Сноски

1

Ироическая песнь о походе на половцев удельнаго князя новгород-северского Игоря Святославича. М., 1800. С. 29.

2

Вестник РАН. М., 1998, том 68, № 11.

3

Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. Стр. 19.

4

Там же, стр. 21.

5

Там же, стр. 25.

6

Там же, стр. 27.

7

Там же, стр. 28.

8

Там же, стр. 31.

9

Савельева Е.А. Новгород и Новгородская земля в западноевропейской картографии XV–XVI вв. // География России XV – ХVIII вв. (по сведениям иностранцев). Л., 1984. С. 6. Бургундский рыцарь, посол и авантюрист Жильбер де Ланнуа вовсе называл Новгородскую землю – grant Russia, «Великая Русь». Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.

10

Третье отделение. О начале древнего славенского народа // Сочинения Святителя Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 томах, 7-е изд., М., 1849. Т. IV «Содержащий в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова». С. 574.

11

Свита – длинная распашная верхняя одежда из домотканого сукна.

12

Ноговицы – род чулок.

13

Епанча мужская – широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном.

14

Мошна – кошель с завязкой на горловине.

15

«Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.». Цит. здесь и далее по: Андреевский И.Е. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом. СПб, 1855. С. 20, ст. I.

16

См. Гуляш Стефан. Малая энциклопедия. Парусники. Минск, 1996. С.115.

17

Часть Финского залива восточнее о. Котлин.

18

«Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.». С.22, ст. III. «Скра» от нем. Schrage – судебник.

19

Род парусно-гребных речных и прибрежных морских судов малой осадки. Челн, простая лодья и струг представляли собой, видимо, последовательно увеличивающиеся в размерах варианты одного и того же типа – «однодеревки» – обычной лодки-долблёнки, которые, учитывая размеры деревьев Восточной Европы, могли достигать немалых размеров. Судя по штрафам «Русской Правды», присуждавшие штраф за лодью немногим больший, чем за челн, лодья представляла собой «однодревку» с наращенными досками бортами.

20

Кормщик – рулевой.

21

Лоцман нанимался либо перед порогами в устье Невы, и мог быть нанят либо в одну сторону, либо туда и обратно. См. «Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.», с. 24, ст. VI.

22

Земли, подвластные Господину Великому Новгороду, назывались Пятины (по количеству регионов). Вотьская Пятина – северо-западные территории, территория между реками Волхов и Луга. Делилась на Корельскую и Полужскую половину.

23

Новгородская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 61.

24

«Княже, сдумалъ еси на святую Софью; поъди, ать изъмремъ честно за святую Софiю» – «Князь, задумал ты злое против святой Софьи; уходи, пусть погибнем с честью за святую Софию». Новгородская первая летопись, с. 62.

25

По договорным грамотам, князь не имел права ни закрывать Немецкий Двор, ни приставлять к нему своих приставов; по сути, князь был ограждён от внешней торговли. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988, с. 61.

26

Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г. С. 22, ст. II.

27

Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г. С. 24, ст. VI.

28

Древнейшая скра. Цит. здесь и далее по: Андреевский И.Е. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом. СПб, 1855. С. 45, ст. V.

29

Никитский А.И. История экономического быта Великаго Новгорода. М., 1893. С. 109.

30

Древнейшая скра. С. 47, ст. VII и далее.

31

Било, звонило, сторожевая доска – деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой).

32

Крестьянин.

33

Для новгородской деревни характерна малодворность. Например, в Деревской пятине деревня обычно состояла из 2–3 дворов, реже – из 6–7. Кирьянов А.В. История земледелия Новгородской земли X–XV вв. (по археологическим материалам) // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 65, М., 1959. С. 342.

34

Подклет, подызбица – название нежилого нижнего этажа под верхним жилым помещением.

35

Передок – передняя часть крытого под общей с избой крышей скотного двора, используемая для хранения телеги или саней.

36

Взъезд, подъезд – наклонные сходни.

37

Деревни с вольными поселенцами, не обязательно русскими.

38

Имеющие конкретного владельца; владельцем могли быть даже улица или конец в городе. Беляев И. Д. Рассказы из русской истории: Книга II, М., 1864. С.24.

39

Т.е. владелец имел в собственности ещё землю где-нибудь в уезде.

40

По сути, слово «село» означало участок земли, достаточный для прокорма одной семьи. Никитский А.И. История экономического быта Великаго Новгорода. М., 1893. С. 38.

41

Беляев И.Д. Рассказы из русской истории: Кн. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. М., 1864. С. 23–26.

42

Там же, с. 29.

43

«О истории еже о начале Руския земли и создании Новаграда и откуду влечашеся род Словенских князей, а во иных гранографех сия повесть не обретается. (По списку Хронографа 1679 года)» // Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в хронографы русской редакции / Собрал и издал А. Попов. М, 1869. С. 442–447.

44

Барка – плоскодонное несамоходное грузовое судно.

45

Тарасы – продольные брусчатые стенки, связанные между собой поперечными, с заполненным землёй промежутком. Брусья могли располагаться наискосок, образуя треугольник, что увеличивало устойчивость стены. Обычно тарасы расширялись книзу – тоже для устойчивости.

46

Забрало (зобороло) – бруствер, для стрельбы по врагу, находящемуся у подошвы стены.

47

Палисад – частокол из заострённых брёвен.

48

Кожаные мячи, набитые кострикой (отходами обработки льна и конопли) встречаются во всех слоях. Вероятно, они служили для лапты или игры вроде хоккея. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. № 55. С. 36.

49

Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.24.

50

О лапотниках как о бедняках говорят летописи: «…суть вси в сапозъхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевъ искать лапотникъ». Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г., изд. II, СПб, 1996. С.39.

51

Плаха – толстое, расколотое пополам бревно.

52

«Устав князя Ярослава о мостех». Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 95–96. Барсов считает, что «Устав» никак не мог принадлежать авторству Ярослава Мудрого по следующим причинам: в нём упоминается церковь Святых Бориса и Глеба (основана в 1176 г.) и среди иноземных купцов, помимо готов, упоминаются немцы, которые не могли появиться в Великом Новгороде раньше конца XII в. Как вариант, первоначальная редакция действительно принадлежала Ярославу Мудрому, а спорные вставки – результат позднейших добавлений Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) или Ярослава Ярославича (брата Александра Невского). См. Барсов Н.И. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи. Варшава, 1873, с. 173.

53

Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 278.

54

Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 247–248.

55

Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 79.

56

Новгородская первая летопись. С. 30.

57

Только на XI – начало XII из 70 русских монастырей 17 располагалось в Киеве, и 17 же – в Новгороде. Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V–XVII вв.). М., 1973, с. 101.

