Автор: Алессандра Маттанца
Порой, мы встречаем женщину, чей образ навсегда отпечатывается в памяти, а знакомство с ней становится основой всей вашей жизни. Журналистка, писательница и активистка Глория Стайнем всегда была в авангарде борьбы за гендерное равенство. Знакомство с ней взволновало меня не только из-за ее взглядов и образа мыслей, но и благодаря душевной теплоте, женской силе, львиной выдержке, отваге, бесстрашии. Ее пылкий ум преодолевает границы пола, пространства и времени, а идеи, которым она всегда хранит верность, пронизывают прошлое, настоящее и будущее. Глория – настоящий друг всех женщин, и именно наша встреча так глубоко тронула меня.
«Я бесконечно восхищаюсь Глорией. Она потрясающий человек и пример женщины, которой мы все хотим стать. Стайнем олицетворяет женщин во всей их сложности и многогранности. Меня поражает ее невероятная чуткость и настойчивость, неиссякаемое терпение и несгибаемая воля, побуждающая двигаться вперед и не пасовать перед любыми, даже самыми отчаянными трудностями», – признается Джулианна Мур, сыгравшая главную роль в фильме «Глории» Джули Теймор, режиссера картины «Фрида» и не менее удивительной женщины. Именно фильм о Глории Стайнем, мастерски показавший ее путь, ее борьбу за независимость и признание основных прав человека, побудил меня издать книгу, посвященную уличным художницам. Эти женщины трудятся в сфере, которая еще совсем недавно считалась исключительно мужской. Отчасти из-за свободного и довольно-таки дикого образа жизни уличных художников, отчасти из-за тяжелых физических нагрузок, сопряженных с этим видом искусства. Нельзя не сказать и об опасностях, с которыми они сталкиваются, особенно тайно работая по ночам. Как уличный фотограф, я разделяю с ними понимание трудностей их профессии и частые случаи дискриминации. Будучи журналисткой, я часто оказывалась единственной женщиной за столом и каждый раз спрашивала себя: «Почему?»
Каждая художница, встреченная мною, так или иначе, вдохновляла меня продолжать. Быть знакомой с такими невероятными женщинами, что упорно и отважно ищут свое место в мире, где, наконец, обретают голос – большая честь для меня.
С самого детства меня зачаровывали выдающиеся женщины. Меня не покидало ощущение, что их сила высвобождает особую очищающую энергию, способную, ни много ни мало, изменить мир. Зачастую, именно поэтому, непонятые, они часто обрекали себя на одиночество, не оставляя борьбу. Несмотря на социальные «нормы», призванные сделать их невидимками, они продолжали излучать внутренний свет. Они – бунтарки, ведущие борьбу против правил и устоев во имя своих собственных принципов. Они – женщины, вышедшие за рамки «обыденности» своего времени и гендерных стереотипов, стремящиеся сломать принципы устоявшихся образов мышления, во имя своих собственных. Они смогли выполнять традиционно мужскую работу, подвергающиеся жестокому обращению, но нашедшие в себе силы начать все сначала и помогать другим. Такие как они всегда полны решимости покорить Нью-Йорк, расписывая его стены или размещая портреты вдоль улиц.
Леди Пинк (Lady Pink), вероятно, была первой художницей, добившейся успеха во все еще в основном мужской среде, а именно – в сфере граффити. Она использовала свой успех для продвижения права каждого на равенство и равные возможности, а еще для того, чтобы обратиться к молодежи и воодушевить ее не бояться следовать за мечтой. Внимание к социальной функции искусства в форме предостережения и обличения несправедливости занимает центральное место в творчестве всех уличных художниц, которых я знаю.
«Женщина, решившая стать полноправным членом общества, всегда должна помнить об армии сторонников статуса-кво, воспринимающей ее как глупую шутку. Это их естественная реакция и первое средство самообороны. Такой женщине понадобится помощь других женщин».
Работы Татьяны Фазлализаде посвящены, прежде всего, положению женщин и, в частности, женщин афроамериканского происхождения. Чтобы осветить его, она провела кампанию «Перестань просить женщин улыбнуться», собирая свидетельства о драматичном и часто глубоко болезненном жизненном женском опыте.
Женщины, чьи имена представлены в этой книге, – особенные и экстраординарные личности. Знакомство с ними непременно произведет на вас глубокое впечатление, а их истории о бесчисленных приключениях, новаторских взглядах, борьбе за природу и будущее, несомненно, коснутся глубин читательской души. Они расскажут вам о своей трудной жизни и о бесчеловечных условиях, в которых и по сей день находится множество женщин по всему миру. Они проведут читателя туда, где женщины до сих пор подвергаются жестокому обращению, лишенные прав и стремлений, они считаются существами немногим выше животных. Художница Шамсия Хассани, не понаслышке знакомая с современным положением афганских женщин, может лично представить не одно драматическое свидетельство. Ее искусство, подобно булыжнику, который она швыряет в «окна» мира, призвано привлечь внимание других стран к жестокой дискриминации ее родины.
Помимо прочего, книга станет чудесным путеводителем по бескрайним вселенным художниц, выражающих человеческую натуру как бесконечный цикл природы. Как в образах уличной художницы Свун (Swoon) можно обнаружить интенции чарующих шаманских заклинаний, рождающих в подсознании зрителя конкретные образы, первобытного животного инстинкта и неиссякаемую силу океанских волн.
Благодаря этим художницам, по всему миру возникают все новые и новые женские сообщества. Они устали быть невидимками и больше не боятся выражать свое мнение и поддерживать друг друга в принципах истинного женского Ренессанса. Только сплотившись, женщины становятся сильнее. Наша сила – в единстве, и это только начало.