Рапорт капитана 1-го ранга Невельского генерал-губернатору Восточной Сибири и командующему войсками в оной расположенными, 16 октября 1853 года, по делу о занятии острова Сахалина // Морской сборник. 1899, № 12. С. 59.
Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» (Очерки путешествия). М., 1957. С. 295.
Полевой Б.П. Первооткрыватели Сахалина. Южно-Сахалинск, 1959. С. 63‒65.
Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». Владивосток, 1976. С.203.
Бриг ‒ двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте.
Тендер ‒ тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.
Хвостов Николай Александрович (1776‒1809), русский морской офицер, путешественник. Образование получил в Морском кадетском корпусе. Участник русско-шведской войны 1778‒1790 гг. Принимал участие в плаваниях в Балтийском и Средиземных морях, Атлантическом океане. В 1802‒1804 и 1805‒1808 гг. служил в Российско-Американской компании. В 1806‒1807 гг. являлся командиром брига «Юнона», по поручению Н.П. Резанова возглавил военную экспедицию на Южный Сахалин и Курильские острова, в которой принял участие и тендер «Авось» под командованием Г.И. Давыдова. Вскоре после возвращения из экспедиции был обвинён в самоуправстве и вместе с Г.И. Давыдовым арестован в Охотске, откуда сумел бежать и в 1808 г. добраться до Санкт-Петербурга. Принял участие в русско-шведской войне 1808‒1809 гг., был представлен к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени. На представление главнокомандующего о награждении за отличие Хвостова император Александр I собственноручно написал: «Неполучение награждения в Финляндии послужит сим офицерам в наказание за своевольство против японцев». Предполагается, что 4(16) октября 1809 Н.А. Хвостов вместе с Г.И. Давыдовым утонули в Неве.
Давыдов Гавриил Иванович (1784‒1809), русский морской офицер, путешественник. Образование получил в Морском кадетском корпусе, куда был определён в 1795 г. В 1796 г. произведён в гардемарины, 1798 ‒ мичманы, 1806 ‒ лейтенанты. По предложению Н.А, Хвостова поступил на службу в Российско-Американскую компанию. В 1807 г., будучи командиром тендера «Авось» принял участие в экспедиции Н.А. Хвостова против японских поселений на Курильских островах и Сахалине. Вместе с Н.А, Хвостовым был арестован в Охотске, бежал, в 1808 г. добрался до Санкт-Петербурга, принял участие в русско-шведской войне 1808‒1809 гг., был представлен к награждению орденом Святого Владимира 4-й степени, который не получил в виде наказания «за своевольство против японцев». После его гибели в 1809 г. адмиралом Шишковым были опубликованы Записки Г.И. Давыдова «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним». Ч. 1–2. СПб., 1810–1812.
Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1799‒1815. М., 1994. С. 152.
Эдзо, до 1868 г. название о. Хоккайдо.
Акидзуки Т. Японо-российские отношения и остров Сахалин // Краеведческий бюллетень. Южн-Сахалинск, 2002. № 1. С. 77.
Кутаков Л.Н. Россия и Япония. М., 1988. С.89.
Цит. по: Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. М., 1982. С. 74‒75.
Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского министерства иностранных дел. Серия I, т.4.М., 1965. С. 782.
Мэттью Кэлбрейт Перри (1794‒1858), военный и политический деятель США, офицер и коммодор Военно-морских сил США. Родился в семье военных. Принимал участие в британо-американской (1812–1815), второй берберийской (1815) и американо-мексиканской войне (1846–1848). Был одним из реформаторов американских вооружённых сил, за что получил прозвище «отец парового флота США». Успешно провёл дипломатическую миссию в Японии (1852–1854), которая завершилась подписанием Канагавского договора, первого соглашения между изоляционистской Японией и США. В американской историографии традиционно оценивается как лицо, открывшее Японию Западному миру.
Путятин Евфимий Васильевич (1803‒1883), русский государственный и военный деятель, дипломат. Из старинного дворянского рода. Образование получил в Морском кадетском корпусе. Последовательно произведён от гардемарина в 1819 г. до адмирала в 1858 г. Неоднократно выполнял дипломатические поручения Николая I. В 1852‒1855 гг. возглавлял русскую экспедицию к берегам Японии, в ходе которой 26 января 1855 г. был подписан первый русско-японский договор о торговле и границах (Симодский трактат). В 1857 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Китай. В том же году назначен начальником эскадры Восточного океана. В 1858 г. заключил торговый договор с Китаем (Тяньцзиньский трактат). В 1861 г. назначен министром народного просвещения. После отставки назначен членом Государственного совета.
Константин Николаевич (1827‒1892), великий князь, генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын императора Николая I и Александры Фёдоровны. Со дня рождения был записан на военную службу. Прошёл все ступени карьерной лестницы от мичмана до адмирала. С восьмилетнего возраста принимал участие в морских походах по Балтийскому морю, Средиземному, Северному, Чёрному морях. Командовал бригом «Улисс». Принимал участие в Венгерском походе 1849 г. С 1850 г. член Государственного совета. С 1852 г. член Сибирского комитета. С 1853 г. управляющий Морским министерством. С 1860 г. председатель Адмиралтейского совет. В 1860 г. ‒ председатель Главного комитета по крестьянскому делу. В 1862‒1863 гг. наместник в Царстве Польском. С 1865 г. Председатель Государственного совета. Вскоре после гибели Александра II в 1881 г. был уволен от председательствования в Государственном совете и от управления флотом. С 1881 г. жил в своё имении в Крыму. В 1845‒1892 гг. являлся президентом Императорского Русского географического общества. В период руководства морским ведомством поддерживал политику генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва, направленную на присоединение к России Приамурья, Приморья и Сахалина.