58

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений. Исторические разговоры о древностях Великаго Новагорода. М., 1808. С. 10–11.

59

Там же, с.11.

60

С нежилым цокольным этажом – подклетью.

61

Новгородская первая летопись. С. 58.

62

Там же, с. 95.

63

Новгородская третья летопись». Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 244.

64

Патриаршая летопись (Никоновская). Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1904. Т. XIII, ч. I. С. 72–73

65

Патриаршая летопись (Никоновская). C. 228. Даже если число преувеличено раз в 10, всё равно это гигантское количество умерших.

66

«Устав князя Ярослава о мостех». Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 95–96.

67

Рабинович М.Г. Поселения и жилища // Русский быт XIII–XV веков. М., 2020. С. 116.

68

Арциховский А.В. Новгород Великий по археологическим данным // Антология советской археологии. Т.III, М., 1996. С. 224.

69

Дранка (гонт) – пластины из дерева.

70

Тёс – доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались вдоль с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Часто под тёсом понимается тёс необрезной, по форме отличающийся от правильного параллелепипеда.

71

Лемех – здесь: продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, фигурная доска.

72

Дымник, он же флюгарка – колпак (зонтик) на ножках.

73

На самом деле, это сделано не для обеспечения фланкирующего огня, а для удобства подъезда на телеге с узкой улицы.

74

Верея – воротный столб.

75

Из бревна диаметром 40 см получалось минимум 4 отличных доски плюс 2 горбыля (см. Жилища древнего Новгорода. Труды новгородской археологической экспедиции / Ред. Арциховского А.В., Колчина Б.А. Т. IV. М., 1963. С.24).

76

Полубрёвна – брёвна, расколотые вдоль.

77

Наиболее почётный угол, обращённый на юго-восток, в котором располагались иконы.

78

Горбыль – боковая часть бревна, крайняя к поверхности бревна доска.

79

Окна с задвижным ставнем.

80

Полавочник – полотнище, накрывающее лавку.

81

Колчин Б.А. Русский феодальный город Великий Новгород / Советская археология. Вып. III, М., 1957. С. 280.

82

Поставец – столб, уставленный со всех сторон полками; широкий внизу, для хранения более массивной посуды, более узкий сверху. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. СПб, 1860. С. 53.

83

Воронцы – широкие полки над лавками.

84

Светильники были зачастую в форме бокала, покрывались зелёной поливой (глазурью). Древняя Русь. Быт и культура / ред. Колчин Б.А., Макарова Т.И. С. 11.

85

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. СПб, 1860. С. 53.

86

Корчага – большой глиняный горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками. Использовалась для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная. Уменьшительное – корчажка.

87

Клеть – хозяйственное помещение, амбар, хотя жарким летом в ней можно было жить.

88

Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 79.

89

Бирич – глашатай.

90

Там же, с. 86.

91

Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 134.

92

Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 288.

93

Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 135.

94

Знáмение двумя сложенными прямыми пальцами – указательным и средним, при этом средний слегка согнут – было распространено по всей Руси, с крещения и до реформ патриарха Никона.

95

Знáмение – молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки.

96

Pax vobiscum (лат.) – мир тебе.

97

Фогт – здесь – выборный староста.

98

Вид шлема; круглая металлическая шляпа с широкими полями, собранная на заклёпках.

99

На деле, запрещалось даже пускать русских в подклети с вином или на ступени церкви Св. Петра. Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 144.

100

Профессиональный воин, младший дружинник.

101

«Детинец» или «днешний град» (внутренний город) – по смыслу аналогично западноевропейскому «зáмок» или северо-восточному «кремль, кремник». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XI, СПб, 1893 г. С. 342.

102

Под 1341 годом: «Архiеписком Новгородскiи Василiи покры святую Софiю свинцемъ» (Новгородская первая летопись, с. 80).

103

«…въ ознаменованiе торжества креста Христова…» Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 53.

104

Звонница – колокольня.

105

Там же, с. 48.

106

Алекси́евский Крест.

107

Форма (крест с расширяющимися концами, вписанный в круг) на самом деле типична для Великого Новгорода. См. Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I, с. 636 и Ульянов А. В. Русская символика. М., 2009, с. 232

108

Цареград – Константинополь.

109

Ромеи – греки, граждане Римской империи (в России принято не совсем верное название: византийцы).

110

«Я в этой руке Моей…» Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860, с. 43.

111

Т. е. в результате колдовства. Повесть временных лет. изд. II. СПб, 1996. С. 67.

112

Там же, с. 44.

113

«Не по чем де и чудотворцам службу правити» – из челобитной Ивану IV после ограбления Великого Новгорода. Ерышева Л. Библиотека Софийского Собора//Где Святая София, там и Новгород. СПб, 1998. С. 61.

114

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988. С. 63.

115

Слияние северной, владычной части крепости с южной, княжеской, фактически произошло в начале XII в. Родионова М.А. Планировка и застройка Владычного двора в XI–XV вв. по данным письменных источников // Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 15.

116

«…изъскаша мастеры порочные, и начаша чинити порокы въ владычни дворъ» – «…нашли специалистов по осадным машинам и начали чинить их во Владычном дворе». Новгородская первая летопись. С. 59. Видимо, дело было в том, что у владыки была своя собственная плотницкая бригада, по умениям превосходящая городскую. Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 106.

117

Многолетнее дерево (свыше 100 лет) действительно встречается в частоколах Владычного двора, что нетипично для городских усадеб. Тарабардина О.А. Дендрохронологическое исследование сооружений Кремлёвского раскопа-I // Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 200.

118

Первые документальные свидетельства о книгописной мастерской относятся к началу XIV века. Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 106.

119

Стольник – должностное лицо; занимался обслуживанием трапезы своего государя.

120

Чашник – придворная должность, а также название монаха, заведовавшего в монастырях напитками и винными погребами.

121

Ключник – человек, ведавший продовольственными запасами дома (поместья) и ключами от мест их хранения. Первый человек в домашнем хозяйстве; управляющий и судья.

122

Волосте́ль – представитель власти на местах (как правило, в волостях).

123

Там же.

124

Дощатый (ламеллярный) доспех – корсет-кираса, часто с длинным подолом, из соединённых между собой (или – на Руси – приклёпанных к кожаной основе) пластин.

125

Софьянин – воин личной гвардии архиепископа. «Владычные молодцы», «люди владычные», «владычен городок» (т. е. крепость) не раз упоминаются в летописях. См. Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С.51.

126

Киворий – открытая часовня-навес над источником.

127

Родионова М.А., Антипов И.В. Часть V//Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 234.

128

В 1365 году архиепископ был свидетелем чудесного явления от иконы Божией Матери «Умиление». Во время грозы загорелась деревянная Троицкая церковь, находившийся в ней образ Божией Матери явился стоящим над пылающим храмом. Только когда прибыл к месту пожара с крестным ходом Алексий и совершил молебствие, икона сошла прямо в руки архиерея, и в то же время прекратился пожар.

