Ироическая песнь о походе на половцев удельнаго князя новгород-северского Игоря Святославича. М., 1800. С. 29.
Вестник РАН. М., 1998, том 68, № 11.
Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. Стр. 19.
Там же, стр. 21.
Там же, стр. 25.
Там же, стр. 27.
Там же, стр. 28.
Там же, стр. 31.
Савельева Е.А. Новгород и Новгородская земля в западноевропейской картографии XV–XVI вв. // География России XV – ХVIII вв. (по сведениям иностранцев). Л., 1984. С. 6. Бургундский рыцарь, посол и авантюрист Жильбер де Ланнуа вовсе называл Новгородскую землю – grant Russia, «Великая Русь». Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.
Третье отделение. О начале древнего славенского народа // Сочинения Святителя Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 томах, 7-е изд., М., 1849. Т. IV «Содержащий в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова». С. 574.
Свита – длинная распашная верхняя одежда из домотканого сукна.
Ноговицы – род чулок.
Епанча мужская – широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном.
Мошна – кошель с завязкой на горловине.
«Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.». Цит. здесь и далее по: Андреевский И.Е. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом. СПб, 1855. С. 20, ст. I.
См. Гуляш Стефан. Малая энциклопедия. Парусники. Минск, 1996. С.115.
Часть Финского залива восточнее о. Котлин.
«Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.». С.22, ст. III. «Скра» от нем. Schrage – судебник.
Род парусно-гребных речных и прибрежных морских судов малой осадки. Челн, простая лодья и струг представляли собой, видимо, последовательно увеличивающиеся в размерах варианты одного и того же типа – «однодеревки» – обычной лодки-долблёнки, которые, учитывая размеры деревьев Восточной Европы, могли достигать немалых размеров. Судя по штрафам «Русской Правды», присуждавшие штраф за лодью немногим больший, чем за челн, лодья представляла собой «однодревку» с наращенными досками бортами.
Кормщик – рулевой.
Лоцман нанимался либо перед порогами в устье Невы, и мог быть нанят либо в одну сторону, либо туда и обратно. См. «Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г.», с. 24, ст. VI.
Земли, подвластные Господину Великому Новгороду, назывались Пятины (по количеству регионов). Вотьская Пятина – северо-западные территории, территория между реками Волхов и Луга. Делилась на Корельскую и Полужскую половину.
Новгородская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 61.
«Княже, сдумалъ еси на святую Софью; поъди, ать изъмремъ честно за святую Софiю» – «Князь, задумал ты злое против святой Софьи; уходи, пусть погибнем с честью за святую Софию». Новгородская первая летопись, с. 62.
По договорным грамотам, князь не имел права ни закрывать Немецкий Двор, ни приставлять к нему своих приставов; по сути, князь был ограждён от внешней торговли. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988, с. 61.
Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г. С. 22, ст. II.
Договор Новагорода с немецкими городами и Готландом от 1270 г. С. 24, ст. VI.
Древнейшая скра. Цит. здесь и далее по: Андреевский И.Е. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом. СПб, 1855. С. 45, ст. V.
Никитский А.И. История экономического быта Великаго Новгорода. М., 1893. С. 109.
Древнейшая скра. С. 47, ст. VII и далее.
Било, звонило, сторожевая доска – деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой).
Крестьянин.
Для новгородской деревни характерна малодворность. Например, в Деревской пятине деревня обычно состояла из 2–3 дворов, реже – из 6–7. Кирьянов А.В. История земледелия Новгородской земли X–XV вв. (по археологическим материалам) // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 65, М., 1959. С. 342.
Подклет, подызбица – название нежилого нижнего этажа под верхним жилым помещением.
Передок – передняя часть крытого под общей с избой крышей скотного двора, используемая для хранения телеги или саней.
Взъезд, подъезд – наклонные сходни.
Деревни с вольными поселенцами, не обязательно русскими.
Имеющие конкретного владельца; владельцем могли быть даже улица или конец в городе. Беляев И. Д. Рассказы из русской истории: Книга II, М., 1864. С.24.
Т.е. владелец имел в собственности ещё землю где-нибудь в уезде.
По сути, слово «село» означало участок земли, достаточный для прокорма одной семьи. Никитский А.И. История экономического быта Великаго Новгорода. М., 1893. С. 38.
Беляев И.Д. Рассказы из русской истории: Кн. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. М., 1864. С. 23–26.
Там же, с. 29.
«О истории еже о начале Руския земли и создании Новаграда и откуду влечашеся род Словенских князей, а во иных гранографех сия повесть не обретается. (По списку Хронографа 1679 года)» // Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в хронографы русской редакции / Собрал и издал А. Попов. М, 1869. С. 442–447.
Барка – плоскодонное несамоходное грузовое судно.
Тарасы – продольные брусчатые стенки, связанные между собой поперечными, с заполненным землёй промежутком. Брусья могли располагаться наискосок, образуя треугольник, что увеличивало устойчивость стены. Обычно тарасы расширялись книзу – тоже для устойчивости.
Забрало (зобороло) – бруствер, для стрельбы по врагу, находящемуся у подошвы стены.
Палисад – частокол из заострённых брёвен.
Кожаные мячи, набитые кострикой (отходами обработки льна и конопли) встречаются во всех слоях. Вероятно, они служили для лапты или игры вроде хоккея. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. № 55. С. 36.
Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.24.
О лапотниках как о бедняках говорят летописи: «…суть вси в сапозъхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевъ искать лапотникъ». Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г., изд. II, СПб, 1996. С.39.
Плаха – толстое, расколотое пополам бревно.
«Устав князя Ярослава о мостех». Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 95–96. Барсов считает, что «Устав» никак не мог принадлежать авторству Ярослава Мудрого по следующим причинам: в нём упоминается церковь Святых Бориса и Глеба (основана в 1176 г.) и среди иноземных купцов, помимо готов, упоминаются немцы, которые не могли появиться в Великом Новгороде раньше конца XII в. Как вариант, первоначальная редакция действительно принадлежала Ярославу Мудрому, а спорные вставки – результат позднейших добавлений Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) или Ярослава Ярославича (брата Александра Невского). См. Барсов Н.И. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи. Варшава, 1873, с. 173.
Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 278.
Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 247–248.
Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 79.
Новгородская первая летопись. С. 30.
Только на XI – начало XII из 70 русских монастырей 17 располагалось в Киеве, и 17 же – в Новгороде. Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V–XVII вв.). М., 1973, с. 101.