Муравьёв-Амурский Николай Николаевич (1809‒1881), российский государственный деятель, генерал-адъютант, генерал-губернатор Восточной Сибири (1847–1861), граф. Представитель старинного дворянского рода, давшего России многих видных гос. и воен. деятелей. Первоначальное образование получил в семье, затем обучался в Пажеском корпусе. Из корпуса вышел в 1827 г. прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг. на территории Болгарии, в подавлении польского восстания 1831 г. В 1838–1840 гг. в составе Кавказского корпуса сражался против горцев, затем командовал отрядом на Черноморской береговой линии. В июне 1841 г. произведён в генерал-майоры, а в 1844 г. покинул Кавказ. Перейдя на гражданскую службу, был причислен к Министерству внутренних дел, выезжал с ревизиями в Новгородскую губ., в 1846–1847 гг. занимал должность военного и гражданского губернатора г. Тулы. С сент. 1847 сменил В. Я. Рупера на посту ген. – губернатор Вост. Сибири. В Иркутск прибыл 14 марта 1848. На высшей адм. должности в Вост. Сибири пробыл 13 лет. Это время стало самым значительным и плодотворным в его биографии. М. возглавил деятельность по исследованию и включению в состав гос-ва Амурского и Уссурийского краёв. Рядом договоров с Китаем был урегулирован пограничный вопрос, новое развитие получила торговля. М. лично контролировал и направлял процесс заселения и хоз. освоения новых территорий. В 1858, после заключения Айгунского договора с Китаем, он был возведен в графское достоинство с присоединением к фамилии почётного имени Амурский. Ему также было присвоено зв. ген. от инфантерии. Деятельность М. в Вост. Сибири была многогранной. С его именем связаны адм. реформы в крае, создание забайкальского и амурского казачества, забота о положении и быте крестьянского населения и инородцев, ускорение экономического развития региона. Много сделал М. для культурного и обществ. развития Иркутска, формирования местной интеллигенции. В период его управления краем в Иркутске создаются новые учебные заведения, открывается Восточно-Сибирское отделение Русского географического об-ва, появляется периодическая печать. М. оказывал помощь полит. ссыльным, декабристам и петрашевцам. Будучи человеком энергичным, трудолюбивым, бескорыстным, стремился решать сложные проблемы края, нередко нарушая законы и традиции своего времени. К числу недостатков М. относились вспыльчивость, способность устраивать грубые «разносы» подчинённым, преследовать лиц, критиковавших самого М. или его чиновников. В янв. 1861 уезжает в столицу и в февр. выходит в отставку. Его назначили чл. Гос. совета. В марте 1861 М. уезжает во Францию, на родину жены, изредка наведываясь в Россию. Умер в Париже. Ещё в 1905 была предпринята попытка перенести его прах в Россию, но помешала Русско-японской война. В декабре 1990 останки М. были доставлены во Владивосток и 21 сент. 1991 перезахоронены рядом с обелиском его сподвижника адм. Невельского.
РГИА ДВ. Ф. 84. Оп. 2. Д.219. л. 5‒6 об.
Кессельбреннер Г.Л. Светлейший князь., 1998. С. 174.
Примаков Е.М. Россия в мировой политике // Канцлер А.М. Горчаков. 200 лет со дня рождения. М., 1998. С. 10.
Стекль Эдуард Андреевич (1804 ‒ 1892) ‒ российский дипломат. Поверенный в делах в США в 1854‒1855 гг. Посланник в 1855‒1869 гг. Известен переговорами с правительством США по поручению Александра II, которые завершились продажей Аляски.
Цит. по: Попов А. Царская дипломатия в эпоху Тайпинского восстания // Красный архив. 1927. Т. 2 (21). С. 190.
Там же. С. 197.
Сборник, изданный в память двадцатипятилетия управления Министерством иностранных дел государственного канцлера светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова. 1856‒1881. СПб., 1881. С. 5‒6.
История внешней политики России. Вторая половина XIX века. М., 1999. С. 11.
Сборник, изданный в память двадцатипятилетия управления Министерством иностранных дел государственного канцлера светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова. 1856‒1881. СПб., 1881. С. 3‒98.
Канцлер А.М. Горчаков. 200 лет со дня рождения. М. 1998.
Лопатников Виктор. Горчаков. Время и служение. М., 2011.
Кессельбренер Г.Л. Светлейший князь. М., 1998.
Андреев А.Р. Последний канцлер Российской империи. Александр Михайлович Горчаков. Документальное жизнеописание. М., 1999.
Киняпина Я.С. Александр Михайлович Горчаков // Вопросы истории. 1997. № 12. С. 34‒62.
Чичерин Г.В. Исторический очерк дипломатической деятельности А.М. Горчакова. М., 2009.
Трёхсвятский А.В. Сахалин в системе русско-японских отношений в XIX в. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Владивосток, 2003.
Строева М.В. Петербургский договор 1875 г. и его роль в истории русско-японских отношений XIX в. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПБ., 2010.
Сысоева Е.А. Сахалин и Курильские острова в русско-японских отношениях. 1855‒1875 гг. (от Симодского трактата до Петербургского договора). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Владимир, 2004.
Козюра А.В. Н.Н. Муравьёв-Амурский и становление дальневосточной политики России (1848‒1860 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Иркутск, 1999.
Мамай А.С. Амурский вопрос в дальневосточной политике России в середине XIX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1997.
Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX ‒ начала XX веков. Омск, 2004.
Хевролина В.М. Николай Павлович Игнатьев. Российский дипломат. М., 2009
Кузнецов А.П. Вклад И.А. Гошкевича в становление русско-японских отношений в XIX веке. СПб., 2007.
Кириченко Е.Б. Российский дипломатический представитель в Хакодате А.Э. Оларовский (1870‒1874 гг.) // Новый исторический вестник. Выпуск № 32 (32) / 2012. С. 49‒56.
Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841‒1867. М., 2010. С. 259.
Фуругельм Юган Халтусович (Иван Васильевич), (1821‒1909), адмирал, старший флагман Балтийского флота, военный губернатор Приморской области и командир Сибирского флота и портов Восточного океана, главный правитель Русской Америки, градоначальник г. Таганрога. В 1853‒1854 гг., командуя транспортом «Князь Меншиков», состоял в эскадре Е.В. Путятина. 21 июня 1854 года назначен начальником острова Сахалин, но из-за угрозы вторжения со стороны англо-французской эскадры в должность так и не вступил.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 229.
