Божественная Мать

Приходилось ли вам видеть, как щенок колеблется и сомневается в своей новой хозяйке? Немного подрастая, он начинает обожать хозяйку, прыгает вокруг, семенит вслед за ней, куда бы она ни пошла. Он спит на ее туфлях (и грызет их, когда никто не видит), прижимается к ней при каждой возможности, пока они не становятся неразлучны. Обожание, с каким щенок относится к новообретенной матери, ни с чем не спутаешь. Так я открыла для себя Богиню, идеальную Мать – добрую и дающую.

Тогда возникает вопрос, реальна ли Она? Редко кто подвергает сомнению существование Создательницы. Мы выросли с верой, что Она реальна. Но где Она? Может быть, в Гималаях или высоко в небе, в недоступном заколдованном царстве? В древних ведических писаниях известные тексты изобилуют историями о могущественной Богине, которая наделяет своего преданного поклонника великими силами и становится его неизменной спутницей. На протяжении веков великие йоги, мудрецы и поэты восхваляли Ее как Мать Вселенной. В нашей культуре во имя женского аспекта Дэви построены древнейшие храмы, Ей посвящаются ритуалы и молитвы. Она считается одновременно нежной и свирепой, защитницей истины и разрушительницей всяческого зла.

Но как доказать Ее существование, и можно ли это сделать?

Ее образ в нашем сознании основан на верованиях, которые уже присутствуют в обществе, в головах наших родителей и на их алтарях. Правильно ли утверждать, что наша вера в Нее обусловлена всего лишь воспитанием, поскольку ее никто никогда не видел? За последние несколько сотен лет никто, кроме горстки почтенных святых, не может похвастаться тем, что постиг Ее облик. Тем не менее миллионы людей на севере и юге, на востоке и западе молятся Ее идолу и поклоняются Дэви в ее самых разных формах. Для своих преданных Она, без сомнения, реальна.

Дэви оказывает своим бхактам бесконечную милость. Она присматривает за ними и всегда находится достаточно близко, чтобы отзываться на их мольбы. Люди ощущают и почитают милость великой Ма, передавая свою веру из поколения в поколение. А какая судьба ждет того, кто отрекается от всех мирских удовольствий, становится нищим и медитирует на Ее великолепную форму, отчаянно желая слиться с Ней воедино? Каким образом милосердная Мать вознаграждает за отречение такого йога, который жаждет только одного – единения с Ее первозданным «я»? Как Она проявляется в нем? В священных писаниях сказано: «Она становится им».

Мне приходит на ум странная аналогия. Однажды я увидела несколько бумажных стаканов рядом с диспенсером для воды. Один смятый стаканчик лежал в ближайшей урне. Какой-то человек пришел, выпил немного воды, затем скомкал стаканчик в руке и отправил в мусорное ведро. Он слишком торопился, и бедный стаканчик приземлился на дно урны, как изгой. Ему даже не посчастливилось обрести место своего последнего упокоения. На мой взгляд, я не слишком отличалась от тех одноразовых стаканчиков, которые мы используем и выбрасываем. Я тоже была изгоем, который уже не приносил никакой пользы и даже представлял опасность для окружающей среды, а потом стала саньясини и теперь не могу представить себе жизнь более прекрасную и яркую.

Милость Божественной Матери привела меня к порогу моего Гуру, который расправил каждую вмятину, каждую складку на бумажном стаканчике и поставил меня обратно на полку – блестящий и новый, этот стакан готов к использованию. Мы все подобны тем одноразовым стаканчикам, которые однажды окажутся в мусорном ведре, но пока этого не произошло, жизнь нужно прожить полноценно. Нас ведут через этот запутанный лабиринт, называемый жизнью, и лучше всех это делает самореализованный Гуру.

Если бы десять лет назад мне сказали, что однажды я буду получать величайшее удовольствие от молитвенного обращения к Божественной Матери и следовать своему Гуру, я расхохоталась бы во все горло. Тогда я полагала, что молиться – значит сложить руки перед идолом. Не помню, чтобы я кланялась перед каким-либо живым существом. Не то чтобы я была против этого – просто никто никогда не вызывал в моем сердце подобных эмоций.

Но опять же, мой Гуру говорит: когда истина стучится в дверь, она сбивает с ног.

Когда Божественная Мать наполнила чашу моей жизни, я поняла, почему Ей молятся миллионы и почему Ее восхваляли некоторые из величайших мудрецов прошлого.

