Понт – самое замечательное из всех морей.
В Понте есть много полезного для жизни другим народам.
«В прежнее время людей племена на земле обитали, горестей тяжких не зная, недостаток был им ни в чём не известен. Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли, они же, сколько хотелось трудились, сбирая богатства…»[1]
Под «богатствами» Гесиод подразумевал изобилие плодов и ягод в лесах вкупе с предоставлявшим «золотому поколению» шкуры для одеяний и мясо для пропитания многочисленным зверьём. Живописав райские условия жития пращуров, рапсод-козопас напрочь исключил саму мысль о возможных в их быту, столь привычных для нас, сегодняшних, преднамеренных междоусобиц, с чем трудно не согласиться, ибо отсутствовали причины для конфликтов по интересам: всем всего хватало! Думаю, склоки, всё-таки, случались, на то они и были человеками, чтобы засматриваться на чужое: на лучшее место для стоянки, на источник с «вкусной» водой, обдуваемый прохладным ветерком пологий склон с уютной, сухой пещерой… раздоры, конечно же, были, но до «полноценных» войн дело не доходило, ибо не существовало пока ещё в их среде сословного и профессионального деления: война требует вождя-зачинщика, последнему необходимо войско, войску – военачальник.
Предположительно за десять тысяч лет до дней наших на территории будущих Сирии, Палестины, на юге Анатолии случился продовольственный кризис – съели люди зверей вольных, охотой прокормиться уже не получалось, пришлось заводить воспроизводящее хозяйство: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец».
Хлебопашество, огородничество, скотоводство обеспечили насельников пищей, а достаток привёл к демографическому взрыву, как следствие – возрос спрос на землю: пастбища и пашни, отсюда – неизбежное противостояние: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его…».
Земельный вопрос породил центробежные тенденции: «И будешь ты изгнанником и скитальцем по земле…» – излишки населения стронулись с места, началась миграция в Центральную Азию, в Азию Южную, в Аравию и Северную Африку; многочисленные группы переселенцев двигались к западу, по островам Эгейского моря и через Балканы на Пелопоннес и в бореальную Грецию. Так складывалась Ойкумена – охватывающее Средиземное море кольцо из поселений пришельцев. Процесс сопровождался бесчисленными «малыми» войнами – туземцы отбивались от незванцев.
Постепенно общежитие в Эгеиде сладилось – пришлые смешались с автохтонами, образовавшиеся новые сообщества занимались домостроем: прокладывали морские дороги, торговали, разбойничали, обрабатывали землю, осваивали ремёсла. Конфликты носили региональный, можно сказать – бытовой характер, до потрясавших Восток катаклизмов медитерянам дела не было, своих забот хватало. Однако очень скоро уже многочисленным греческим полисам стало грозить перенаселение и тогда микенцы – наиболее предприимчивое племя в Эгеиде, возглавили разорительные набеги «морских народов» на земли восточных правителей, приступили к колонизации Малоазийского побережья, а после разразилось глобальное противостояние – Первая мировая война: Греция против Трои.
Гомер поводом к войне назвал похищение Елены троянским царевичем: блудливая юница, воспользовавшись отлучкой Менелая, сбежала с Парисом, прихватив казну супруга – поступок, конечно же, гнусный, но и ответ потерпевшей стороны навряд ли можно считать адекватным: Менелай и брат его Агамемнон склонили греческих царей к походу на Трою.
Достославный аэд озабочен был поэтикой и совсем не интересовался политикой, отсюда построение анекдотичного сюжета величайшей в истории словесности поэмы, однако внимание дотошного её чтеца непременно привлечёт одна явно «политическая» деталь – на протяжении всего повествования автор устами большинства героев эпоса последними словами честит финикийцев, которые, как известно, в войну не ввязывались, предпочли оставаться сторонними наблюдателями, и подобная неприязнь греков к сынам Ханаана удивляет. В чём же провинились хананеи, чем заслужили ненависть ахейцев?
