Краткая характеристика вьетнамцев, зрим в корень… История Вьетнама без деталей.
Семья – как основа традиций вьетнамцев
В традиционном вьетнамском обществе типичная семья обычно состоит из трех или четырех поколений, живущих вместе. В таких случаях, точка зрения вьетнамцев выглядит примерно так: «много детей, много удачи», поэтому вьетнамцы считают, что в каждой семье должно быть, как можно больше родственников. Из-за влияния конфуцианской мысли, а затем и феодализма мужчины всегда считались опорой семьи и имели решающий голос. Женщины же должны оберегать семейный очаг и повиноваться решению мужчин.
Но на самом деле, вьетнамские семьи живут по традиционным канонам, в деревенской местности всё решает клан, то есть, женщины из нескольких поколений объединяются, чтобы управлять семьей, а мужчины должны работать и приносить деньги в семью.
Со времени объединения страны в 1975 году правительство Вьетнама приняло множество законов, например, закон о браке и семье, который регулирует семейные отношения для большего равенства во вьетнамских семьях. Кроме того, были приняты многочисленные законы для защиты прав человека, направленные на изменение уровня информированности людей, обеспечение равенства, борьбу за законные интересы женщин. Сегодня, размер современной вьетнамской семьи имеет тенденцию к сокращению, только 2-3 поколения живут вместе. Число детей в семьях в большинстве случаев составляет два ребёнка.
Семейные традиции считаются основополагающими во вьетнамской культуре. «С семьи всё начинается и на ней должно заканчиваться» – как говорят сами вьетнамцы. Далее мы рассмотрим, на чём ещё основываются другие обычаи и на чём строится культура вьетнамцев.
КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Очень популярным среди вьетнамцев является культ предков или традиции поклонения предкам. В каждом, без исключения, доме или просто помещении, в самом торжественном месте установлен алтарь предков.
Вьетнамцы верят, что душа умершего человека, даже из былых времён, все еще покоится вместе со своими потомками на земле. У мертвых и живых людей все еще есть неразрывный духовный канал, через который происходит общение. В повседневной жизни люди не должны забывать, что им нравится, и. что они чувствуют на самом деле, но при этом, они не должны забывать об их умерших родственниках.
В последний день каждого лунного года объявляется культ Кунг Тиен Куонг, чтобы пригласить всех умерших предков вернуться домой, чтобы отпраздновать праздники Тет вместе с их семьями. В последние дни перед Тетом все члены семьи посещают могилы своих предков; Они чистят и украшают могилы, так же, как живые чистят и украшают свои дома, чтобы встретить Новый год.
В годовщину смерти предков потомки и родственники объединяются и накрывают столы множество яств, чтобы поклоняться мертвым и попросить здоровья и счастья для себя. Из поколения в поколение религиозные традиции поклонения предкам были сохранены. Есть несколько небольших различий между этими обычаями среди многих вьетнамских этнических групп, но общая тема верности и благодарности к предкам остается.
ВЬЕТНАМСКИЙ НОВЫЙ ГОД (ТЕТ). У вьетнамцев очень много праздников в году, но один для них является особенно важным – Новый год по лунному календарю (Тет Нгуен дан). Это самое большое событие в году для всех, без исключения, вьетнамцев.
Тет Нгуен дан – самый большой и самый священный праздник. Тет припадает на то время, когда закончился старый год, и наступает новый год по лунному календарю (в канун последнего лунного месяца, перед третьим днём первого лунного месяца). Также, это время, когда заканчивается цикл вселенной: наступает конец зимы и приходит весна, сезон рождения всех живых существ. Тет – это время для паломников и торжеств в семейном кругу. Это время, когда вьетнамцы отдают дань уважения предкам, в том числе, своим бабушкам и дедушкам, все вьетнамцы посылают друг другу наилучшие пожелания на новый год, перестают думать о плохих вещах и говорят только хорошие слова друг другу. Вовремя Тета соблюдаются различные обычаи, такие как поклонение предкам, посещение домов близких и родственников в первый день нового года, обычай дарить друг другу «красные конверты» с счастливыми новогодними деньгами, пожелания долгой и счастливой жизни для самых старых людей в семье. Кстати, вместо привычных нам ёлок, у вьетнамцев принято покупать мандариновые или персиковые деревья. Примерно за две недели до Нового года, буквально все улицы заставлены этими небольшими деревьями в специальных подставках из цемента. Так же у вьетнамцев на Тет принято открывать магазины и другой бизнес.
ПОКЛОНЕНИЕ КОРОЛЯМ ХУНГАМ. Поклонение Хун Цзин происходит от династии королей Хунгов. Каждый год, в 10-й день третьего лунного месяца, отмечают праздник королей Хунгов. Проводится празднества в храмах Хунгов по всей стране, самый большой храм находится в провинции Фу Тхо. В Фу Тхо каждая деревня выбирает Организационный совет фестиваля из 6-9 зрелых, хорошо осведомленных людей с чистой репутацией, которые будут устраивать и управлять ритуалами.
Все церемонии (открытие, шествие, закрытие) тщательно готовятся, включая приготовление основных продуктов для праздника: рис, фрукты, вино, соль, варенное мясо цыплёнка, свежая свинина, чанг торты.
Ритуал поклонения состоит из сжигания благовоний, подношений королям Хунгам, чтения молитв, фестивалей традиционного искусства. Во время празднеств также организуются народные игры, такие, как ловля козы с завязанными глазами, лодочные гонки, ловля уток в пруду и другие.
ПРАЗДНИКИ УРОЖАЯ. Вьетнамская культура всегда развивалась на основе рисовых полей. Из этого следует, что образ жизни вьетнамцев тесно связан с деревней и родной землёй.
Во вьетнамском обществе люди часто собираются вместе, чтобы сформировать свод правил в сельских районах и гильдии в городских районах. С рассвета нации формируются деревенские гильдии. Эти организации изначально развивались для того, чтобы городское и сельское население стало более тесно связанным между собой. У каждой деревни и гильдий есть свои правила, называемые конвенциями.
Цель этих конвенций заключается в поощрении при соблюдении древних обычаев среди населения. Все конвенции разные, но они всегда соответствуют государственным законам.
ОБЫЧАЙ ЖЕВАНИЯ БЕТЕЛЯ И АРЕКИ. Согласно легендам, пережевывание бетеля и ареки стало обычаем со времен Хун Вуонга и связано с античной легендой о бетеле и ареке.
Кусочек бетеля, называемый также чау, состоит из четырех элементов: лист ареки (сладкий вкус), кора бетеля (кислый вкус), корень бетеля (горький вкус) и гидратной извести (острый вкус). Обычай жевать орех бетеля является уникальным для Вьетнама. Старые книги о здоровье утверждают, что «жевание бетеля и арека придаёт вашему рту ароматности, улучшает плохой темперамент и облегчает переваривание пищи». На любой свадебной церемонии должно быть блюдо из бетеля и арека, которые люди могут разделить между собой, наслаждаясь особым вкусом.
Во время фестивалей или праздников Тет, бетель и ареку используют для приглашения в гости. Обмен бетелем со старым другом – это повод, чтобы выразить благодарность за отношения. Кусочек бетеля и ареки заставляет людей чувствовать себя в тепле холодными зимними днями, а во время похорон, это яство снимает печаль. Когда вьетнамцы поклоняются своим предкам, на алтаре должны присутствовать бетель и арека. В наше время обычай жевать бетель остается популярным в некоторых вьетнамских деревнях и среди старого поколения.
СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ. Вступление в брак является важным событием в жизни каждого вьетнамца. Процедура древней свадебной церемонии была очень сложной. В настоящее время процедура свадебной церемонии включают следующие шаги: поиск мужа или жены, предложение, регистрация и, наконец, свадьба.
В зависимости от привычек определенных этнических групп, брак включает в себя различные шаги и связанные с ними процедуры, но обычно есть две основные церемонии:
Ле ан хой (церемония помолвки): Некоторое время до свадьбы жених и его семья посещают невесту и ее семью с круглыми лакированными коробками, известными как обручальные подарки, состоящие из орехов ареки и листьев бетеля, чая, пирогов, фруктов, вин и других деликатесов, покрытых красным сукном, которые вносят в дом незамужние девушки или мальчики. Обе семьи соглашаются выбрать лучший день для свадьбы.
Ле куои (свадебная церемония): Гости будут приглашены на вечерний банкет, чтобы отпраздновать долгую счастливую жизнь будущих молодожёнов. Сперва жених и невеста должны молиться перед алтарем, прося своих предков разрешения на их брак, затем они выражают свою благодарность своим родителям за их воспитание и защиту. На банкете каждый гость должен произнести напутственную речь для жениха с невестой. Среднестатистическая вьетнамская свадьба длится не больше 4 часов, приглашённые собираются в банкетном зале в районе 6 часов вечера, а уже в 10 вечера торжество заканчиваются и все расходятся по домам – никакого фанатизма и трёхдневного празднования.
ПОХОРОННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ. «Последнее желание умершего – закон для живых» – именно так говорится во вьетнамской пословице, что означает обязательное соблюдение всех традиций при организации похоронных церемоний.
Раньше похороны заключались в следующем: тело было омыто и одето; палочка для еды, была заложена между зубами, вместе с щепоткой риса, и три монеты клались в рот усопшего. Затем тело клали на специальный ковёр, при этом приговаривая: «Рождённый на земле, должен вернуться обратно в землю». Мертвое тело оборачивалось белой тканью, и помещалось в гроб. После это церемония похорон была официально исполнена.
Сыновья, дочери и невестки умершего должны были носить грубые марлевые тюрбаны и туники, шляпы из соломы или сухого бананового волокна. Внукам умершего, и, их родственникам тоже нужно было носить траурные тюрбаны. В те дни, когда тело, все еще находилось дома, траур продолжался, родственники собирались за общим столом, затем звучала траурная музыка. Родственники, соседи и друзья приходили выражать свои соболезнования.
Дата и время похоронной процессии, должны были тщательно подобраны. Родственники, друзья и потомки принимали участие в похоронной процессии, чтобы сопроводить умершего к месту на кладбище. Кусочки разноцветной бумаги разбрасывались по пути следования на кладбище. На кладбище гроб зарывали под землю. После трех дней траура семья снова должна посетить могилу, чтобы поклониться умершему родственнику. После 49 дней траура, семья прекращает приносить рис к алтарю на кладбище. И, наконец, через 100 дней, семья празднует тот кхок или конец слез. Через год проходит церемония первой годовщины смерти родственника, а через два года начинается церемония окончания траура.
В наши дни траурные церемонии следуют за новыми упрощенными ритуалами; Они состоят из прикрытия и помещения тела в гроб, похоронной процессии, захоронения гроба в могилу и посещения могилы. Члены семьи покойного носят белые тюрбаны или черную траурную повязку на голове.
ВЬЕТНАМСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ КОСТЮМЫ. Традиционные костюмы вьетнамцев, как правило, очень просты и скромны. Мужчины носят льняные коричневые рубашки и белые брюки. Их головной убор – просто кусок ткани, обернутый вокруг головы, а их обувь состоит из пары простых сандалий.
Для официальных церемоний у мужчин было бы два дополнительных предмета: длинное платье с разрезами с обеих сторон и тюрбан, обычно черного или коричневого цвета, сделанного из хлопка или шелка. В феодальные времена существовали строгие дресс-коды. Обычным людям не разрешалось носить одежду других цветов, кроме черного, коричневого или белого. Костюмы в желтом цвете были зарезервированы для короля. Фиолетовый и красный цвет был зарезервирован для высокопоставленных чиновников суда, в то время как платья синего цвета предназначались для мелких чиновников. Мужская одежда постепенно изменялась, вместе с социальным развитием.
Традиционный набор длинного платья и тюрбана уступил место более современным костюмам, а рубашки и брюки сменили традиционные рубашки с длинными рукавами и широкие брюки.
Молодые женщины раньше носили светлые коричневые рубашки с длинными черными юбками. Их головной убор состоит из черного тюрбана с узлом спереди. Чтобы их талия стала меньше, они крепко завязывали на ней длинный кусок розовой или фиолетовой ткани. В некоторых случаях они носили специальные трехслойные платья, называемое «аозай» – длинное платье с разрезами с обеих сторон.
Верхняя одежда – это специальное шелковое платье, называемое «ао ту тан», которое имеет коричневый или светло-коричневый цвет с четырьмя промежутками, разделенными поровну на ее нижней части. Второй слой – платье светло-желтого цвета, а третий слой – розовое платье. Когда женщина носит три платья, она застегивает пуговицы на боку и оставляет их расстёгнутыми в верхней части таким образом, что образуется овальный воротник. Это позволяет девушке показывать разные цвета в верхней части платья. Под тремя платьями находится ярко-красный бюстгальтер.
Со временем традиционный «аозай» претерпел некоторые изменения. Длинные платья теперь тщательно подогнаны под рост вьетнамской женщины. Два длинных разреза по бокам позволяют платью иметь две свободные панели спереди и сзади на платье. По длине панелей подбирают белые шелковые брюки.
Элегантная конусообразная шляпа из пальмовых листьев, известная, как «нон баи то», носится как часть официального наряда женщины. Эта традиционная коническая шляпа особенно подходит для тропической страны, такой как Вьетнам, где жгучее солнце и тропические ливни не редкость.
В последние годы во Вьетнаме были внедрены некоторые зарубежные модные тенденции. Однако традиционный «аозай» остается предпочтительной одеждой для женщин, как в городе, так и в сельских районах.
В общем, вьетнамская одежда очень разнообразна. Каждая этническая группа во Вьетнаме имеет свой неповторимый стиль одежды. Различные праздники – это, прежде всего, повод для всех женщин, одеть свою любимую одежду. За тысячи лет традиционная одежда всех этнических групп во Вьетнаме изменилась, но каждая этническая группа в отдельности сохранила свои индивидуальные особенности.
В горных районах люди живут в домах, построенных на сваях, носят брюки или юбки с жилетами цвета индиго, с вышитыми традиционными узорами, имитирующим диких зверей и цветы. В северных возвышенностях и Центральном нагорье молодые женщины изготавливают для себя юбки и жилеты с красивым и пышным убранством, в стиле, удобном для фермерских работ на террасных рисовых полях и для поездок по холмистым склонам и горным ущельям.
