Айко (Аiko)

Экспрессионизм, объединивший чувственность востока и запада

«Если что я и поняла с самого начала, так это то, что молодая иностранка не может рассчитывать на мгновенный успех в любой деятельности, тем более в искусстве».


СТЕНА ХЬЮСТОН-БАУЭРИ – (Нью-Йорк, США, 2012). Фото Марты Купер


АЙКО – художница, работающая в традиционной технике трафаретного граффити. Но ее подход сейчас – большая редкость, ведь она сама вырезает трафареты, а затем, даже на очень масштабных стенах, раскрашивает их вручную. Ее творчество выделяется на общем фоне величественным и чарующим объединением Востока и Запада, а также благодаря сексуальным, обольстительным женским образам, сильным и непреодолимо притягательным, которые, как и она сама, невольно привлекают взгляд. Ее муралы уникальны – зачастую они огромны, при этом всегда незабываемы и способны прочно запасть в душу. АЙКО, она же ЛЕДИ АЙКО (LADY AIKO), родилась в Японии, но сексистская культура ее родины с самого детства душила ее ограничениями, и это стало причиной ее переезда в Нью-Йорк, который сразу же вдохновил ее. «Я родилась и выросла в центре Токио. Меня всегда окружала богатая культура и прекрасные древние традиции. Мое детство можно назвать счастливым, потому что я могла свободно учиться пению, танцам, письму, рисованию и музыке. Большую часть времени я занималась выражением собственной версии чего угодно, чем развлекала окружающих», – с ноткой ностальгии в голосе вспоминает она. «В три года я уже лазала по лестницам и, вместе с друзьями, радостно раскрашивала стены в детском саду. Видимо уже тогда где-то глубоко в душе я знала, что хочу связать жизнь с искусством. Меня и по сей день отличает та страсть, радость и преданность труду. Семья поощряла мои разношерстные увлечения, стойко перенося любые перемены в моей деятельности. Когда я была подростком 1980–90-х годов, меня очаровали зарубежная андеграундная культура, независимый кинематограф, поп-арт, панк и электронная музыка; но из-за ограниченного доступа этого было мне недостаточно. Я постоянно испытывала жажду большего. Кроме того, с моими интересами и взглядами я осознала, что не вписываюсь в стереотипное японское общество, где доминируют мужчины. Меня это крайне разочаровывало. Еще школьницей я поняла, что патриархальная культура не позволит мне добиться успеха в живописи», – признается она.

Следуя за мечтой, АЙКО уехала в Соединенные Штаты: «После окончания Университета Искусств, где я изучала графический дизайн и кинопроизводство, я отправилась в Нью-Йорк создать собственную версию жизни художницы 90-х годов».


КОНИ АРТ-ВОЛЛ– (Нью-Йорк, США, 2015). Фото AIKO STUDIO


Поначалу все складывалось не очень гладко: «Начинать все заново в Штатах было непросто. В то время не у всех был Интернет, а у меня не было ни нужных знакомств, ни знания языка. Все, что я взяла с собой: чемодан с кое-какой одеждой, путеводитель и словарь. Я и не представляла, чего можно ожидать. Пришлось забыть все свои страхи и, подобно младенцу, заново делать первые шаги в жизни. Я вспоминаю то время как период счастливых случайностей, потому что нужные люди и места попадались мне совершенно внезапно. В глубине души я понимала судьбоносность этих встреч, доверяла инстинктам и прислушивалась к внутреннему голосу, который ведет меня с самого детства», – рассказывает она.

В Нью-Йорке она смогла найти работу, позволяющую остаться в Америке. «Вскоре после переезда я устроилась ассистентом Такаси Мураками, помогая в подготовке его первой международной персональной выставки Super Flat, проходившей в Сохо в 1998 году. Я стала частью небольшой команды единомышленников в скромном помещении с всего одним рабочим столом в бруклинском районе Уильямсбург. Я помогала ему писать картины, документировать его рабочий процесс и последующие выставки. Такаси сам был новичком в мире современного искусства, и мне посчастливилось оказаться свидетельницей начала его карьеры», – вспоминает она.

Тем временем АЙКО активно развивала собственный стиль: «Пока я готовила документы для поступления в аспирантуру, то два года проработала в студии у Такаси, знакомясь с людьми, городом и миром искусства в целом. Но уже скоро я поняла, что не вписываюсь в эти идеально белые „коробки“ галерей с одетыми с иголочки посетителями. Я приехала в Нью-Йорк не для того, чтобы работать подмастерьем в чужой студии, а моей маленькой зарплаты едва хватало на жизнь. Я мечтала о гораздо более грандиозном приключении. Познакомившись с местными художниками, через них я узнала о граффити и стрит-арте. Их андеграундная среда кипела умопомрачительной энергией, совсем не похожей на привычный уклад моей родины. Такаси однажды предупредил меня, что граффити – искусство второго сорта, не приносит денег и вряд ли поможет моей художественной карьере. Но я не согласилась, мой энтузиазм неудержимо влек меня к публичным формам искусства вместе с моими новыми друзьями. Так мое приключение только начиналось».


