Сколько раз вы возвращались в сады и переулки вашего детства? Сколько раз вы отгоняли эту самую горькую и до боли откровенную мысль. Мысль исключительности, мысль что повторения всего этого уже не будет. Не будет НИКОГДА.
Никогда больше вы не почувствуете теплоту материнских рук, прижимающих вас к себе после неудачного падения и разбитой коленки, не будет озорных и бессмысленных игр во дворе, не будет бесконечного и бесшабашного лета, не будет босых ног на обжигающем песке, первого поцелуя на закате и первой поездки к морю, первой сессии, первого экзамена и первого чувства глубокой и наивной уверенности, что всё возможно.
Для вас возможно всё!
Именно для вас жизнь только, вот только началась. Она практически бесконечна, она без конца, она без края, без политики и конкуренции. Весь мир, он только и ждёт пока вы заявите, сделаете свою самую первую ставку, самый первый ход в его покорении. И это должно случиться, это обязательно случится, это практически неизбежно.
Старт! Вы на прямой. Мир ждёт
В жизни, как в аэропорту: стоишь – двери закрыты, пошёл вперёд – двери открылись.
Но прямая оказывается далеко не прямой. Мир не ждёт и в нем очень много политики и есть жёсткая конкуренция. В этом мире есть всё. И больше. Вы спотыкаетесь и падаете, вы разбиваете коленки и набиваете шишки, но уже нет той теплоты рук, могущих залечить любую рану, нет лета – есть отпуск, нет закатов и рассветов – есть утверждённое расписание и тот самый первый раз, дай Бог, не последний. Мир не ждёт покорения. А стоит ли такой мир вообще покорять? Может быть, разумнее не покорять существующий мир, а построить собственный? Свой, единственно подходящий, где будет место всему самому первому, самому откровенному, самому чувственному, самому правильному. Где будет место всему… и уверенности в возможном, и теплоте излечивающих рук и слов. И главное – будет ясно, куда идти, за кем идти и кого вести за собой.
Всё это, как заметки на полях книги, которую мы пишем каждый день. С утра и до вечера. Заметки на полях жизни. Они не менее важны, чем сама книга. Они порой как те недостающие специи и приправы, которые придают блюду исключительный вкус. Идеи, советы и фразы, добавляющие остроты в наши представления о жизни и лидерстве.
История человечества – всего лишь мгновение в вечности вселенского мироздания. Но мы бережно относимся к тем крупицам фактов, которые находим, предполагаем или выдумываем, облагораживая и оправдывая наше существование на планете. Но если рассуждать откровенно, то наша история – это история выживания. Веков 100 назад, если человеку надо было поесть, он срывал увесистые плоды или раскапывал невыразительные черенки. Несколько позже, он стал завсегдатаем клуба охотников за убегающими контейнерами из белков, жиров и бивней. Стратегия поимки такого мохнатого контейнера предполагала слаженную работу всех участников мероприятия. И, скорее всего, председатель такого клуба сочинял сценарий охоты и расписывал роли всех действующих лиц.
Когда было необходимо спрятаться от непогоды, человек искал пещеру или строил бунгало из подручных экоматериалов. Примитивное общежитие в условиях замкнутого пространства пещеры и поддержание порядка и спокойствия требовало хоть какого-то управления. Жизнь продолжалась и веков семьдесят пять назад страсть к комфорту и иллюзорное стремление к независимости и свободе от мигрирующих млекопитающих и утомительного многочасового поиска даров фауны, подтолкнуло человека к созданию зверинца с милым одомашненным скотом и разработке стратегии и плановости посевных работ. И так продолжалось десятки веков. Посеял, вырастил, собрал, съел. Или, что ещё проще, заколол, зажарил и съел.
Но жизнь не останавливалась и та же страсть к комфорту и самоутверждению среди себе подобных создавала рынки восполнения калорий с продуктами далеко не первой необходимости. Появился натуральный обмен. Мясо на бусы, собак на мыло, зерно на золото. Кстати, как практически использовать золото в жизни, кроме как тешить своё самолюбие, растворять его в коктейлях или изготавливать гладкие писсуары и зубные коронки, человек так и не смог придумать. Так же, как и не утратил непрактичную страсть к нему.