Струве Бернгард Васильевич (1827‒1889), Астраханский (1857‒1862) и Пермский (1865‒1870) губернатор, Образование получил в Александровском лицее, по окончании которого (1847) поступил на службу в Восточную Сибирь, где был назначен чиновником особых поручений к генерал-губернатору Н. Н. Муравьёву. В 1848–1849 годах он заведовал провиантским делом, а с 1850 года управлял Иркутской губернией. В «Русском вестнике» и «Русской старине» были напечатаны его статьи о Н. Н. Муравьёве-Амурском.
Буссе Николай Васильевич (Вильгельмович) (1828 ‒ 1866), русский военный и государственный деятель, генерал-майор (1859), первый начальник Сахалина (1853‒1854), первый военный губернатор Амурской области (1858–1866). Образование получил в Пажеском корпусе. В 1845 г. произведён в прапорщики лейб– гвардии Семёновского полка, в котором прослужил до 1853 г. В 1853 г., находясь уже в чине гвардии штабс-капитана, был переведён на должность офицера для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.Н. Муравьёве. В 1853‒1854 гг. командир Сахалинского отряда и начальник Муравьёвского поста. В 1853 г. произведён в подполковники, в 1856 ‒ в полковники. В 1857 г. назначен начальником штаба войск Восточной Сибири, в декабре произведён в генерал-майоры. В 1859‒1866 гг. военный губернатор Амурской области. Находясь на Сахалине Н,В, Буссе вёл дневник, опубликованный после его смерти под названием «Остров Сахалин и экспедиция 1853‒1854 гг.» в журнале «Вестник Европы». Отдельным изданием издан в 1872 г., переиздан в 2007 г. в г. Южно-Сахалинске. После публикации дневника Н.В. Буссе с возражениями и опровержениями изложенных в нём фактов и оценок выступили Г.И. Невельской, Н.В. Рудановский, А.Г. Фрейганг, А.И. Воронин.
Цит по: Высоков М.С., Ищенко М.И. Комментарий к книге Г.И. Невельского Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 551.
Завойко Василий Степанович (1809−1898), адмирал, участник Наваринского сражения, кругосветный мореплаватель, один из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, первый военный губернатор Камчатки, организатор и руководитель героической обороны Петропавловска-Камчатского во время Восточной (Крымской) войны 1853−1856 гг.
РГИА ДВ. Ф. 84. Оп. 2. Д. 219. Л. 7.
Рудановский Николай Васильевич (1819‒1882), контр-адмирал, картограф, исследователь Сахалина. Родился 15 ноября 1819 г. в г. Вятка в большой дворянской многодетной семье. Детей всего было четырнадцать, Николай Васильевич был пятым. Их отец Василий Васильевич Рудановский, участник Отечественной войны 1812 г., активный участник Кавказской войны уволен из армии в чине подполковника в 1816 г. По гражданской службе дошёл до должности председателя Казанской гражданской палаты, надворный советник. Н.В. Рудановский учился в 1-ом штурманском полуэкипаже в Кронштадте. Десять лет плавал на кораблях Балтийского флота, приобретя прекрасный опыт самостоятельных изысканий и морской службы. В 1851 г. Рудановского перевели в Камчатскую флотилию. Служил на корвете «Оливуца» и транспорте «Иртыш». Когда началась подготовка к занятию Сахалина, он первый и единственный выразил добровольное желание отправиться на остров и отлично справился с поручением сформировать для этих целей команду из матросов 46 флотского экипажа. Был вторым офицером в основанном в 1853 г. Муравьёвском посту на юге Сахалина. Составил описание восточного берега залива Анива и карту южной части Сахалина. В 1854 году за Сахалинскую экспедицию получил орден Святого Станислава 3-й степени. С началом Крымской войны отправился на транспорте «Двина» из Муравьёвского поста в Императорскую гавань. Некоторое время командовал Константиновским постом, затем назначен помощником начальника Аянского порта, занимался постройкой укреплений. Организовывал перевозку войск по Амуру, составлял промеры правого берега реки. В 1856 г. вновь направлен на Сахалин для заготовки угля. По результатам его работ открыты три новые копи ‒ Путятинская, Воздвиженская и Отасу. В 1857 г. Рудановским был основан пост Кусунайский и составлено описание западного берега Сахалина. В 1858 г. переведён на Балтийский флот. За участие в Сахалинской экспедиции получил ежегодную пенсию в 350 рублей.
РГИА ДВ. Ф. 84. Оп. 2. Д. 219. Л. 79‒80 об.
Рудановский Н. По поводу воспоминаний Н.В. Буссе об острове Сахалине и экспедиции 1853 года. Письмо к редактору // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 169.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 233.
Бошняк Николай Карлович (1830‒1899), русский моряк, капитан 2-го ранга, участник Амурской экспедиции адмирала Г. И. Невельского. Происходил из дворянского рода Бошняк. Родился 3 (15) сентября 1830 года в Костромской губернии. В 1842 году стал кадетом Морского корпуса, в 1847 году проходил практику гардемарином на Балтийском море, в 1849 году был произведён в мичманы, с оставлением в офицерском классе. Свои исследования начал в 18 лет. Стойко справлялся со всеми тяготами экспедиционной жизни. В 1851 году был переведён из Санкт-Петербурга в Амурскую экспедицию, где сразу же был назначен начальником Николаевского поста, а в феврале-марте 1852 года, Геннадий пройдя на шлюпке весь западный берег Татарского пролива, открыл гавань Хаджи (теперь Советская Гавань)и поднял там русский флаг. В июне он вернулся на шлюпке в Николаевск. Зиму 1853 года провёл в тяжёлых Иванович Невельской послал своего подчинённого исследовать Сахалин. Бошняк прошёл на собаках и пешком западное побережье острова от пролива Невельского до реки Дуэ, где открыл месторождение каменного угля; перейдя на восточное побережье Сахалина, он открыл реку Тымь и проследил ее течение. Проехавшись до Тыми, до восточного берега и обратно, он добрался до западного берега. В апреле-июне 1852 года Бошняк обследовал низовья Амура, в конце 1852 года ‒ бассейн реки Амгунь до её верховий и открыл Буреинский хребет, а на обратном пути ‒ озера Чукчагирское и Эворон. В марте 1853 года, условиях в бухте Хаджи. В 1853 году основал посёлок Де-Кастри на берегу залива Чихачёва (ныне Ульчский район Хабаровского края). Переведён на Балтийский флот в 1856 году. С 1858 года по 1860 год служит на фрегате «Илья Муромец» на Балтийском и Средиземном морях. В 1865 году в чине капитана 2 ранга был уволен со службы по состоянию здоровья. Умер 15 (27) декабря 1899 год в городе Монца (Италия), куда уехал для лечения
Алексеев А.И. Дело всей жизни. Книга о подвиге адмирала Г.И. Невельского. Хабаровск, 1972. С. 210‒211.