Это, конечно, далеко не все обычаи и традиции вьетнамского народа, но, тем не менее, самые популярные и интересные.
Начнём, конечно же с легенды о происхождении вьетнамцев, куда же без этой основополагающей сказки? Итак, все без исключения вьетнамцы считают, что они потомки великого дракона и феи. А дело было так: однажды дракон и известный борец со злом Лак Лонг после очередной битвы спустился с гор к морю, где повстречался с прекрасной птицей и феей в одном лице – Ау Ко. Дракон влюбился в фею с первого взгляда, сказочная птица ответил ему взаимностью. От этого союза птица снесла 100 яиц, из которых впоследствии вылупились 100 прекрасных сыновей – первых вьетнамцев. Через какое-то время дракону стало скучно жить обычной семейной жизнью, и он решил опять вернуться в горы, чтобы продолжить бороться со злом. С феей Ау Ко они поровну разделили потомство и 50 сыновей отправились с ним в горы, а другие 50 сыновей – остались жить у моря с птицей. Так, кстати, появились горные народы Вьетнама – лаквьеты и равнинные люди – аувьеты.
Ну как хорошее начало? То ли ещё будет! Оказывается, вьетнамцы вылупились из яиц, это может многое объяснить, слушайте дальше.
Историки утверждают, что история Вьетнама насчитывает около пяти тысяч лет. Первой была эра королей Хунгов – это всё то время, что было до нашей эры, именно тогда правили династии Хунгов, первого из них звали Хунг Вуонг, по легенде, именно он являлся сыном дракона и феи и первым правителем государства Ванланг. Затем стоит выделить легендарных сестёр Чынг – символ борьбы против китайских захватчиков и одних из самых смелых вьетнамских женщин, которые руководили самыми крупными восстаниями в ранней истории Вьетнама. Вьетнам был четыре раза оккупирован Китаем за последние две тысячи лет, каждый раз отстаивая свою независимость и идентичность в кровавых сражениях и бесконечных восстаниях против узурпаторов. Находясь в постоянной оппозиции Китаю, вьетнамцы ещё несколько раз успели отбить нападения монголов в средние века, причём разгромив совместный флот китайцев и монголов в одном и том же месте с разницей в сто лет. После этих подвигов, ближе к 18 веку, Вьетнам смог практически полностью завоевать и поглотить империю Чамов, с которой вьетнамцы делили территорию больше тысячи лет. Почти все древние исторические памятники во Вьетнаме, кстати, достались «в наследство» вьетнамцам как раз от чамской империи. Ну, а затем настал черёд уже Франции оккупировать Вьетнам, для того, чтобы создать колонию и огромный конгломерат в виде Индокитая, включавший ещё и другие государства Азии, помимо Вьетнама. Но и на этом беды для многострадального вьетнамского народа не закончились: во время Второй мировой войны, Франция «сдала» территорию северного Вьетнама Японии. После разгрома Японии в войне, во Вьетнаме пришёл к власти Хо Ши Мин и воспользовавшись неразберихой, объявил независимость Вьетнама.
Французы были вынуждены уйти из Вьетнама, проиграв все крупные сражения, и уже тогда на помощь им пришли США, которые не могли допустить распространение коммунизма и решили построить свою «демократию» на территории Вьетнама с напалмом, «агентом оранжем» и массовыми убийствами мирных жителей. Кровопролитная и разрушительная война Вьетнама с США продлилась больше десяти лет и закончилась полной капитуляцией американцев в 1973 году. А дальше мощная вьетнамская армия вошла в соседнюю страну, последовало свержение небезызвестного диктатора Пола Пота и режима «красных кхмеров» в Камбодже, что вызвало негодование Китая и вылилось в 3-месячную войну всё с тем же Китаем. Вьетнамцы выиграли и эту, последнюю, на данный момент войну, и только после этого наступило вожделенное мирное время. Каким-то чудом, даже несмотря на все тяготы, перипетии и практически постоянные военные действия на протяжении двух тысяч лет вьетнамцы сумели сохранить свою идентичность и построить уникальное государство.
Но справедливым будет заметить, что больше всех остальных вьетнамцам дали всё же именно французы. Да-да, любители вина, сыра и лягушачьих лапок наладили во Вьетнаме производство кофе, производство каучука (высадили плантации бразильских гивей), построили железные дороги и многие города в непревзойдённом колониальном стиле. Помимо этого, французы построили и наладили работу многих промышленных предприятий во Вьетнаме, некоторые из которых работают и по сей день. Ну и как же не упомянуть французские багеты, без которых вьетнамцы не могут теперь жить.
Я не могу не затронуть эту тему в своём путеводителе, ведь это трагическое событие занимает важную часть в современной истории Вьетнама и произошло сравнительно недавно. Я выскажу свою точку зрения и постараюсь максимально кратко ввести вас в курс дела. Если честно, то вся история Вьетнама – это 2000 лет войны, причём, без особых причин, как пел Цой. Но вот «гражданская война» коммунистического севера с прозападным югом, под чутким управлением США – стоит особняком на фоне всех остальных войн. После второй мировой войны, вьетнамская война является самым кровопролитным событием в 20 веке, унёсшим жизни более 5 млн человек.
9 мая у нас с Вами великий праздник. А 30 апреля такой же праздник у вьетнамцев – День Победы и воссоединение Севера с Югом. Только победы над кем, вьетнамцев над вьетнамцами? Большинство считает, что Вьетнамская война была между Вьетнамом и США. А славный СССР пришёл на подмогу и освободил бедных вьетнамцев от свирепых лап американцев, принёсших в этот свою «демократию».
Но так ли все было? Буду стараться рассказать кратко, но не потерять суть. Долгое время Вьетнам был колонией Франции. И все было более-менее спокойно: французы научили вьетнамцев выращивать кофе, делать латексные изделия, печь багеты, писать латиницей (вместо иероглифов), а вьетнамцы в ответ научили французов есть лягушек.
Но после Первой мировой войны во вьетнамцах проснулось самосознание, и они захотели освободиться от колонизаторов. И кто возглавлял это сопротивление? Конечно, Хо Ши Мин, больше никто не осмелился пойти на такой шаг в глобальных масштабах. Был он коммунистом, до этого много путешествовал по миру, работая на корабле, затем учился в СССР и там сформировался как коммунистический лидер и революционер. Французы просто так отдавать свою колонию не хотели, в декабре 1946 года началась колониальная война во Вьетнаме. Однако справиться с партизанским движением Вьетминь французская армия не смогла. С 1950 года США стали оказывать военную помощь французским войскам во Вьетнаме. Зачем?
Ответ в том, что Хо Ши Мин был коммунистом и хотел установить во Вьетнаме тоже коммунистический режим. И США никак не могла допустить, чтобы Вьетнам стал красным, а значит подвластным СССР. Французы, хоть и при серьезной помощи США, не справились с вьетнамцами. И в 1954 году, после ключевого сражения при Дьенбьенфу и поражения французских колониальных войск, было заключено Женевское соглашение. Вьетнам разделили на 2 части: Северный и Южный. Северный отдали в руки Хо Ши Мину («Да здравствует коммунизм!»). А Южный Вьетнам отошёл французам. В 1956 году страну собирались объединить в единое целое. Но Южный Вьетнам, не без помощи США и марионеточного режима, сорвал это воссоединение.