Вплоть до «пробуждения» материковых греков, морем поочерёдно владели критяне и финикийцы; после исчезновения с исторической сцены созданной царём Крита Миносом могущественной талассократии, водные просторы Эгеиды достались перехватившим всю торговлю от устья Нила и до Иберийского полуострова хананейским купцам, но вскоре, уже набравшие силу микенцы вступили в соперничество с торговыми флотилиям тирян, беритцев, сидонян. Существовал в регионе спрос на жизненно необходимый товар – олово. Олова, без которого невозможно было тогда получить бронзу, у греков не наблюдалось (месторождения на Пиренеях будут открыты и освоены через шесть столетий после падения Трои). Олово грекам поставляли всё те же финикийские торговцы, везли с Британских островов посуху через всю Европу и морем от Сицилии. Меняли олово ушлые доставалы исключительно на золото, по весу, из расчёта «один к двум», вот и причина раздражительности греков…
А на Севере пенились валы другого моря, в этих водах побывали Аргонавты во главе с Ясоном. Путь туда лежал через узкий пролив, и пролив этот охраняли корабли троянцев.
Троя была кровно заинтересована в контроле Геллеспонта: через Пропонтиду в Илион поступали из Колхиды отборная пшеница, конопля, воск, мёд, смола, льняные ткани, затейливая утварь, украшения, оружие из нержавеющей «ворони чёрной». Илион был «златообильным» – монополия на посредничество в торговле между колхами и финикийцами давала большую прибыль. И ещё: возвратившись из плавания, Аргонавты принесли грекам весть – земля колхидская богата оловянными рудниками! Наличие в Колхиде олова предопределило судьбу Троады: раскопки Шлимана и Дёренфельда показали – до времени Агамемнона Трою жгли, как минимум, пять раз. В шестой раз город сравняли с землёй, и само царство Приама перестало существовать.
Война настолько истощила силы ахейцев, что они не могли уже противостоять давлению надвигавшихся с Севера дорян. Пришельцы орудовали железными мечами, бронза потеряла статус «стратегического» материала, на протяжении четырёх последующих столетий греки были заняты внутренними войнами. Первые греческие торговые фактории появились на побережье Колхиды спустя пять веков после гибели Троады. Во времена Гомера, через четыреста лет после окончания войны, Троя представляла собой поросший сорной травой склон холма, и новое поселение возникло здесь ещё столетие спустя. А победителями в войне оказались финикийцы: могучий объединённый флот греков был уничтожен, сами греки озабочены были сиюминутными проблемами – начиналась новая «пересортица» племён, и Посейдон вновь уступил Иамму[2] просторы «седого густокудрого моря»…
Проникновение греков в Причерноморье живо отразилось на судьбах населявших берега Понта народов: Колхида, вовлечённая в орбиту античной цивилизации, превратилась в оживлённый уголок Ойкумены. С появлением здесь греческих городов древние авторы переименовали омывающее берега Колхиды море: Понт Аксинский, то есть – «негостеприимный», обратился в Понт Эвксинский – «гостеприимный». Но Аргонавты выступили первопроходцами именно неприветного, опасного моря – зачем? Из присущей грекам любознательности? Малыми силами, всего с одним кораблём? Неубедительно. Неубедительно даже для тогдашней «героической» эпохи: греки были авантюристами, однако, в основе их начинаний обычно лежал здоровый прагматизм. Ещё вопрос – кем был Ясон, и с какой стати он зазвал Аргонавтов в опасное плавание? Согласно «Мифологической библиотеки» Аполлодора, Ясон – потомок царей Фессалии, известной в древности, как страна чародейства, бог врачевания Асклепий родился именно в Фессалии (в древности магия и врачевание тесно соприкасались друг с другом). Ясон – сын Эсона, внук Кретея, основателя Иолка, правнук Эола, первого царя Фессалии. Узурпатор Пелий отстранил от власти Эсона и поражённый в правах Ясон долгое время жил в пещере лесистого Пелиона у кентавра Хирона, изучая навыки целительства. Ясон отнюдь не могучий и отважный воин, а мирный человек, сведущий в магии и врачевании, знающий целебные свойства растений, на искателя приключений он вовсе не похож. Далее: мысль о том, чтобы снарядить экспедицию за золотым руном, внушил узурпатору Пелию именно Ясон, следовательно, земля Колхиды манила его…Однако, будет, покончим с загадками: вот они перед вами, записки непосредственного участника тех событий, мало того – организатора всей авантюры, самого Колхидского дракона, невольного охранителя пресловутого руна, – с этого места я умолкаю, повествование продолжит великолепный… впрочем, автор сам представится читателю, ведь волею богов попавшая мне в руки рукопись есть не что иное, как первая в обозримом литературном наследии попытка художественной автобиографии, и, одновременно, бесценная хроника событий седой старины.
