлениям о себе и своих целях. Почему «хотя бы к размышлениям»?
Потому что, в нашем представлении, путь к реализации любого потенциала и лидерского в том числе, невозможен без перекрёстка осмысления. Размышления – это зона понимание и принятие. Признать и принять своё лидерство – значит сделать первый и самый тяжёлый для нас шаг. Изменить мир легче, чем изменить своё представление о нём. При том, что этот же мир меняет своё представление о нас, даже не задумываясь и не переживая.
Каждый из нас, даже при первом приближении, найдёт в себе что-то из своего представления о лидерстве. Хотя бы ту же скромность или амбициозность, способность концентрироваться или благородство, жизнелюбие или гуманизм. А испытываем ли мы эти качества на практике? Тренируем ли мы их? Корректируем ли полученные результаты? Ставим ли конкретные цели? Скорее всего, нет. Как же мы можем утверждать, без тщательной работы над собой, что лидерство это не для нас, если мы даже не пробовали реализовать хотя бы часть своих способностей?
Ведь только тогда, когда по мере реализации своих талантов и способностей, мы воздействуем на окружение, только тогда мы имеем право говорить о своём влиянии на мир, о силе этого влияния. Реализуем ли мы свои таланты? Развиваем ли свои способности? Лелеем ли мы свои добродетели?
История показывает, что человечество всегда находилось в поиске, но постоянно нарушало истинную цель своего предназначения. Библейское изгнание из райского сада может показаться увлекательным путешествием по сравнению с теми потенциальными катастрофами, к которым может привести неразумное поведение лидеров современного мира и каждого из нас в отдельности. Если говорить о последствиях райской катастрофы в контексте нашего рассуждения, то это драматическое изгнание повлекло за собой опасную и неестественную связь между подчинёнными и руководителями, лидерами и последователями, породило кошмарное злоупотребление властью и неоправданное использование силы. И всё это веками с большими потугами облекалось в форму лидерства.
Простому человеку трудно даже представить себе место на Земле, где в человеческом обществе существует и развивается такая лицемерная форма лидерства. Хотя каждый подозревает, что место это очень недалёко.
В любом случае лучше рассмотреть для начала то, что нам ближе, то, что естественней и искренней. Животный мир.
Признаки лидерства есть во всеми нами любимом животном мире. Практически для всех социальных животных характерно выделение из общей среды вожака или лидера. На первый взгляд быть вожаком выгодно – это приоритетный доступ к любого рода ресурсам, от питания до соития. Но так думать несколько наивно. Одновременно у лидера существует целый вагон неудобств. Во-первых, это постоянное поддержание внутренней иерархии в диком обществе соплеменников в условиях отсутствия подчинённых силовых ведомств. Регулярная обязательная защита собственного высокого статуса происходит без использования ресурсов аппарата партии или PR-машины. А во-вторых, и это главное, это необходимость защиты всех подчинённых. Подобие общественного договора: члены стаи подчиняются вожаку, а он их защищает.
Такое положение лидера у животных, как правило, совпадает с примативностью. Например, у наших ближайших родственников обезьян, лидерами становятся особи с повышенной агрессивностью и склонностью к конкуренции и дракам. Стоит совсем ненадолго задержаться у вольера с павианами, чтобы увидеть все особенности проявления примативности: они любят власть, секс и не любят себя подставлять. Это уже нам что-то реально напоминает. Эти человекообразные экземпляры уважают грубую силу, интеллектом особо не блещут, да и преданность им определенно не свойственна. Такой нехитрый набор характеристик почти всегда готовит для их носителя место лидера. Уверен, все оценили термин – человекообразные.