Бойцы северно-вьетнамской армии
В 1959-1960 гг. северяне начинают действовать. Их совсем не устраивало отсоединение юга. Появляется знаменитая «Тропа Хо Ши Мина»: через Лаос и Камбоджу они проникают на юг, а там уже атакуют всех тех, кто мешает им действовать, снабжая партизан в южной части необходимым оружием. Так появляется не менее знаменитый Вьетконг, поддерживаемый северным Вьетнамом. Деятельность Вьетконга направлена против режима действующего президента Южного Вьетнама – Нго Динь Зьема, а в дальнейшем и против подразделений США. Тут американцы понимают, что пахнет жареным и усиливают военную помощь правительству Зьема и своё присутствие в стране, перебрасывая сюда свои регулярные войска.
1961-1963 гг.
Фактически уже идёт гражданская война между югом и севером Вьетнама. В то же время, усиливается и накаляется Холодная война между США и СССР. Все это время Америка неофициально помогает югу. США понимает, что Зьем, как президент слабоват, да ещё и буддисты на юге начали бунтовать и заниматься самосожжением в знак протеста против военной интервенции США. «Неожиданно» президент Зьем умирает (ну почти – его убивают). Но после этого в течение 1,5 лет в Сайгоне (столица Южного Вьетнама) постоянно происходили перевороты. Все это действовало совсем не на пользу югу. Внутренняя разрозненность и отсутствие чёткой идеологии даёт о себе знать. А тем временем коммунистический север крепнет и обрастает мышцами.
И в 1964 году случается следующее: между США и Северным Вьетнамом происходит стычка. Что именно там произошло – предмет споров. Было ли вообще там что-то – большой вопрос. Этому случаю дали название «Тонкинский инцидент». Мол, вьетнамские корабли атаковали американские катера в нейтральных водах недалеко от знаменитой бухты Халонг. И после этого США считает, что имеет право нападать на Северный Вьетнам и проводить против них полноценные операции. Им было нужно прямое военное вмешательство, предлог они получили. Кстати, буквально в прошлом году стало известно, что никакого «Тонкинского инцидента» не было и это чистейшей воды провокация.
Юг Вьетнама совсем не справлялся. Да и, к тому же, здесь Америка сможет испытывать новое вооружение, взрывчатку, бомбы и химикаты. Другими словами, Вьетнам становится полигоном для испытания новейшего оружия. США применяет тактику «найти и уничтожить», уничтожая джунгли химикатами, взрывая всё на своём пути, проводя ковровое бомбометание и сжигая сотни километров напалмом. США автоматически превратились в участника гражданской войны во Вьетнаме. В Южном Вьетнаме на пике военных действий находилось около 540 тысяч американских военных. Казалось бы, Юг Вьетнама при помощи США, должен за пару месяцев победить Север, но очень хорошо сработали партизаны и смекалка. Находясь в музее войны и особенно в знаменитых туннелях Кучи пребываешь в шоке от того, до чего могли додуматься эти маленькие, смуглые, суровые ребята. Да и ландшафт, природные условия помогали северянам в этой войне. Они воевали на своей земле и за свою свободу и жизни родных!
Плюс неофициальная помощь СССР, если бы не они, не было бы у Севера авиации и зенитчиков. Чем ещё помог СССР: поставлял системы ПВО, самолёты, другую военную технику, оружие. Для обучения вьетнамских военных прибыли советские инструкторы. И тысячи вьетнамцев направлялись на обучение и переподготовку в СССР. Помогали они, как Вы понимаете, только из-за того, что те были коммунистами.
Победа!
Эта война очень сильно ударила по бюджету США, и привела к его большому дефициту. Внутри американского общества назрели незаживающие раны в виде тысяч погибших не понятно ради какой цели в чужой стране. И в начале 1973 года американцы были вынуждены официально вывести войска из Вьетнама и подписали с Севером Парижское мирное соглашение. Таким образом, они оставили разбалансированную и беспомощную армию Южного Вьетнама на съедение суровым воинам Севера. Хотя по численности войска Юга были значительно больше, чем северные и вооружение у них тоже было лучше и современнее. Но без существенной поддержки США Юг не смог долго выдержать. В 11:30, 30 апреля 1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне – война закончилась полной победой северо-вьетнамских войск. Сам Хо Ши Мин не дожил 6 лет до этого знаменательного события и дела всей своей жизни. Что имеем в итоге: Вьетнам един, до сих пор тут коммунизм, Сайгон переименовали в Хошимин.
Что было бы, если бы Америке удалось добиться своего? Скорее всего, повторилась бы судьба Кореи: коммунистический север и супер развитый юг. А может быть и весь Вьетнам стал прототипом Южной Кореи. Плохо это или хорошо, вопрос риторический. А другой вопрос: что было бы, если бы СССР и США не вмешались. Была бы вообще большая война? Или юг и север разобрались бы между собой сами и не было бы столько ужаса, крови, смертей и покалеченных судеб? А какие губительные последствия для Вьетнама от американского «агента оранжа» и диоксида в почве – это же кошмар чистой воды, до сих пор рождаются дети с увечьями.
И да, напоследок стоит сказать: когда пьяные туристы орут в Нячанге, что они, видимо, лично, когда-то помогали Вьетнаму на войне и теперь вьетнамцы им обязаны ноги целовать, становится очень противно и стыдно. Для начала, таким людям хочется напомнить, что они на территории Южного Вьетнама… Но не будем о грустном, Вьетнам до сих пор един и между братским народом больше нет разногласий. Страна активно развивается, став мощной сельскохозяйственной державой и видной фигурой на мировом уровне. А США единственный раз в своей истории проиграли в войне и были вынуждены капитулировать, получив сполна по зубам во Вьетнаме.
По одной из версий, предки вьетнамцев – мыонги и беженцы из южных провинций Китая. По другой версии: вьетнамцы – это народ «кинь» или «столичные» – является крупнейшим австроазиатским народом мира. Само название «вьет» или «юэ» имеет китайское происхождение. Китайцы называли вьетами почти все народы, которые жили ниже реки Хуанхэ. Много традиций вьетнамцы переняли у китайцев, как показывает практика (самые явные примеры: культ предков и лунный новый год ТЕТ). Но не один уважающий себя вьетнамец никогда не признает каких-либо связей с китайцами, и, до последнего будет отрицать, что вьетнамцы могли что-либо позаимствовать у своих северных соседей. Однако, сами китайцы давно начали замечать отличия у народностей из своих южных окраин: уже на рубеже нашей эры китайские авторы древних талмудов отмечали непривычные для них особенности вьетов – мол, эти ребята едят лягушек и устриц, слишком коротко стригутся, вырывают себе клыки, у мужчин вполне нормальным считается принимать роды у жен и затем ухаживать за детьми. А ещё народы кинь с древних времён, наносили на тело татуировки и настилали пол в жилище, а не спали на голой земле. Чуть позже у вьетов любимым спальным местом стали гамаки. Посуду вьеты, в большинстве случаев делали не из глины, а из кокосовой скорлупы или бамбука. Так же, от остальных народов вьетнамцев можно ещё отличить по нон – конической плетённой шляпе из пальмовых листьев, которая оберегала и от солнца и от дождя. Даже в нынешнее время худая и обычно немолодая женщина в фирменной шляпе нон, несущая на плече палку, к которой прикреплены две корзины с немалым грузом (по 10-15 кг в каждой корзине) – визитная карточка Вьетнама.