Митрополит Киевский и Галицкий Евгений. Исторические разговоры о древностях Великаго Новагорода. М., 1808. С. 10–11.
Там же, с.11.
С нежилым цокольным этажом – подклетью.
Новгородская первая летопись. С. 58.
Там же, с. 95.
Новгородская третья летопись». Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 244.
Патриаршая летопись (Никоновская). Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1904. Т. XIII, ч. I. С. 72–73
Патриаршая летопись (Никоновская). C. 228. Даже если число преувеличено раз в 10, всё равно это гигантское количество умерших.
«Устав князя Ярослава о мостех». Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 95–96.
Рабинович М.Г. Поселения и жилища // Русский быт XIII–XV веков. М., 2020. С. 116.
Арциховский А.В. Новгород Великий по археологическим данным // Антология советской археологии. Т.III, М., 1996. С. 224.
Дранка (гонт) – пластины из дерева.
Тёс – доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались вдоль с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Часто под тёсом понимается тёс необрезной, по форме отличающийся от правильного параллелепипеда.
Лемех – здесь: продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, фигурная доска.
Дымник, он же флюгарка – колпак (зонтик) на ножках.
На самом деле, это сделано не для обеспечения фланкирующего огня, а для удобства подъезда на телеге с узкой улицы.
Верея – воротный столб.
Из бревна диаметром 40 см получалось минимум 4 отличных доски плюс 2 горбыля (см. Жилища древнего Новгорода. Труды новгородской археологической экспедиции / Ред. Арциховского А.В., Колчина Б.А. Т. IV. М., 1963. С.24).
Полубрёвна – брёвна, расколотые вдоль.
Наиболее почётный угол, обращённый на юго-восток, в котором располагались иконы.
Горбыль – боковая часть бревна, крайняя к поверхности бревна доска.
Окна с задвижным ставнем.
Полавочник – полотнище, накрывающее лавку.
Колчин Б.А. Русский феодальный город Великий Новгород / Советская археология. Вып. III, М., 1957. С. 280.
Поставец – столб, уставленный со всех сторон полками; широкий внизу, для хранения более массивной посуды, более узкий сверху. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. СПб, 1860. С. 53.
Воронцы – широкие полки над лавками.
Светильники были зачастую в форме бокала, покрывались зелёной поливой (глазурью). Древняя Русь. Быт и культура / ред. Колчин Б.А., Макарова Т.И. С. 11.
Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. СПб, 1860. С. 53.
Корчага – большой глиняный горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками. Использовалась для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная. Уменьшительное – корчажка.
Клеть – хозяйственное помещение, амбар, хотя жарким летом в ней можно было жить.
Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 79.
Бирич – глашатай.
Там же, с. 86.
Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 134.
Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 288.
Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 135.
Знáмение двумя сложенными прямыми пальцами – указательным и средним, при этом средний слегка согнут – было распространено по всей Руси, с крещения и до реформ патриарха Никона.
Знáмение – молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки.
Pax vobiscum (лат.) – мир тебе.
Фогт – здесь – выборный староста.
Вид шлема; круглая металлическая шляпа с широкими полями, собранная на заклёпках.
На деле, запрещалось даже пускать русских в подклети с вином или на ступени церкви Св. Петра. Бережков М. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб, 1879. С. 144.
Профессиональный воин, младший дружинник.
«Детинец» или «днешний град» (внутренний город) – по смыслу аналогично западноевропейскому «зáмок» или северо-восточному «кремль, кремник». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XI, СПб, 1893 г. С. 342.
Под 1341 годом: «Архiеписком Новгородскiи Василiи покры святую Софiю свинцемъ» (Новгородская первая летопись, с. 80).
«…въ ознаменованiе торжества креста Христова…» Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 53.
Звонница – колокольня.
Там же, с. 48.
Алекси́евский Крест.
Форма (крест с расширяющимися концами, вписанный в круг) на самом деле типична для Великого Новгорода. См. Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I, с. 636 и Ульянов А. В. Русская символика. М., 2009, с. 232
Цареград – Константинополь.
Ромеи – греки, граждане Римской империи (в России принято не совсем верное название: византийцы).
«Я в этой руке Моей…» Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860, с. 43.
Т. е. в результате колдовства. Повесть временных лет. изд. II. СПб, 1996. С. 67.
Там же, с. 44.
«Не по чем де и чудотворцам службу правити» – из челобитной Ивану IV после ограбления Великого Новгорода. Ерышева Л. Библиотека Софийского Собора//Где Святая София, там и Новгород. СПб, 1998. С. 61.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988. С. 63.
Слияние северной, владычной части крепости с южной, княжеской, фактически произошло в начале XII в. Родионова М.А. Планировка и застройка Владычного двора в XI–XV вв. по данным письменных источников // Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 15.
«…изъскаша мастеры порочные, и начаша чинити порокы въ владычни дворъ» – «…нашли специалистов по осадным машинам и начали чинить их во Владычном дворе». Новгородская первая летопись. С. 59. Видимо, дело было в том, что у владыки была своя собственная плотницкая бригада, по умениям превосходящая городскую. Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 106.
Многолетнее дерево (свыше 100 лет) действительно встречается в частоколах Владычного двора, что нетипично для городских усадеб. Тарабардина О.А. Дендрохронологическое исследование сооружений Кремлёвского раскопа-I // Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 200.
Первые документальные свидетельства о книгописной мастерской относятся к началу XIV века. Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 106.
Стольник – должностное лицо; занимался обслуживанием трапезы своего государя.
Чашник – придворная должность, а также название монаха, заведовавшего в монастырях напитками и винными погребами.
Ключник – человек, ведавший продовольственными запасами дома (поместья) и ключами от мест их хранения. Первый человек в домашнем хозяйстве; управляющий и судья.
Волосте́ль – представитель власти на местах (как правило, в волостях).
Там же.
Дощатый (ламеллярный) доспех – корсет-кираса, часто с длинным подолом, из соединённых между собой (или – на Руси – приклёпанных к кожаной основе) пластин.
Софьянин – воин личной гвардии архиепископа. «Владычные молодцы», «люди владычные», «владычен городок» (т. е. крепость) не раз упоминаются в летописях. См. Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С.51.
Киворий – открытая часовня-навес над источником.
Родионова М.А., Антипов И.В. Часть V//Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб, 2017. С. 234.
В 1365 году архиепископ был свидетелем чудесного явления от иконы Божией Матери «Умиление». Во время грозы загорелась деревянная Троицкая церковь, находившийся в ней образ Божией Матери явился стоящим над пылающим храмом. Только когда прибыл к месту пожара с крестным ходом Алексий и совершил молебствие, икона сошла прямо в руки архиерея, и в то же время прекратился пожар.