Что же сегодня? Для того чтобы поесть, мы заполняем таблицы, подписываем бумаги, копаемся в интернете, отвечаем на телефонные звонки, говорим с себе подобными и делаем ещё много чего, что никак не связано ни с собиранием тропических плодов, ни с охотой на парнокопытных, ни даже с посевом зерновых. И если каких-то 150 лет назад эти занятия были привычными для 76 процентов населения планеты, то сейчас сельским хозяйством занимается лишь четыре процента населения. Оставшиеся 96 процентов участвуют в проектах и сидят на планёрках, стоят у конвейера или у прилавка. Задумайтесь на мгновение, все эти 96 процентов людей должны каждый день создавать себе мотивирующие, но по определению абсурдные модели последовательности действий для своего выживания. Последовательности, где конкретное желание, жизненная потребность и способ его удовлетворения могут состоять из совершенно не связанных действий. Заполнил таблицу, сделал звонок, нажал пару кнопок и получил бифштекс средней прожарки, салат и воду без газа. Каких-то пятьсот лет назад это звучало футуристически.
А если кто-то неожиданно и воспринимал буквально вызов вернуться к истокам и на закате нескончаемых проектов и планов загорался желанием уехать в провинцию, чтобы восстановить наработанный тысячелетиями алгоритм гармонии, то он неожиданно обнаруживал, что навыки, логика и последовательность его поведения утеряна. Навсегда… Но утеряны не только логика и навыки этой примитивной системы жизнеобеспечения. Утерян самый главный навык – навык поиска и реализации истинного предназначения человека на Земле. В чём оно, это предназначение – в мелиорации земель, в освоении слепого метода печатания, в декламации хокку, в боях без правил…
В детстве мы засыпаем в предвкушении волшебного сна, в котором бесспорным и единственным героем являемся мы сами. В детстве мы уверены, что провидение подготовило нам самое интересное будущее. Будущее не скромного наблюдателя, а яркого предводителя. Предводителя всего. И проходят годы… Наступает юность.
В юности мы ищем любую возможность изменить всё, но кардинально начинаем менять с пространства вокруг себя. Мы скромничаем – минимальная цель и зона наших изменений – весь мир. Мы чувствуем, что мы просто обязаны возглавить изменения… А другого нам не дано по определению, мы уже родились для лидерства и перед нами вся жизнь…
Порой мы задумываемся: что нужно, чтобы стать лидером? Ждать подходящие обстоятельства? Революции, нашествия англичан на Руан, чтобы потом быть одиноко сожжённым на костре? Чего нам так не хватает в этом мире, чтобы стать лидером? Разве в книгах недостаточно героев и примеров? Может, современные медиа не создают для нас достаточного числа позитивных моделей вождей соответствующего качества?
Вспомните, какой из героев последней четверти века был внешне близок вашему представлению о лидере, в ком эта внешняя схожесть с лидером сочеталась с поведением достойным вашего подражания? Скольких таких героев вы знаете? Насколько они бесспорны и не противоречивы? А герои наших детей – черепахи восточных единоборств, не то люди не то пауки или муравьи, фантастические четвёрки и росомахи, роботы и полицейские… Умиляет то, что будет большой смелостью утверждать, что политики из реальной жизни сильно отличаются от этих героев.
И, возможно, так и не найдя своей уникальной модели и разочаровавшись в продвигаемых агрессивным медиа образах, мы шаг за шагом предаём свои идеалы, свою юность и детские мечты? А возможно, так поступают все.