Чуть раньше я писал про вьетнамский язык, но если вы пропустили эту главу, то вот её очень краткое содержание. Постепенная миграция носителей вьетических языков на равнины и их переход от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, основанному на заливном рисоводстве, оставили свой след в истории вьетнамского языка в виде многочисленных заимствований тайской лексики, связанной с земледелием, животноводством, низменными и прибрежными территориями. К 3 веку до н.э. протовьет-мыонгский язык приобрёл статус наиболее распространённого языка среди племён, населявших долину Красной реки. Не так давно было доказано родство вьетнамского языка с кхмерским, эта принадлежность даже имеет собственное название: мон-кхмерский язык. Немаловажное влияние на вьетнамский язык оказал и китайский язык, именно от него передалась пресловутая тональность, из-за которой учить вьетнамский язык очень сложно. Одно и то же слово, произнесённое с разной тональностью, приобретает абсолютно разные значения. До 19 века вьетнамский язык представлял из себя сплошные иероглифы и лишь французские миссионеры решили заменить вьетнамские закорючки на латинский алфавит, чтобы было легче привносить католичество в массы. Данный процесс начался в конце 17 века и был завершён лишь только ближе к началу 20 века. Благодаря французам нынче во Вьетнаме гораздо легче ориентироваться и стало даже возможным читать вывески, но порой от этого не становиться легче.
Несмотря на то, что объединение Вьетнама произошло в далёком 1975 году, в стране до сих пор сохранились разногласия между севером и югом. Северные вьетнамцы считают южных наглыми, ленивыми и самодурами, а южные вьетнамцы считают в свою очередь северных лицемерными, озлобленными и завистливыми. Но, несмотря на эти противоречия, многие вьетнамцы, родившиеся на севере страны, в итоге переезжают в южные регионы, а вьеты с юга иногда решаются на переезд на север Вьетнама. После того, когда я побывал в разных частях Вьетнама, мне показалось, что вьетнамцы на севере страны более сообразительные и находчивые, но в то же время чувствуется некая озлобленность, иногда даже агрессия, а вот на юге вьеты действительно более вальяжные, улыбчивые, ведут неторопливый и размеренный образ жизни. Так что можно с уверенностью сказать, что север и юг Вьетнама населён немного разными по характеру и складу ума вьетнамцами.
По внешности между северными и южными вьетнамцами тоже есть некоторые отличия, например, девушки из политической столицы Вьетнама – Ханоя чаще выигрывают конкурсы красоты, а вот девушки из так называемой экономической столицы Вьетнама – Хошимина (бывший Сайгон), более спортивные и модные, подверженные тенденциям Запада и Кореи. Зато почти все вьетнамские женщины единогласны во мнении, что вьетнамские мужчины более привлекательны именно на севере Вьетнама: они более лучше сложены, выше ростом и зачастую имеют привлекательную внешность. Ещё один немаловажный фактор, который раскрывает завесу тайны над различиями вьетнамцев из разных частей страны – это разница идеологий в недалёком прошлом Вьетнама. Так уж исторически сложилось, что вьетнамцы из северной части страны были подвержены коммунистическому режиму и изначально являлись его приверженцами, а вот юг попал под власть империализма сначала в лице Франции, а потом уже и США. Поэтому, не стоит удивляться, что многие северные вьетнамцы учились, перенимали опыт и жили в СССР или в современной России, а южане – обучались в Америке или в союзных демократическом режиму европейских странах. Выводы из всего этого сами напрашиваются, и, я думаю, их даже не стоит озвучивать.
Ни в коем случае нельзя назвать вьетнамцев ленивыми. Особенно это чётко видно, после поездок по остальной Азии и созерцания филиппинцев, камбоджийцев или индонезийцев. Во Вьетнаме практически любой кусочек земли обработан и на нём что-то растёт, пусть это будет сахарный тростник, кукуруза, кофейное дерево, куст чая или, конечно, же рис. Рис растёт везде, даже там, где, казалось бы, он не может расти: например, на вертикальных террасах возле Шапы или Лонгкая, недаром Вьетнам занимает уверенное второе место в мире по производству это самого популярного продукта в Азии. Вьеты невероятно трудолюбивы и это видно абсолютно в любом уголке страны, куда бы вы не поехали. Уже с самого раннего утра можно увидеть, как тысячи вьетнамцев идут работать на поля или на плантации. Кстати, знаете, как отличить вьетнамца, который работает на земле от офисного работника. У офисного работника или просто у любого «модного» вьетнамца будут длинные ногти на руках, а на мизинце – особо длинный ноготь. Таким образом, они хотят показать, что у них нет грязи под ногтями, а ещё удобно ногтём на мизинце в зубах ковырять. Выглядит это откровенно омерзительно, но что поделаешь – таковы вьетнамские реалии.
А вот, что касается ответственности, то здесь у вьетнамцев далеко не всё так хорошо. Если у вас своя компания или бизнес во Вьетнаме и вам нужно найти себе исполнительного, ответственного вьетнамца на работу – то это задача со звёздочкой (не из лёгких). Вьетнамцы, как и многие другие азиаты, склонны сказать да, но это абсолютно ничего не значит для них. На следующий день они могут забыть о твоей просьбе или просто её не выполнить, сославшись на тысячу разных причин в одночасье обвалившихся на их бедные головы. Часто бывает такое, что вьетнамцы могут просто не выйти на работу, а по прошествии двух-трёх недель вернуться обратно и искренне удивиться: почему же их уволили?! Ну и как апогей безответственности вьетнамцев: перед лунным годом ТЕТ они вообще могут уволиться с работы, для того, чтобы праздновать целый месяц, а потом просто будут искать новую работу и так каждый год. Другими словами, вьетнамцы, мягко говоря, не очень исполнительные ребята.
Отдельно ещё стоит упомянуть про обидчивость вьетнамцев. В душе вьетнамцы невероятно хрупкие и ранимые натуры, они вполне могут на тебя обидеться из-за мелочи и вообще с не разговаривать после этого. То же самое прослеживается в разных сферах жизни: на работе, в спорте и в ряде других аспектов. Привожу личные примеры: на работе, где работают русские сотрудники с вьетнамцами, последние очень часто создают что-то наподобие общины, где они будут рьяно отстаивать свои права и если один вьетнамец обидится на что-либо, то его примеру последуют все остальные вьеты. Или вот ещё другой пример: мы часто играем с вьетнамскими командами в футбол, если ты сыграешь против вьетнамца жёстко – он будет всячески показывать своё недовольство и долго спорить с тобой, но стоит ему сделать то же самое по отношению к тебе – то свою вину он упорно не будет признавать.
Ах, да, вьетнамцы так же наивные, как дети и невероятно тщеславные. Вьетнамцы очень любят выделяться среди других, средством для этого зачастую служат: огромное количество украшений, одетые на все части тела. Им очень важно выделяться перед другими вьетнамцами размерами жилища, машины или даже телевизора в доме. Как вы уже поняли, вьетнамцы очень сильно любят хвастаться и выставлять многие личные вещи напоказ, наверное, именно поэтому в особо богатых вьетнамских домах вы никогда не увидите закрытых штор или занавесок.