В Средневековье православные священники выбривали тонзуру (гуменцо) и до реформ московского патриарха Никона не носили длинных волос. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). 3-е изд., испр. и доп., М., 2002. С. 417–418.
Древняя Русь. Быт и культура / ред. Колчин Б.А., Макарова Т.И. С. 11.
Судя по археологическим находкам, в Великом Новгороде действительно практиковалось изготовление моделей строений. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода// Материалы и исследования по археологии СССР. № 55. С. 36.
«Решили русь, чудь, словене и кривичи и все [остальные]». Цит. по: Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. Изд. II, СПб, 1996. С.13. В Ипатьевской летописи упоминается не «все» (или «весь» – финнское племя вепсов), а «меря». Ипатьевская летопись. Цит. по Полное собрание русских летописей, СПб, 1843. Т. II. С. 235.
Собор – главный храм городского церковного округа.
Зипун – поддоспешник, подлатник. Кафтан без воротника из грубого сукна.
«Особо надо отметить, что при новгородских раскопках часто встречаются куски доспехов пластинчатых и кольчужных». Цит. по: Арциховский А.В. Новгород Великий по археологическим данным//Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 45.
Служилый или служебный князь, подручник – князь, принятый исключительно в качестве наёмного ратного воеводы, военачальника.
Жители Словенского конца Великого Новгорода.
В действительности описываются события, указанные в Новгородской первой летописи под 1384 г. Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 93.
Есиф (Иосиф) Фалелеевич – степенный тысяцкий в 1384 году. «…и тысяцкий Есиф [Иосиф] ходи на сию сторону въ въче [т. е. на Софийскую]». Новгородская четвёртая летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. IV, с. 90.
«И бысть на Черкисовъ недъли въ четвертокъ удариша Славенскiй конецъ на тысяцкого на Есифовъ дворъ, съ въча съ Ярославля двора; и Плотничанъ тысяцкого Есифа не выдаша, и биша грабежниковъ и полупиша». Новгородская четвёртая летопись. С. 90–91.
Архиепископ – старший епископ, епископ главного города епархии.
Vatja, Vaddja. Обращу внимание на то, что именно это племя дало название одной из пятин Великого Новгорода (см. «Новгородские пятины и волости»).
Ingeri, Inkerikot.
Напр., 1069: «Новгородци же поставиша пълкъ противу их [войск князя Всеслава]… о велика баше съця Вожяном!» – «Новгородцы выставили полк… …множество вожан было убито». Новгородская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 2. 1149: «…придоша Емь на Водь ратiю… и услывъше Новгородъци любо въ 500 съ Водью идоша на них». Там же, с. 11.
1270 г. Там же, с. 62.
Жители города Старая Русса.
1316 г. Там же, с. 71.
1241 г. Там же, с. 53.
1292 г. Там же, с. 65.
1348 г. Там же, с. 84.
1143, 1191 года.
«Князь же хотъ ити на Корълу, и умолиша и́ Новгородци не ити на Корълу; князь же отъсла полкы назад». Там же, с. 61.
Хроника Эрика/Ред. Сванидзе А.А. Изд. II, М., 1999, строфа 475. С. 24.
Там же, с.25.
Там же, строфа 480, с.25.
1187 г.
Там же, строфа 1695, с.60.
Häme, Hämeläiset.
Новгородская первая летопись. С. 2.
В 1223, 1142: «…приходиша Емъ и воеваша… избиша я Ладожане 400». Там же, с. 9.
1143 г.: там же, с.9. 1191 г.: «Ходиша Новгородъци съ Корълою на Емь». Там же, с. 20.
1228 г.: «…придоша Емь воевать въ Ладозьское озеро ‹…› …оставъшеся Ижеряне… избиша много… …Коръла, кдъ обидуче, въ лъсъ ли, выводяче избиша». Там же, с. 42–43.
Хроника Эрика / Ред. Сванидзе А.А. Изд. II. М., 1999, строфы 90–155. С. 13–15.
Там же, строфа 155, с. 15.
«Князь Ярославъ Всеволодичь пославъ крести множество Корълъ, мало не всъ люди». Лаврентьевская летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I, СПб 1846 г. С. 191.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова, грамота № 38. М.-Л, 1949. С. 67–68.
«Иде Всеволодъ съ Новгородъци на Чюдь… жены и дъти приведе домовь». Новгородская первая летопись. С. 6.
Даже сама власть Великого Новгорода в прибалтийских и финских землях носила как бы поверхностный характер, в отличие от шведской экспансии, уничтожавшей привычный жизненный уклад. См. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978, с. 6, 8, 16–17.
Дополнения к актам историческим. Т. I, СПб, 1846. С.27–30.
Там же, с. 33–34.
Там же, с. 57–60.
См. примечание 38. В копии этой грамоты «чёрные люди» названы «простыми людьми» (gemenen luden). В Пскове чёрные люди принимают участие в вече, причём, их участие не является чем-то экстраординарным. На вече они свободно выступают, полемизируют, выдвигают свои требования. Более того, их представители отправляются послами к великому князю. Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 339. В Великом Новгороде, например, чернь вполне могла уклониться от военных действий, если не считала их желательными для себя (Новгородская первая летопись, с. 80, под 1340 годом): «…не въсхотъша чернь… въсташа чернь на бояръ, и пакы ркуще: почто есте Новогородцевъ призвали… намъ въ томъ погыбнути…».
В Древней Руси был неизвестен уничижительный термин «мужик»; только в Ермолинской летописи под 1436 годом впервые упоминаются мужики, которые «ослопы дубинами убили» боярина. «Мужики, мужичьё» появляются со времён Ивана IV, а «мужичонко, мужлан» – с XVII века. Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019, с. 156–157. В Великом Новгороде, например, чернь вполне могла уклониться от военных действий, если не считала их желательными для себя (ПСРЛ III 352–353 1340).
Житьи люди принимали участие в вече, ополчении, посольствах к великим князьям, но, в отличие от бояр, они не обладали правом занимать высшие государственные должности. См. Несин М.А. Новгородские житьи люди в XV в. и их участие в войнах и внешней политике Великого Новгорода в XV в. Часть 1. От рубежа XIV–XV вв. до второй половины 1471 г. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники», т. VIII, 1016. С. 247.
Исторические памятники XI–XIII вв. называют огнищанами только крупных домохозяев. Русская правда называет огнищанина «княжъ мужъ», и представляет его противоположностью смерду как землевладельца, т. к. огнищанин всегда владел землёй на правах собственника. См. Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 72.