129

В Средневековье православные священники выбривали тонзуру (гуменцо) и до реформ московского патриарха Никона не носили длинных волос. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). 3-е изд., испр. и доп., М., 2002. С. 417–418.

130

Древняя Русь. Быт и культура / ред. Колчин Б.А., Макарова Т.И. С. 11.

131

Судя по археологическим находкам, в Великом Новгороде действительно практиковалось изготовление моделей строений. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода// Материалы и исследования по археологии СССР. № 55. С. 36.

132

«Решили русь, чудь, словене и кривичи и все [остальные]». Цит. по: Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. Изд. II, СПб, 1996. С.13. В Ипатьевской летописи упоминается не «все» (или «весь» – финнское племя вепсов), а «меря». Ипатьевская летопись. Цит. по Полное собрание русских летописей, СПб, 1843. Т. II. С. 235.

133

Собор – главный храм городского церковного округа.

134

Зипун – поддоспешник, подлатник. Кафтан без воротника из грубого сукна.

135

«Особо надо отметить, что при новгородских раскопках часто встречаются куски доспехов пластинчатых и кольчужных». Цит. по: Арциховский А.В. Новгород Великий по археологическим данным//Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 45.

136

Служилый или служебный князь, подручник – князь, принятый исключительно в качестве наёмного ратного воеводы, военачальника.

137

Жители Словенского конца Великого Новгорода.

138

В действительности описываются события, указанные в Новгородской первой летописи под 1384 г. Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 93.

139

Есиф (Иосиф) Фалелеевич – степенный тысяцкий в 1384 году. «…и тысяцкий Есиф [Иосиф] ходи на сию сторону въ въче [т. е. на Софийскую]». Новгородская четвёртая летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. IV, с. 90.

140

«И бысть на Черкисовъ недъли въ четвертокъ удариша Славенскiй конецъ на тысяцкого на Есифовъ дворъ, съ въча съ Ярославля двора; и Плотничанъ тысяцкого Есифа не выдаша, и биша грабежниковъ и полупиша». Новгородская четвёртая летопись. С. 90–91.

141

Архиепископ – старший епископ, епископ главного города епархии.

142

Vatja, Vaddja. Обращу внимание на то, что именно это племя дало название одной из пятин Великого Новгорода (см. «Новгородские пятины и волости»).

143

Ingeri, Inkerikot.

144

Напр., 1069: «Новгородци же поставиша пълкъ противу их [войск князя Всеслава]… о велика баше съця Вожяном!» – «Новгородцы выставили полк… …множество вожан было убито». Новгородская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 2. 1149: «…придоша Емь на Водь ратiю… и услывъше Новгородъци любо въ 500 съ Водью идоша на них». Там же, с. 11.

145

1270 г. Там же, с. 62.

146

Жители города Старая Русса.

147

1316 г. Там же, с. 71.

148

1241 г. Там же, с. 53.

149

1292 г. Там же, с. 65.

150

1348 г. Там же, с. 84.

151

1143, 1191 года.

152

«Князь же хотъ ити на Корълу, и умолиша и́ Новгородци не ити на Корълу; князь же отъсла полкы назад». Там же, с. 61.

153

Хроника Эрика/Ред. Сванидзе А.А. Изд. II, М., 1999, строфа 475. С. 24.

154

Там же, с.25.

155

Там же, строфа 480, с.25.

156

1187 г.

157

Там же, строфа 1695, с.60.

158

Häme, Hämeläiset.

159

Новгородская первая летопись. С. 2.

160

В 1223, 1142: «…приходиша Емъ и воеваша… избиша я Ладожане 400». Там же, с. 9.

161

1143 г.: там же, с.9. 1191 г.: «Ходиша Новгородъци съ Корълою на Емь». Там же, с. 20.

162

1228 г.: «…придоша Емь воевать въ Ладозьское озеро ‹…› …оставъшеся Ижеряне… избиша много… …Коръла, кдъ обидуче, въ лъсъ ли, выводяче избиша». Там же, с. 42–43.

163

Хроника Эрика / Ред. Сванидзе А.А. Изд. II. М., 1999, строфы 90–155. С. 13–15.

164

Там же, строфа 155, с. 15.

165

«Князь Ярославъ Всеволодичь пославъ крести множество Корълъ, мало не всъ люди». Лаврентьевская летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I, СПб 1846 г. С. 191.

166

Грамоты Великого Новгорода и Пскова, грамота № 38. М.-Л, 1949. С. 67–68.

167

«Иде Всеволодъ съ Новгородъци на Чюдь… жены и дъти приведе домовь». Новгородская первая летопись. С. 6.

168

Даже сама власть Великого Новгорода в прибалтийских и финских землях носила как бы поверхностный характер, в отличие от шведской экспансии, уничтожавшей привычный жизненный уклад. См. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978, с. 6, 8, 16–17.

169

Дополнения к актам историческим. Т. I, СПб, 1846. С.27–30.

170

Там же, с. 33–34.

171

Там же, с. 57–60.

172

См. примечание 38. В копии этой грамоты «чёрные люди» названы «простыми людьми» (gemenen luden). В Пскове чёрные люди принимают участие в вече, причём, их участие не является чем-то экстраординарным. На вече они свободно выступают, полемизируют, выдвигают свои требования. Более того, их представители отправляются послами к великому князю. Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 339. В Великом Новгороде, например, чернь вполне могла уклониться от военных действий, если не считала их желательными для себя (Новгородская первая летопись, с. 80, под 1340 годом): «…не въсхотъша чернь… въсташа чернь на бояръ, и пакы ркуще: почто есте Новогородцевъ призвали… намъ въ томъ погыбнути…».

173

В Древней Руси был неизвестен уничижительный термин «мужик»; только в Ермолинской летописи под 1436 годом впервые упоминаются мужики, которые «ослопы дубинами убили» боярина. «Мужики, мужичьё» появляются со времён Ивана IV, а «мужичонко, мужлан» – с XVII века. Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019, с. 156–157. В Великом Новгороде, например, чернь вполне могла уклониться от военных действий, если не считала их желательными для себя (ПСРЛ III 352–353 1340).

174

Житьи люди принимали участие в вече, ополчении, посольствах к великим князьям, но, в отличие от бояр, они не обладали правом занимать высшие государственные должности. См. Несин М.А. Новгородские житьи люди в XV в. и их участие в войнах и внешней политике Великого Новгорода в XV в. Часть 1. От рубежа XIV–XV вв. до второй половины 1471 г. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники», т. VIII, 1016. С. 247. (08.06.2016). Также житьи люди в средненижненемецкой копии опасной грамоты, выданной Великим Новгородом ганзейским купцам в 1472 году названы «зажиточными купцами» (wolmagenden copluden). См. Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018, с. 330. Колесов указывает на происхождение слова «житьи» от «жито», «богатство». Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019. С. 179.

