Примечания

1

См. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. С. 404–425.

2

Цит. по: Попова О.С. Византийские иконы VI–XV веков. (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija-ikonopisi-6-20-veka-sbornik/3)

3

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. X. Послеиконоборческий период (https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/10)

4

Папагеоргиу Г. Больничное дело и медицина в византийской империи. Доклад на 5-й научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (6 июня 2013 г.). (https://pravoslavie.ru/62069.html)

5

Дигенис Акрит / Пер., статьи и коммент. А.Я. Сыркина. Серия: Литературные памятники. М., 1960.

6

Дигенис Акрит. Указ. соч. С. 108–109.

7

Дигенис Акрит Указ. соч. С. 109.

8

Там же.

9

Дигенис Акрит. Указ. соч. С. 110–111.

10

K.L. Lutraan. McMaster University, thesis, 2006. P.152. Цит. по: Охоцимский А. Позолоченные стёкла и их иконология. (https://lib.rmvoz.ru/bigzal/Iconology-goldglasses)

11

Коран, 6 (1,3).

12

Вспомним обряд «отверзания уст» у египетских статуй. Способностью оживлять Бог наделил только Иисуса Христа: еще ребенком тот оживил вылепленных им из глины птичек; вернув к жизни Лазаря, он доказал людям свое божественное происхождение.

13

Ритуал омовения рук существует в различных религиях и символизирует очищение от грехов перед обращением к Богу. Ранее упоминались фонтаны для омовения в атрии перед раннехристианской базиликой (см. кн. 1. «Одушевленный мир. Язычество. Древние интерьеры», раздел «Древний Рим»).

14

Коран. 2, 139 (144)

Загрузка...