Но и это ещё полбеды, самый главный минус вьетнамцев – это языковой барьер. На английском языке они почти не говорят, очень мало вьетнамцев, которые могут поддержать диалог на английском языке. Как правило, английский язык знают только вьетнамцы из крупных городов, таких, как Хошимин, Ханой и Дананг. Даже в таком большом туристическом центре, как Нячанг найдётся очень мало вьетнамцев, которые более-менее сносно говорят на английском. Правда, в последние годы ситуация во Вьетнаме меняется в лучшую сторону и многие ВУЗы вводят английский язык, как обязательный.
Вьетнамцы склонны верить во всё сверхъестественное и необъяснимое с их точки зрения. Причём, они могут верить в духов предков и тут же быть атеистами – во Вьетнаме возможно и такое. В то же самое время, у вьетнамцев принято советоваться с медиумами по любому важному вопросу: о продажи недвижимости, о заключении контракта по бизнесу и даже о назначении дня празднования свадьбы. Для этого медиумы либо гадают на бамбуковых палочках для своих клиентов, либо вызывают для семейного совета давно умершего духа предка клиента. Ещё интересна следующая особенность вьетнамцев: они любят совмещать религии, например, буддисты могут ходить в католический храм и наоборот. Никто их за это не порицает, это не считается чем-то постыдным или из ряда вон выходящим. Другими словами, вьетнамцам просто нужно посещать какой-нибудь храм, а уже какая там религия исповедуется – это совсем не важно. Это обстоятельство можно назвать проявлением своеобразного «пофигизма», а заодно этот самый «пофигизм» является секретом их долголетия и главным двигателем прогресса вьетнамцев. Но справедливости ради стоит сказать, что всё же почти все вьетнамцы соблюдают культ предков – это когда принято чтить память о предках, делать им подношения на алтарях, всячески почитать и даже молиться за них в буддистских храмах. Вообще во Вьетнаме много чего интересного связано с культом предков. Например, «передачки» своим умершим предкам на небо: специальные доллары, дома и машины из картона – всё это стоит сжечь в определённые дни месяца, чтобы всё «добро» попало нужному адресату на небо. Алтари, кстати, для подношений предкам стоят в каждом помещении: будь то супермаркет, парикмахерская, массажный салон или отель. На алтари регулярно кладут сладкую воду, фрукты и прочие, нужные, духам вещи.
Кстати, вот, что я писал по этому поводу несколько лет назад:
По поводу сладкой воды – забавный момент: раньше на алтарь было принято ставить только тростниковую воду, а вот теперь, видно вьетнамцы немного разленились, на алтаре довольно часто можно увидеть «кока-колу» или «спрайт»!)
Вьетнамцы безоговорочно верят в то, что предки способны прийти на помощь живым и появится в реальном мире, если их призвать, без приглашения – ни-ни. А ещё все умершие переносятся в другой мир или на небо, где им по-прежнему нужны мирские ценности: дома, машины, байки, деньги.
Если вы подумали, что на этом тема мистики во Вьетнаме исчерпывает себя, то вы глубоко заблуждаетесь. Вьетнамцы, все без исключения, от мала до велика, ещё имеют бесспорный «бонус» в виде призыва духа предка в реальный мир, чтобы этот самый дух помог им в тяжёлой жизненной ситуации.
Медиумы играют значительную роль в жизни большинства вьетнамцев: бизнесмены советуются у них, заключать ли сделку с тем или иным партнёром, молодожёны ищут совета, когда лучше сыграть свадьбу и так далее.
Так вот, эти самые медиумы имеют ещё один полезный навык: призывать дух умершего обратно на землю. Ритуал этот стар и прост, как сам мир: медиум входит в транс, затем к нему прикасается родственник умершего, таким образом призывая именно того духа, который нужен.
Далее дух проникает в тело медиума и уже говорит его ртом, ну, а потом, дух может переселиться в родственника. Дальше же начинается самое интересное: дух предка живёт в одном доме с родственниками, на кухне для него выделяют специальное место, тарелку, и, специальную еду.
Если случайно зайти в гости на огонёк к вьетнамцам, у которых, в данный момент «гостит» дух, то можно не на шутку испугаться, ведь вся семья общается с невидимым существом, а вы не способны его разглядеть, так как у вас (не прокачано это умение) отсутствует связь с миром духов. Вот такие дела.
Следующий странный ритуал у вьетнамцев – это омовение костей умерших родственников. Этот старинный обычай соблюдается в наше время довольно редко, в основном, в отдалённых сельских районах.
Но от этого не становится легче, ведь этот ритуал поистине ужасен и просто пропитан мистикой. Заключается он в том, что покойника хоронят на три года в землю, а по прошествии данного срока, гроб достают обратно (после того, как село солнце!), специально обученный человек должен перемыть косточки от остатков плоти в соляном растворе, затем сложить в маленький ящик в определённом порядке.
Такой же точно ритуал вьетнамцы могут совершить, если им нужно переехать на другое место жительства, а захоронение нужно обязательно забрать с собой.
А ещё вьетнамцы свято верят, что если не совершить этот ритуал, то покойник будет постоянно приходить во сне и просить живых, чтобы его помыли. Звучит жутко, не правда ли?!
Что касается различных ответвлений в религии, то во Вьетнаме существует и поныне довольно странный культ, который некоторые люди упорно считают сектой. Называется он культ Као Дая.
Появление этого культа напрочь пропитано мистикой и довольно странным стечением обстоятельств. В двадцатые годы двадцатого века элита южного Вьетнама увлекалась сеансами спиритизма, ведь это было модно в то время, да и было показателем высокого класса в обществе.
И вот, на одном сеансе спиритизма, вьетнамской элите явился дух, представившийся Као Даем. Он рассказал собравшимся людям, как он устроен этот мир, и вообще, для чего они (люди) существуют на Земле. Вьетнамцам этот дух показался настолько убедительным, что буквально на следующий день, некоторые из них побежали официально регистрировать религию под названием Као Дай.
С тех пор немало воды утекло, но эта религия и сейчас довольно распространена во Вьетнаме, её адептами являются около 300000 вьетнамцев. Церкви Као Дай имеют своеобразную форму, а алтарь выполнен в виде огромного шара с «всевидящим оком» духа Као Дая.
Главные цвета этой церкви: красный, зелёный и голубой. Внутри церквей этой религии всё буквально пестрит яркими цветами и смотрится довольно забавно, особенно в сочетании с внутренней отделкой «под золото».
Так же к лику святых адепты Као Дая причисляют всех выдающихся личностей (по их мнению), например: Ленин, Маркс, Сталин, Хемингуэй, Дали и другие деятели политики и искусства.
Существует версия, что религия Као Дай была создана искусственно секретными службами французов, чтобы контролировать определённые слои населения. Но это уже совсем другая история.
Так что религия во Вьетнаме – это довольная интересная штука, которую больше не встретишь нигде в Азии, тут сплелись воедино многие традиции и ритуалы.