В новгородских летописях «огнищанин» упоминается только три раза, и все три – в перечислении классов, рядом с дружинниками и купцами. «[Князь Ростислав] позва… огнищане, гридь, купьце вячшее», «идоша съ княземь Ярославъмъ огнищане и грiдьба и купци», «огнищанъ и гридба, и кто купъцъ и гости» (Новгородская первая летопись. С. 13–14, 23, 49).
Русская Правда. Ст. 25, 30 Академический список. Здесь и далее цит. по: Калачов М. Текст «Русской Правды» на основании четырёх списков разных редакций. М., 1846. С. 3.
Русская Правда, ст. 89, 90 Карамзинский список (с. 35), сравн. Ст. 31, 32 Академический список (с. 4).
Псковская вторая летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. V, с. 43.
Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019. С. 161.
Засельщина – деревенский житель, дикарь.
Былины. Л. 1986. С. 76.
Вира – штраф за убийство.
Русская Правда, ст.13 Карамзинский список (с. 23).
Русская Правда, ст.13 Троицкий список (с. 7).
Русская Правда, ст. 25 Академический список, ст. 30 Ростовский список (с. 3).
Русская Правда, ст. 103 Карамзинского списка (с. 37).
Русская Правда ст. 42 и 43 Троицкого списка (с. 10).
«Плохо этой весной идти [в поход], погубим смердов и пашни их… если начнёт пахать смерд…» Цит. по: Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г., с. 118.
Греков Б.Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 219.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988, с. 77.
Псковская судная грамота, Псков, 1896.
Там же, ст. 43, с. 16.
Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956–1957 гг.). М., 1963. С. 65.
Там же, ст. 89.
Русская Правда, ст. 71 Карамзинский список (с. 32).
Русская Правда, ст. 75 Карамзинский список (с. 33).
Конечно, закупу не требовалось разрешение хозяина, чтобы пожаловаться на него же, речь идёт о каком-то роде уведомления. В тексте противопоставляется: «явленно ходить къ князю или к судиямъ» (что составляет его право) в отличие от «бежитъ отъ господина» (на что закуп права не имеет).
Русская Правда, ст. 70 Карамзинский список (с. 32).
Русская Правда, ст. 73 Карамзинский список (с. 33).
Русская Правда, ст. 71, 73 Карамзинский список (с. 32, 33).
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 101.
Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М., 2019. С, 168.
«А въ холопъ и в робъ виры нъту; но оже боудеть безъ вины оубиенъ, то за холопъ и робу платити оурокъ, а князю продажи 12 гривенъ». Цит. по: «Русская Правда», ст. 102 Карамзинский список (с. 37).
«…продажъ 12 гривенъ, а пагуу господину оурокъ платити». Цит. по: «Русская Правда», ст. 80 Троицкий список (с. 16).
Русская Правда, ст. 42 и 43 Троицкого списка (с. 10).
«Если он проиграет, проспорит, или в безумии чужой товар попортит». Цит. по: «Русская Правда», ст. 68 Карамзинский список (с. 32).
Русская Правда, ст. 69 Карамзинский список (с. 32).
Русская Правда, ст. 111 Карамзинский список (с. 38).
Тиун – княжеский или боярский управляющий.
Ключник – первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья.
Русская Правда, ст. 119–121. Карамзинский список (с. 40).
Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377. Изд. II. СПб, 1996. С.26.
Там же, с. 95.
Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. II. СПб, 1843. С. 11.
«…были у него все могущественные бояре его отца». Там же, с. 159.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 77.
Лаврентьевская летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I. СПб, 1846. С. 90.
Ипатьевская летопись здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. II, СПб, 1843, с.35.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 32–33.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 79.
Лаврентьевская летопись, с. 24.
Поучение Владимира Мономаха. Цит. по: Карпов А. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015, с. 221.
Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории Л., 1980. С. 93.
Лаврентьевская летопись. С. 93.
Ипатьевская летопись. С.192.
«…дружина не знала, узнала только от двух младших дружинников, увидевших князя, попавшего в беду, так как окружён был, и за ним гнались» (под 1149 годом). Лаврентьевская летопись (Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. I. СПб, 1846). С. 140.
Ипатьевская летопись. С. 83.
Грамота № 222: «Я даю княжю дьньскамоу гравноу сьрьвра, едоу с нимо. Ожь мя тать… поставили» («Я даю княжескому детскому гривну серебра, еду с ним. Они меня вором… выставили»). Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956–1957 гг.). М., 1963. С. 44.
Русская Правда. Ст. 117. Карамзинский список. С. 39.
Лаврентьевская летопись. С. 159.
Помещение для гридни, комната стражи.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II. СПб, 1908. С. 82.
См., например, грамота № 531: «Азо солю 4 дворяно по гривене сьбра» («Шлю 4 дворян за гривнами серебра») Цит. по: Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962–1976 гг.). М., 1978, с. 134. «А кто на кого челом бьет, дворяне и подвоиские позовут к суду» («Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле») Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 88. М.-Л, 1949, с. 145.
Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 74.
Митрополит Киевский и Галицкий Евгений. Исторические разговоры о древностях Великаго Новагорода. М., 1808. С. 16. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II, М., 1988. С. 66.
Около 800 км.
Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.
Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 79.
Сравн. например, Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. И Бассалыго Л.А. Новгородские тысяцкие // Новгородский исторический сборник. Вып. 11, 12, СПб, 2008, 2011.
«Благословение от владыцъ, поклонъ от посадника, и от тысячкого, и от всъхъ стеръишихъ, и от всъхъ мъншиихъ…» Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. Грамоты № 6–9 и далее. С. 15–19.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 3. М.-Л, 1949. С. 13.
Рукописание князя Всеволода. Здесь и далее цит. по: Российское законодательство X–XX веков/ Ред. Чистякова Л.И. Т. I. М., 1984. Ст. 5 (с. 263).
Там же, ст. 5.
Пошлый – старый, старинный, обычный.
См. «Глава 6: Знания первой необходимости/Деньги».
Стоимость локтя такого светло-зелёного сукна примерно равнялась стоимости 2–4 телят.
В тексте: «пол-30», в другом списке: «по 30».
Там же, ст. 7.
Там же, ст. 9.
Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 82.
Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 52.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 123.
Дополнения к актам историческим. Т. I, СПб, 1846. С. 5.
Новгородская первая летопись. С. 30.
Прáсол – торговец скотом.