О трудностях, с которыми слуга ваш покорный столкнулся при переводе, умолчу. Упомяну лишь живую непосредственность, характерную для переменчивой манеры авторского письма – от напыщенного, чуть ли не эпического слога, до портовой фени конца второго тысячелетия дохристианской эры, и это при произвольном чередовании бытовавших в те времена диалектов старогреческого и маюскульном способе написания автографа. Учитывая, что писалось для современников и нынешнему читателю будет нелегко разобраться в обильно рассыпанных по строкам малоупотребляемых сегодня географических названиях и архаизмах, сохранённых мною в попытке сберечь чарующую атмосферу мастерски изображённого автором древнего мира, снабдил я хронику комментариями, которые распределены по «телу» повествования с таким расчётом, чтобы не утомить пользователя, ибо – много их. В конце каждой главы приведены разъяснительные схолии, помимо того – за авторским текстом следует глоссарий с пояснениями по древней географии и этнографии. Засим – о чём до меня говорили двое, с тем справился я один…
Тифон, отец Колхиса – порождённый Геей от Гадеса исполин с сотней драконьих голов на затылке. Вступил с Зевсом в единоборство за олимпийский престол, однако, Мойры обманом накормили чудище плодами заговоренными, что лишило его силы, и был он низвергнут Зевсом в Тартар.
Эхидна, мать Колхиса – прекрасная ликом полудева-полузмея, дочь Форкия и Кето, от кровосмесительной связи с собственным сыном Орфом родила Немейского льва.
Кербер, братец Колхиса – трёхголовый пёс, страж Аида.
Гидра, сестра Колхиса – девятиголовая змея с ядовитым дыханием, проживала у источника Лерны в Аргосе.
Химера, сестра Колхиса – трёхголовая (головы львицы, козы и змеи), огнедышащая бестия. Не брезговала человечинкой.
Сфинкс, сестра Колхиса – крылатая львица с женским торсом. Разоряла Фивы по поручению Геры.
Орф, братец Колхиса – двуглавый пёс, бдительный страж.
Немейский лев, братец/племянник Колхиса – гиперлев с непробиваемой супершкурой.
α. Надстоящие:
Триединая – Геката-Артемида-Селена – Белая Богиня, мать всего сущего.
Гелиос – дарующий жизнь, всевидящий бог Солнца.
β. Предстоящие:
Хаос – первопотенция; бесконечное и пустое мировое пространство.
Эреб – сын Хаоса; олицетворение мрака.
Никта – дочь Хаоса; олицетворение ночи.
Гемера – дочь Эреба; богиня дневного света, спутница Гелиоса.
Гея (Хтония) – мать-земля.
Уран – сын и супруг Геи; олицетворение неба.
Океан – бог бескрайней, омывающей всю Землю реки; на далёком Западе знаменует границу между миром жизни и миром смерти. От Океана берут начало все реки и морские течения.
Хронос – Хаос породил самое древнее, что было во вселенной – время. Греки прозвали божество времени Хроносом (не путать с Кроносом – этот породил Зевса и его братцев с сестрицами, правда, он же и пытался отпрысков своих изничтожить, но – тщетно).
γ. Титаны и титаниды:
Мнемосина – дочь Урана и Геи; «царица высот Элевфера», родительница Муз.
Понтос (Понт) – сын Геи; бог внутренних морей.
Кронос (Крон) – сын Урана и Геи; владыка неба и мира (до Зевса).
Рея – дочь Урана и Геи, сестра и супруга Кроноса.