История показывает, что если в стране нет компетентных и справедливых лидеров, ситуация в ней ухудшается на национальном уровне. Да, лидерство – это видение и ещё раз влияние. Но это не специальные эталонные качества. И даже наоборот, порой лидеры были крайне далеки от нашего понимания совершенства. Конечно, не настолько далеки от привычного представления как человек-паук или робот-трансформер. Но…
Моисей, убийца человека, страдал косноязычием. Будущий царь Давид был простым пастушком и самым неприметным в своей семье. Гедеон, взявший на себя бремя успешных военных операций ещё при Моисее, был трусом. Апостол Пётр, положивший начало основам Церкви – простым рыбаком. И уже практически в наше время: Авраам Линкольн славился тем, что был крайне застенчивым человеком, мать Тереза начинала своё служение как простая и скромная монахиня, Рональд Рейган, наверное, самый яркий и эффективный президент – актёр, в основном снимавшийся в вестернах, Раджив Ганди – юрист…, можно продолжить список неудавшихся художников, семинаристов и водителей автобусов.
Существующие концепции достижения лидерства только особенными людьми показательно сомнительны. У каждого из нас уникальные области влияния, у каждого свои таланты воздействия. Но насколько мы пристально вглядываемся в наш особый потенциал? Что мешает нам быть вовлеченными и уверенными, как в первые минуты юности?
Насколько мы знаем своё предназначение? Отсутствие понимания этого вызывает у нас постоянное недовольство, если не апатию. Именно из-за этого, мы начинаем чувствовать, что не можем повлиять на прогресс в собственной жизни. С одной стороны нас теснят ложные концепции, согласно которым высокое предназначение уготовано только избранным. А с другой стороны, мы сомневаемся в предназначении существующих правителей. И справедливости их положения.
С самого детства мы противимся контролю, и любое приказание сразу отзывается спрятанным глубоко внутри чувством сопротивления. Вырастая, мы вырабатываем сложные поведенческие модели, регулирующие эту врождённую склонность сопротивляться доминированию над нами. Это не вопрос отказа от сотрудничества или коллективной работы, это элементарное нежелание подчиняться власти. Задумайтесь на секунду, насколько обидно осознавать, что миллионы не понимают свою врождённую ценность и проживают жизнь полную капризов, пожеланий и приказов других, не реализуя своё собственное видение, не двигаясь к своим целям и не достигая благополучия. Так и проходит жизнь.
«Когда бог поручает что-то, он даёт и соответствующие способности. Поэтому изучите
свои дарования, чтобы увидеть, в чём состоит ваше предназначение».
М. Лукадо
Но надо признаться и не забывать, что мы всё же созданы по образу и подобию. Цель нашего создания и фактический результат эволюции наших природных особенностей – управление этой чудесной планетой. Совершенно другой вопрос – как мы с этим справляемся. Но нигде не сказано, кроме того, что мы напридумывали сами или что было сделано без нашего участия, что одним из нас дано врождённое право приказывать и властвовать над другими. Служить, в правильном смысле управления другими, – да. Но властвовать?
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». (I Кор. 7:23)
Принципы служения в той или иной степени составляют фундамент любой формы демократии. Порой утопической, но крайне убедительной. Убедительной настолько, что мы пройдя через все перипетии тайн и теорий нашего происхождения, осознали своё сакральное призвание контролировать, руководить и влиять на жизнь на Земле. Этим, кстати, сразу же воспользовались политики. Но, кто сказал, что только политики или «удачливые» олигархи могут позволить себе реализовывать своё право управлять? Что есть у них, кроме принятой концепции легитимности власти? И если то, как они управляют обществом или компанией, – всегда вопрос обсуждаемый и вызывающий противоречивые мнения, то качество их управления частной жизнью находится исключительно в зоне их собственных суждений и оценок. Так же, как и каждого из нас.
Каждый должен быть способен управлять собственной жизнью, независимо от положения и позиции. Ведь если не мы, то кто? Вы можете кому-нибудь передать в доверительное управление этот бесценный дар? Это исключительно ваша жизнь. Это ваш исключительный принцип, пример и опыт. И ваше исключительное право.
В нас сокрыт дух управления и власти. Нас изначально создали лидерами. Лидерами своей жизни и живого мира. И нам даны ответственность служить и обязанность вести. Не это ли и есть лидерство?