Под нарциссизмом понимается «со ссылкой на миф о Нарциссе: любовь, которую человек испытывает к образу самого себя» (Лапланш, Понталис, стр. 317). Люди, которых характеризуют как нарциссов, являются личностями с нарушенным чувством самолюбия и самооценки.
Аспер, 1987, с. 63
Хартман по Кохуту, 2006.
Система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
Неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Аспер, 1987, с. 63
Реш/Молер по Кернберг/Хартман, с. 65
При булимии больные зачастую ежедневно по многу раз поглощают большие объемы еды, чтобы потом произвольно избавиться от нее посредством искусственной рвоты. Они испытывают панический страх перед набором веса.
Аспер, 1987
Суррогат, неполноценный заменитель чего-то.
Впервые описано Мадером в 1984 году в брошюре, посвященной расстройствам пищевого поведения.
Анорексия обладает определенными сходствами с булимией, но отличается от нее прежде всего тем, что больные одержимы целью похудеть, но не в состоянии осознать ненормальность своей страсти. Как правило, они страдают от сильной дистрофии и осознанно отказываются от нормального питания и набора нормальной массы.
Понятия «трезвость» и «воздержание» позаимствованы из программы Общества анонимных алкоголиков и могут использоваться применительно к любой форме зависимости. Воздержание подразумевает отказ от приема вещества, вызывающего зависимость. Трезвость вдобавок означает выздоровление личности, изменение установок, образа мышления, поведения и ощущений человека, которые трансформировались из-за мании и поддерживают зависимое поведение.
Миллер, 1979а.
Миллер, 1979а.
Аммон, 1979, с. 475.
Кернберг, 1983.
В генеалогии Ницше психологическое самоотравление, вызванное чувством бессилия, сознанием своей обреченности, безнадежности, проявляющееся в злопамятстве, мстительности, ненависти, злобе и зависти.
Аспер, 1987.
Аспер, 1987.
Дальнейшую информацию по теме «Обида» вы найдете в моих книгах.
Аспер, 1987, с. 159.
Цитируется по Асперу, 1987, с. 160.
Бомонт, 1987, с. 39.
Интерпретация сказки о Белоснежке, которую я использую здесь, в сущности основывается на содержании неопубликованной рукописи авторства Штаусса (1987). Другие источники: Зайферт, 1989 г., и собственные мысли.
Цитируется по Миллеру, 1979, с. 59.
Понятие «фальшивое Я» введено Винникотом.
Наряду с условиями воспитания в семье, которые приводят к нарциссическим расстройствам, нельзя игнорировать социальные факторы, которые также оказывают большое влияние на развитие болезни. Я снова и снова указываю на это.
Аспер, 1987, с. 63.
Ср. с Рихтером, 1969, 28.
Эта цитата Шиндлера приводится по Баттгею, 1987, с 42.
Осознание человеком себя самого со стороны самого же себя.
Миллер, 1979а, с. 29.
Ср. с Аспером, 1987, с. 67.
На этом месте мне бы не хотелось вести подробных дискуссий о различных точках зрения относительно того, что такое Я и как оно формируется. По этой теме есть целый ряд хороших книг, которые подробно раскрывают данный вопрос. См. например: Аспер, 1987, Баттгей, 1979, Кернберг, Кохут, 1973, Менцос 1984.
Винникот и Миллер говорят об истинном и ложном Я.
В транзакционном анализе говорят о так называемом «свободном ребенке». Сюда относятся все чувства, желания, жизнь и так далее, см., например, Брауна и Шлегеля. Оно не идентично с понятием «истинное Я», потому что термин «свободный ребенок» характеризует только одну часть личности, в то время как «Я» подразумевает нечто большее.
См. Нойманн, 1963, Балинт, 1973, Баульби, 1976.
Нойманн цитируется по Асперу, 1987, с. 80.
Цитируется по Кернбергу, с. 14.
См. Балинт, 1973. Он выделяет филобатов (избегающих близости) и окнофилов (стремящихся к близости), а Гастриель, 1983, пишет о людях, принимающих и отклоняющих отношения.
Ср. с Вилли, 1983. В следующих двух примечаниях также описываются модели его авторства.
Ср. с Баттгеем, 1979, с. 77.
Когда я использую в тексте слова «пищевая зависимость» или же «зависимые» в различных формах, то под этим нужно понимать любую форму нарушения привычек питания, а не только булимию. При данном расстройстве больные едят слишком много и страдают от перевеса. При любом нарушении пищевого поведения наблюдается и расстройство психики, потому что пациенты живут только лишь ради еды, самоизолируются от общества и презирают себя. Физиологические и психические последствия любого нарушения пищевого поведения, за исключением латентной булимии, иногда становятся настолько серьезными, что могут привести к смерти больного. Наиболее распространенные причины – сердечная и почечная недостаточность, нарушения кровообращения и самоубийство.
Вилли, 1983, с. 78, называет партнеров «нарцисс» и «комплементарный нарцисс», в то время как последний чаще всего женщина.
Анаклитическая депрессия означает «депрессия зависимости», потому что она отличается от той формы депрессии, которая встречается во взрослом возрасте.
Для изучения понятия «первичное доверие» см. Эриксона, 1973.
Кених, 1965.
Ср. Малер цитируется по Джонсону, 1988, с. 30.
Ср. Малер, 1975, с. 616.
При булимии она проявляется в экстремальной форме в том, что больные из-за частой рвоты чувствуют приближение смерти, представляя себе, как однажды упадут замертво на пол в туалете рядом с унитазом.
По Бруху, такая ситуация встречается во многих случаях у пациентов с нарушениями привычек пищевого поведения позже.
Ср. Брух, 1973.
По Биллу Б. булимики стремятся не съесть как можно больше еды, а хотят испытать негативные чувства.
Мецос говорит в той же самой связи об инкорпорации, но подразумевает то же самое.
Польстер/Польстер, 1975, с. 82.
Этим понятиям непросто подобрать синоним, потому что они используются в различных теоретических моделях, где имеют различные значения. В широчайшем смысле они описывают, впрочем, сходные явления.
Ср. Баттгей, 1979, с. 32.
В психологии неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Малер цитируется по Леттнеру, 1989.
Баттгей, 1979, с. 87.
Леттнер при описании развития схемы тела опирается на теорию развития Малера.