Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него…Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13, 16–17).
Это евангельское событие является основой следующего после Рождества Христова великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя самих, испивают её с просфорой каждое утро.
Этот праздник имеет для нас ещё одно значение. Сам Христос показал нам необходимость принятия Святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление осуществляется во Святом Крещении. Третье рождение – смерть – это рождение в жизнь вечную.
О втором рождении говорит Христос в беседе с Никодимом: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Во Святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становится членом Христовой Церкви, имя его после крещения может возноситься в храме во время богослужения, то есть на соборной молитве.
Крещение – это благодать, приобщающая к Богу, но это и ответственность перед Богом за свой христианский или нехристианский образ жизни. В нашем обществе немало таких людей, которые не думают об этом, но вдруг с ними случается несчастье. И бывает очень жаль родителей, которые, похоронив некрещёных детей, приходят наконец-то в храм и спрашивают, чем они могут помочь почившему. А им, при их горе, приходится отвечать, что уже поздно. Так люди живут в окружении других, и никто не удосуживается подсказать им о важности и необходимости крещения детей.
Но в наши дни существует ещё одна опасность. Сейчас предпринимаются большие усилия, чтобы разложить Русскую Церковь: сеются расколы, в России активно орудуют различные сектанты. Однако вспомним: Христос жил в I веке, а баптисты появились лишь в XVII веке. И чем хронологически дальше появившиеся секты отстоят от Христа, тем изощрённее они завлекают в свои сети атеизированных или духовно нетвёрдых людей. Теперь Христа уже не отрицают, а преподносят Его учение в извращённом виде. И сколько при этом тратится финансовых средств из-за рубежа на так называемые бесплатные Библии или другие бесплатные дары, на которые клюёт обыватель, не понимая сути этого процесса. Не обращают внимания и на то, как наша Церковь в это время трудится над восстановлением поруганных храмов, обителей, воссозданием утраченных церковных институтов. Раздав Библии или что-нибудь другое на потребу дня, заморские проповедники начинают крестить в свою веру «Иванов, не помнящих родства». Так за чечевичную похлёбку продаётся первородство (см.: Быт. 25, 34) и святое Православие. Позднее некоторые из таких людей вспоминают о своём православном Крещении, совершённом в детстве, и, придя в храм, начинают сокрушаться и спрашивать, что им теперь делать. Ответить на этот вопрос можно так. Кто ещё не принял Святого Крещения, тот должен, возвращаясь к вере отцов, принять это великое
Таинство в Православной Церкви и хранить его. Кто совершил грех вероотступничества, будучи завлечён сектантской пропагандой, тот должен идти в православный храм и каяться в своём прегрешении. Нужно начинать вести христианский образ жизни, возвращаясь к Православию, с которым наш народ шёл на протяжении веков всю свою предшествующую историю в различные её периоды. Не следует забывать, что ни одно исповедание в мире не явило столько мучеников, как наше Православие в XX веке. Предавать их память забвению, попирая при этом спасительность православной веры, – трагично (см.: Мф. 7, 6).
В Символе веры, составленном на Никейском (в 325 г.) и Константинопольском (в 381 г.) Вселенских Соборах, мы «…Исповедуем едино крещение во оставление грехов». Его преподаёт Православная Церковь всем приходящим в церковную ограду, даруя обетование вечной жизни и спасения.