175

Исторические памятники XI–XIII вв. называют огнищанами только крупных домохозяев. Русская правда называет огнищанина «княжъ мужъ», и представляет его противоположностью смерду как землевладельца, т. к. огнищанин всегда владел землёй на правах собственника. См. Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 72.

176

В новгородских летописях «огнищанин» упоминается только три раза, и все три – в перечислении классов, рядом с дружинниками и купцами. «[Князь Ростислав] позва… огнищане, гридь, купьце вячшее», «идоша съ княземь Ярославъмъ огнищане и грiдьба и купци», «огнищанъ и гридба, и кто купъцъ и гости» (Новгородская первая летопись. С. 13–14, 23, 49).

177

Русская Правда. Ст. 25, 30 Академический список. Здесь и далее цит. по: Калачов М. Текст «Русской Правды» на основании четырёх списков разных редакций. М., 1846. С. 3.

178

Русская Правда, ст. 89, 90 Карамзинский список (с. 35), сравн. Ст. 31, 32 Академический список (с. 4).

179

Псковская вторая летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. V, с. 43.

180

Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019. С. 161.

181

Засельщина – деревенский житель, дикарь.

182

Былины. Л. 1986. С. 76.

183

Вира – штраф за убийство.

184

Русская Правда, ст.13 Карамзинский список (с. 23).

185

Русская Правда, ст.13 Троицкий список (с. 7).

186

Русская Правда, ст. 25 Академический список, ст. 30 Ростовский список (с. 3).

187

Русская Правда, ст. 103 Карамзинского списка (с. 37).

188

Русская Правда ст. 42 и 43 Троицкого списка (с. 10).

189

«Плохо этой весной идти [в поход], погубим смердов и пашни их… если начнёт пахать смерд…» Цит. по: Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г., с. 118.

190

Греков Б.Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 219.

191

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988, с. 77.

192

Псковская судная грамота, Псков, 1896.

193

Там же, ст. 43, с. 16.

194

Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956–1957 гг.). М., 1963. С. 65.

195

Там же, ст. 89.

196

Русская Правда, ст. 71 Карамзинский список (с. 32).

197

Русская Правда, ст. 75 Карамзинский список (с. 33).

198

Конечно, закупу не требовалось разрешение хозяина, чтобы пожаловаться на него же, речь идёт о каком-то роде уведомления. В тексте противопоставляется: «явленно ходить къ князю или к судиямъ» (что составляет его право) в отличие от «бежитъ отъ господина» (на что закуп права не имеет).

199

Русская Правда, ст. 70 Карамзинский список (с. 32).

200

Русская Правда, ст. 73 Карамзинский список (с. 33).

201

Русская Правда, ст. 71, 73 Карамзинский список (с. 32, 33).

202

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 101.

203

Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019. С, 168.

204

«А въ холопъ и в робъ виры нъту; но оже боудеть безъ вины оубиенъ, то за холопъ и робу платити оурокъ, а князю продажи 12 гривенъ». Цит. по: «Русская Правда», ст. 102 Карамзинский список (с. 37).

205

«…продажъ 12 гривенъ, а пагуу господину оурокъ платити». Цит. по: «Русская Правда», ст. 80 Троицкий список (с. 16).

206

Русская Правда, ст. 42 и 43 Троицкого списка (с. 10).

207

«Если он проиграет, проспорит, или в безумии чужой товар попортит». Цит. по: «Русская Правда», ст. 68 Карамзинский список (с. 32).

208

Русская Правда, ст. 69 Карамзинский список (с. 32).

209

Русская Правда, ст. 111 Карамзинский список (с. 38).

210

Тиун – княжеский или боярский управляющий.

211

Ключник – первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья.

212

Русская Правда, ст. 119–121. Карамзинский список (с. 40).

213

Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377. Изд. II. СПб, 1996. С.26.

214

Там же, с. 95.

215

Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. II. СПб, 1843. С. 11.

216

«…были у него все могущественные бояре его отца». Там же, с. 159.

217

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 77.

218

Лаврентьевская летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I. СПб, 1846. С. 90.

219

Ипатьевская летопись здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. II, СПб, 1843, с.35.

220

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 32–33.

221

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 79.

222

Лаврентьевская летопись, с. 24.

223

Поучение Владимира Мономаха. Цит. по: Карпов А. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015, с. 221.

224

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории Л., 1980. С. 93.

225

Лаврентьевская летопись. С. 93.

226

Ипатьевская летопись. С.192.

227

«…дружина не знала, узнала только от двух младших дружинников, увидевших князя, попавшего в беду, так как окружён был, и за ним гнались» (под 1149 годом). Лаврентьевская летопись (Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I. СПб, 1846). С. 140.

228

Ипатьевская летопись. С. 83.

229

Грамота № 222: «Я даю княжю дьньскамоу гравноу сьрьвра, едоу с нимо. Ожь мя тать… поставили» («Я даю княжескому детскому гривну серебра, еду с ним. Они меня вором… выставили»). Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956–1957 гг.). М., 1963. С. 44.

230

Русская Правда. Ст. 117. Карамзинский список. С. 39.

231

Лаврентьевская летопись. С. 159.

232

Помещение для гридни, комната стражи.

233

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 82.

234

См., например, грамота № 531: «Азо солю 4 дворяно по гривене сьбра» («Шлю 4 дворян за гривнами серебра») Цит. по: Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962–1976 гг.). М., 1978, с. 134. «А кто на кого челом бьет, дворяне и подвоиские позовут к суду» («Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле») Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 88. М.-Л, 1949, с. 145.

235

Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 74.

236

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений. Исторические разговоры о древностях Великаго Новагорода. М., 1808. С. 16. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988. С. 66.

237

Около 800 км.

238

Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.

239

Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 79.

240

Сравн. например, Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. И Бассалыго Л.А. Новгородские тысяцкие // Новгородский исторический сборник. Вып. 11, 12, СПб, 2008, 2011.

241

«Благословение от владыцъ, поклонъ от посадника, и от тысячкого, и от всъхъ стеръишихъ, и от всъхъ мъншиихъ…» Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. Грамоты № 6–9 и далее. С. 15–19.

242

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 3. М.-Л, 1949. С. 13.

243

Рукописание князя Всеволода. Здесь и далее цит. по: Российское законодательство X–XX веков/ Ред. Чистякова Л.И. Т. I. М., 1984. Ст. 5 (с. 263).

244

Там же, ст. 5.