Заказная работа для W Bellevue – (Вашингтон, США, 2016). Фото AIKO STUDIO


Этот период оказал колоссальное влияние на творческое развитие и становление личности АЙКО.

«Если что я и поняла с самого начала, так это то, что молодая иностранка не может рассчитывать на мгновенный успех в любой деятельности, тем более в искусстве. Работать в одиночку – еще более трудная задача. Японская художница Яеи Кусама приехала в Нью-Йорк в 1958 году и с большим трудом смогла привлечь внимание публики. Я понимаю ее, потому что пережила аналогичный опыт. Где-то в 2000 году вместе с Патриком Макнилом и Патриком Миллером мы основали коллектив FAILE. Нам было слегка за двадцать, мы были студентами-художниками, жили и работали вместе каждый день и хватались за любую возможность. Пять лет мы создавали проекты и устраивали выставки, пока не стали популярны. Больше всего мне нравилось творить анонимно, развлекая случайных прохожих на улицах работами, что мы создавали вместе с друзьями-коллегами, среди которых были BAST, Бэнкси, Бен Айне и Шепард Фейри. Мы брались за массу задач и много путешествовали как настоящая семья», – вспоминает она.

Особенное историческое значение приобрело ее сотрудничество с Бэнкси: «В 2005 году он взял меня в „турне“ по крупнейшим музеям Нью-Йорка, таким как Метрополитен, Музей современного искусства (MoMA) и Бруклинский музей, где он анонимно выставлял свои картины. Я документировала эти тайные „миссии“, с интересом наблюдая за тем, сколько провисят его полотна. Об этом вышел фильм „Выход через сувенирную лавку“. О нас заговорили на первой полосе New York Times, и имя Бэнкси узнали во всем мире. Я помогла ему стать звездой, и вместе мы создали рынок искусства без белых галерейных „коробок“. Это был исторический момент. Это стало началом большой и непрерывно растущей индустрии граффити и стрит-арта для нового поколения».


ОБЩЕСТВЕННАЯ СТЕНА – (Копенгаген, Дания, 2019). Фото AIKO STUDIO


Несмотря на международную славу, АЙКО еще долгое время испытывала трудности на творческом пути: «Я практически не зарабатывала и была далека от славы, зато могла спокойно спать, есть и путешествовать по всему миру. Как свободная творческая душа я стремилась лучше узнать каждого человека, проводя с ним время. Это было бесценно и невероятно вдохновляющее – открывать для себя разнообразные выразительные стили и ярких, активных творцов. К сожалению, у меня возникли проблемы, как в личных, так и деловых отношениях с участниками FAILE. Я отказывалась создавать стрит-арт исключительно во имя нашей команды, на чем они постоянно настаивали, посчитав себя „боссами“. Они посоветовали мне вернуться в Японию и там свободно применять свой смешанный стиль и формы. Я наконец-то начинала обретать себя, но мне не нашлось места в мужском сообществе. Женщина угрожала их мужественности. Настоящая чепуха, но она повергла меня в отчаяние. Но именно благодаря боли у меня произошел прорыв. Я решила продолжать свою деятельность, без лишнего шума воплощая в творчестве красоту, сексуальность, любовь, свободу и правду», – признается она с открытым и искренним сердцем.


Заказная работа для Центра международной торговли. Фрагмент. – (Нью-Йорк, США, 2020). Фото AIKO STUDIO


«Когда мне уже было за 30, мне пришлось снова начать сначала, с минимумом поддержки. Символом искусства и свободы стал мой знаменитый Кролик с аэрозольным баллончиком. Первый трафарет с кроликом я вырезала и раскрасила в лондонской студии Бэнкси, и с тех пор он стал моей визитной карточкой. Уже семнадцать лет я рисую его по всему миру. Фундамент АЙКО – синтез западного „дикого стиля“ моей юности и дзен-буддистского духа японских предков. Несмотря ни на что, я выражаю искреннюю благодарность каждому человеку и каждому событию моей жизни», – признается она.

В конце концов, АЙКО все же отыскала в Нью-Йорке свой путь: «В 2006 году я познакомилась с Мартой Купер и Джеффри Дейчем, ставшими моими наставниками. Вместе с Мартой мы участвовали в выставках и проектах по всему миру, став идеальными соратниками. Они познакомили меня с Леди Пинк, Крэшем, Дэйзом, Кенни Шарфом и Футурой – художниками „старой школы“, работавшими в метро и на улицах, пригласившими меня поработать над совместными выставками и мероприятиями. Я стала первой женщиной-художником, нарисовавшей муралы на Винвудских Стенах в 2009-м и стене Бауэри Кита Харинга в 2012 году. Я стала частью истории и наконец, начала замечать, как сметаются все преграды на моем пути», – объясняет она.

Загрузка...