Примечания

1

Все даты в этом издании приводятся по старому стилю в соответствии с церковным календарём, – Ред.

2

Лазарь (Афанасьев), мон. Жизнь святого Антония Великого, молитвенника и чудотворца. М., 2000. С. 12. См. также: Извеков М.С. Преподобный Антоний Великий // Христианское чтение. СПб., 1879. № 7–8. С. 83; Афанасий Великий, сет. Житие преподобного Антония Великого // ЖМП. 1973. № 5. С. 65.

3

Аврелий Августин. Исповедь. Кн. 8. Гл. XII. § 29. М., 2005. С. 144.

4

Там же. См. также: Блаженный Августин, епископ Иппонский // ЖМП. 1955. № 6. С. 16.

5

Аврелий Августин. Исповедь. С. 144.

6

Там же.

7

Там же. С. 425.

8

Сабинин М.П. Иверский Патерик. М., 2006. С. 21.

9

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1901. С. 52.

10

Там же. С. 52. Адам Олеарий, посетивший Московскую Русь в XVII в., говорит, что во время крещения Руси при князе Владимире и произошло чудо с несгоревшим Евангелием; об этом он почерпнул у греческих историков (см.: Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 288).

11

В тексте Священного Писания это место читается так: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37).

12

Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М., 1978. С. 316.

13

Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 301. Имеется в виду текст из Книги пророка Исаии (1,16).

14

Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 3: Святой Филипп, митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 143. Аналогичные обстоятельства см. также в житии преподобной Евфросинии Суздальской (Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001. С. 356).

15

Никитин В А. Великий игумен Соловецкого монастыря (к 475-летию со дня рождения святителя Московского Филиппа) // ЖМП. 1983. № 5. С. 12.

16

См.: Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 225, 378.

17

Антоний (Блум), митр. Труды. М., 2002. С. 257.

18

Там же. С. 259.

19

Антоний (Блум), митр. Труды. С. 830.

20

Тухманова Л.Р., Докучаева Р.С. Великий регент XX века Виктор Степанович Комаров // Регентское дело: Духовномузыкальный журнал. Севастополь, 2009. № 11. С. 20.

21

См.: Букуров П. Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову // АиО. М., 2003. № 1(35). С. 252–267.

22

Об этом см.: Каледа Г., прот. Домашняя Церковь. М., 1997. (2-е изд.: 1998).

23

Великая вечерня. На стиховне стихира 3-я // Минея. Январь. М., 2002. С. 236.– Ред.

24

Утреня. Седален: Слава, и ныне // Там же. С. 237,– Ред.

25

Чин великого освящения воды // Минея. Январь. М., 2002. С. 228, 230–231,– Ред.

26

Флоренский 77., свящ. Философия культа (из богословского наследия) // БТ. Сб. 17. М., 1977. С. 205.

27

Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. С. 316.

28

Домострой. М., 2007. С. 19, 20.

29

Забелин И.Е. Домашний быт Русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2014. С. 510.

30

См. об этом также: Ильинский П., свящ. Целебное действие святой Богоявленской воды // Душеполезное чтение. М., 1861. Ч. 1. С. 128–133.

31

Минея. Сентябрь. М., 2003. С. 410, 416, 423,– Ред.

32

ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1846. Стб. 74.

33

Утреня. 3-й тропарь 1-й песни канона // Минея. Декабрь. Ч. 1. М., 2002. С. 91.

34

Древнерусские Патерики: Киево-Печерский Патерик. Волоколамский Патерик / Изд. подг. Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. М., 1999. С. 88.

35

Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. М., 2008. С. 131.

36

Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 90.

37

См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 172.

38

Там же. С. 19.

39

Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 399.

40

Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М., 1978. С. 356.

41

Там же. С. 358.

42

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьёв) (1885–1949). М., 1996. С. 43, 45.

43

Антоний Великий, прп. Наставления // Добротолюбие: В 5 т. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 74.

44

Красноречие Древней Руси (XI–XVII в.). М., 1987. С. 34.

45

Там же. С. 35. См. также: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI–XII века. СПб., 1999. С. 407.

46

Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 204.

47

Евагрий Поптийский, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. С. 582. Приведём, однако, мнение пастыря-богослова нашего времени, который говорит: «Крещение рта при зевании – непонятная привычка, которую следует изживать» (Остапов А„прот. Пастырская эстетика. М., 2000. С. 11). В этой брошюре только данное место выделено курсивом, но при этом не сделано никаких пояснений. В последнем издании курсив уже отсутствует (М., 2012. С. 19).

48

Исаия, авва. Слова // Добротолюбие. Т. 1. С. 287.

49

Он же. Правила и советы новоначальным инокам // Там же. Т. 1. С. 446.

50

Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1994. Т. 1. С. 112.

Загрузка...