Кашеваров Александр Филиппович (1809‒1865), путешественник, генерал-майор, родился на острове Кадьяке от русского отца, служившего там учителем, и матери-алеутки, образование получил в Кронштадском штурманском училище, в 1829 ‒ 30 годах совершил кругосветное плавание. Произведённый в прапорщики корпуса флотских штурманов, не переставал служить российско-американской компании и в 1831 г. отплыл в колонии, где оставался до 1844 г.; в 1838 г. был начальником байдарочной экспедиции для обозрения и описи северо-западного берега полярной Америки. По возвращении в Санкт-Петербург, прикомандирован был к гидрографическому департаменту, где занялся составлением атласа вод, омывающих Восточную Сибирь и владения российско-американской компании. В 1850 ‒ 56 годах был командиром Аянского порта, после чего занимал должность начальника чертёжной в гидрографическом департаменте. Кашеваров напечатал несколько журнальных статей, например, «Заметки об эскимосах в Русской Америке» («Северная пчела», 1846, № 227 и 228). Уже по смерти Кашеварова издан его «Журнал, ведённый при байдарочной экспедиции, назначенной для описи северного берега Америки в 1838 г.» (Санкт-Петербург, 1879 – приложение к 8 тому «Известий Императорского Русского Географического Общества»).
Транспорт «Император Николай I» трёхмачтовый парусный корабль Российско-Американской компании. Водоизмещение 590 тонн. На вооружении 8 пушек. Построен по заказу Компании в Нью-Йорке, на службе состоял с 1850 г. Неоднократно совершал плавание между Кронштадтом и Русской Америкой, ходил за товарами в Китай. В 1853 г. доставил в Томари-Анива сахалинскую экспедицию. В 1865 г. потерпел крушение у острова Онекотан Большой Курильской гряды.
Орлов Дмитрий Иванович (1806‒1859), российский кругосветный мореплаватель, исследователь Охотского моря, Приамурского края и Сахалина, участник Амурской экспедиции. В 1826–1829 годах совершил кругосветное плавание кондуктором на шлюпе «Сенявин» (под командованием Ф. П. Литке). Затем поступил на службу Российско-Американской компании. В 1841–1849 годах служил под началом В. С. Завойко в Охотском и Аянском портах (в последние годы в чине прапорщика корпуса флотских штурманов). В августе 1849 года был отправлен на байдарке из Аяна в Сахалинский залив для розыска Г. И. Невельского, исследовавшего в это время на транспорте «Байкал» Амурский лиман, и после встречи с ним в заливе Академии поступил под его командование. Весной 1850 года вместе с Г. И. Невельским основал Петровское зимовье, ставшее одной из основных баз Амурской экспедиции. В 1851 и начале 1852 года впервые обследовал низовья Амура, нижний бассейн р. Амгуни, открыл ряд озер (Чля, Орель и др.) и водораздельные хребты между бассейнами рек системы Амура и рек Тугур и Уда; тогда же произведён в подпоручики. 18 августа 1853 года по заданию Невельского Орлов с отрядом в 6 человек высадился с транспорта «Байкал» в селении Венду-эси и затем двинулся на байдарках на юг вдоль западного побережья острова Сахалин. 30 августа на месте селения Кусунай в устье одноимённой руки (сейчас Ильинка) учредил военный пост Ильинский. Собрав местных жителей ‒ айнов и орочей ‒ он поднял в честь этого события русский флаг. Оставив «постовыми» трёх человек, он с остальными казаками пошёл дальше на юг с целью достичь залива Анива. В селении Сироро у мыса Ноторо (сейчас мыс Слепиковского) Орлов встретил возвращавшихся из селения Сирануси двух посланцев Невельского, которые рассказали ему, что за мысом Ноторо находится обширный залив Идунки (сейчас залив Невельского), обойдя который можно попасть в Аниву не раньше чем за месяц. Приняв новое решение, Орлов возвратился в Ильинский пост, где оставил имущество на попечение айнского старшины соседнего селения Найро, а сам с отрядом направился в залив Анива через восточное побережье. Им был описан юго-восточный берег между 48° и 46°50′ с. ш.
В 1858 г. в чине штабс-капитана корпуса флотских штурманов за участие в Амурской экспедиции был награждён пожизненной пенсией, распространённой и на его жену и детей. Похоронен в Николаевске-на Амуре.
Нисидзуру Садаёси Тэйка. История Одомари (на японском языке). Отару, 1939. С. 75.
Рапорт капитана 1-го ранга Невельского генерал-губернатору Восточной Сибири и командующему войсками в оной расположенными, 16 октября 1853 года, по делу о занятии острова Сахалина // Морской сборник. 1899, № 12. С. 58‒59.
Магазин ‒ склад, помещение для хранения каких-либо запасов.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 237.
Там же. С. 241‒242.
Коронада ‒ короткое орудие с цилиндрическим каналом и цилиндрическою камерою.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 244.