Новгородская первая летопись. С. 102.
Кормило – рулевое весло.
Крест в круге.
Он же «крест – виноградная лоза». Один из самых распространенных и почитаемых на Руси символов Животворящего Креста Господня. Симметричное раздвоение нижней части столба и превращение парных отростков в растительный орнамент символизирует цветущую Жизнь, которой мы обязаны Живодавцу Христу.
Основываясь на 4 из 8 актовых печатях с надписью «Новгородская печать», а также на 22 из 31 печати с надписью «Печати Великого Новгорода» (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X–XII вв., М., 1998), можно полагать что это изображение было гербом города или республики. Лютый зверь представлял собой идущего влево или вправо зверя типа льва, с поднятой передней лапой, процветшим хвостом, вытянутой мордой и короткой, обозначенной штрихами, гривой. В целом, очень напоминал геральдических львов с герба земли Шлезвиг-Гольштейн.
Руководитель реального похода 1375 года, в результате которого был взят штурмом Сарай-Берке (Новый Дворец), взята Кострома и сожжён Нижний Новгород. См. Новгородская четвёртая летопись. С. 71–72.
Бессермен, басурманин – татарин.
Речь идёт о событиях 1360 года, когда суздальский, нижегородский и костромской князья приняли решение захватить ушкуйников, шедших с набега на татар, в Костроме. По приказу Хана Хызра, великий князь Дмитрий Суздальский смог подпоить, связать ушкуйников и продать их в Орду.
То есть сожжём.
Руководитель реального похода 1377 года. В результате на реке Овле (Оулуйоки) был взят посад шведской крепости, названного Новугородок, и захвачено много рабов. Из-за этого похода Римский Папа Григорий XI повелел начать крестовый поход против Новгорода. См. Новгородская первая летопись. С. 91; Новгородская четвёртая летопись. С. 72.
Р. Аурайоки.
Речь о событиях 1318 года, когда ушкуйники разграбили город Або (совр. Турку), сожгли кафедральный собор и замок епископа, и захватили церковный налог Ватикану за пять лет. См. Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Л., 1987. С. 80.
Рыбий зуб – моржовый клык.
Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 20.
Ширина корпуса обычно не превышала трёх метров.
Моделист-конструктор. Вып. III. М., 2002. С. 27.
Патриаршая или Никоновская Летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. XI. СПб, 1897. С. 211
Речное плоскодонное беспалубное судно, обшитое досками «вгладь»; сверху покрывалось двускатной крышей, имело одну мачту. Длина – около 35 м, ширина – 9 м. См. Черников И.И. Русские речные флотилии за 1000 лет. СПб, 1999. С. 25.
«Ходили из Новгорода люди молодые на Волгу… пограбили много». Цит. по: Новгородская четвёртая летопись. С. 88.
Новгородская первая летопись. С. 91.
Там же, с. 78.
Епархия – административно-территориальная единица во главе с епископом (архиепископом).
Там же, с. 72.
Там же, с. 84.
Новгородская четвёртая летопись. С. 67.
Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., Смоленск, 1994. С. 335.
Новгородская первая летопись. С. 89–90.
Телицын В. Русское иго или нашествие ушкуйников на Золотую Орду. М., 2013. С. 146. Бытует мнение, что якобы Бату-хан испугался весенней распутицы, но она не помешала ему продолжать разорять русские земли, в частности, на семь недель застрять под Козельском. Опять же, никто не мешал Бату-хану дождаться лета.
Молитва Св. Благоверному князю новгородскому Владимиру Ярославичу, чудотворцу.
«Но решили: умрём с честью за святую Софью и церкви». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 57.
«…снова ли головы положим…». Там же, с. 99.
Там же, с. 99.
Там же, с. 53.
Там же, с. 52.
Там же, с. 84.
В 1226 и 1234; в 1240, 1242, 1262, 1268, 1301, 1348; в 1256 соответственно. Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 258.
Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 5.
«Възнесъ бос я высокоумiемъ своимъ, нъ Богъ и святаа Софiа низлагаетъ всегда высокомыслящихъ». Цит. по: Новгородская Первая летопись. С. 75.
Святитель – святой из епископского чина.
Притчи Соломона 9:1.
Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 259.
Деисис – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.
Там же, с. 260.
Федотов Г.П. Русская религиозность, часть II // Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. XII, М., 2004. С. 174, сноска «а».
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 18. М.-Л, 1949. С. 34.
Доконча – договорился, заключил договор. От «докончание» – договор.
Преподобный – святой монах.
Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. М., 2000. С. 300.
«…Москвичамъ же до понедълника отлагающимъ, бяше бо недъля». Цит. по: Новгородская Четвёртая летопись. С. 128.
Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 285.
«…и святые церкви пожогша, и всю Русу выжгоша… и много зла Новгородцкимъ волостемъ учиниша». Цит. по: Новгородская четвёртая летопись. С. 127.
Новгородская первая летопись. С. 84.
«Хроника Ливонии», М.-Л., 1938. С. 92.
40-е – 60-е гг. XIV в.
Скорее всего, фрагмент проповеди: «…слёзы проливаются перед Богом. За то гнев Божий на вас падёт, язычники. Так что покайтесь в своём беззаконии». Цит. по: Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 151.
«Новгородско-Софийский Свод», «Слова святого Григория…» Цит. по: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II, репринт. М. 2000. С. 17.
«Когда настанет самый праздник день Рождества Иоанна Предтечи… почти весь город поднимается, и в сёлах бесятся, бьют в бубны и дудят в сопелки… тут мужчинам и юношам великое падение, тут же на женщин и девушек пялятся с блудными мыслями, также и женщинам замужним позор, а девушкам – растление». Псковская первая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. IV. С. 280.
Епископ – глава епархии, избираемый общиной и рукополагаемый другими епископами.
Митрополит – архиепископ, являющийся первым среди равных ему епископов на территории церковного округа – митрополии, председательствующий на архиерейском соборе.
Игумен – настоятель монастыря.
Особо обращу внимание на то, что предлагает сделать архиепископ со жрецами: «…арбуемъ [прорицателям, жрецам] бы есте и ихъ ученикомъ, идолопоклонникомъ, къ тому нашему священнику Илiи велъли на поученiе приходити и поученiа отъ него слушати». Дополнения к актам историческим. Т. I. СПб, 1846. С.28.
Там же.
То же самое – но уже приказывает отправлять учиться к священнику Никифору – приказывает и архиепископ Феодосий (там же, с. 58).
1410 г.