245

Пошлый – старый, старинный, обычный.

246

См. «Глава 6: Знания первой необходимости/Деньги».

247

Стоимость локтя такого светло-зелёного сукна примерно равнялась стоимости 2–4 телят.

248

В тексте: «пол-30», в другом списке: «по 30».

249

Там же, ст. 7.

250

Там же, ст. 9.

251

Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 82.

252

Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 52.

253

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 123.

254

Дополнения к актам историческим. Т. I, СПб, 1846. С. 5.

255

Новгородская первая летопись. С. 30.

256

Прáсол – торговец скотом.

257

Новгородская первая летопись. С. 102.

258

Кормило – рулевое весло.

259

Крест в круге.

260

Он же «крест – виноградная лоза». Один из самых распространенных и почитаемых на Руси символов Животворящего Креста Господня. Симметричное раздвоение нижней части столба и превращение парных отростков в растительный орнамент символизирует цветущую Жизнь, которой мы обязаны Живодавцу Христу.

261

Основываясь на 4 из 8 актовых печатях с надписью «Новгородская печать», а также на 22 из 31 печати с надписью «Печати Великого Новгорода» (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X–XII вв., М., 1998), можно полагать что это изображение было гербом города или республики. Лютый зверь представлял собой идущего влево или вправо зверя типа льва, с поднятой передней лапой, процветшим хвостом, вытянутой мордой и короткой, обозначенной штрихами, гривой. В целом, очень напоминал геральдических львов с герба земли Шлезвиг-Гольштейн.

262

Руководитель реального похода 1375 года, в результате которого был взят штурмом Сарай-Берке (Новый Дворец), взята Кострома и сожжён Нижний Новгород. См. Новгородская четвёртая летопись. С. 71–72.

263

Бессермен, басурманин – татарин.

264

Речь идёт о событиях 1360 года, когда суздальский, нижегородский и костромской князья приняли решение захватить ушкуйников, шедших с набега на татар, в Костроме. По приказу Хана Хызра, великий князь Дмитрий Суздальский смог подпоить, связать ушкуйников и продать их в Орду.

265

То есть сожжём.

266

Руководитель реального похода 1377 года. В результате на реке Овле (Оулуйоки) был взят посад шведской крепости, названного Новугородок, и захвачено много рабов. Из-за этого похода Римский Папа Григорий XI повелел начать крестовый поход против Новгорода. См. Новгородская первая летопись. С. 91; Новгородская четвёртая летопись. С. 72.

267

Р. Аурайоки.

268

Речь о событиях 1318 года, когда ушкуйники разграбили город Або (совр. Турку), сожгли кафедральный собор и замок епископа, и захватили церковный налог Ватикану за пять лет. См. Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Л., 1987. С. 80.

269

Рыбий зуб – моржовый клык.

270

Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 20.

271

Ширина корпуса обычно не превышала трёх метров.

272

Моделист-конструктор. Вып. III. М., 2002. С. 27.

273

Патриаршая или Никоновская Летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. XI. СПб, 1897. С. 211

274

Речное плоскодонное беспалубное судно, обшитое досками «вгладь»; сверху покрывалось двускатной крышей, имело одну мачту. Длина – около 35 м, ширина – 9 м. См. Черников И.И. Русские речные флотилии за 1000 лет. СПб, 1999. С. 25.

275

«Ходили из Новгорода люди молодые на Волгу… пограбили много». Цит. по: Новгородская четвёртая летопись. С. 88.

276

Новгородская первая летопись. С. 91.

277

Там же, с. 78.

278

Епархия – административно-территориальная единица во главе с епископом (архиепископом).

279

Там же, с. 72.

280

Там же, с. 84.

281

Новгородская четвёртая летопись. С. 67.

282

Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., Смоленск, 1994. С. 335.

283

Новгородская первая летопись. С. 89–90.

284

Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 146. Бытует мнение, что якобы Бату-хан испугался весенней распутицы, но она не помешала ему продолжать разорять русские земли, в частности, на семь недель застрять под Козельском. Опять же, никто не мешал Бату-хану дождаться лета.

285

Молитва Св. Благоверному князю новгородскому Владимиру Ярославичу, чудотворцу.

286

«Но решили: умрём с честью за святую Софью и церкви». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 57.

287

«…снова ли головы положим…». Там же, с. 99.

288

Там же, с. 99.

289

Там же, с. 53.

290

Там же, с. 52.

291

Там же, с. 84.

292

В 1226 и 1234; в 1240, 1242, 1262, 1268, 1301, 1348; в 1256 соответственно. Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 258.

293

Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 5.

294

«Възнесъ бос я высокоумiемъ своимъ, нъ Богъ и святаа Софiа низлагаетъ всегда высокомыслящихъ». Цит. по: Новгородская Первая летопись. С. 75.

295

Святитель – святой из епископского чина.

296

Притчи Соломона 9:1.

297

Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 259.

298

Деисис – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

299

Там же, с. 260.

300

Федотов Г.П. Русская религиозность, часть II // Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. XII, М., 2004. С. 174, сноска «а».

301

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 18. М.-Л, 1949. С. 34.

302

Доконча – договорился, заключил договор. От «докончание» – договор.

303

Преподобный – святой монах.

304

Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. М., 2000. С. 300.

305

«…Москвичамъ же до понедълника отлагающимъ, бяше бо недъля». Цит. по: Новгородская Четвёртая летопись. С. 128.

306

Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 285.

307

«…и святые церкви пожогша, и всю Русу выжгоша… и много зла Новгородцкимъ волостемъ учиниша». Цит. по: Новгородская четвёртая летопись. С. 127.

308

Новгородская первая летопись. С. 84.

309

«Хроника Ливонии», М.-Л., 1938. С. 92.

310

40-е – 60-е гг. XIV в.

311

Скорее всего, фрагмент проповеди: «…слёзы проливаются перед Богом. За то гнев Божий на вас падёт, язычники. Так что покайтесь в своём беззаконии». Цит. по: Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 151.

312

«Новгородско-Софийский Свод», «Слова святого Григория…» Цит. по: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II, репринт. М. 2000. С. 17.

313

«Когда настанет самый праздник день Рождества Иоанна Предтечи… почти весь город поднимается, и в сёлах бесятся, бьют в бубны и дудят в сопелки… тут мужчинам и юношам великое падение, тут же на женщин и девушек пялятся с блудными мыслями, также и женщинам замужним позор, а девушкам – растление». Псковская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. IV. С. 280.

314

Епископ – глава епархии, избираемый общиной и рукополагаемый другими епископами.

315

Митрополит – архиепископ, являющийся первым среди равных ему епископов на территории церковного округа – митрополии, председательствующий на архиерейском соборе.

316

Игумен – настоятель монастыря.