Транспорт «Иртыш» ‒ куплен в Англии в 1843 г., водоизмещение 310 тон, команда 63 человека. 14 октября 1843 г. вышел из Кронштадта с грузом для Охотска. В мае 1845 г. прибыл в Петропавловск, в июле в Охотск. Перевозил грузы между портами Охотского моря. В составе эскадры контр-адмирала В.С. Завойко вышел из Петропавловского порта в залив Де-Кастри и затем в Николаевск, куда прибыл в июле 1855 г. В дальнейшем ходил по Амуру и между Николаевском и Аяном. Разобран после 1862 г. в Николаевске.
Там же. С.244‒245.
1 сажень ‒ указом 1835 г. размер сажени был определён в 7 английских футов или 213,36 см.
Аршин равен 71,12 см.
Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 63.
Чехов А.П. Остров Сахалин (Из путевых записок). Полное собрание сочинений. Сочинения. Т. 14‒15. М., 1978. С. 185.
Рудановский Н. По поводу воспоминаний Н.В. Буссе об острове Сахалине и экспедиции 1853 года. Письмо к редактору // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 172.
Кой ‒ в настоящее время река Христофоровка, левый приток реки Сусуя. Протекает в районе аэропорта г. Южно-Сахалинска. Длина 17 км. В её устье было расположено айнское селение Кой.
Экураки ‒ в настоящее время посёлок Луговое.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 262.
АВПРИ. Ф. РАК. Д. 389. Л.183‒230.
Рудановский Н.В. «Поездки мои по острову Сахалину я делал осенью зимою…» Отчёты лейтенанта Н.В. Рудановского. 1853‒1854. Публикацию подготовил И.А. Самарин // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. Южно-Сахалинск, 2003. № 10. С.137‒166; Латышев В.М. Первые статистические данные об айнах южного Сахалина // Айны. Проблемы истории и этнографии. Южно-Сахалинск, 1988. С. 37‒50.
Гаврилов Пётр Фёдорович (1814‒1898), капитан-лейтенант, исследователь Охотского моря, участник Амурской экспедиции Г.И. Невельского. В описываемый период командир транспорта «Иртыш».
АВПРИ. Ф. РАК. Д. 389. Л. 170‒170 об.
Там же. Л. 227‒227 об.
Там же. Л. 201‒201 об.
Шарыпов Никита Ильич (1819‒1873), подполковник корпуса флотских штурманов, участник Амурской экспедиции Г.И. Невельского, исследователь Амурского лимана и Татарского пролива. Родился в Кронштадте в семье боцмана 2-го ластового экипажа. Окончил Кронштадтский 1-й штурманский полуэкипаж в 1841 г. с производством в кондукторы. В 1843‒1845 гг. на транспорте «Иртыш» перешёл из Кронштадта в Петропавловск, затем в Охотск. В 1845‒1854 гг. плавал на боте «Кадьяк». В 1854‒1855 гг. командир транспорта «Байкал». Участвовал в отражении нападения английских кораблей в заливе Де-Кастри. Выполняя попутные гидрографические работы, впервые провёл парусное судно с юга через Амурский лиман в Охотское море (залив Счастья). В 1856 г. переведён на Балтийский флот. В 1872 г. произведён в подполковники и уволен со службы по болезни.
Шарыпов Н.И. Записки командира транспорта «Байкал» (1854‒1856 гг.). Южно-Сахалинск, 2013. С. 17.
Рудановский Н. По поводу воспоминаний Н.В. Буссе об острове Сахалине и экспедиции 1853 года. Письмо к редактору // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 172
Петров А.И. Амурский щит. Записки первостроителя Николаевска-на-Амуре. Хабаровск, 1974. С.381‒382.
Нисидзуру Садаёси Тэйка. История Одомари (на японском языке). Отару, 1939. С. 80.
Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 120‒121.
Там же. С. 138.
«Менелай» (с 1846 года «Оливуца») – 20-пушечный парусный корвет Черноморского, затем Балтийского флота России. Участник Крымской войны. Парусный корвет, длина судна по сведениям из различных источников составляла от 39,3 метра, ширина от 10,8 до 10,9метра, а осадка от 3,3 до 5 метров. Вооружение судна составляли 20 24-фунтовых коронад. Корвет «Менелай» был заложен в Севастополе 10 мая 1839 года и, после спуска на воду 9 ноября 1841 года, вошёл в состав Черноморского флота России. 23 сентября 1850 года был направлен в Тихий океан с целью защиты прав Российско-Американской компании от английских и американских браконьеров. 31 марта 1853 года корвет был отправлен к Сандвичевым островам и 24.04 прибыл в Гонолулу, где вошёл в состав эскадры вице-адмирала графа Е. В. Путятина. После чего, уже в составе эскадры, перешёл к островам Бонин и принимал участие в съёмке острова Бай-ли. 10 августа эскадра пришла в Нагасаки. 24 января 1854 года вышел из Нагасаки и к 17 февраля прибыл в Манилу, откуда 12 марта ушёл к берегам Сибири и 19 апреля прибыл в Императорскую Гавань, а 26 мая подошёл к Петропавловску. Принимал участие в Крымской войне. С 27 мая по 27 июня 1854 года занимал брандвахтенный пост в Петропавловске, а экипаж судна был занят на работах по строительству береговых укреплений. 3 июля вышел в залив Де-Кастри в распоряжение графа Е. В. Путятина, а к 1 сентября вернулся в Петропавловск. 5 апреля 1855 года в составе эскадры контр-адмирала B. C. Завойко участвовал в эвакуации Петропавловска. С жителями города и имуществом военного порта на борту 1 мая прибыл в залив Де-Кастри. 8 мая принимал участие в обстреле английских судов, пытавшихся войти в залив. 15–26 мая в составе эскадры перешёл в устье Амура. 23 сентября 1856 года перешёл в Императорскую Гавань, где подвергся мелкому ремонту и 3 октября вышел в Россию, пройдя по маршруту Хакодате – Симода – Тайвань – Макао – Гонконг – Манила – Зондский пролив – Кокосовые острова – Маврикий – мыс Игольный – Кейптаун – остров Святой Елены – Дильский рейд – Копенгаген, к 16 сентября 1857 года прибыл в Кронштадт, где с 1858 года числился сверх штата. 11 сентября 1863 г корвет «Оливуца» был исключён из списков судов флота и затоплен в Кронштадте
Назимов Николай Николаевич (1822 ‒1867), российский контр-адмирал, исследователь Тихого океана, публицист. Назимов Николай родился 12 (24) марта 1822 года в семье вице-адмирала Назимова Николая Николаевича (1794‒1854). Братья: Павел (1829‒1902) ‒ адмирал, с 1894 член Адмиралтейств-совета, Александр (1836‒1871) ‒ капитан-лейтенант. Константин (1838‒1904) ‒ вице-адмирал, директор маяков и лоций Каспийского моря. В 1841 г. окончил Морской корпус и произведён в мичмана; В 1853 г. ‒ командир корвета «Оливуца», участвовал в японской экспедиции Генерал-адъютанта Путятина, за что был награждён орденом Св. Анны 2-й степени. После чего перешёл от берегов Японии в Петропавловский порт. В 1854‒1855 гг. ‒ командир корвета «Оливуца», перешёл из Петропавловска в залив Де-Кастри, затем вошёл в р. Амур. 14 декабря 1855 г. назначен командиром 47-го флотского экипажа. Награждён орденом Св. Владимира 4-ой степени «За усердие и рвение, оказанные при возведении укреплений в Петропавловске, снятия оных по случаю упразднения порта, снаряжения и вооружения судов для перевозки казённого и частного имуществ на устье р. Амура, по должности командира 47-го флотского экипажа». 18 марта 1857 года командир 27-го (Сибирского) флотского экипажа в Николаевске капитан-лейтенант Н. Н. Назимов получил назначение на Балтику. 17 января 1866 г. произведён в контр-адмиралы и уволен в отставку по болезни.
