Прежде всего, хотелось бы сказать, что я могу оказаться человеком, который ничего не понял о гавайцах, ведь я никогда не была на Гавайях, и то, что я пишу об этом народе и его философии, основано на моем личном представлении. Поэтому я совершенно не претендую на то, чтобы написанное мной о гавайцах считалось истиной в последней инстанции.
Разве могу я вообще быть вестником чьей-либо истины, кроме собственной? Тем более истины народа столь глубокой духовности, к которому я питаю безмерное уважение, – если к уважению вообще применимо понятие меры.
Я безмерно благодарна гавайцам за возможность проделать этот путь. Даже если от истины меня все еще отделяют световые годы, этот путь все равно дал мне многое и помог постичь мою истину. И в своих книгах я говорю лишь об этой последней.
В то же время мне кажется правильным то, что ответила тетушка Махеалани на заданный ей вопрос о том, может ли гавайская мудрость быть полезна тем, кто не является гавайцем и ничего не знает о гавайской духовности:
«Наши предки говорили, что никакое учение, включая гавайское, не принесет пользы, если человек сам по-настоящему не готов изменить собственную жизнь, стать ее хозяином, способным распознать, преодолеть старые программы самобичевания и освободиться от них».
Моя sistah[1] Барбара Хауоли Окалани Франческа шесть месяцев в году живет на Гавайях. Свое гавайское имя Хауоли Окалани она получила некоторое время назад от одной гавайской кахуны. Барбара, которая работает и учится рядом со многими гавайскими кахунами куму, мастерами древних традиций и носителями гавайской мудрости, точно знает гавайцев лучше, чем я. Она рассказала мне, что на Гавайях говорят так: «Чтобы быть гавайцем, не обязательно иметь гавайскую кровь». Это воодушевляет и вдохновляет меня, но в то же время я осознаю, что просто ощущать себя гавайцем все-таки недостаточно.
Поэтому спасибо Барбаре и Гавайям, но в первую очередь прошу прощения у гавайцев за те неточности, которые могут встречаться в этой книге, хотя я и старалась тщательно подбирать источники с достоверной информацией. Написанное не является хроникой, историческим исследованием или интерпретацией гавайской культуры; напротив, знакомство с ней послужило для меня поводом самостоятельно сделать определенные выводы, попытаться разобраться, как устроен мир, каковы некоторые эффективные инструменты для «управления реальностью», и в конце концов понять, какова МОЯ Истина.