Перекликается со «Святого отца Кирилла слово о злых дусех»: «А мы ныне хотя мало поболим, или жена, или детя, то оставльше Бога, врача душам и телом, ищем проклятых баб чародейц, наузов [колдовских узлов, оберегов], и слов прелестных слушаем; глаголют нам навязываючи наузы онакую диаволю прелесть абы чадо беса бесом изгонити. О горе нам прельщеным бесом и скверными бабами!» Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. II, М. 1913. С. 70.
«…учите их, чтобы неправдивых историй не слушали, лихих баб не принимали, как и узлов [оберегов], и заклинаний, и зелий, и колдовства [не творили]… и где такие лихие бабы находятся, учите их, чтобы перестали и каялись, а если не будут слушать, не благословляйте их и крестьянам приказывайте, чтобы они их не укрывали». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Новгород о соблюдении законоположений церковных. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 274.
«Если кто-либо занимается колдовством, мужчина или женщина, публично их наказать и обратить от злых дел, чтобы отказались от зла; если же не прекратят злые дела, наказать сильно, но не убивать и не калечить: не принимает таких видов наказания церковное учение». Цит. по: Канонические ответы митрополита Иоанна II. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 4.
XII век. Вопрошание Ильино, вопрос XVI из Вопросы Кирика, Саввы и Илии. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 60.
Послание неизвестного ростовского архиепископа к князю, о брадобритии. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 880.
«…тем помраченным глаза и уши исправляйте и показывайте им истинный путь… На суетные слова их, склоняющие к ереси, внимания не обращайте». Цит. по: Грамота митрополита Фотия Псковичам против стригольников. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 373.
«Молюсь, чтобы вы прилежно приглядывали за теми раскольниками, к их исправлению… чтобы обратились к Богу с покаянием… А не обратятся к Богу… ни в чём же с ними дел не имейте». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Псков, о стригольниках. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 481.
Новгородская первая летопись. С. 93.
Патриарх – глава Поместной Церкви, состоящей из нескольких митрополий.
Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI вв. М., 2012. С. 57.
С 1416 по 1427 г.
«Наказывайте (только не смертной казнью, а публичными наказаниями и заточением)». Цит. по: Послание митрополита Фотия в Псков, о метрах против стригольников… Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С. 482,
Новгородская четвёртая летопись. С. 72.
Софийская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русский летописей. Т. V, СПб, 1851. С. 235.
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь» – говорится в Кормчей 1284 г. Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII–XIII вв. Т. I, СПб, 2018. С. 358.
Ктитор – лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 174.
Чёрное духовенство – монашествующее, монастырское духовенство, иногда совершающее богослужение на приходах.
Грамота великого князя Ивана Васильевича. Грамоты новгородского архиепископа Геннадия. Поучение митрополита Зосимы. Русская историческая библиотека. Т. VI, изд. II, СПб, 1908. С.721–758.
Поучение митрополита Зосимы по случаю соборого осуждения еретиков жидовствующих. Русская историческая библиотека. Т. VI изд. II, СПб, 1908. С. 785.
Настоящим центром ереси жидовствующих было именно княжество московитов: после быстрой расправы с ними в Великом Новгороде, еретики перебрались не в лесные чащи, а в Москву, где обратили в свою «веру» множество бояр, приближённого Ивана III – дипломата Фёдора Курицына, невестку великого князя Елену Волошанку и даже митрополита Зосиму. Цит. по: Тулупов В., протоиерей. Русь Новгородская. М., 2009. С. 87.
Лаврентьевская летопись. С. 8.
Лаврентьевская летопись. С. 7.
Лаврентьевская летопись. С. 55.
См., например, известие о походе жителей Смоленска с князем Давидом: «смоляне почаша въчъ дъяти, рекуще… не можемь, уже ся есмы изнемоглъ», то есть отказались продолжать поход.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 117.
Т. е. волости.
Лаврентьевская летопись. С. 160.
Лаврентьевская летопись. С. 33.
Лаврентьевская летопись. С. 82.
Там же.
Эта ситуация – когда «весь Новгород» представлен исключительно жителями главного города, без пригородов и волостей – напоминает ситуацию в Венеции, когда «universus populus Venetiarum (весь народ Венеции)» был представлен на голосовании исключительно жителями центрального архипелага Риальто. Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 326.
Лаврентьевская летопись. С. 40.
Лаврентьевская летопись. С. 6.
Новгородская первая летопись. С. 7.
Ипатьевская летопись. С. 40.
Новгородская первая летопись. С. 8.
Ипатьевская летопись. С. 14.
Новгородская первая летопись. С. 56.
Новгородская первая летопись. С. 6.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 282.
Новгородская первая летопись. С. 37.
Новгородская первая летопись. С. 32.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 277. Письмо от 10 ноября 1331 года: там же, 546.
Там же, с. 278.
Московский летописный свод конца XV века. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. XXV, М., 1949. С. 275.
Адрианова-Перетц В.П. Задонщина (Опыт реконструкции авторского текста) // Труды отдела древнерусской литературы инст-та литературы. Т. VI. Л., 1948. С. 224.
Преторий или Преториум (лат. praetorium) – палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже в Римской империи этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 311.
Дьяконов М. Очерки общественнаго и государственнаго строя древней Руси. Изд. II, СПб, 1908. С. 122.
Софийская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русский летописей. Т. VI, СПб, 1853. С. 19.
Там же, с. 26.
Софийская вторая летопись. Там же, с. 251.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 64.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 281.
Лаврентьевская летопись. С. 61.
Новгородская первая летопись. С. 37.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 367.
Там же, с. 369.
Там же.
Там же.
«…поиди, княже [т. е. Владимир Мономах], на столъ» (Ипатьевская летопись. С. 4). NB: право избрание себе князя через решение веча было признано всеми князьями на съезде 1196 года. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 89.
Новгородцы принимают князя Святослава «въвъдоша опять на всъй воли его» – то есть, приняв все условия князя. Новгородская первая летопись. С. 13.
Новгородцы «выгониша князя Всъволода изъ города». Новгородская первая летопись. С. 6.
Киевляне «сотвориша въче на торговищи, и ръша, пославшеся ко князю: се половци росулися по земли; дая, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними».
Псковская Судная Грамота прямо предусматривала изменение и дополнение – по инициативе посадника и с одобрения вече: «А которой строкъ пошлинной грамоты нътъ, ѝ посадникомъ доложити господина Пскова на въчъ, да тая строка написать. А которая строка въ сей грамоте не люба будетъ господину Пскову, ино та строка волно выписать вонъ из грамотъ».