Буссе Фёдор. Ответ гг. Невельскому и Рудановскому // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 184.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 287.
«Восток» ‒ двухмачтовая винтовая шхуна Сибирской флотилии России. Первое русское паровое судно на Дальнем Востоке. Паровая шхуна с железным корпусом, водоизмещением 210 тонн. Длина шхуны составляла 32,26 метра, ширина ‒7,11 метра, осадка ‒ 3,5 метра. На судне была установлена паровая машина мощностью 40 номинальных л. с. Первоначально вооружение судна состояло из одного 8-фунтового «единорога», а к 1880 году шхуна была перевооружена четырьмя 4-фунтовыми пушками образца 1867 года. Паровая шхуна «Восток» построена в 1852 году в Англии «для фруктовой торговли в Средиземном море», спущена на воду под именем «Fearles». В 1853 году судно было куплено в Бристоле адмиралом Е. В. Путятиным и зачислено в состав Сибирской флотилии под именем «Восток». Летом 1853 года принимала участие в Амурской экспедиции, в составе эскадры адмирала Е. В. Путятина впервые прошла из Японского моря в Амурский лиман через пролив Невельского. Во время Крымской войны использовалась для посыльных целей. В составе эскадры контр-адмирала О. П. Пузино в 1876 году принимала участие во «Второй американской экспедиции». Шхуна «Восток» разбилась у берегов Японии 10 февраля 1884 года.
Римский-Корсаков В.А. Балтика ‒ Амур. Повествование в письмах о плаваниях, приключениях и размышлениях командира шхуны «Восток». Хабаровск, 1980. С. 338.
Транспорт «Двина» ‒ построен на Охтинской верфи в 1852 г. Водоизмещение 655 т., десять 18-ти фунтовых пушек, экипаж 65 человек. В 1853 г. прибыл в Петропавловск. Участвовал в Восточной (Крымской) войне. 6 апреля 1855 приняв на борт 270 пассажиров и имущество Петропавловского порта, в составе эскадры контр-адмирала В.С. Завойко транспорт вышел из Петропавловского порта и 5 мая прибыл в залив Де-Кастри. В 1857 г. прибыл в Кронштадт. В 1871 г. исключён из списков судов Балтийского флота.
Буссе Фёдор. Ответ гг. Невельскому и Рудановскому // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 184.
Клинковстрем Мартин Фёдорович (1812–1884) ‒ мореплаватель, агент, шкипер Российско-Американской компании. Моряк шведского происхождения, прибыл в Русскую Америку на корабле «Николай» в апреле 1838 г. и поступил на службу РАК. Плавал между Ново-Архангельском, Алеутскими, Командорскими и Гавайскими островами, в 1846 г. руководил байдарочной экспедицией для описи устья р. Анадырь. В описываемое время командир корабля «Николай I»; в 1853–1854 гг. ему довелось зимовать в тяжелейших условиях в Императорской Гавани. В 1857–1862 гг. русский консул в Сан-Франциско (по другим данным ‒ вице-консул с 1862 по 1875 и комиссионер РАК в Калифорнии). Уехал в Россию в 1875 г. Его именем названа бухта на Чукотке между берегом и косой Русская кошка.
Чихачев Николай Матвеевич (1830‒1917), адмирал, управляющий Морским министерством, член Государственного совет. Участник экспедиции Г.И. Невельского, исследователь Приамурья, западного берега Сахалина, пролива Невельского и Амурского лимана. Именем Чихачева названы остров в заливе Ольги, мысы в Амурского лимане, на Сахалине и в Амурском заливе и ж.д. станция в Псковской области.