Тофида (Тефия) – дочь Урана и Геи, сестра и супруга Океана, от брака с которым породила все реки мира.
δ. Олимпийцы:
Зевс – верховный; сын Кроноса и Реи.
Гера – сестра и супруга верховного.
Посейдон – сын Кроноса и Реи; бог морской стихии.
Аид – сын Кроноса и Реи; владыка царства мёртвых.
Деметра – дочь Кроноса и Реи; богиня плодородия и земледелия.
Гестия – дочь Кроноса и Реи; богиня домашнего очага.
Афина – дочь Зевса и океаниды Метиды; богиня справедливой войны.
Арес – побочный сын Геры; бог вероломной войны.
Афродита – дочь Урана; богиня любви и красоты.
Гефест – побочный сын Геры; бог огня и кузнечного ремесла.
Гермес – сын Зевса и плеяды Майи; бог торговли, хитрости и воровства.
Аполлон – сын Зевса и Лето; бог света, предводитель лекарей, покровитель искусств, глава гильдии оракулов.
Дионис – сын Зевса и Семелы; бог виноделия и веселья.
ε. Боги по интересам:
Дети Никты:
Танатос – олицетворение смерти, крылатый демон.
Гипнос – бог сна и сновидений, любимец Муз.
Эрида – богиня раздора, голода, скорби, несчастья.
Ата – божество помрачения рассудка.
Немесида (Адрастья) – богиня справедливого возмездия.
Мом – бог злословия, интриг; провокатор Троянской войны.
Керы – демоны насильственной смерти.
Эвмениды (Эринии) – богини мести, преследуют жертву не только при жизни, но и после смерти.
Дети Понта:
Нерей – морское божество; обладал даром предвидения, наделял путников добрыми советами.
Тавмант – бог морских чудес.
Форкий – властитель бурного моря.
Кето – сестра и супруга Форкия; богиня морской пучины и чудовищ глубинных вод.
Персефона – дочь Зевса и Деметры, супруга Аида.
Морфей – сын Гипноса; бог сна и забвения.
Фемида – богиня правосудия.
Дика – дочь Зевса и Фемиды; меченосная богиня справедливости.
Астрей – супруг Никты; божество звёздного неба.
Иасион – критское доахейское божество земледелия.
Плутос – родившийся на Крите сын Иасиона и Деметры, бог богатства; слепой старец, не ведающий справедливости в распределении достатка.
Эос – богиня утренней зари.
Онейр – персонификация сновидения; древние считали, что верные решения, насылаемые богами, приходят в снах.
Гименей – сын Аполлона и музы Каллиопы; божество брака.
Стикс (ненавистная) – божество одноимённой реки в царстве мёртвых.
ζ. Административный аппарат:
Мойры – дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы:
Клото (пряха) – прядущая нить жизни;
Лахесис (судьба) – определяющая длину нити;
Атропос (неотвратимая) – перерезающая нить.
Музы – покровительницы искусств и наук:
Каллиопа – эпическая поэзия;
Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка;
Мельпомена – трагедия;
Талия – комедия;
Эрато – любовная поэзия;
Полигимния – пантомима и гимны;
Терпсихора – танцы;
Клио – история;
Урания – астрономия.
Пейто – богиня убеждения из свиты Афродиты.
Деймос (ужас) и Фобос (страх) – сыновья Ареса, демоны войны.
Хариты – Аглая (сияющая), Ефросина (благомыслящая), Талия (цветущая) – богини воплощающие доброе, радостное и вечное начало жизни.
Харон – лодочник, перевозчик душ умерших через Ахерон.
Протей – сын Посейдона, морской старец, ясновидящий, предсказатель.
Куреты (Корибанты) – на Крите древние доэллинские божества растительности, стражи младенца Зевса.
η. Ассистенты, технический персонал:
Хирон – кентавр, сын Кроноса, наставник и воспитатель героев.
Фаэтиса (сияющая) – нимфа, охраняющая стада Гелиоса.
Мегера (завистливая) – старшая из трёх Эриний, олицетворение злости; змееволосое страшилище с вечно оскаленными зубами.