317

Особо обращу внимание на то, что предлагает сделать архиепископ со жрецами: «…арбуемъ [прорицателям, жрецам] бы есте и ихъ ученикомъ, идолопоклонникомъ, къ тому нашему священнику Илiи велъли на поученiе приходити и поученiа отъ него слушати». Дополнения к актам историческим. Т. I. СПб, 1846. С.28.

318

Там же.

319

То же самое – но уже приказывает отправлять учиться к священнику Никифору – приказывает и архиепископ Феодосий (там же, с. 58).

320

1410 г.

321

Перекликается со «Святого отца Кирилла слово о злых дусех»: «А мы ныне хотя мало поболим, или жена, или детя, то оставльше Бога, врача душам и телом, ищем проклятых баб чародейц, наузов [колдовских узлов, оберегов], и слов прелестных слушаем; глаголют нам навязываючи наузы онакую диаволю прелесть абы чадо беса бесом изгонити. О горе нам прельщеным бесом и скверными бабами!» Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. II, М. 1913. С. 70.

322

«…учите их, чтобы неправдивых историй не слушали, лихих баб не принимали, как и узлов [оберегов], и заклинаний, и зелий, и колдовства [не творили]… и где такие лихие бабы находятся, учите их, чтобы перестали и каялись, а если не будут слушать, не благословляйте их и крестьянам приказывайте, чтобы они их не укрывали». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Новгород о соблюдении законоположений церковных. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 274.

323

«Если кто-либо занимается колдовством, мужчина или женщина, публично их наказать и обратить от злых дел, чтобы отказались от зла; если же не прекратят злые дела, наказать сильно, но не убивать и не калечить: не принимает таких видов наказания церковное учение». Цит. по: Канонические ответы митрополита Иоанна II. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 4.

324

XII век. Вопрошание Ильино, вопрос XVI из Вопросы Кирика, Саввы и Илии. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 60.

325

Послание неизвестного ростовского архиепископа к князю, о брадобритии. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 880.

326

«…тем помраченным глаза и уши исправляйте и показывайте им истинный путь… На суетные слова их, склоняющие к ереси, внимания не обращайте». Цит. по: Грамота митрополита Фотия Псковичам против стригольников. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 373.

327

«Молюсь, чтобы вы прилежно приглядывали за теми раскольниками, к их исправлению… чтобы обратились к Богу с покаянием… А не обратятся к Богу… ни в чём же с ними дел не имейте». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Псков, о стригольниках. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 481.

328

Новгородская первая летопись. С. 93.

329

Патриарх – глава Поместной Церкви, состоящей из нескольких митрополий.

330

Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI вв. М., 2012. С. 57.

331

С 1416 по 1427 г.

332

«Наказывайте (только не смертной казнью, а публичными наказаниями и заточением)». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Псков, о метрах против стригольников… Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 482,

333

Новгородская четвёртая летопись. С. 72.

334

Софийская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русский летописей. Т. V, СПб, 1851. С. 235.

335

«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь» – говорится в Кормчей 1284 г. Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII–XIII вв. Т. I, СПб, 2018. С. 358.

336

Ктитор – лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

337

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 174.

338

Чёрное духовенство – монашествующее, монастырское духовенство, иногда совершающее богослужение на приходах.

339

Грамота великого князя Ивана Васильевича. Грамоты новгородского архиепископа Геннадия. Поучение митрополита Зосимы. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С.721–758.

340

Поучение митрополита Зосимы по случаю соборого осуждения еретиков жидовствующих. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 785.

341

Настоящим центром ереси жидовствующих было именно княжество московитов: после быстрой расправы с ними в Великом Новгороде, еретики перебрались не в лесные чащи, а в Москву, где обратили в свою «веру» множество бояр, приближённого Ивана III – дипломата Фёдора Курицына, невестку великого князя Елену Волошанку и даже митрополита Зосиму. Цит. по: Тулупов В., протоиерей. Русь Новгородская. М., 2009. С. 87.

342

Лаврентьевская летопись. С. 8.

343

Лаврентьевская летопись. С. 7.

344

Лаврентьевская летопись. С. 55.

345

См., например, известие о походе жителей Смоленска с князем Давидом: «смоляне почаша въчъ дъяти, рекуще… не можемь, уже ся есмы изнемоглъ», то есть отказались продолжать поход.

346

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 117.

347

Т. е. волости.

348

Лаврентьевская летопись. С. 160.

349

Лаврентьевская летопись. С. 33.

350

Лаврентьевская летопись. С. 82.

351

Там же.

352

Эта ситуация – когда «весь Новгород» представлен исключительно жителями главного города, без пригородов и волостей – напоминает ситуацию в Венеции, когда «universus populus Venetiarum (весь народ Венеции)» был представлен на голосовании исключительно жителями центрального архипелага Риальто. Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 326.

353

Лаврентьевская летопись. С. 40.

354

Лаврентьевская летопись. С. 6.

355

Новгородская первая летопись. С. 7.

356

Ипатьевская летопись. С. 40.

357

Новгородская первая летопись. С. 8.

358

Ипатьевская летопись. С. 14.

359

Новгородская первая летопись. С. 56.

360

Новгородская первая летопись. С. 6.

361

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 282.

362

Новгородская первая летопись. С. 37.

363

Новгородская первая летопись. С. 32.

364

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 277. Письмо от 10 ноября 1331 года: там же, 546.

365

Там же, с. 278.

366

Московский летописный свод конца XV века. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. XXV, М., 1949. С. 275.

367

Адрианова-Перетц В.П. Задонщина (Опыт реконструкции авторского текста) // Труды отдела древнерусской литературы инст-та литературы. Т. VI. Л., 1948. С. 224.

368

Преторий или Преториум (лат. praetorium) – палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже в Римской империи этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь.

369

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 311.

370

Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 122.

371

Софийская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русский летописей. Т. VI, СПб, 1853. С. 19.

372

Там же, с. 26.

373

Софийская вторая летопись. Там же, с. 251.

374

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 64.

375

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 281.

376

Лаврентьевская летопись. С. 61.

377

Новгородская первая летопись. С. 37.

378

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 367.

379

Там же, с. 369.

380

Там же.

381

Там же.

382

«…поиди, княже [т. е. Владимир Мономах], на столъ» (Ипатьевская летопись. С. 4). NB: право избрание себе князя через решение веча было признано всеми князьями на съезде 1196 года. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 89.

383

Новгородцы принимают князя Святослава «въвъдоша опять на всъй воли его» – то есть, приняв все условия князя. Новгородская первая летопись. С. 13.

384

Новгородцы «выгониша князя Всъволода изъ города». Новгородская первая летопись. С. 6.

385

Киевляне «сотвориша въче на торговищи, и ръша, пославшеся ко князю: се половци росулися по земли; дая, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними».