Киевляне требовали на вече от Игоря Ольговича смены тиунов; ростовцы – своего посадника.
«…и сдумаша, яко изгонити князя своего Всъволода, и въсадиша ѝ въ епископль дворъ… А се вины его творяху…» – «…и решили изгнать князя своего Всеволода, и заперли его во Владычном дворе… А вот, в чём он виновен…». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 7. «Новгородьци же… створиша въче на посадника Дмитра и на братью его: яко ти повелъша на Новгородьцихъ сребро имати [речь о введении нового налога]… идоша на дворы ихъ грабежемъ, а Мирошкинъ дворъ и Дмитровъ зажьгоша, а житiе ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а скровища ихъ иъискаша… а избытъкъ роздълиша по зубу, по 3 гривнъ по всему городу». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 30. «…[князя] Святослава посадиша въ владыьни дворъ, и съ мужи его, донелъ будеть управа съ отцомъ». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 31.
Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. С. 175–176.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 292–293.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 307.
Адрианова-Перетц В.П. Задонщина (Опыт реконструкции авторского текста) // Труды отдела древнерусской литературы инст-та литературы. Т. VI. Л., 1948. С. 224.
Новгородская первая летопись. С. 94.
Новгородская четвёртая летопись. С. 95.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 309.
См. глава 2 «Численность населения»; Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 311, примечание 4.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 312.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 313.
Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы). М.-Л., 1971. С. 56. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 63.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 68.
Среди архиепископа, посадника, тысяцкого и общины (веча).
«Достойным, почтенным и мудрым мужам, господам наместнику и воеводе, совету и жильцам Великого Новгорода». Цит. по: Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. Т. III, ч. IV. М., 1890. С.3.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 389–390.
Магистрат (в Древнем Риме) – должностное лицо, избираемое населением на определённый срок, для безвозмездного исполнения государственных функций.
Архимандрит – настоятель крупного монастыря; в Древней Руси – глава всего чёрного духовенства города; в Великом Новгороде им был игумен Юрьева монастыря.
О старых посадниках и тысяцких, в отличие от степенного посадника пишет опасная грамота 1472 г., именуя степенного посадника «почётным» (werdich). Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 330.
Строков А. А. Восстание Степанки в 1418 году // Новгородский исторический сборник. Вып. 3–4, Новгород, 1938. С. 87.
То есть уже отработавшие свой срок и заменённые степенными, то есть действующими посадником и тысяцким. Упоминаются, помимо всего прочего, в договорной грамоте с ганзейскими городами о перемирии: «olden borgermesiterem, olden hertogen». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 127.
Янин В.Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991. С. 77.
Там же.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 386.
Там же.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 388.
Там же.
«…mit borchgreven, hertogen». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 58. «ung duc et ung bourchrave» у Жильбера де Ланнуа. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 20. «borgermeister, hertog». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 119, 124.
Например: «…отъяша посадницьство у Петрила и даша Иванку Павловицю». Новгородская первая летопись. С. 6. «…отъяша посадничьство у Павши… и даша… Михайлъ Мишиничю». Новгородская первая летопись. С. 63.
Жильбер же Ланнуа пишет о том, что тысяцкий и посадник сменяются раз в год. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 20.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 66.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 68.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 269.
Посад – предместье, предградье, территория вне городской стены.
Князь не мог судить без посадника, но по Новгородской Судной Грамоте посадник не мог закончить дело княжеской юрисдикции без княжеского наместника. Подробнее см. главу «Закон и суд».
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 10.
Возможно, «люди» выполняли функции приставов или следователей. Отчётливо видна связь новгородских roperen (биричей), связанных с de heren (господами). Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 394.
Псковская судная грамота 1397–1467», Псков, 1896. С. 9.
Духовная грамота – завещание.
Лукин П.В. Новгородское вече. М., 2018. С. 393.
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 4.
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 5.
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 7–8.
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 37.
Псковская судная грамота 1397–1467. Псков, 1896. С. 38.
По старине, по старым законам.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова», М., 1949, с.9.
Новгородская первая летопись. С. 44.
Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 89.
«А свободъ ти, ни мытъ на Новгородьскои волости не ставити». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.16.
Там же.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.11.
Там же. С.12.
«А в волости своих управляющих назначать ты не можешь, можешь только новгородских». Там же.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949.Там же. С.13.
«…а двора ти не затваряти; а приставовъ ти не приста[в]ливати». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С.13.
Там же. С. 16.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 60.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. II. М., 1988. С. 61.
Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.38.
Арциховский А.В. Труды новгородской археологической экспедиции. Т. I. М., 1956. С.40.
Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 100.
Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 31.
Неревский и Загорожский – в зареченской, или Софийской стороне (левый берег Волхова); остальные – в Торговой (правый берег).
Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 137. «…по[вел]ъша печати приложити изо всихъ пяти кончевъ къ сеи грамотъ». Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Грамота № 17. М.-Л, 1949. С. 33.
Новгородская вторая летопись. Цит. здесь и далее по: Полное собрание русских летописей. СПб, 1862. Т. III, с. 136.
См. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 88.
Устав Всеволода упоминает о «10 соцких», что даёт как раз по 2 на конец. См. комментарий к грамоте 463, Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С. 60.
См. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 88.
«Новгородци же, не умедляще ни мала, поъхаша вборзъ в великую пятницю, а и иныи в великую суботу, а обьчины вси попечатавъ». Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 81.
«А докладу быти во владычне комнате, а у докладу быть из конца по боярину да по житьему да кои люди в суде сидели, да и приставом, а иному никому же у доклада не быть» (Судная Новгородская грамота 1471 г. ст. XXVI. Цит. по: Беляев И.Д. Рассказы из русской истории: Кн. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. М., 1864. С.8).
Люди среднего состояния, буржуа. Вместе с чёрными людьми были представлены в совете купеческого общества тысяцким.
Рабинович М.Г. Русский средневековый город. М., 2020. С. 100.
Имеются в виду события 1268 года, упомянутые выше. Новгородская первая летопись. С. 61.
Посулил – пообещал. Здесь: пообещал дать взятку.
1069 г.: «А на заутрiе обрътеся крестъ честныи Володимирь у святъи Софiе, Новегородъ, при епископъ Федоръ». Новгородская Первая Летопись. С. 2.
Крест был сделан из липового дерева, по образцу древнегреческих восьмиконечных крестов, с рельефными изображениями. Жервэ Н. Чудный крест // Где Святая София, там и Новгород. СПб, 1998. С. 358.