Она живет на этой Земле, проявляясь через речь и поведение, благословения и милосердие йогов, тапасвинов и святых. Тех, кто пользуется Ее благосклонностью, почитают как саму Мать. Алистер Ширер в своей книге «В свете самости: Ади Шанкара и йога недвойственности» рассказывает прекрасную историю из необыкновенного детства святого мудреца Ади Гуру Шанкарачарьи:

«Так случилось, что это место принадлежало одной супружеской паре, о которой все знали, что она не стоит и корня куркумы. Неблагодарные дети этой пары давно ушли из дома, и родители доживали свои преклонные годы в бедности и одиночестве, ни от кого не получая помощи.

Каждый год, почти сразу же, как только начинали всходить их скудные урожаи, на поле слетались крикливые зеленые попугаи и своими острыми, как бритва, клювами выдергивали из земли все ростки, или с высоких ветвей большого баньяна спускались болтливые обезьяны и срывали все незрелые плоды с тонких веток папайи.

И все же, несмотря на все несчастья, супруги были неизменно благочестивы и скромны, и жителей деревни тревожило то, что такие хорошие люди вынуждены страдать от незаслуженных бед. Однажды в безлунную ночь к ним на крышу откуда ни возьмись свалился камень, и все соседи пришли к единодушному мнению, что над этой пожилой парой, должно быть, тяготеет проклятье духа Чатана.

Несколько состоятельных жителей деревни собрались вместе и решили попросить помощи у одного Аштавайдьи, опытного в обращении с такими духами. Он должным образом проделал весь путь из Тричура и принес с собой окованный медью глиняный горшок с десятилетним маслом гхи, обогащенным травами и наделенный силами мантр Богини и Ганеши.

Он мягко поговорил с пожилой парой, прочитал священные стихи и повязал мужу и жене на запястья защитные черные нити; совершил пуджу со специальными благовониями под старым деревом пипал, где, по всей видимости, жил дух Чатан. Но все это не принесло никакого результата. Урожаи этих людей продолжали страдать, а состояние – ухудшаться.

Мальчик Шанкара все это знал; поначалу он хотел было просто пройти мимо их дома и спуститься к следующему, но что-то привлекло его к старой покосившейся двери. Хозяйка дома откликнулась на его зов, и ее лицо просияло при виде маленького брахмачари, стоящего у порога. Но когда он попросил положить в его священную чашу какое-нибудь подношение, радость женщины сменилась смущением. В доме не было еды. Объяснив, что муж сейчас собирает листья в лесу, она вернулась в дом и через несколько минут принесла все, что у нее было – один-единственный сморщенный плод амалаки.

Стыдливо опустив глаза, она положила фрукт в чашу и поклонилась, сложив тонкие руки в знак приветствия. Мальчика ошеломила такая преданность.

Он закрыл глаза, и из его сердца вырвалась безмолвная молитва к богине изобилия Лакшми:

«О мать Лакшми, энергия Божественного, пусть твой сострадательный взгляд станет облаками, а твоя милость – ветром; пусть они вместе прольются дождем и погасят пламя кармы этой бедной женщины. Пусть твой небесный дождь прольет богатство на эту твою печальную маленькую птичку!»

(Стих 8 из «Ханака-дхара-ставы», гимна Лакшми, традиционно считающегося первым сочинением Шанкары.)

Никто точно не знает, что произошло дальше, но говорят, что женщина потом вспоминала, как все вокруг нее растворилось в ярком свете и ее охватило всепоглощающее чувство мягкости и нежности, самой сути женственности.

Свет усилился, и затем из самой плотной точки в его центре появилась фигура богини Лакшми. Она была огромной и сияющей, с выражением неописуемой нежности на лице, и держала в двух руках цветок лотоса. Из третьей руки струился поток золота, пузырящийся и сверкающий. В этот момент старуха упала без чувств. Когда она пришла в себя, рядом уже не было ни Богини, ни мальчика – но земля вокруг была усыпана золотыми монетами».

Существование Божественной Матери подтверждают предания и притчи, а также та неповторимая благодать, которая превращает убогую, жалкую жизнь преданного ученика в золотую стезю мудрости и смысла под опекой Гуру. Это тот же самый свет – сияние Дэви и великолепие Шанкары – который я часто с изумлением замечала в моем Гуру. Из уст Свамиджи родилось множество молитв к Богине-Матери, призывающих ее возвысить тех, кто ищет его прибежища. Этого трудно не видеть, когда события разворачиваются прямо у тебя на глазах.

В оккультных способностях моего Мастера – которые он отрицает и скрывает – а также в его мягких манерах и благословениях всегда присутствует Божественная Мать. Свамиджи воплощает великую Ма во всем – от грациозной походки и светлой кожи розоватого оттенка до доброй речи, всевидящих глаз и умения исполнять все чаяния людей.

Эта книга посвящена Дэви – божественной спутнице моего Гуру.

Загрузка...