386

Псковская Судная Грамота прямо предусматривала изменение и дополнение – по инициативе посадника и с одобрения вече: «А которой строкъ пошлинной грамоты нътъ, ѝ посадникомъ доложити господина Пскова на въчъ, да тая строка написать. А которая строка въ сей грамоте не люба будетъ господину Пскову, ино та строка волно выписать вонъ из грамотъ».

387

Киевляне требовали на вече от Игоря Ольговича смены тиунов; ростовцы – своего посадника.

388

«…и сдумаша, яко изгонити князя своего Всъволода, и въсадиша ѝ въ епископль дворъ… А се вины его творяху…» – «…и решили изгнать князя своего Всеволода, и заперли его во Владычном дворе… А вот, в чём он виновен…». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 7. «Новгородьци же… створиша въче на посадника Дмитра и на братью его: яко ти повелъша на Новгородьцихъ сребро имати [речь о введении нового налога]… идоша на дворы ихъ грабежемъ, а Мирошкинъ дворъ и Дмитровъ зажьгоша, а житiе ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а скровища ихъ иъискаша… а избытъкъ роздълиша по зубу, по 3 гривнъ по всему городу». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 30. «…[князя] Святослава посадиша въ владыьни дворъ, и съ мужи его, донелъ будеть управа съ отцомъ». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 31.

389

Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. С. 175–176.

390

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 292–293.

391

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 307.

392

Адрианова-Перетц В.П. Задонщина (Опыт реконструкции авторского текста) // Труды отдела древнерусской литературы инст-та литературы. Т. VI. Л., 1948. С. 224.

393

Новгородская первая летопись. С. 94.

394

Новгородская четвёртая летопись. С. 95.

395

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 309.

396

См. глава 2 «Численность населения»; Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 311, примечание 4.

397

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 312.

398

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 313.

399

Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы). М.-Л., 1971. С. 56. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 63.

400

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 68.

401

Среди архиепископа, посадника, тысяцкого и общины (веча).

402

«Достойным, почтенным и мудрым мужам, господам наместнику и воеводе, совету и жильцам Великого Новгорода». Цит. по: Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. Т. III, ч. IV. М., 1890. С.3.

403

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 389–390.

404

Магистрат (в Древнем Риме) – должностное лицо, избираемое населением на определённый срок, для безвозмездного исполнения государственных функций.

405

Архимандрит – настоятель крупного монастыря; в Древней Руси – глава всего чёрного духовенства города; в Великом Новгороде им был игумен Юрьева монастыря.

406

О старых посадниках и тысяцких, в отличие от степенного посадника пишет опасная грамота 1472 г., именуя степенного посадника «почётным» (werdich). Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 330.

407

Строков А. А. Восстание Степанки в 1418 году // Новгородский исторический сборник. Вып. 3–4, Новгород, 1938. С. 87.

408

То есть уже отработавшие свой срок и заменённые степенными, то есть действующими посадником и тысяцким. Упоминаются, помимо всего прочего, в договорной грамоте с ганзейскими городами о перемирии: «olden borgermesiterem, olden hertogen». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 127.

409

Янин В.Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991. С. 77.

410

Там же.

411

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 386.

412

Там же.

413

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 388.

414

Там же.

415

«…mit borchgreven, hertogen». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 58. «ung duc et ung bourchrave» у Жильбера де Ланнуа. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 20. «borgermeister, hertog». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 119, 124.

416

Например: «…отъяша посадницьство у Петрила и даша Иванку Павловицю». Новгородская первая летопись. С. 6. «…отъяша посадничьство у Павши… и даша… Михайлъ Мишиничю». Новгородская первая летопись. С. 63.

417

Жильбер же Ланнуа пишет о том, что тысяцкий и посадник сменяются раз в год. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 20.

418

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 66.

419

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 68.

420

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 269.

421

Посад – предместье, предградье, территория вне городской стены.

422

Князь не мог судить без посадника, но по Новгородской Судной Грамоте посадник не мог закончить дело княжеской юрисдикции без княжеского наместника. Подробнее см. главу «Закон и суд».

423

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 10.

424

Возможно, «люди» выполняли функции приставов или следователей. Отчётливо видна связь новгородских roperen (биричей), связанных с de heren (господами). Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 394.

425

Псковская судная грамота 1397–1467», Псков, 1896. С. 9.

426

Духовная грамота – завещание.

427

Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 393.

428

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 4.

429

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 5.

430

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 7–8.

431

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 37.

432

Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 38.

433

По старине, по старым законам.

434

Грамоты Великого Новгорода и Пскова», М., 1949, с.9.

435

Новгородская первая летопись. С. 44.

436

Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 89.

437

«А свободъ ти, ни мытъ на Новгородьскои волости не ставити». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.16.

438

Там же.

439

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.11.

440

Там же. С.12.

441

«А в волости своих управляющих назначать ты не можешь, можешь только новгородских». Там же.

442

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949.Там же. С.13.

443

«…а двора ти не затваряти; а приставовъ ти не приста[в]ливати». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.13.

444

Там же. С. 16.

445

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 60.

446

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 61.

447

Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.38.

448

Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.40.

449

Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 100.

450

Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 31.

451

Неревский и Загорожский – в зареченской, или Софийской стороне (левый берег Волхова); остальные – в Торговой (правый берег).

452

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 137. «…по[вел]ъша печати приложити изо всихъ пяти кончевъ къ сеи грамотъ». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 17. М.-Л, 1949. С. 33.

453

Новгородская вторая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 136.

454

См. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 88.

455

Устав Всеволода упоминает о «10 соцких», что даёт как раз по 2 на конец. См. комментарий к грамоте 463, Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С. 60.

456

См. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 88.

457

«Новгородци же, не умедляще ни мала, поъхаша вборзъ в великую пятницю, а и иныи в великую суботу, а обьчины вси попечатавъ». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 81.

458

«А докладу быти во владычне комнате, а у докладу быть из конца по боярину да по житьему да кои люди в суде сидели, да и приставом, а иному никому же у доклада не быть» (Судная Новгородская грамота 1471 г. ст. XXVI. Цит. по: Беляев И.Д. Рассказы из русской истории: Кн. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. М., 1864. С.8).

459

Люди среднего состояния, буржуа. Вместе с чёрными людьми были представлены в совете купеческого общества тысяцким.

460

Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 100.

461

Имеются в виду события 1268 года, упомянутые выше. Новгородская первая летопись. С. 61.

462

Посулил – пообещал. Здесь: пообещал дать взятку.

463

1069 г.: «А на заутрiе обрътеся крестъ честныи Володимирь у святъи Софiе, Новегородъ, при епископъ Федоръ». Новгородская Первая Летопись. С. 2.