Васильев Александр Александрович (1818‒1869), 10 февраля 1831 г. поступил кадетом в Морской кадетский корпус. 31 декабря 1833 г. произведён в гардемарины. В 1834 г. на корабле «Орёл» крейсировал в Балтийском море. В 1835 г. на корабле «Не тронь меня» плавал с десантными войсками в Балтийском море от Кронштадта до Данцига и обратно, в декабре 21-го произведён в мичмана. 1836 г. на корабле «Львица» крейсировал в Балтийском море. 1837 г. на корабле «Император Пётр I» плавал у Красной Горки. В 1838 г. на корабле «Александрия» ходил в Стокгольм. 1839 г. переведён из Балтийского в Чёрное море, на корабле «Память Евстафия» крейсировал у Абхазских берегов. 1840 г. на тендере «Нырок» был в кампании на Севастопольском рейде, после чего переведён из Черноморского в Балтийский флот. На корвете «Св. Георгий Победоносец» крейсировал в Балтийском море 1841 г. марта 30-го произведён в лейтенанты; на кораблях «Гангут» и «Не тронь меня» плавал в Финском заливе, затем на тендере «Снапон» ‒ в финских шхерах и по портам Финского залива. 1842 и 1843 гг. на корабле «Император Александр I» крейсировал в Балтийском море. 1843-45 гг. на транспорте «Иртыш» совершил кругосветное плавание к берегам Камчатки и зачислен в камчатскую экипажную роту. 1845–1852 гг., командуя транспортным ботом «Камчадал» и транспортом «Иртыш», плавал по портам Восточного океана. 1846 февраля 6-го произведён в капитан-лейтенанты со старшинством. 1852 г. награждён орденом Св. Анны 3 степени. 1853 г. декабрь 6-го произведён в капитаны 2-го ранга 1854 г. командовал транспортом «Двина» в Авачинской губе и участвовал в отражении англо-французской эскадры от Петропавловского порта, за что был награждён орденом Св. Владимира 4 степени с бантом. 1855 г. на корвете Оливуца участвовал в зал. Де Кастри при отражении нападения неприятельской эскадры на суда Камчатской флотилии с 8 по 9 мая, за что был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени.1856 г. января 16-го переведён из Камчатки в Астрахань, где командовал пароходом «Тарки» при Астраханском порте 858 г. назначен состоять по флоту 1859 г. ноября 23-го произведён в капитаны 1 ранга с увольнением от службы (Общий Морской Список. Царствование Николая I. СПБ., с. 403–404).
Посьет Константин Николаевич (1819‒1899), выдающийся деятель русского флота, генерал-адъютант. Окончил Морской корпус. В 1835‒1840 гг. плавал на Балтийском море. В 1852‒1854 гг. на фрегате «Паллада» перешёл на Тихий океан и участвовал в гидрографических исследованиях у побережий Кореи и южного Приморья. В 1854‒1855 гг. на фрегате «Диана» участвовал в дипломатической миссии Е.В. Путятина. В 1858‒1874 гг. посетил многие страны Европы, Азии и Америки. В 1870 г. побывал на Новой земле. В 1874 г. стал министром путей сообщения. В 1888 назначен членом Государственного совета.
Алексеев Харлампий Иванович (1812(18120209) 1881) ‒ генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов, гидрограф. Образование получил в Штурманском училище, куда поступил в 1823 году. В 1827 году был в практическом плавании на Средиземноморской эскадре и принял участие в Наваринском сражении, а затем в 1828–1829 годах плавал по Чёрному морю и неоднократно был в сражениях с турками. Из училища выпущен в 1830 году с чином прапорщика. В 1830-х годах в качестве штурманского офицера плавал на фрегате «Константин» и линейном корабле «Иезекиль». В 1847 году произведён в штабс-капитаны и в 1848 году, получив чин капитана, был назначен инспектором штурманов Охотской флотилии, с 1850 по 1852 год, в чине подполковника, был заведующим Охотским портом 18 августа ‒ 7 сентября 1854 года в ходе Крымской войны на Тихом океане участвует в обороне Петропавловска oт нападения англо-французской эскадры. С 1854 года Алексеев служил в Гидрографическом департаменте Морского министерства, 26 ноября 1855 года за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах был награждён орденом св. Георгия 4-й степени. С 1857 года Алексеев служил на Каспийской флотилии заведующим лоцманской и маячной частью, в 1858 году произведён в полковники. В 1860 году назначен начальником Астраханской гидрографической частью и директором маяков и лоций Каспийского моря. В 1863 году награжден орденом Св. Станислава II степени с императорской короной. В 1866 году награждён орденом св. Владимира 4-й степени и через два годы произведён в генерал-майоры Корпуса флотских штурманов. В 1868 году назначен состоять по резервному флоту. В отставку вышел 5 февраля 1873 года с производством в генерал-лейтенанты. Скончался 24 июля 1881 года.
Барсуков И. Граф Н.Н. Муравьёв‒Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам. Книга 2. М., 1891. С. 116.
Невельской Г.И. По поводу воспоминаний Н.В. Буссе об острове Сахалине С. и экспедиции 1853 года. Письмо редактору // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С. 163.
Гошкевич Иосиф Антонович (1814‒1875), русский дипломат и востоковед. Окончил Петербургскую духовную академию (1839). В 1839‒48 гг. в составе русской духовной миссии в Пекине. В 1853‒55 гг. переводчик в посольстве Е. В. Путятина в Японии. В 1856‒58 гг. сотрудник азиатского департамента МИД. Составил при помощи японца Татибана первый японско-русский словарь (СПБ, 1857). Был первым русским дипломатическим представителем в Японии (1858‒65). Написал ряд работ о Китае и Японии, об особенностях японского и китайского языков.
Рудановский Н. По поводу воспоминаний Н.В. Буссе об острове Сахалине и экспедиции 1853 года. Письмо к редактору // Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853‒54 гг. Дневник. 25 августа 1853 г. ‒ 19 мая 1854 г. Южно-Сахалинск, 2007. С.175.
Романов Д.И. Присоединение Амура к России // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 2001. № 3. С. 59.
Цит по: Сысоева Е.А. Сахалин и Курильские острова в русско-японских отношениях. 1855‒1875 гг. (от Симодского трактата до Петербургского договора). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Владимир, 2004. С.51.
