Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // ВВ. М.: Наука, 1986. Т. 47. С. 176.
Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Догмат и история. Сборник. М., 1998. С. 395.
Pseudo-Codinus. De S. Sohia. P. 131.
Повесть временных лет. Перевод Лихачева С.И. и Романова Б.А. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. Ч. 1. С. 274.
Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух и Литера, 2000. С. 159.
См.: Ипатьевская летопись // ПСРЛ. T. II. С. 256; T. I. С. 46.
Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Цит. по кн.: Вздорнов Г.И. Феофан Грек, творческое наследие. М.: Искусство, 1983. С. 43–48. Это письмо издавалось неоднократно. См. об этом: Православный собеседник. 1863. Ноябрь. С. 323–328; Пал. сб., 1887 Т. V. Вып. 3. С. 3–6; Грабарь И. Феофан Грек // Казанский музейный вестник, 1922. № 1. С. 5–6; Мастера искусства об искусстве. М.-Л., 1937. Т. IV. С. 15–17; Лазарев В.Н. Этюды о Феофане Греке // ВВ, 1953. Т. VII. С. 245–250.
См.: Добрыня Ядрейкович (Андрейкович) (Антоний, архиеп. Новгородский). Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде //Павел Савваитов. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1872.
См.: Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903.
Встречаются тексты «Сказания о Софии Цареградской» и вне «еллинского летописца и хронографа». Самостоятельное существование этих выписок, в виде отдельных рукописей, указывает, на чем заостряли свое внимание в хронографе русские читатели.
Кедров П. Царьград и Святая София. Петроград: Синодальная типография, 1915. С. 9.
Пальмов Н. и большинство историков называют 330 год, хотя Кондаков Н.П. пишет, что храм Св. Софии император Константин построил в 20-й год своего царствования приблизительно между 325–328 годами. Или же только начал, а освящен был храм лишь при Констанции в 360 году. Храм был построен во 2-м регионе вблизи Акрополя. См. об этом: Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя… С. 108.
Кедров П. Царьград и Святая София. Петроград: Синодальная типография, 1915. С. 4.
Дестунис Г.С. Топография средневекового Константинополя // ЖМНП. 1882. С. 7.
Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. С. 260.
Прокопий Кесарийский. Война с персами. М.: Наука, 1993. С. 76.
Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 236.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 147–148.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. T. VI–IX. С. 333.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 35.
См. об этом: Tauer Т. Les versions persanes de la legende sur la construction d’Aya Sofya // Byzantinoslavica, Prague, 1954, XV. P. 5–8.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903. С. 35.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 39.
Известны имена некоторых владельцев домов: евнух Астерий, на месте его дома часть алтаря; евнух Харитон, южнее дома Астерия; севернее дом Ксенедита, часть притвора и крещальня на месте дома Дамиана, селевкийского патриция.
Вилинский С. Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903. С. 39.
Там же.
Добрыня Ядрейкович (Андрейкович) (Антоний, м-т Новгородский). Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде // Павел Савваитов. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царь-град в конце 12 столетия. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1872. С. 70–71.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 148.
Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2004. T. VIII. С. 278.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 151.
Агафий. О царствовании Юстиниана. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 145.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 36.
Там же. С. 38.
Там же. С. 36.
Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // ВВ. М., 1958. Т. 14. С. 209.
См.: Ramazanoglu М. Die Baugeschichte der Sophien-Kirche Justinians. Forschungen zur Architekturgeschte der Irenenkirche und des Komplexes der Sophinkirche. Atti dello VIII Congresso internazionale di Studi Bizantini. Roma, 1953.
Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // ВВ. М., 1958. Т. 14. С. 201.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской… С. 36.
Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 2005. С. 172.
См.: Salzenberg W. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Berlin, 1854.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 40.
См.: Поместные Православные Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2004. С. 16.
Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 487.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 36.
Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // BB. М., 1958. T. 14. С. 206.
Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 40.
В свою очередь, эти восемь колонн в Рим, в храм солнца, были привезены из Сирии, где находились в капище Баалбека. Хотя А.Н. Муравьев пишет, что они зеленого мрамора. Порфировые колонны по две находятся в четырех полукружиях наоса.
Они удерживают своды между гинекионом и наосом, 2-й этаж.
См.: Pseudo – Codinus. De S. Sophia. C. 131.
См.: Павел Силенциарий, – Pauli Silentiarii Descriptio S. Sophiae. verss. C. 376–397, 617–647.
Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 481.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 148–149.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 151.
См.: Swift Е.Н. Hagia Sofia. New York, 1940.
Кроме того, в летописях косвенно подтверждается использование большого количества свинца. Когда свинца не хватало, император Юстиниан распорядился переплавить свинцовые трубы из городских фонтанов, заменив их керамическими. Этот факт говорит о больших затратах свинца.
См.: Emerson W. Naice R.L. Н. Sophia // AJA. IV. 1951, P. 94–103, P. 163–171.
Большая советская энциклопедия. M.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. С. 209.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 150–151.
Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 152.
См.: Lethaby W.R., Swainson Н. The church of S. Sophia. New York, 1894.
Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 491.
См. об этом: Mainstone R.J. Hagia Sophia. Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Church. Thames and Hudson, 1988. P. 161–163.
Афанасьев K.H. Геометрический анализ храма Св. Софии в Константинополе // BB. М., 1952. Т. 5. С. 214–215.
См.: Swift Е. Hagia Sofia. New York, 1940. P. 159.
См.: Conant K. J. The First Dome of St. Sophia and its Rebuilding // BBI. VI. P. 71–78.
См.: Millet G. La coupole primitive de st. Sophie // Revue de Philologie et d’Histoire. 1923. II.