Подручник, служилый князь – на Новгородчине и Псковщине – на кормеже, на жалованье, чужой, принятый как ратный воевода, военачальник.
Действительные события 1384 г. Новгородская четвёртая летопись. С. 93.
В 1485 рязанский князь Иван Васильевич построил в Переяславле храм в честь Св. Иоанна Златоуста и прикрепил к нему прихожан по профессионально-территориальному признаку: сребреников и пищальников.
См. Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 82.
Кормчая книга – сборник церковных постановлений.
Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 52.
Летопись Авраамки. С. 211.
Жители Лукиной улицы.
Новгородская первая летопись. С. 18.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 60.
Псковская первая летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. IV. СПб, 1848. С. 194.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С.61.
Там же.
Там же, с. 62.
Новгородская первая летопись. С. 95.
Грамота 414. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1963. С. 19.
См., например: Грамота 275: «что оу подоклити Оленини выдаи сторъжю в церкъвь» («что в цокольном этаже у Елены, отдай сторожу в церковь»). Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 101. Грамота 413: «Цолобитье отъ Смона к попу Ивану. Цобы еси моего москотья моего, дадбы хорь не попортиль… а помитка горносталь» («Просьба от Семёна к попу Ивану. Присмотри за моими тканями, чтобы платяная моль их не попортила… знак [моего короба] – горностай»). Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С. 16.
Например, в Великом Новгороде во владычном дворе в 1136 году был заключён под стражу князь Всеволод, в 1142-м – князь Ростислав, в 1210-м – князь Святослав, в 1311-м – наместники князя Михаила Ярославича. Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 58.
См. примечание к грамоте 276. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 года. М., 1963. С. 103.
Жителей Старой Руссы.
Новгородская первая летопись. С. 49.
Псковская первая летопись. Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. IV. СПб, 1848. С. 189
Новгородская первая летопись. С. 21. «…попа Иванка Легена», в другом списке: «…попа [и] Иванка Легена».
Клир – совокупность духовенства.
«Номоканон». Византийский сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, один из источников византийского права.
Рубиться – призывать ополченцев.
Псковская первая летопись. С. 269.
Белое духовенство – женатое, приходское духовенство.
Синод – собрание епископов.
Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 60.
Литургия – основное богослужение Православной Церкви, во время которого свершается Евхаристия (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову).
«Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют». Цит. по: Правила Святых Отцов с толкованиями. М., 1884. С. 403. «Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что войны, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей; никогда не будут причащаться, что невыносимо». Там же, с. 404.
«Но может быть добро было бы советовати, чтобы они [т. е., воины, убивавшие на войне], как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн». Там же, с. 402.
«Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград».
Там же, с. 404.
Мусин А.Е. Milites Christi древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. С. 53.
Видимо, описка летописца; имеется в виду кондак Честному Кресту.
Ипатьевская летопись. С. 2.
Новгородская первая летопись. С. 7.
Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 86.
Там же, с. 91.
Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1962–1976 года. М., 1978. С.138
Материалы иностранные // Чтенiя въ Императорскомъ общестъ исторiи и древностей Россiиских, заседание 26-го января, 1846 года. № 1, М., 1846. С. 9.
Греков Б.Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 199.
Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. СПб, 2010. С. 99.
Указание на то, что семисоборность древнее «Семисоборной росписи» (вторая половина XV в.), есть в Софийской первой летописи под 1386 г.: «послаша къ великому князю… архимандрита Давыда а съ нимъ 7 поповъ да 5 человъкъ житiих, съ конца по человъку». Здесь и далее цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. V. СПб, 1851. С. 241.
Соборные церкви, помимо всего, отличались тем, что служба в них велась каждый день.
Андреев В.Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода // Новгородский исторический сборник. Вып. III, Л., 1983. С. 219.
Там же, с. 220–222.
Там же, с. 220.
Три печати сохранились при кончанских актах: Плотницкого конца, Неревского и Загородного, с надписями, соответственно: «Печать Онтоновская», «Печать святого Николы Великого конца Неревского», «Печать святого Николы в Загородном конце».
Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 432–433.
«Настоятель этого монастыря один во всём Новгороде имел степень архимандрита, тогда как настоятели других монастырей были только игуменами». Цит. по: Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. М., 1881. С. 593. «Настоятели его назывались архимандритами по отношенiю къ другимъ новг. монастырямъ, даже въ то время, когда не было въ немъ ещё архимандрiи, учрежденной въ 1299 году». Цит. по: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 416.
Софийская первая летопись. С. 241.
Новгородская первая летопись. С. 82.
Там же, с. 90.
Там же, с. 100.
Архимандрит Макарий Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. I. М., 1860. С. 416–417.
IV Скра (пер. Клейненберга И.Э.), ст. 22. Иноземные дворы в Новгороде XII–XVII. М., 1986. С. 144.
Новгородская первая летопись. С. 42.
Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 144–145.
Например, архимандрит Моисей сам перешёл игуменом в другой монастырь; архимандрит Савва, бывший игуменом Антониева монастыря, погребён в нём, а не в Юрьевом. См. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 145.
Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 137.
Новгородская первая летопись. С. 42.
Там же, с. 47.
Новгородская вторая летопись. Цит по: Полное собрание русских летописей. Т. III, Спб, 1841. С.137.
Летопись Авраамки с. 88.
Новгородская первая летопись. С. 87.
Новгородская первая летопись. С. 90.
Коваленко Г.М. Великий Новгород в иностранных сочинениях XV – нач. XX века. Великий Новгород, 2002. С. 19.
«…и владыка Василiи, съ намъстникомъ Борисомъ, докончаша миръ…» Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 82.
«…и прiяша слово его и разидошася… и тако смиришася». Там же, с. 87.
«…и повелъ крестъ господень и пречистыа Богородица образъ взяти, иде на мостъ… и разыдошася… и бысть тишина въ градъ». Там же, с. 108.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 113.
«…а дъти твои, посадникъ, и тысяцьский…» Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. С. 14.
«…дъшем твоимъ… и дъшiи своих…» Цит. по: Новгородская первая летопись. С. 58.
Новгородская первая летопись. С. 99.
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV–XV веках. Великий Новгород, 2007. С. 114.
Новгородская первая летопись по синодальному харатейному списку. СПб, 1888. С. 460.
В ганзейских отчётах XV века регулярно упоминается о том, что послы приглашались в покои архиепископа. Сквайрс Е.Р., Фердинанд С.Н. Ганза и Новгород: языковые аспекты исторических контактов», М., 2002. С. 277.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л, 1949. С. 95.