Нессельроде Карл Васильевич (1780‒1862), министр иностранных дел в 1816–1856 гг. Дипломатическую карьеру начал в 1801 г. чиновником русской миссии в Берлине, откуда вскоре был переведён в Гаагу, а затем вновь в Берлин и Париж. С началом Отечественной войны находился в армии, при Александре I. После отставки Румянцева был назначен в 1814 г. докладчиком по делам иностранного ведомства, а в 1816 г. ему было поручено возглавить МИД. После увольнения в 1822 г. в отставку Каподистрии стал единственным руководителем МИДа. По мнению современников, не отличался проницательным умом и твёрдым характером. Побил все рекорды пребывания в должности министра иностранных дел, занимая его в течение 40 лет. Во многом это объяснялось тем, что не имея собственной линии во внешней политике, Нессельроде был отличным проводником идей монархов, за что его порой с усмешкой именовали «Кисель-вроде». Самой крупной внешнеполитической ошибкой Нессельроде явился неверный прогноз реакции ведущих европейских стран на возможную войну России против Турции в начале 50-х гг. Он полагал, что России никто препятствовать не будет. В итоге Россия оказалась в международной изоляции и под ударом не только Турции, но и выступивших на ее стороне Англии и Франции. Сразу после заключения Парижского мирного договора был уволен в отставку Александром II.
Вронченко Фёдор Павлович (1779‒1852), русский государственный деятель. Окончил курс в Московском университете. Начал службу в канцелярии Н.Н. Новосильцева. С открытием в 1805 г. военных действий против французов был назначен в свиту государя, где, главным образом, занимался редакцией военных реляций. Позднее служил в Министерстве внутренних дел и в Министерстве финансов; в последнем управлял особенной канцелярией по кредитной части, пока не был назначен товарищем министра. Ничем, кроме обыкновенной исполнительности, он не отличался; тем не менее ему в 1844 г. было поручено управление Министерством финансов. На этом посту он выказал себя рутинёром, продолжателем системы своего предшественника, графа Канкрина, написавшего ему в руководство особую записку. Для покрытия увеличивающихся расходов, кроме заключения займов, Вронченко приходилось обращаться к увеличению размера налогов. В 1846 г. был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, а так как податные силы крестьян и без того были достаточно напряжены, то особенное внимание было обращено на питейный доход. Взамен откупной, в 1847 г., была введена акцизно-откупная система, впоследствии эта мера была распространена на привилегированные губернии. В 1847 г. последовало уничтожение льгот, которыми пользовались 13 губерний и областей относительно продажи низших сортов табака; тогда же был увеличен бандерольный сбор на табак и введён акциз с свеклосахарного производства. В тарифе 1850 г., под влиянием начавших тогда господствовать в области таможенной политики идей, были сделаны некоторые уменьшения тарифных ставок. В то же время была уничтожена пограничная линия, существовавшая между Россией и Польшей.
Барсуков И. Граф Н.Н. Муравьёв‒Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам. Книга 2. М., 1891. С.46‒47.
Крузенштерн Иван Фёдорович (Иоган Антон) (1770‒ 1846), мореплаватель, океанолог, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почётный член (1806) Императорской Академии Наук, член академий и научных обществ ряда европейских стран. Из семьи эстляндских дворян. Окончил Морской кадетский корпус (1788), участвовал в войне со Швецией (1789-90), изучал морское дело в Англии, в 1793-99 гг. служил на кораблях английского военного флота. Вернувшись в Россию, разработал проект первой российской кругосветной экспедиции, которую и возглавил. В ходе экспедиции 1803-06 на военных шлюпах «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Ю.Ф. Лисянский) решался вопрос о возможности прямого сообщения между портами Балтики и Аляски, были проведены масштабные океанографические и метеорологические исследования в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, уточнены координаты много географических объектов. Крузенштерн описал часть Курильских островов, побережья Сахалина, Камчатки, ряда островов Японии. Не сумев пройти между Сахалином и материком, исследователь ошибочно решил, что они соединены перешейком. После экспедиции Крузенштерн занимался обработкой материалов, опубликовал «Путешествие вокруг света…» в 3 томах (издано в переводе на другие языки в 7 странах Европы), «Атлас Южного моря» в 2-х томах, этнолингвистическое исследование на немецком языке. Его описания содержат статистические данные о Камчатке и русских владениях в Америке, сведения о хозяйстве, быте, верованиях и обычаях народов Океании, Камчатки, Сахалина. Преподавал в Морском кадетском корпусе, был его директором. Организовал ряд морских экспедиций, в том числе кругосветной под командованием О. Е. Коцебу. Один из учредителей Русского географического общества. Именем Крузенштерна названы 3 горы, 3 мыса, 2 атолла, 2 пролива, остров, риф и губа. В Санкт-Петербурге ему установлен памятник.
Рикорд Пётр Иванович (1776‒1855), русский мореплаватель, адмирал (1843), член-корреспондент Петербургской АН (1818). Окончил Морской кадетский корпус (1794). В 1807‒09 участвовал в кругосветном плавании В. М. Головнина. Проводил опись Курильских островов (1811‒13). В 1817‒22 гг. начальник Камчатской области. В 1825‒27 гг. начальник Кронштадтского порта. В 1828 г. командовал эскадрой, посланной в Средиземное море во время русско-турецкой войны 1828‒29 гг… В 1830‒33 гг. командовал эскадрой в Эгейском море и содействовал освобождению Греции из-под власти турок. С 1836 член Адмиралтейств-совета, с 1850 г. председатель Морского учёного комитета. В 1854‒55 гг. во время Крымской войны 1853‒56 гг. начальник обороны Кронштадта. Соч.: Записки о плавании к японским берегам в 1812 и 1813 гг. и сношениях с японцами, СПБ, 1875.
Файнберг Э.Я. Русско-японские отношения в 1697‒1875 гг. М., 1960. С. 124.
Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849‒55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского. Владивосток‒Южно-Сахалинск, 2013. С. 128.
Лещенко Н.Ф. Посольство Н.П. Резанова (1803–1805) и Е.В. Путятина (1852–1855) в Японию // Восточный архив № 1 (19), 2009. С. 18‒19; АВПРИ. Спб. Главный архив. 1‒1. Оп. 781. Д. 162. Л. 48.
Меншиков Александр Сергеевич (1787‒1869), светлейший князь, генерал-адъютант, адмирал, морской министр Российской империи в 1836-55 гг., генерал-губернатор Финляндии в 1831-54 гг. Старший в роду Меншиковых, правнук петровского фаворита.