Амалтея – нимфа, вскормившая Зевса.
θ. Боги ветров:
Борей – северный ветер.
Эвр – восточный ветер.
Зефир – западный ветер.
Нот – южный ветер.
Иапиг – северо-западный ветер.
Анелиот (Анелий) – дующий с Юго-Востока
Аргест – дующий с Юго-Запада.
Кекий – дующий с Северо-Востока.
Киркий – дующий с Северо-Запада.
ι. Прозвища:
Зевс – Громовержец, Кронион, молниелюб, гонитель туч, Эгиох (щитодержец), оградитель, владыка владык, блюститель законов, всецарь, скипетродержец, высокогремящий.
Аполлон – Мойрагет (водитель судьбы), Эпикурий (попечитель), сребролукий, Боэдромий (помогающий в битве), стреловержец, Пеавон (на Крите), Мусагет (предводитель Муз), дальновержец.
Аид – Айдоней, Гадес, Агесилай – безвидный, повелитель безмолвных. Греки избегали называть А. по имени, отсюда вторые, «ложные» имена.
Арес, на доахейском Крите – Энувалис (от «эниалий» – боевой); ксенофаг (разжигатель войны).
Посейдон – Кронид пучины, синекудрый, Гидрий.
Музы – Аонийские сёстры, Парнасиды, Касталиды, Пиэриды.
Афродита – Акадиомана (появившаяся на поверхности моря), пенородная,
Филомедея (любящая срамный уд), Киприда.
Афина – Паллада.
Гелиос – Ээлий.
ა. Надстоящие:
Среброликая Мтовари (Селена) – богиня Луна.
Золотой Петух (Гелиос) – Солнце.
Слуги Мтовари:
Берика – юноша-дерево, повелитель животворящих сил природы, древесных соков, лозы и вина.
Дали златокудрая – повелительница зверей, покровительница справедливых охотников.
Мамбери – повелитель волков.
Шишвлиш – смотритель альпийских лугов.
Игри – повелитель влаги.
Паскунджи – могучая птица-дракон; связывает преисподнюю, землю и небо.
Месепи (муж и жена) – смотрители лесов.
Жрицы Мтовари:
Баиа (лютик) – распорядительница праздника цветов.
Тирипи (ива) – нимфа водопадов.
Цацхви (липа) – хранительница деревьев-медоносов.
Нуши (миндаль) – хранительница плодовых деревьев.
Дапна – хранительница лавровой рощи.
Накадули – нимфа источников.
Иа (фиалка) – смотрительница полевых цветов.
ბ. Великая триада:
Гмерти всесущий – демиург.
Мориге – смотритель неба, повелитель Хати, Гаци и Гаими.
Квирия – правитель суши, повелитель Хвтисшвили.
Хвтисшвили (дети богов):
Элия – громовержец.
Лазаре – дающий погоду.
Барбол – целительница.
Ламария – охранительница рожениц.
Самдзимари – скорбящая; богиня сочувствия.
Пиркуши – покровитель ремёсел.
Миндорт батони – повелитель лугов и полей.
Басили – покровитель скота и земледелия.
Бочи – божество Семи отрогов (Кавказских гор).
Кадаги – прорицатель.
Тедоре – покровитель коней.
Хати, общиннно-племенные божества, к примеру:
Пирцецхли – божество общины пшавов (грузинский субэтнос) – огнедышащая дракайна.
Гаци и Гаими – ведуны самого сокровенного.
Мцевари – небесный пёс; дух, посылаемый Мориге в помощь, либо в наказание.
გ. Подземный мир:
Беткил – повелитель царства мёртвых.
Бедис мцерлеби – пищущие судьбу.
Тенцо – нимфа реки подземного мира.
Вишап – огнедышащее чудовище, проглатывает проклятые души.
დ. Противостоящие:
Тарос – сатана.
Тартароз – слуга Тароса, водитель каджей.
Каджи – злые духи.
Керотани – огнедышащий вепрь.
Алкали – злые духи, вредящие путникам.
Жамни – духи, вызывающие болезни.