Поразительный факт: в какой бы стране вьетнамцы не оказались – везде они налаживают бизнес и поддерживают друг друга в своей диаспоре. Чуть выше я говорил, что вьетнамцы далеко не самые сообразительные ребята, так вот ровно настолько же они предприимчивые и находчивые.
Вьетнамцы просто невероятно предприимчивые люди, это видно и в самом Вьетнаме, где практически в каждом доме у них налажен какой-нибудь бизнес, будь то парикмахерская, ремонтная мастерская для байков, кофейня или просто магазин. Пусть далеко не каждый бизнес вьетнамцев выгодный и приносит прибыль, но они хотя бы не боятся пробовать и рисковать, что уже весьма похвально. О находчивости вьетнамцев можно слагать легенды. Чего только стоят их ловушки во времена войны с США или то, каким способом они смогли остановить нашествие монголов. С монголами дело было так: вьетнамцы заманили тяжёлую флотилию монголов в устье реки, куда предварительно, во время отлива вбили под наклоном заострённые колья. И вот лёгкие вьетнамские судна во время прилива проплыли над кольями, а вот монгольские судна попались в ловушку и застряли на кольях. И тогда вьетнамцы забросали беспомощных вояк с берега камнями и горящими стрелами. Удивительно, но спустя чуть меньше сотни лет, вьетнамцы повторили этот трюк с другим флотом монголов, которые на этот раз объединились с китайцами – и снова победа была на стороне вьетнамцев.
Нужно сказать, что во времена различных войн вьетнамцы никогда не скупились на всевозможные хитрости и были весьма изобретательными. Приведу ещё один пример: когда вьетнамцы воевали с армией США, то разведчики гуков воровали у американцев мыло, а затем клали его в змеиные гнёзда, в улья пчёл и в муравейники, чтобы вызвать ненависть у этих живых существ неприязнь к запаху от мыла. И вот когда американская армия проходила сквозь джунгли в последствии, то всё живое в этих лесах воевало уже на стороне вьетнамцев. Так же вьетнамцы ещё делали подобие катапульт из двух пальм и с помощью этого сбивали американские вертолёты. Надеюсь, вы поняли, что когда нужно, то вьетнамцы могут дать жару и становятся изворотливыми, словно змеи и такими же хитрыми.
Отдельного упоминания заслуживает способность вьетнамцев строить невероятно красивые кафе и парки, которые просто поражают воображение и надолго остаются в вашей памяти. Именно этим и занимаются в мирное время вьетнамцы, направляя всю свою энергию и фантазию в русло творчества. Я думаю, что все туристы, которые посещали Вьетнам остались удивлены тем, насколько у вьетнамцев богатая фантазия. Взять к примеру известный парк развлечений «Винперл» – это же аналог Диснейленда только на вьетнамский манер. А какой красивый парк построили возле Дананга в горах (парк Бана Хилс), куда ведёт канатная дорога, а на самом вверху находится подобие средневекового замка. Сюда же можно отнести шикарный сафари парк на острове Фукуок и многие другие места во Вьетнаме, которые надолго врежутся вам в память. А какие вьетнамцы строят кафе, просто загляденье! Кафе с любой тематикой, на любой вкус и цвет! Тут вам и Бали вьетнамского розлива, и местечковый Гонконг с Токио, и огромные озёра с карпами, и шикарные террасы с потрясающими видами и фотозонами. В общем, об этом бесполезно говорить – это нужно видеть собственными глазами!
Вьетнам по праву считается одной из самых безопасных стран для посещения туристами. В большинстве мест во Вьетнаме вы будете себя чувствовать даже ночью, так же примечательно то, что даже в глухой деревне вам всегда придут на помощь доброжелательные вьетнамцы, если у вас что-то случиться. Но всё же не стоит забывать, что почти все азиаты очень эмоциональные и часто принимают близко к сердцу всё сказанное в их адрес. Вьетнамцы не исключение из этих негласных правил. Многие конфликты во Вьетнаме решаются до сих пор с помощью банальной поножовщины, у каждого вьетнамца есть мачете на всякий случай. Огнестрельное оружие строго запрещено, зато палки, биты, ножи никто не отменял. Поэтому, я категорически не советую ссориться с вьетнамцами и лезть на рожон, а не то можно нарваться на удар палкой. А ещё в курортные города Вьетнама съезжается всякие криминальные элементы со всей страны, для того, чтобы грабить туристов. Но опять же, если соблюдать элементарные правила безопасности: не носить сумки через плечо, чтобы их не сорвали на улице и оставлять все драгоценные вещи в сейфе отеля (лучше на ресепшен под расписку), то всё обойдётся и ничего криминального вы не увидите во Вьетнаме. В других вьетнамских городах, где нет туристов, преступность на очень низком уровне, крайне редки убийства или вооружённые ограбления. Ещё стоит напомнить, что во Вьетнаме действует смертельная казнь за наркотики и за преступления против коммунистической партии, поэтому с этими вещами тоже нужно быть предельно осторожным и лучше лишний раз не провоцировать полицейских во Вьетнаме.
На самом деле, лично мне вьетнамцы напоминают хоккеистов из старого советского мультика «Шайбу! Шайбу!». Скорее всего, из-за анимации героев этого советского шедевра. Вот пересмотрите этот мультфильм, и вы поймёте, о чём я говорю. Повадки, манера движений, резкие повороты и лицевая анимация как будто полностью срисованы из повседневной жизни вьетнамцев! Ну, а вообще, если без шуток, вьетнамцы загадочные и любящие сказки и легенды, наивные, как дети и невероятно обидчивые, сотканные из разногласий, не исполнительные и очень изобретательные, улыбчивые и добрые, почитающие предков и подверженные обеденному сну. Вы, наверное, спросите, как это всё может вместиться в одном человеке? А я вам отвечу: приезжайте во Вьетнам и самолично удостоверьтесь во всём сказанном мной. И я даю слово, что Вьетнам вас удивит, если вы откроете своё сердце для него! Но самое главное, всегда помните, приезжая во Вьетнам, что какие бы не были вьетнамцы – они всегда достойны уважения и даже многому у них стоит поучиться нам, бледнолицым. И ещё один важный совет от меня: как бы вы не старались для вьетнамцев вы никогда не станете своим, пока не научитесь уважать их страну и их самих в полной мере. Уважайте чужую культуру и ведите себя достойно не только во Вьетнаме, но и в любой другой стране!
Ну, а для того, чтобы окончательно закрыть тему, предлагаю вашему вниманию 11 самых удивительных фактов про вьетнамцев и Вьетнам в частности. Я думаю, многие из них вас искренне удивят.
Почему вьетнамцы так любят носить маски?
Вьетнамцы просто обожают маски. Не маски в инстаграм (хотя, и их тоже), а лицевые маски или защитные. И дело не только в том, что вьетнамцы боятся вирусов или пыли, вот девушки, например, вообще боятся загореть, ведь у них преобладает культ белой кожи, который перекочевал во Вьетнам прямиком из корейских сериалов. Именно поэтому на дорогах Вьетнама можно увидеть максимально одетых вьетнамских девушек, укутанных с головы до ног в плотную одежду даже во время самой лютой жары. А всё ради мечты выйти замуж за европейца, так как вьетнамки считают всех без исключений бледнолицых богатыми и носителями ДНК «лучшей жизни».
Почему вьетнамские кошки без хвостов?