464

Крест был сделан из липового дерева, по образцу древнегреческих восьмиконечных крестов, с рельефными изображениями. Жервэ Н. Чудный крест // Где Святая София, там и Новгород. СПб, 1998. С. 358.

465

Подручник, служилый князь – на Новгородчине и Псковщине – на кормеже, на жалованье, чужой, принятый как ратный воевода, военачальник.

466

Действительные события 1384 г. Новгородская четвёртая летопись. С. 93.

467

В 1485 рязанский князь Иван Васильевич построил в Переяславле храм в честь Св. Иоанна Златоуста и прикрепил к нему прихожан по профессионально-территориальному признаку: сребреников и пищальников.

468

См. Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 82.

469

Кормчая книга – сборник церковных постановлений.

470

Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 52.

471

Летопись Авраамки. С. 211.

472

Жители Лукиной улицы.

473

Новгородская первая летопись. С. 18.

474

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 60.

475

Псковская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. IV. СПб, 1848. С. 194.

476

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С.61.

477

Там же.

478

Там же, с. 62.

479

Новгородская первая летопись. С. 95.

480

Грамота 414. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1963. С. 19.

481

См., например: Грамота 275: «что оу подоклити Оленини выдаи сторъжю в церкъвь» («что в цокольном этаже у Елены, отдай сторожу в церковь»). Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 101. Грамота 413: «Цолобитье отъ Смона к попу Ивану. Цобы еси моего москотья моего, дадбы хорь не попортиль… а помитка горносталь» («Просьба от Семёна к попу Ивану. Присмотри за моими тканями, чтобы платяная моль их не попортила… знак [моего короба] – горностай»). Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С. 16.

482

Например, в Великом Новгороде во владычном дворе в 1136 году был заключён под стражу князь Всеволод, в 1142-м – князь Ростислав, в 1210-м – князь Святослав, в 1311-м – наместники князя Михаила Ярославича. Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 58.

483

См. примечание к грамоте 276. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 103.

484

Жителей Старой Руссы.

485

Новгородская первая летопись. С. 49.

486

Псковская первая летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. IV. СПб, 1848. С. 189

487

Новгородская первая летопись. С. 21. «…попа Иванка Легена», в другом списке: «…попа [и] Иванка Легена».

488

Клир – совокупность духовенства.

489

«Номоканон». Византийский сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, один из источников византийского права.

490

Рубиться – призывать ополченцев.

491

Псковская первая летопись. С. 269.

492

Белое духовенство – женатое, приходское духовенство.

493

Синод – собрание епископов.

494

Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 60.

495

Литургия – основное богослужение Православной Церкви, во время которого свершается Евхаристия (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову).

496

«Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют». Цит. по: Правила Святых Отцов с толкованиями. М., 1884. С. 403. «Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что войны, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей; никогда не будут причащаться, что невыносимо». Там же, с. 404.

497

«Но может быть добро было бы советовати, чтобы они [т. е., воины, убивавшие на войне], как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн». Там же, с. 402.

498

«Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград».

Там же, с. 404.

499

Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 53.

500

Видимо, описка летописца; имеется в виду кондак Честному Кресту.

501

Ипатьевская летопись. С. 2.

502

Новгородская первая летопись. С. 7.

503

Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 86.

504

Там же, с. 91.

505

Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С.138

506

Материалы иностранные // Чтенiя въ Императорскомъ общестъ исторiи и древностей Россiиских, заседание 26-го января, 1846 года. № 1, М., 1846. С. 9.

507

Греков Б.Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 199.

508

Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 99.

509

Указание на то, что семисоборность древнее «Семисоборной росписи» (вторая половина XV в.), есть в Софийской первой летописи под 1386 г.: «послаша къ великому князю… архимандрита Давыда а съ нимъ 7 поповъ да 5 человъкъ житiих, съ конца по человъку». Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. V. СПб, 1851. С. 241.

510

Соборные церкви, помимо всего, отличались тем, что служба в них велась каждый день.

511

Андреев В.Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода // Новгородский исторический сборник. Вып. III, Л., 1983. С. 219.

512

Там же, с. 220–222.

513

Там же, с. 220.

514

Три печати сохранились при кончанских актах: Плотницкого конца, Неревского и Загородного, с надписями, соответственно: «Печать Онтоновская», «Печать святого Николы Великого конца Неревского», «Печать святого Николы в Загородном конце».

515

Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 432–433.

516

«Настоятель этого монастыря один во всём Новгороде имел степень архимандрита, тогда как настоятели других монастырей были только игуменами». Цит. по: Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. М., 1881. С. 593. «Настоятели его назывались архимандритами по отношенiю къ другимъ новг. монастырямъ, даже въ то время, когда не было въ немъ ещё архимандрiи, учрежденной въ 1299 году». Цит. по: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 416.

517

Софийская первая летопись. С. 241.

518

Новгородская первая летопись. С. 82.

519

Там же, с. 90.

520

Там же, с. 100.

521

Архимандрит Макарий Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 416–417.

522

IV Скра (пер. Клейненберга И.Э.), ст. 22. Иноземные дворы в Новгороде XII–XVII. М., 1986. С. 144.

523

Новгородская первая летопись. С. 42.

524

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 144–145.

525

Например, архимандрит Моисей сам перешёл игуменом в другой монастырь; архимандрит Савва, бывший игуменом Антониева монастыря, погребён в нём, а не в Юрьевом. См. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 145.

526

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 137.

527

Новгородская первая летопись. С. 42.

528

Там же, с. 47.

529

Новгородская вторая летопись. Цит по: Полное собрание русских летописей. Т. III, Спб, 1841. С.137.

530

Летопись Авраамки с. 88.

531

Новгородская первая летопись. С. 87.

532

Новгородская первая летопись. С. 90.

533

Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.

534

«…и владыка Василiи, съ намъстникомъ Борисомъ, докончаша миръ…» Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 82.

535

«…и прiяша слово его и разидошася… и тако смиришася». Там же, с. 87.

536

«…и повелъ крестъ господень и пречистыа Богородица образъ взяти, иде на мостъ… и разыдошася… и бысть тишина въ градъ». Там же, с. 108.

537

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 113.

538

«…а дъти твои, посадникъ, и тысяцьский…» Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. С. 14.

539

«…дъшем твоимъ… и дъшiи своих…» Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 58.

540

Новгородская первая летопись. С. 99.

541

Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 114.

542

Новгородская первая летопись по синодальному харатейному списку. СПб, 1888. С. 460.

543

В ганзейских отчётах XV века регулярно упоминается о том, что послы приглашались в покои архиепископа. Сквайрс Е.Р., Фердинанд С.Н. Ганза и Новгород: языковые аспекты исторических контактов», М., 2002. С. 277.

544

Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. С. 95.

Загрузка...