«Сецессион» – творческое объединение молодых австрийских художников, выступивших в начале 1900-х годов против академического искусства.
Сфумато (итал. sfumato – затушеванный, исчезающий, как дым) – метод письма, который позволяет смягчить очертания фигур и предметов, передать окутывающий их воздух.
Светотень – контраст света и тени в живописи, графике или печати для создания иллюзии трехмерных форм.
Fêtes galantes, в переводе с фр. «галантные празднества».
Поп-арт – это направление в искусстве, основанное прежде всего на изображении объектов массовой культуры и направленное на развлечения, коммерцию, а не на поиск глубинного смысла, философию и духовность. Ведущую роль в развитии направления играли американская массовая культура (реклама, мода, тренды, иконы стиля), различные средства популяризации и коммерческого продвижения товаров.
«Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti) – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения. Книга была напечатана в 1550 году, в расширенном виде – в 1568 году. Один из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.
Фреска (от итал. fresco – свежий), аффреско (итал. affresco) – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.
Legenda Aurea – сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и житий святых, написанное на латыни около 1260 года.
Апсида – в церковной архитектуре примыкающий к основному объему пониженный, полукруглый, граненый, прямоугольный выступ здания. Внутри апсиды расположен алтарь.
Гризайль – однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф.
Муратов П. Образы Италии. Берлин, 1924.
Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. Москва, 1939.
Впервые перспектива применена Мазаччо в 1450 году в церкви Санта-Мариа Новелла во Флоренции.
Лессировка (из лат. laseris – смолистое, блестящее вещество, блеск) – один из технических приемов нанесения красок на основу тонким, просвечивающим слоем, для чего в составе краски увеличивают количество связующего вещества – масла, лака, скипидара, олифы.