Ещё «слегка» удивляет отношение вьетнамцев к кошкам. Бездомных кошек во Вьетнаме почти нет, а те, что есть – долго не проживут. Считается, что кошка приносит в дом на своём хвосте несчастья, поэтому хвост принято купировать, из-за этого у большинства вьетнамских кошек уже давно пошли мутации – они рождаются с короткими хвостами в виде обрубков. А ещё вьетнамское слово «бедность» созвучно с кошачьим «мяу» – за это кошки тоже подвергались гонениям во Вьетнаме. Но в последние годы этих странных традиций вьетнамцы придерживаются всё меньше, поэтому на улицах страны всё чаще можно увидеть кошек с «нормальными» хвостами и в качестве полноценных домашних животных.
Несчастливое число во Вьетнаме
Во Вьетнаме несчастливым считается число один. Именно поэтому на могилу принято класть один цветок, а не два. А если, например, на новый год к вьетнамцу пришли в гости две женщины – все нормально, год будет хорошим, а вот если пришла одна – значит, весь следующий год рискует быть не очень. Ещё, почти во всех азиатских странах, в том числе и во Вьетнаме, считается несчастливым число 13, поэтому вы никогда не увидите 13 номер дома или 13 кнопку этажа в лифте. После 12 этажа сразу будет следовать 14, вот такие дела.
Матриархат во Вьетнаме или многожёнство?
Во вьетнамских семьях до сих пор царит матриархат. Хотя, ещё до прихода к власти коммунистов во Вьетнаме практиковалось многоженство, жён могло быть от двух до пятидесяти, это никак не регламентировалось. Женщины зачастую управляют семейным бюджетом и навязывают свои порядки вьетнамским мужчинам. Как правило, женившись на девушке, мужчина обязан взять под свою опеку и весь женский коллектив из семьи своей жены. Правда, справедливости ради стоит сказать, что в наше время подобные вещи случаются только в деревнях, в крупных вьетнамских городах почти не увидишь подобного.
Коммунизм во Вьетнаме: всё общее
Есть у вьетнамцев и традиции, способные вызвать шок у нас, бледнолицых. Например, общая расческа, заглянув во вьетнамский туалет и обнаружив там непонятно чью расческу, не спешите возмущенно выбрасывать ее в мусорное ведро, ведь эта расческа ждет именно Вас, ну или любого другого, кто решит посетить это общественное место. Такая же ситуация с мылом или чашками для чая во многих вьетнамских заведения общепита.
Экзотическая еда во Вьетнаме
Вьетнамцы едят, всё что шевелится или не успело убежать от них. Собаки по-прежнему считаются деликатесами, кошками тоже можно иногда полакомиться, а вот ящерицы, сверчки, личинки, змеи, лягушки и прочая нечисть – это вполне обыденные вещи, которые можно кушать чуть ли не каждый день. Во многих вьетнамских деревнях главным лакомством для детей считаются шашлычки из… полевых крыс, конечно, а вы из кого подумали?!
Вьетнамские диаспоры в мире
Не удивительно, что после войны с США, многие вьетнамцы были вынуждены бежать именно в Америку, чтобы спастись от беспощадного коммунистического режима. С тех пор много воды утекло и в наше время в США проживает на данный момент около 1,6 млн вьетнамцев. В Европе самая многочисленная диаспора вьетнамцев находится не где-нибудь, а во Франции (около 300,000 вьетнамцев), на втором месте Чехия с 120,000 вьетнамцев. Что касается России, то на данный момент вьетнамцев проживает там около 100,000 человек, в основном, местом своего проживания они выбрали Москву. И это только официальные статистики, представьте, сколько вьетнамцев проживает в этих странах на самом деле.
Образ жизни вьетнамцев
Образ жизни и распорядок дня вьетнамцев вызывает только уважение. Нет такого вьетнамца, который хоть раз в жизни не делал утреннюю зарядку или не спал в обед. По большей части, у вьетнамцев принято рано ложиться спать и рано вставать, чтобы с утра сделать зарядку и покупать в море перед работой. Ещё вьетнамцы невероятно сплоченный народ, который стоит друг за друга горой, именно поэтому их не смог никто одолеть за всю историю. Так же интересен тот факт, что во Вьетнаме нет как такового личного пространства: на байках ездят рядом друг с другом, на пляже играют в игры или сидят большими компаниями, вечером не закрывают дома и ходят друг к другу в гости. В общем, вьетнамцы – настоящие коммунисты.
Узкие вьетнамские дома
Думаю, многие из туристов, посещавших Вьетнам, заметили, что во Вьетнаме довольно узкие дома. Как правило, обычный вьетнамский дом – это узкий фасад, выходящий на улицу или проезжую часть и уходящая в глубину жилая часть здания. Порой вьетнамский дом может быть в длину и 10 и 20 метров, а высота может доходить до 3-4 этажей. По структуре такие дом напоминают трубы, а всё потому, что в незапамятные времена был введён налог на ширину дома, чтобы как можно больше вьетнамцев могли получить доступ к улице, где они могли бы открыть какое-нибудь дело и зарабатывать деньги.
Забавные вьетнамские фамилии
Отдельного упоминания достойны вьетнамские фамилии. Вьетнамское имя состоит из 3 слов: вначале идет фамилия, дальше – среднее имя, а в самом конце располагается само имя. Кстати, раньше среднее имя указывало на пол человека, но с недавнего времени указывает на поколение, к которому принадлежит тот или иной вьетнамец. Но самое интересное заключается в том, что у вьетнамцев всего около 100 фамилий на 96 млн населения. Да ещё целых 88 % вьетнамцев носят всего лишь 12 фамилий, а уже из них, в свою очередь, 40 % являются Нгуенами, 10 % – Чанами, 8 % – Ле, 7 % – Фам, и около 6 % – Хоангами. А всё дело в том, что вьетнамцы с удовольствием брали себе фамилии правящих в разные времена императорских династий. И ещё один забавный факт в заключении, касающийся вьетнамских фамилий: если вдруг вьетнамец не носит одну из 12 общепринятых фамилий, то, скорее всего он – либо этнический китаец, либо представитель одной из малых народностей Вьетнама.
Беспощадное вьетнамское караоке
Самое любимое занятие для вьетнамцев – это пение в караоке. Неважно, поёшь ты как сам Стас Михайлов или не попадаешь ни в одну ноту и тебе в детстве бегемот пробежался по ушам. Дело не в этом, главное, просто петь. Везде, на каждом углу, в любой непонятной ситуации – пой караоке. Излей душу, как следует. Именно так и поступают вьетнамцы, вой, ой, вернее, пение слышно из каждого вьетнамского дом или утюга на районе. Если у тебя нет колонки и микрофона – не беда, ведь можно установить приложение на смартфон и петь караоке. Поют даже дети, как правило, очень громко, заглушая музыку и голос разума. Не говоря уже о взрослых вьетнамцах, которые после того, как немного подопьют – принимаются сразу петь караоке. Причём петь могут две разные компании, находящиеся в паре метров друг от друга. Да, именно так выглядит беспощадное вьетнамское караоке. И нет, это не защемило коту причинное место – это просто поют соседи вьетнамцы о своей тяжёлой судьбе или о том, что у них внезапно кончился пятый ящик пива.